Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования. 1.Количество учащихся. 2. Из них мальчиков. 3. Из них девочек. 4. Возрастной состав. 5. Число второгодников. 6. Были ли слияния с другими классами. 7. Смена классного руководителя. II. Содержание и характер учебной деятельности. 1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины. 2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников. 3. Требования к ним классного руководителя, класса. 4. Взаимопомощь. 5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает? 6. Отрицательные моменты в учебной работе. 7. Пропуски уроков. III. Жизнь класса вне учебных занятий. 1. Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию. 2. Участие класса в общешкольной жизни. 3. Общественно полезный труд в школе, классе. 4. Проявление сознательной дисциплины. 5. Влияние на класс родительской общественности. 6. Работа педотряда, инициативной группы. IV. Руководство классным коллективом и его организации. 1. Актив класса, его работа. 2. Характеристика активистов, помощь отстающим. 3. Участие в школьных мероприятиях. 4. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс. 5. Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников. V. Взаимоотношения внутри коллектива. 1. Степень сплоченности. 2. Ценностно-ориентированное единство класса. 3. Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи. 4. Наличие или отсутствие группировки. 5. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками. 6. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся. 7. Социально-неблагополучные семьи. VI. Общие выводы. 1. Уровень развития коллектива. 2. Характер общего эмоционального климата в коллективе. 3. Дисциплинированность. 4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления. Рекомендации по составлению характеристики для учащихся
Составляя характеристику ученика, следует обратить внимание на следующие вопросы: 1. Отношение ученика к учению: желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении; стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, сознание общественной и личной значимости учения. 2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: § умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи; § умение выделять главное в учебном материале; стремление выделять и излагать наиболее существенное, делать обобщения, выводы; § умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать сосредоточенно; § уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении, отвлекающие от учебы влияния, умение проявлять собранность, организованность. 3. Ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, указать, как реализуются интересы и склонности в занятиях в кружках, факультативах, в участии в олимпиадах и конкурсах, в занятиях в различного рода учреждениях, в работе по самообразованию, в стремлении поделиться своими знаниями и умениями с товарищами в лекторской группе, на классных часах, в оформлении и оборудовании кабинетов, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной учебной работе. 4. Культурный кругозор: начитанность школьника, широта его культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни, желание делиться своими знаниями по эстетической культуре с товарищами, художественные способности, имеющиеся у школьника, как они реализуются. 5. Общественная и трудовая активность школьников: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах, отношение к труду, добросовестность в выполнении общественных поручений, стремление добровольно включаться в дела, заинтересованность в делах коллектива. 6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Занятия в спортивных кружках и секциях, имеющиеся награды за разного рода спортивные достижения. 7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, мещанства, честность, порядочность. 8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам, его место в коллективе класса. 9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.
Психологическая характеристика ученика
Раздел 1. Общие сведения о ребенке Анкетные данные 1. Фамилия, имя__________________________ 2. Дата рождения_________________________ 3. Школа, класс 4. Специализация школы Сведения о состоянии здоровья 1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___ 2. Хронические заболевания (какие) ___________ 3. Особенности функционирования нервной системы: • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим; • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения; • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) Общественная активность § Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. § Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени. § Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. § Редко принимает участие в общественных делах. § Отказывается участвовать в общественных делах. Трудолюбие § Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. § Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. § Редко охотно берется за работу. § Чаще всего старается уклониться от любой работы. § Всегда уклоняется от выполнения любого дела. Ответственность § Всегда хорошо и в назначенные срок выполняет любое порученное ему дело. § В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. § Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. § Очень редко выполняет порученное ему дело. § Никогда не доводит до конца порученные ему дела. Инициативность § Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. § Довольно часто выступает зачинателем нового дела. § Редко сам начинает новое дело. § Почти никогда сам не начинает новое дело. § Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. Организованность § Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану. § В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. § Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться. § Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени. § Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. Любознательность § Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. § В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. § Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. § Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. § Равнодушен ко всякого рода новым знаниям. Аккуратность § Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. § Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. § Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. § Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. § Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество. Отношение к людям Коллективизм § Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. § Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. § Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. § Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. § Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «Не лезь не в свое дело». Честность, правдивость § Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему невыгодно. § Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. § Часто говорит неправду ради собственной выгоды. § Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно. § Склонен всегда говорить неправду. Справедливость § Активно борется с тем, что считает несправедливым. § Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. § Редко выступает против того, что считает несправедливым. § Не добивается справедливости. § Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
Бескорыстие § В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. § Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. § Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой. § В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды. § В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. Общительность § Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. § Как правило, с удовольствием общается с людьми. § Стремится общаться с ограниченным кругом людей. § Предпочитает индивидуальные формы работы п отдыха. § Замкнут, необщителен. Чувство товарищества § Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. § Как правило, помогает товарищам. § Помогает товарищам, когда его просят. § Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. § Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. 14. Отзывчивость § Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами. § Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами. § Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей. § Почти не умеет сочувствовать другим. § Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него. Вежливость, тактичность § Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. § Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. § Часто бывает невежлив и нетактичен. § Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры. § Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит. Отношение к себе Скромность § Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. § Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. § Сам рассказывает товарищам о своих действительных достижениях и достоинствах. § Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. § Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. § Часто хвастается еще несделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. § Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. Уверенность в себе § Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. § Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. § Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. § Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. § Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других. Самокритичность § Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. § В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. § Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. § К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки. § Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Умение рассчитывать свои силы § Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные. § Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания. § Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. § В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела. § Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания, дела. Самоконтроль § Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. § Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. § Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». § Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. § Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение». Волевые качества личности Смелость § Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. § В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. § Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. § В большинстве случаев отступает перед силой. § Всегда отступает перед силой, трусит. Решительность § Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. § В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. § Иногда колеблется перед ответственным решением. § Редко решается принять какое-либо ответственное решение. § Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. Настойчивость § Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. § Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. § Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. Самообладание § Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. § Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. § Порой не умеет справиться со своими эмоциями. § Часто не может подавить нежелательные эмоции. § Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее. Положение ребенка в школе Авторитет в классе § Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. § Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. § Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.п.). § Пользуется авторитетом у остальных учащихся. § В классе авторитетом не пользуется. 27.Симпатия § Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. § В классе ребята относятся к нему с симпатией. § Пользуется симпатией только у части одноклассников. § Пользуется симпатией у отдельных ребят. § В классе его не любят. Внимание § Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. § Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. § Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их. § Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. § Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Память § При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко. § При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. § Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. § При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. § Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Мышление § Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. § Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения § Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. § В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач. § Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКТИВНОСТЬ § Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм. § Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко. § Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. § Живая эмоциональная реакция практически отсутствует. Общий эмоциональны и тонус § Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. § Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. § Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. § В сравнении с товарищами менее активен и оживлен. § Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров. Эмоциональная уравновешенность § Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. а Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. а Эмоционально уравновешен. § Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям § Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу. Примечания:Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс. Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных проявлений того или иного качества, ученику, родителям, учителю необходимо подчеркнуть присущую степень выраженности этого качества. (Ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке карандашом, родители - синим стержнем, учитель - зеленым.) Основные воспитательные задачи ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования. 1.Количество учащихся. 2. Из них мальчиков. 3. Из них девочек. 4. Возрастной состав. 5. Число второгодников. 6. Были ли слияния с другими классами. 7. Смена классного руководителя. II. Содержание и характер учебной деятельности. 1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины. 2. Наличие контроля за оценками отдельных учеников. 3. Требования к ним классного руководителя, класса. 4. Взаимопомощь. 5. Дисциплина на уроках. Кто нарушает? 6. Отрицательные моменты в учебной работе. 7. Пропуски уроков. |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |