Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помощь клиентам в получении подкрепления

Очень важным аспектом поведенческого консультирования является оказание кли­ентам помощи в увеличении числа и расширении пределов доступных им подкрепляю­щих стимулов. Клиентам не следует пассивно полагаться на других людей, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые мог­ли бы обеспечить желательное подкрепление. И в этом клиентам должны помогать кон­сультанты. Левинсон и Либет (Lewinsohn, Libet, 1972) утверждают, что низкая сте­пень позитивного подкрепления — это решающая предпосылка для формирования де­прессивного поведения и что состояние клиента улучшается при усилении позитивно­го подкрепления. Левинсон и Либет провели интересное исследование. Сто шестьде­сят пунктов, содержащихся в «Плане приятных событий» и оцененные субъектом как наиболее приятные, были введены в план действий данного субъекта. Этого человека попросили в течение 30 последующих дней перечислять в конце каждого дня дей­ствия, которые он совершал. Левинсон и Либет обнаружили, что более чем у 30 субъектов существовала связь между настроением и приятной деятельностью, хотя имелись выраженные индивидуальные различия. Исследователи выделяют в клини­ческом применении программ деятельности следующие элементы: а) определение того, какая именно деятельность является потенциально подкрепляющей; б) демон­страцию клиентам слабой выраженности их поведения, которое приносит позитив­ное подкрепление; в) постановку цели; г) выявление изменения поведения.

Другое интересное исследование провели Турнер и его коллеги. В данном исследо­вании приняли участие студенты колледжа, испытывавшие умеренную депрессию. По­лученные результаты подтвердили эффективность использования программ деятель­ности, а также обучения субъектов расширению спектра приятных видов деятельнос­ти (Turner et al., 1979). Исследование, проведенное Цейссом (Zeiss et al., 1979), пока­зало, что при работе с испытывающими депрессию амбулаторными больными все виды лечения, нацеленные на развитие у пациентов навыков межличностного взаимодей­ствия, когниций и на побуждение пациентов использовать программы деятельности, значительно уменьшают выраженность депрессии.

Цейс отмечает, что во всех случаях лечение способствовало улучшению депрес­сивного состояния, так как в процессе лечения пациенты приобретали навыки самосо­вершенствования. В результате у больных усиливалось ощущение личной эффектив­ности.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления

Поведенческие консультанты часто обучают клиентов подкреплению их собствен­ного поведения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) проводят различие между ад­министративной и участвующей моделями лечения. При использовании админист­ративной модели консультанты назначают лечение, а клиенты подчиняются и выпол­няют инструкции. При использовании участвующей модели акцент делается на от­ветственности клиента, а консультанты рассматриваются как преходящие социальные системы поддержки. Обучение клиентов самоподкреплению основывается на утверж­дении, что клиенты являются активными участниками своего лечения.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формиро­ванием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может вклю­чать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в пла­нировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует исполь­зовать последствия (Watson, Tharp, 1993). При оказании клиентам помощи в разработ­ке программы самоподкрепления надо следить за тем, чтобы клиенты чувствовали, что они сами выбрали цели или целевое поведение, а также чтобы клиенты чувствовали необходимую для осуществления поставленных задач уверенность. Консультанты час­то разрабатывают программы самоподкрепления, состоящие из последовательных ша­гов. Использование таких программ гарантирует, что клиенты разовьют у себя чувство уверенности на основании положительного опыта. При этом мотивация усиливается как изначально, так и в более поздние сроки. Некоторым клиентам, вероятно, придется создавать элементы навыков до того, как они начнут использовать программы саморе­гулирования.

Самонаблюдение

Поведенческие консультанты поощряют клиентов наблюдать за собой и контролиро­вать себя как с целью повышения мотивации, так и с целью определения целей. Однако при использовании в качестве лечебного воздействия одного лишь самонаблюдения эффект часто оказывается недолговременным. Самонаблюдение важно в начале, в про­цессе и после осуществления программ самоподкрепления. Первоначально самона­блюдение способствует формированию базиса и повышению уровня осознания. В про­цессе осуществления программы самоподкрепления самонаблюдение используется как для напоминания, так и для оценки прогресса. Впоследствии самонаблюдение способ­ствует сохранению достижений, хотя на поздних этапах самонаблюдение обычно про­водится не систематически.

Консультанты требуют, чтобы клиенты собирали количественные данные. Клиен­ты могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) и заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество вы­куренных сигарет в динамике). Иногда используются наручные и карманные счетчики: например, застенчивая девушка-подросток может записывать, сколько раз она участво­вала в разговорах со сверстниками. Самонаблюдение можно расширить, включив в него регистрацию внутренних и внешних реплик, которые возникают перед совершением действий, а также регистрацию последствий действий.

Поскольку клиентам не всегда удается внимательно наблюдать за собственным поведением, консультанты должны обучать их самонаблюдению и регулярно оцени­вать, насколько они продвинулись вперед.

Контроль стимула

Торесен и Мэхони (Thoresen, Mahoney, 1974) отмечают, что существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты, желающие оказы­вать влияние на свои действия. Во-первых, клиенты могут сделать попытку изменить окружающую среду, чтобы управлять целевыми действиями до их совершения. Во-вто­рых, клиенты могут назначить самим себе награду после совершения действия или ряда действий, которые приводят к достижению цели или подцели.

Поведенческие консультанты помогают клиентам использовать контроль стимула как одну из форм модификации окружающей среды. Контроль стимула влечет за собой либо изменение окружающей среды до воздействия стимулов, либо подачу сигналов, связанных с неадекватными или адаптивными реакциями. Например, поведенческие консультанты предлагают людям, занимающимся по программам снижения веса, изме­нять окружающую среду с целью регулирования потребления пищи следующим обра­зом: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения и до нее было нелегко добраться; оборудовать холодильники замками, которые можно открыть только в опре­деленное время; хранить в доме только такое количество продуктов, которые можно потребить за короткий период времени; по возможности избегать контактов, способ­ствующих перееданию. Контроль стимула можно также использовать для усиления адаптивного поведения. Например, учащихся можно приучить ассоциировать письмен­ные столы с работой, если столы используются только для работы. Поведенческие кон­сультанты также применяют контроль стимула при лечении расстройств сна. При этом они побуждают клиентов, страдающих бессонницей, ассоциировать кровати только со сном (Morawetz, 1989).

Положительное самоподкрепление

Поведенческие консультанты помогают клиентам создавать программы самоподкрепле­ния в процессе достижения подцели или цели. Самоподкрепляющие стимулы бывают внешними и внутренними. Существуют два способа использования внешних подкрепля­ющих стимулов: 1) применение к самому себе новых подкрепляющих стимулов, кото­рые выходят за рамки повседневной жизни (например, нового предмета одежды или какого-либо особого события); 2) изначальный отказ от какого-то приятного повседнев­ного опыта и применение его в последующем к самому себе в связи с совершением неко­го желательного действия. Внутренние подкрепляющие стимулы представляют собой заявления, сделанные в ходе беседы индивида с самим собой (например, «Это потряса­юще», «Хорошо сделано», «Я доволен, что сделал это») и свидетельствующие об удов­летворении, полученном данным индивидом в связи с совершением целевых действий.

Поведенческие консультанты, разрабатывающие положительные программы само­подкрепления вместе с клиентами, принимают во внимание множество соображений. Прежде всего, консультанты и их клиенты должны определить подходящие виды воз­награждения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) отмечают, что всегда, когда толь­ко это возможно, надо соотносить положительный самоподкрепляющий стимул с целе­вым поведением. Например, людям, стремящимся похудеть, следует покупать одежду, подходящую для более тонкой фигуры. Как уже отмечалось ранее, поведенческие кон­сультанты могут разбивать сложные задачи на несколько частей, чтобы клиенты воз­награждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Кроме того, связь между достижением и подкреплением должна быть четкой. Консультанты могут побуждать клиентов составлять персональные контракты и определять в них отноше­ния между положительным самоподкреплением и желательными действиями. В каче­стве альтернативы консультанты и клиенты могут составлять двусторонние контрак­ты. Составление таких контрактов способствует развитию у клиентов навыков самосо­вершенствования.

Сотрудничая с клиентами при разработке программ самоподкрепления, поведен­ческие консультанты внимательно относятся к тем внешним ресурсам, которые могут использовать клиенты. Например, участие в деятельности социального, образователь­ного, развлекательного или религиозного характера может обеспечить благоприятные возможности для развития чувства уверенности и приобретения навыков общения. Кроме того, в программу можно включить чтение соответствующих книг и учебников по самосовершенствованию. Такой материал должен быть доступным для клиентов, однако, к сожалению, часто дело обстоит иначе (O'Farrell, Keuthen,1983).

Самонаказание

Выше я особо выделил контроль стимула и положительное самоподкрепление. Однако следует отметить, что иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуж­дают клиентов назначать самим себе аверсивные последствия. Например, клиенты, использующие программу снижения веса, могут отдавать на нужды благотворительно­сти определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму, или же они могут использовать специальный одеколон с ядовитым запахом по-

еле каждой дополнительной закуски (Thoresen, Mahoney, 1974). Кроме того, клиенты могут воображать аверсивные последствия при совершении ими нежелательных дей­ствий. Например, люди, стремящиеся к снижению веса, могут представлять, что их ругают, если они едят шоколадный торт. Этот процесс известен как скрытая сенсиби­лизация (Cautela, 1967).

АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»

В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческо­го консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные ме­тоды, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Авер­сивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельд­ман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со спе­циальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опира­лись Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).

Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "на­воднения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, пере­живали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух кли­нических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображе­нию клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представ­ление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представ­ление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в кото­рых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствитель­ности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побу­дить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...