Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: «Определение степени загазованности воздушной средыВ производственных помещениях» Краткое описание работы 1.1.Целевая установка: изучить устройство универсального газоанализатора, ознакомиться с порядком нормирования концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны, освоить методику определения загазованности воздушной среды в производственных помещениях. 1.2.Краткое теоретическое обоснование. 1.2.1.Воздух представляет собой физическую смесь различных газов, образующих атмосферу Земли. Чистый , наиболее благоприятный для дыхания воздух содержит : азота – 78,08%, кислорода – 20,95%, аргона – 0,93%, диоксида углерода – 0,03%, прочих газов – 0,01%. Наряду с химическим составом важное значение имеет ионный состав воздуха. При эксплуатации судового оборудования и в ряде технологических процессов происходит выделение различных вредных веществ, загрязняющих воздух. В соответствии с ГОСТ 2.1.007-76 вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызывать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Вредные вещества, проникая в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки, могут вызвать острые и хронические отравления. Согласно ГОСТ 12.0.003 – 74 вредные вещества по характеру воздействия на организм человека подразделяются на две группы: - общетоксические – вызывающие отравление всего организма (окись углерода, свинец, ртуть, бензол и пр.); - раздражающие - вызывающие раздражение дыхательного тракта, слизистых оболочек и кожи (аммиак, ацетон, кислоты, щелочи, сероводород и др.); - сенсибилизирующие – вызывающие повышенную чувствительность к ним, действующие как аллергены (различные растворители и лаки на основе нитросоединений, формальдегид и др.); - канцерогенные – вызывающие развитие злокачественных опухолей (полициклические ароматические углеводороды, которые могут входить в состав сырой нефти, мазута, смазочных масел и др.); - мутагенные - приводящие к изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные вещества, уретан, формальдегид и др.); - влияющие на репродуктивную функцию (ртуть, свинец, никотин, бензол, радиоактивные вещества и др.) В судовых помещениях загрязнителями воздуха могут быть окись углерода и углекислый газ, окислы азота, аммиак, кислоты, щелочи, растворители, лаки, углеводороды и др. По степени опасности для человека согласно ГОСТ 12.1.007-76 все вредные вещества делятся на четыре класса: 1-чрезвычайно опасные (ртуть, свинец, азот, озон и др.); 2-высокоопасные (окислы азота, бензол, дихлорэтан, кислоты серная и соляная, медь и др.); 3-умеренно опасные (ацетон, масла минеральные, спирт метиловый, табак и др.); 4-малоопасные (аммиак, бензин, керосин, скипидар, окись углерода и др.) Кроме химических к вредным веществам относится производственная пыль. 1.2.2.Нормирование содержания вредных веществ в воздухе. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать установленных предельно допустимых концентраций (ПДК), т.е. таких весьма малых доз вредных веществ, наличие которых в воздухе рабочих помещений не может вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья при ежедневной работе в течение полного рабочего времени, но не более 40 часов в неделю, и всего трудового стажа. Предельно допустимые концентрации установлены ГОСТ 2.1.005-88. В таблице 2.1 приведены нормы ПДК основных вредных веществ, в том числе встречающихся на судах. Предельно допустимые концентрации принято оценивать в миллиграммах на метр кубический (мг/м3). При содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия, т.е. близких по химическому строению и характеру действия на организм человека, для обеспечения безопасности работы должно соблюдаться следующее условие: С1 С2 ……. Сп ПДК1 ПДК2 ПДКп где: С1, С2 …….., Сп – концентрации соответствующих вредных веществ в воздухе, мг/м3; ПДК1, ПДК2……., ПДКп - предельно допустимые концентрации соответствующих вредных веществ, мг/м3. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ, не обладающих однонаправленным действием, ПДК остаются такими же, как и при изолированном действии. 1.2.3. Средства и способы защиты от воздействия вредных веществ. Для защиты работающих от промышленных ядов и пылей предусматриваются как коллективные, так и индивидуальные средства зашиты. Таблица 2.1
Примечание: П – пары, А – аэрозоли.
Коллективными средствами защиты являются: 1. Механизация и автоматизация производственных процессов, дистанционное управление ими, что позволяет вывести работающего из опасной зоны, устранить тяжелый ручной труд. 2. Замена в технологических процессах используемых вредных веществ на безвредные для здоровья. 3. Хорошая герметизация оборудования, трубопроводов, своевременное и качественное обслуживание и ремонт оборудования, способствующие снижению поступления в воздух различных вредных веществ. 4. Устройство вентиляции и кондиционирования воздуха с целью удаления или разбавления до допустимых концентраций вредных выделений. При недостаточной эффективности коллективных средств защиты применяют средства индивидуальной защиты: респираторы, противогазы, очки открытого и закрытого типов, перчатки, рукавицы, спецобувь, изолирующие костюмы, мази и пасты. Большое значение в профилактике заболеваний работающих на вредных условиях имеют предварительные и периодические медицинские осмотры. Работающим во вредных условиях выделяются спецпитание и предоставляется дополнительный отпуск. 1.3. Материальное обеспечение. 1.3.1. При выполнении лабораторной работы используется универсальный переносной газоанализатор УГ-2. Принцип работы газоанализатора основан на измерении длины окрашенного столбика индикаторного порошка, полученного при просасывании через индикаторную трубку воздуха, содержащего вредные примеси. Цвета, приобретаемые индикаторным порошком после просасывания исследуемого воздуха, указаны в таблице 2.2. Таблица 2.2
Прибор УГ-2 состоит из воздухообразного устройства с тремя штоками и набора реактивов и принадлежностей. 1.3.2. Воздухообразное устройство состоит из корпуса, в котором помещается сильфон с двумя фланцами и стаканом с пружиной. Конструкция сильфона обеспечивает постоянство объема. На верхней плате имеются неподвижная втулка для направления хода штока, отверстия для хранения штоков в нерабочем положении и штуцер, который внутри корпуса соединен с внутренней полостью сильфона. На наружную часть штуцера надета резиновая трубка, к которой присоединяют индикаторную трубку. Шток служит для сжатия сильфона. На гранях штока под его головкой обозначены объемы просасываемого при анализе воздуха. На цилиндрической поверхности штока имеются четыре продольные канавки, каждая с двумя углублениями, служащими для фиксации шток в верхнем и нижнем положении. При ходе штока от одного углубления до другого сильфон забирает необходимо для анализа количеств исследуемого воздуха. 1.3.3. Набор реактивов и принадлежностей. К воздухообразному устройству прилагаются коробки ЗИП в количестве 14 штук, по числу вредных веществ, концентрацию которых прибор позволяет определять. Каждая коробка содержит: - ампулы с индикаторным порошком; - ампулы с поглотительным порошком для фильтрующих патронов (в условиях лаборатории патроны хранятся в стеклянных флаконах, закрытых пробками); - образцы приготовленных индикаторных трубок и фильтрующих патронов; - стеклянны трубки для приготовления фильтрующих патронов и индикаторных трубок; - запасные пустые ампулы; - воронки с оттянутым концом для заполнения трубок индикаторным порошком; - воронку с широким концом для заполнения фильтрующего патрона; - стеклянные заглушки для герметизации фильтрующего патрона; - резиновые трубки; - стержень для установки ватных заглушек в стеклянные трубки; - штырек; - фольгу; - малую коробку. На крышке коробки имеется таблица со шкалой измерения концентрации, с указанием объема просасываемого воздуха и времени просасывания. 2. Методические рекомендации по выполнению работы. 2.1. Лабораторную работу выполняет группа в составе 3-4 человека. Перед началом работы преподаватель дает конкретное задание на определение концентрации определенного вещества. Отчет по выполняемой работе составляется каждым курсантом (студентом) индивидуально и предоставляется преподавателю для проверки и зачета. 2.2. Практической частью лабораторной работы предусмотрено: приготовление индикаторной трубки, приготовление фильтрующего патрона, проведение анализа состояния воздуха в определенном объеме. 2.2.1. Приготовление индикаторной трубки. В один из концов стеклянной трубки вставляют стержень, в другой конец закладывают слой ваты. Вату сжимают штырьком до толщины 0,5 мм. Вынимают стержень и через воронку с оттянутым концом в трубку до края насыпают индикаторный порошок. Постукиванием по стенке трубки стержнем порошок уплотняют, накладывают слой ваты с другого конца толщиной 0,5 мм и сжимают штырьком. Расстояние от ватных заглушек до концов трубки составляет около 5 мм. Необходимо иметь в виду, что слабое уплотнение порошка в трубке способствует увеличению длины окрашенной части и размытости границы. Остатки порошка из ампулы пересыпают в запасную ампулу и заливают её. Для герметизации концы индикаторной трубки обертывают фольгой и заливают сургучом или воском. 2.2.2. Приготовление фильтрующего патрона. Фильтрующий патрон предназначен для улавливания посторонних веществ и поглощения водяных паров. Фильтрующий патрон представляет собой стеклянную трубку (гладкую или перетяжками), имеющую сужения с обоих концов. В узкий конец трубки вкладывают ватную заглушку толщиной 5 мм. К более широкому концу с помощью отрезка резиновой трубки присоединяют воронку с широким концом и насыпают из ампулы поглотительный порошок. Сняв воронку, уплотняют порошок и закрывают ватной заглушкой. Герметизируют фильтрующий патрон, надевая на его концы отрезки резиновых трубок, в которые вставляются стеклянные заглушки (рис.2.1). Остатки поглотительного порошка запаиваются в запасную ампулу. 2.2.3. Проведение анализа. - открыть крышку воздухозаборного устройства, отвести пружиной стопор, вставить шток в направляющую втулку таким образом, чтобы необходимый для просасывания объем воздуха, указанный на головке штока был направлен в сторону стопора: - давлением руки на головку стопора сжать сильфон до защелкивания стопора в верхнем положении; - освободить индикаторную трубку от сургучной заливки и присоединить к резиновой трубке воздухозаборного устройства; - вынуть стеклянную трубку из конца фильтрующего патрона и через отрезок резиновой трубки соединить патрон с индикаторной трубкой; - свободный конец фильтрующего патрона присоединить к гибкому шлангу сосуда, из которого производится забор воздуха; - освободить гибкий шланг от зажима; - слегка надавить рукой на головку штока, другой рукой отвести отпор. Как только шток пойдет вверх, стопор отпустить; - выдержать общее время просасывания исследуемого воздуха, указанное на крышке малой коробки. Ход штока вверх для просасывания нужного объема воздуха ограничен захождением стопора в нижнее фиксирующее углубление. При этом слышен щелчок. После защелкивания движение штока прекращается,
Рис.2.1. Лабораторная установка в сборе 1 – сосуд с загрязненным воздухом. 2 – фильтрующий патрон. 3 – индикаторная трубка. 4 – стопор. 5 – шток. 6 – воздухозаборное устройство.
- но просасывание воздуха продолжается вследствие остаточного вакуума в сильфоне; - снять индикаторную трубку, приложить к измерительной шкале и по высоте окрашенной части порошка определить концентрацию газа (паров) в воздухе; - сравнить полученный результат с ПДК (табл.2.1). 2.2.4. Составление отчета В оформление и содержание отчета входит: - титульный лист; - целевая установка; - краткие теоретические сведения; - краткое описание прибора; - таблица результатов исследования по форме (табл. 2.3); Таблица 2.3
- выводы. 2.2.5. Разберите лабораторную установку, уложите детали в коробку ЗИП. 3. Меры безопасности. 3.1. Неосторожность при обращении с лабораторным оборудованием может привести к разрушению стеклянных принадлежностей, травмированию рук и загрязнению воздуха помещения порошком. 3.2. При нарушении последовательности действий при соединении элементов прибора можно разрушить мембрану сильфона. 3.3. В связи с возможностью возникновения опасностей при выполнении лабораторной работы необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: 3.3.1. При подготовке универсального газоанализатора к проведению анализа строго руководствоваться п.2.2.3, не меняя последовательности проведения операций. Сжимать штоком сильфон можно только до подсоединения индикаторной трубки и фильтрующего патрона к воздухозаборному устройству, не наклоняя лицо над прибором. 3.3.2. При приготовлении индикаторной трубки и фильтрующего патрона пользоваться только специальными приспособлениями из комплекта прибора. Набивку трубок производить осторожно, не прикладывая излишних усилий. 3.3.3. Не допускать просыпания порошков, попадания их на кожу, в глаза, дыхательные пути. 4. Контрольные вопросы. 1. Дайте качественную и количественную характеристику атмосферного воздуха? 2. Какие вещества называются вредными? 3. Как классифицируются вредные вещества по характеру воздействия на человека и по степеням опасности? 4. Что такое предельно допустимая концентрация? Приведите примеры. 5. Средства и способы защиты от воздействия вредных веществ? 6. Принцип действия прибора УГ-2 и его устройство? 7. Как приготовить и загерметизировать индикаторную трубку и фильтрующий патрон? 8. Как правильно собрать прибор и приготовить его к работе? 9. Что означает время хода штока и общее время просасывания? Литература. 1. Безопасность жизнедеятельности/Под ред. В.Б. Белова. - М., 1999. 2. Шарапов В.И. Охрана труда на судах ФРП. – М.: Агропроимздат, 1989. 3. ГОСТ 12.1.005-88. 4. ГОСТ 12.1.007-76. 5. ГОСТ 12.0.003-74. 6. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 2001. 7. Русак О.Н., Милаян К.Р., Занько И.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – Санкт-Петербург.: Изд. «Лань», 2002.
Лабораторная работа № 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-12 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |