Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1.Количество учащихся.

2. Из них мальчиков.

3. Из них девочек.

4. Возрастной состав.

5. Число второгодников.

6. Были ли слияния с другими классами.

7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников.

3. Требования к ним классного руководителя, класса.

4. Взаимопомощь.

5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает?

6. Отрицательные моменты в учебной работе.

7. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

1. Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию.

2. Участие класса в общешкольной жизни.

3. Общественно полезный труд в школе, классе.

4. Проявление сознательной дисциплины.

5. Влияние на класс родительской общественности.

6. Работа педотряда, инициативной группы.

IV. Руководство классным коллективом и его организации.

1. Актив класса, его работа.

2. Характеристика активистов, помощь отстающим.

3. Участие в школьных мероприятиях.

4. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.

5. Наличие отверженных и возможные пути изменения отноше­ния к ним сверстников.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности.

2. Ценностно-ориентированное единство класса.

3. Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопо­мощи.

4. Наличие или отсутствие группировки.

5. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

6. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.

7. Социально-неблагополучные семьи.

VI. Общие выводы.

1. Уровень развития коллектива.

2. Характер общего эмоционального климата в коллективе.

3. Дисциплинированность.

4. Определение основных недостатков в организации жизни кол­лектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

Рекомендации по составлению характеристики для учащихся

 

Составляя характеристику ученика, следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание общественной и личной значимости учения.

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной дея­тельности ученика:

§ умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана со­чинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи;

§ умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы;

§ умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собран­ности, внимательности, умение работать сосредоточенно;

§ уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении постав­ленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собран­ность, организованность.

3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, указать, как реализуются интересы и склон­ности в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода учреждениях, в работе по само­образованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе.

4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его куль­турных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются.

5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива.

6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спор­тивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортив­ные достижения.

7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при не­обходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, сте­пень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисцип­линированности, мещанства, честность, порядочность.

8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса.

9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характе­ром, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.

 

Психологическая характеристика ученика

 

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

Анкетные данные

1. Фамилия, имя__________________________

2. Дата рождения_________________________

3. Школа, класс

4. Специализация школы

Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___

2. Хронические заболевания (какие) ___________

3. Особенности функционирования нервной системы:

• быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

• быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекват­ная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

• преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Общественная активность

§ Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собст­венным временем.

§ Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

§ Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

§ Редко принимает участие в общественных делах.

§ Отказывается участвовать в общественных делах.

Трудолюбие

§ Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

§ Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

§ Редко охотно берется за работу.

§ Чаще всего старается уклониться от любой работы.

§ Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

Ответственность

§ Всегда хорошо и в назначенные срок выполняет любое порученное

ему дело.

§ В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

§ Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

§ Очень редко выполняет порученное ему дело.

§ Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

Инициативность

§ Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это ника­кого признания.

§ Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

§ Редко сам начинает новое дело.

§ Почти никогда сам не начинает новое дело.

§ Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность

§ Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

§ В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

§ Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться.

§ Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.

§ Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Любознательность

§ Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

§ В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

§ Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

§ Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

§ Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

Аккуратность

§ Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

§ Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

§ Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

§ Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

§ Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надле­жащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумы­ваясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

Коллективизм

§ Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

§ Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

§ Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

§ Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

§ Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело».

Честность, правдивость

§ Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товари­щам. Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно.

§ Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

§ Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

§ Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

§ Склонен всегда говорить неправду.

Справедливость

§ Активно борется с тем, что считает несправедливым.

§ Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

§ Редко выступает против того, что считает несправедливым.

§ Не добивается справедливости.

§ Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

 

Бескорыстие

§ В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.

§ Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

§ Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

§ В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

§ В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

Общительность

§ Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отды­хать с другими.

§ Как правило, с удовольствием общается с людьми.

§ Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

§ Предпочитает индивидуальные формы работы п отдыха.

§ Замкнут, необщителен.

Чувство товарищества

§ Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

§ Как правило, помогает товарищам.

§ Помогает товарищам, когда его просят.

§ Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

§ Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость

§ Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

§ Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собствен­ными думами.

§ Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

§ Почти не умеет сочувствовать другим.

§ Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

Вежливость, тактичность

§ Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

§ Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

§ Часто бывает невежлив и нетактичен.

§ Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

§ Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе

Скромность

§ Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

§ Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

§ Сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях и достоинствах.

§ Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

§ Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток вы­полнить намеченное.

§ Часто хвастается еще несделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

§ Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

Уверенность в себе

§ Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

§ Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

§ Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

§ Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддерж­ки других, даже если сам может справиться.

§ Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

Самокритичность

§ Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

§ В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую крити­ку, прислушивается к добрым советам.

§ Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

§ К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не ста­рается исправить недостатки.

§ Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Умение рассчитывать свои силы

§ Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

§ Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

§ Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

§ В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

§ Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудно­сти задания, дела.

Самоконтроль

§ Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

§ Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

§ Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

§ Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно кон­тролирует себя.

§ Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

Смелость

§ Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

§ В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник силь­нее его самого.

§ Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

§ В большинстве случаев отступает перед силой.

§ Всегда отступает перед силой, трусит.

Решительность

§ Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

§ В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

§ Иногда колеблется перед ответственным решением.

§ Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

§ Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

Настойчивость

§ Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

§ Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

§ Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

Самообладание

§ Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

§ Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противо­положного характера единичны.

§ Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

§ Часто не может подавить нежелательные эмоции.

§ Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерян­ности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в школе

Авторитет в классе

§ Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассни­ков: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

§ Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

§ Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.п.).

§ Пользуется авторитетом у остальных учащихся.

§ В классе авторитетом не пользуется.

27.Симпатия

§ Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

§ В классе ребята относятся к нему с симпатией.

§ Пользуется симпатией только у части одноклассников.

§ Пользуется симпатией у отдельных ребят.

§ В классе его не любят.

Внимание

§ Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательно­сти на уроке не делает.

§ Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

§ Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

§ Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему ин­тересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнима­тельности, при проверке не всегда исправляет их.

§ Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

Память

§ При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

§ При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно ра­зобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

§ Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разби­раться в структуре и смысле заучиваемого материала.

§ При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

§ Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление

§ Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает за­дачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

§ Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает зада­чи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения

§ Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

§ В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отли­чается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

§ Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует извест­ные «шаблоны».

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ

§ Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

§ Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но ред­ко, что его может взволновать глубоко.

§ Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

§ Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

Общий эмоциональны и тонус

§ Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

§ Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

§ Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

§ В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

§ Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

Эмоциональная уравновешенность

§ Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. а Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. а Эмоционально уравновешен.

§ Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмо­циональным проявлениям

§ Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначитель­ному поводу.

Примечания:Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу воз­можных проявлений того или иного качества, ученику, родителям, учите­лю необходимо подчеркнуть присущую степень выраженности этого ка­чества. (Ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке каранда­шом, родители - синим стержнем, учитель - зеленым.)

Основные воспитательные задачи

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Возраст   Задачи   Традиционные и альтерна­тивные виды и формы дея­тельности   Специфические  
Младший 1-3-й кл.   Создание усло­вии для успеха, формирование ценностного от­ношения к нор­мам жизни групп, правилам поведения.   Опора на ведущие виды деятельности
        Развивающие и обучающие кружки, секции, центры (игро­вые программы, праздники, развлечения, игры активного отдыха).   Познавательная, игровая, общест­венно-полезная деятельность (Д).  
Средний 5-6-й кл   Переориентация с детских норм поведения на взрослые.   Опора на виды деятельности, способствующие самоутверждению  
        Развивающие и обучающие кружки, секции, центры (игро­вые конкурсные программы, праздники, ролевые игры, иг­ры интенсивного обучения, поисковые операции, развед­ки интересных дел).   Развитие деятель­ности общения. По­знавательная, поисковая, сорев­новательная, спор­тивная Д.  
Подрост­ковый 7-8-й кл.   Создание необ­ходимых условий для самоутвер­ждения личности в коллективе с учетом ее воз­можностей, раз­витие уважитель­ных отношений.       Активная социаль­ная Д. поисковая игровая, соревно­вательная. Выход на общественные позиции. Приобще­ние к материально вознаграждаемому труду.  
Старший 9-1 1кл.   Создание усло­вий для социаль­ного самоопре­деления на бу­дущее, развитие диалектического взгляда на сущ­ность вещей и явлений, преодо­ление нравствен­ного максима­лизма, воспита­ние культа зна­ний, труда, здо­ровья, семьи.   Клубы общения по интересам, поисковые операции, воени­зированные игры, самоуправ­ляемые объединения, движе­ния (игровые творческие кон­курсы, соревнования, турни­ры, дискуссии и деловые иг­ры, коммуникативно-лингвис­тические, психологические и игры интенсивного обучения).   Д. по интересам, по проблемам возраста и време­ни. Активное включе­ние в обществен­ную деятельность.  

 

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1.Количество учащихся.

2. Из них мальчиков.

3. Из них девочек.

4. Возрастной состав.

5. Число второгодников.

6. Были ли слияния с другими классами.

7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников.

3. Требования к ним классного руководителя, класса.

4. Взаимопомощь.

5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает?

6. Отрицательные моменты в учебной работе.

7. Пропуски уроков.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...