Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рационально-эмотивное поведенческое консультирование

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Фундаментальные и первичные цели

 

Фактически все люди имеют три фундаментальные цели (ФЦ): выжить, быть отно­сительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными, или до­вольными. Люди имеют субцели, или первичные цели (ПЦ) — люди хотят быть счаст­ливыми:

• сами по себе;

• в общении с другими людьми;

• интимно, с несколькими избранными другими людьми;

• в сфере информации и образования;

• профессионально и экономически;

• в сфере отдыха и развлечений (Ellis, 1991b).

 

В РЭПК эти основные цели рассматриваются скорее как выбор или предпочтение, чем как нужды или потребности. Рациональная жизнь включает в себя мышление, чув­ства и поведение, осуществляемые таким образом, что они способствуют достижению выбранных целей, в то время как нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они препятствуют достижению постав­ленных целей. Рациональная жизнь подразумевает поддержание разумного баланса меж­ду краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями «здесь-и-те-перь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использова­ние разума при следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.

 

Эмоции, когниции и поведение

 

В одной из написанных на начальном этапе деятельности научных статей, посвя­щенных «рациональной психотерапии», Эллис (Ellis, 1958b) предложил три фундамен­тальные гипотезы. Во-первых, мышление и эмоции связаны. Во-вторых, мышление и эмоции так тесно связаны, что они обычно сопровождают друг друга, действуя в круго­вороте отношений «причина и следствие», и в некоторых (хотя едва ли во всех) отно­шениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тен­денцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений; предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоци­ями. Таким образом, внутренние самовысказывания людей могут и генерировать, и из­менять их эмоции.

Кроме того, Эллис (Ellis, 1988, 1989, 199 lb) подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействуют с поведением. Например, люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на мысли и чувства. Таким образом, когниции, эмоции и поведение редко удается разграничить и выделить в чистом виде, едва ли это вообще возможно.

 

 

Холодные, теплые и горячие когниции

 

Разделение Эллисом (Ellis, 1988, 1991b) когниции на холодные, теплые и горячие ил­люстрирует, каким образом чувства объединяются в когниции. Горячие когниции вли­яют на более интенсивные чувства и генерируют более интенсивные чувства, чем теп­лые или холодные когниции. Холодные когниции являются дескриптивными и пред­полагают наличие относительно слабого чувства или его отсутствие. Теплые когни­ции — это предпочтительные мысли или рациональные установки. Они включают в себя оценку холодных когниции, влияют на чувства, как слабые, так и сильные, и по­рождают такие чувства. Горячие когниции содержат горячие (резкие) или «высокие» оценочные мысли и обычно предполагают наличие сильных или очень сильных чувств. Эллис приводит следующий пример. Мужчина, жена которого очень сердита, имеет три следующих варианта выбора.

• Холодная когниция: «Я вижу, что моя жена вспыльчива».

• Теплые, или предпочтительные, чувства-когниции: «Мне не нравится ее вспыль­чивость, мне не хотелось бы, чтобы она так действовала. Как меня раздражают ее по­ступки!».

• Горячие чувства-когниции: «Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня! На черта она мне нужна, если так поступает! Я убью ее!» (Ellis, 1991 b, p. 154).

Горячие мысли могут быть различной степени накаленности. Имеет большое зна­чение, как выражаются эти мысли: иногда или всегда, наигранно или искренне; умеренно или настойчиво, вкрадчиво или пылко, тихо или громко; важно также, возника­ют эти мысли в одной определенной ситуации или во многих ситуациях (Ellis, 1988).

 

Уместные и неуместные эмоции

 

В РЭПК не отрицаются эмоции, а, скорее, делается акцент на уместных эмоциях. Неу­местными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, уместно в чу­жом и сложном мире быть испуганным, осторожным, бдительным, чтобы можно было предпринять любые шаги, необходимые для реальной защиты. Однако тревога и чрез­вычайная озабоченность являются неуместными эмоциями, так как они основаны на ир­рациональном мышлении или на безумных убеждениях и могут препятствовать дости­жению целей. Точно так же враждебность может быть и вредной, и полезной. Положи­тельное значение враждебности заключается в том, что дискомфорт или раздражение признаются индивидом и побуждают его к совершению действия, направленного на преодоление или минимизацию раздражения. Отрицательное значение враждебности заключается в том, что обвинение других людей и мира в целом может блокировать эффективные действия, делать данного человека еще более несчастным и вызывать враж­дебность со стороны других людей и в дальнейшем. Таким образом, эмоции уместны то­гда, когда в их основе лежат рациональные установки, которые являются функциональ­ными в том отношении, что они не блокируют возможность эффективного действия и достижения фундаментальных и первичных целей. Радостные и приятные эмоции мо­гут также быть уместными или неуместными. Например, люди могут чрезмерно гор­диться, когда их хвалят другие, потому что у них сформировались абсурдные установ­ки относительно потребности в одобрении со стороны других. Разумный баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных гедонистических целей предполагает ба­ланс между достижением краткосрочных и долгосрочных уместных приятных эмоций.

 

Биологические тенденции

 

У всех людей отмечается напряженность, связанная с противостоянием двух врож­денных творческих тенденций (Ellis, 1993b). С одной стороны, люди имеют тенденцию создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели человеческих существ. Люди обладают большим потенциалом, который позволяет им быть рациональными и создавать удовольствие. С другой стороны, люди склонны со­здавать, развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, несоответствую­щие эмоции и дисфункциональное поведение. Теоретики РЭПК утверждают, что часто люди «биологически предрасположены к тому, чтобы ревностно, неистово и непрек­лонно создавать долженствования (musts) и другие иррациональные установки, вызы­вающие нарушение душевного равновесия, и держаться за эти установки» (Ellis, 1993b, p. 199). Таким образом, люди обладают огромным потенциалом, позволяющим им раз­рушать самих себя и других индивидов, быть нелогичными и непрерывно повторять одни и те же ошибки.

Эллис полагает, что главные виды человеческой нелогичности можно обнаружить фактически у всех людей, независимо от их культурного и образовательного уровня. Склонность к совершению ошибок заложена у людей от рождения. Тот факт, что лю­дей, видимо, очень легко обусловить в направлении дисфункционального мышления и поведения, и то, что очень трудно потом что-либо изменить, рассматривается как сви­детельство наличия у людей врожденной тенденции к нелогичности (Ellis, 1980). Не­способность людей принимать действительность почти всегда заставляет их проявлять характерные черты эмоционального нарушения душевного равновесия. Однако в гене­тической предрасположенности к нелогичности существуют различия.

Консультантам полезно признавать наличие у людей сильной врожденной тенден­ции к нелогичности. Ожидания консультантов, касающиеся прогресса клиентов, дол­жны стать более реалистическими. Одного лишь понимания клиента самого по себе недостаточно. Консультанты должны убедить клиентов в необходимости упорно рабо­тать и постоянно практиковаться и для того, чтобы измениться, и для того, чтобы со­хранить свои достижения.

 

Биологическое основание выбора

 

Люди не только рождаются и воспитываются иррациональными, они также могут сво­бодно решить, будут ли они сами себя эмоционально выводить из состояния душевного равновесия и в какой степени они это будут делать. Наследственность, окружающая среда и выбор взаимодействуют. Эллис вспоминает, как он и его сестра справлялись с отсутствием отца и отсутствием внимания со стороны матери. Сестра Эллиса не суме­ла развить навыки решения проблем, которые развил Эллис, отчасти потому, что «она родилась с плаксивым, требовательным характером, была склонна к "коллекциониро­ванию несправедливости" и поэтому предпочла извлечь максимум наихудшего из сво­его детства» (Ellis, 199la, p. 4). Таким образом, сестра Эллиса была частично ответ­ственна за свое страдание, так как она, сознательно или бессознательно, предпочла превратить себя в жертву того, «что происходит (ЧПИ — Что ПроИсходит) (WIGO — What Is Going On) в мире» (Ellis, 1988, p. 29). Люди могут использовать присущую им биологическую тенденцию к обладанию некоторой степенью свободного выбора как для того, чтобы помочь себе, так и для того, чтобы навредить самим себе. Во-первых, люди могут предпочесть думать о том, что происходит, по-другому, более эффективно. Во-вторых, поскольку люди способны думать о том, как они думают, они могут поже­лать приобрести и сохранить когнитивные навыки, необходимые для подавления тен­денции к нелогичности и для противодействия ей.

 

АУП-теория личности («Азбучная» теория личности) (ABC theory of personality)* (* В заголовках и в тексте этого параграфа и его подпараграфов обыгрываются словарные значения английской аббревиатуры ABC: «азбука», «алфавит» и «элементарные основы». — Примеч. перев.)

 

 

Определение АУП (описание АУП-алфавита) (АВС)

 

Эллис разработал АУП-теорию личности (ABC), к которой он затем добавил элементы Д (D) и Э (Е), чтобы отразить изменение и желательный результат изменения. Кроме того, первой можно поставить букву Ц (G), чтобы обеспечить контекст для человече­ских АУП (ABC).

 

Ц (G — Goals) Цели, фундаментальные и первичные

А (А — Activating) Активизирующие события в жизни человека

У (В — Beliefs) Убеждения рациональные и иррациональные

П (С — Consequences) Последствия, эмоциональные и поведенческие

Д (D — Disputing) Дискутирование иррациональных установок

Э (Е — Effective) Эффективная новая философия жизни

 

«Азбука» (АУП-схемы) рационального мышления и рациональной жизни

 

Рационально размышляя об активизирующих событиях (А), которые либо помогают достижению целей (Ц) или подтверждают их, либо блокируют эти цели или препят­ствуют их достижению, люди занимаются предпочитающей мыслительной деятельно­стью. Предпочитающее мышление, в противовес жестко требующему мышлению, пред­полагает явное и/или скрытое реагирование с помощью систем убеждений (У) реали­стическими способами и переживание соответствующих эмоциональных и полученных в результате практической деятельности ориентированных на цель поведенческих по­следствий (П). Ниже приведены АУП-схемы для активизирующих событий, усиливаю­щих и блокирующих цели (Ellis, 1991b, p. 143).

А — Активизирующее событие, воспринятое как оказывающее помощь или под­тверждающее цели.

У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это хо­рошо! Мне нравится это активизирующее событие».

П — Последствия: эмоциональные — удовольствие или счастье; поведенческие — приближение и попытка повторить данное активизирующее событие.

А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствующее достижению целей.

У — Система убеждений, предполагающая предпочитающее мышление: «Это пло­хо! Мне не нравится это активизирующее событие».

П — Последствия: эмоциональные — фрустрация или несчастье; поведенческие — уход от данного активизирующего события или попытка устранить его.

«Азбука» (АУП-схемы) иррационального мышления

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...