Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И эмоционального нарушения психологического равновесия
Эллис (Ellis, 1977, 1991 b) делит системы установок на две основные категории: рациональные убеждения (рУ) и иррациональные убеждения (иУ). Когда достижению целей препятствуют активизирующие события, люди могут сознательно или бессознательно выбрать ответ с уместными или неуместными эмоциональными и поведенческими последствиями. В действительности реакции людей на активизирующие события обычно возникают на основе комбинации рациональных и иррациональных убеждений, хотя часто какой-то один вид убеждений оказывается доминирующим. Если человек сам нарушил свое эмоциональное психическое равновесие, он предпочитает, как правило, позволять преобладать иррациональным установкам. Часто иррациональные системы убеждений действуют, по крайней мере, на четырех уровнях. Эти уровни следующие: первичное требующее убеждение (убеждения), производные первичного требующего убеждения (убеждений), вторичное требующее убеждение (убеждения) и производные вторичного требующего убеждения (убеждений).
1. Первичное жестко требующее убеждение (убеждения). Первичная жестко требующая установка (или установки) включает в себя главные требования и команды людей, связанные с активизирующим событием. Эллис (Ellis, 1989) предложил использовать термин «долженство»; таким образом он хотел показать, что эти установки обычно выражаются в виде различных форм долженствования («должен», «нужно», «обязан» и т. п.). Эллис выделил три основные группы иррациональных убеждений, которые создают неуместные эмоциональные и поведенческие последствия (Ellis, 1980): (а) «Я должен преуспеть и добиться одобрения другими людьми всех моих действий...» (р. 5), (у) «Другие должны быть со мною внимательными и любезными...» (р. 6) и (п) «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что хочу, причем быстро и легко...» (р. 7). Вот АУП-пример создания нарушения душевного равновесия: А — Активизирующее событие, воспринятое как препятствие достижению целей. У — Система установок, предполагающая требующее мышление: «Мои важные Цели обязательно должны быть разблокированы и достигнуты!» П— Последствия: эмоциональные — тревога и/или чрезмерная враждебность; поведенческие — пагубная чрезмерная или вялая реакция на данное активизирующее событие.
2. Производные первичных жестко требующих убеждений. Люди обычно создают крайне нереалистичные и сверхгенерализованные умозаключения и приписывания, являющиеся производными их долженства и абсолютистских требований. Ниже описываются наиболее часто встречающиеся иррациональные производные, которые часто связаны с установками долженства (Ellis, 1988, 1991b). Нагнетание страха, ужаса, кошмара «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, это будет ужасно!» В этом контексте наречие «ужасно» означает «совсем плохо» или «больше, чем плохо». «Я не смогу этого выдержать-ит» (по типу отит, менингит) «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я этого не выдержу!»
Ощущение собственной никчемности и ненависти к себе «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я — глупый, ничего не стоящий человек».
Предсказания постоянных неудач «Если я не разблокирую свои важные цели и не достигну их, как это должно быть, я никогда не сумею получить то, что я хочу, и буду добиваться только того, чего не хочу, и теперь, и в будущем». Эллис (Ellis, 1988) предполагает, что невротические проблемы можно разделить на две основные группы в соответствии с главными убеждениями долженства и их производными: 1) нарушение душевного равновесия эго (самопроклятие), 2) низкая фрустрационная толерантность (НФТ), или нарушение душевного равновесия, вызванное дискомфортом. Нарушение душевного равновесия Эго является результатом следования установке «Я должен преуспеть и добиться одобрения всеми моих действий...», потому что люди, имея такую установку, думают о себе как о неполноценных и недостойных личностях и ощущают себя таковыми тогда, когда они действуют не так хорошо, как, по их мнению, они должны были действовать. Эллис расценивает это качество как чрезмерную претенциозность, стремление быть богоподобными, поскольку люди предъявляют к себе повышенные требования, желают быть особенными, совершенными, выдающимися, в общем, сверхлюдьми. Низкая фрустрационная толерантность является результатом следования установке нарушения душевного равновесия Эго; люди, имея такую установку, думают, что они особенные и совершенные. Затем люди двигаются дальше к иррациональным убеждениям (одному или сразу двум): «Другие должны быть со мной внимательны и любезны...», «Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что хочу, причем быстро и легко...». Нагнетание страха и «болезнь», которую можно назвать «Я не могу этого выдержать-ит», являются производными таких установок. В основном, и при нарушении душевного равновесия Эго, и при низкой фрустрацион-ной толерантности люди настаивают таким образом: «Моя жизнь должна быть легкой, я должен быть совершенным человеком, условия жизни должны всегда быть благоприятными для меня, а люди должны всегда угождать мне, мне, мне, мне!» (Ellis, 1988, р. 119).
3. Вторичные жестко требующие установки (убеждения). Как только люди делают себя несчастными в П, они становятся склонны углублять свое страдание, делая себя несчастными из-за того, что они несчастны. Другими словами, люди преобразовывают отрицательные последствия (П) первичной жестко требующей установки АУП в активизирующее событие (А) для вторичного жестко требующего убеждения АУП. Ниже приведен пример (Ellis, 1989, р. 207): Первичная АУП А1 «Я сегодня плохо работал». У1 «Это ужасно! Ведь я должен преуспеть!» П1 «Я встревожен, угнетен и чувствую себя ничего не стоящим».
Вторичная АУП А1 (П1) «Я встревожен, угнетен и чувствую себя ничего не стоящим». У2 «Поскольку я не должен чувствовать себя встревоженным, угнетенным и ничего не стоящим, разве это не ужасно?!» П2 «Я чувствую себя еще более встревоженным, угнетенным и ничего не стоящим». Люди часто тревожатся по поводу своей встревоженности, испытывают депрессию в связи с депрессией, ощущают чувство вины из-за чувства вины и так далее.
4. Производные вторичных жестко требующих убеждений. Теперь люди могут предпочесть индуцировать нагнетание страха, развитие «болезни» «Я не могу этого выдержать-ит», развитие ощущения собственной никчемности и предсказание неудачи на основании как вторичных, так и первичных убеждений долженства. Теперь имеют место два отрицательных последствия и их производные, причем они равноценны. Люди также могут постоянно проходить через имеющий вид спирали циклический процесс и усиливать страдание, которое они создают своими «прекрасными» жалобами.
Взаимодействия Ц, А, У и П
Так же как и когниции, эмоции и поведение взаимодействуют друг с другом и фактически никогда не бывают полностью «чистыми» (так же, как АУП, рассматриваемые в РЭПК). Цели (Ц), активизирующие события (А), убеждения (У) и последствия (П), «по-видимому, все сотрудничают друге другом» (Ellis, 1991b, p. 145). Эллис приводит следующий пример. В мотивации к получению пищи (если учитывать цели, связанные с необходимостью выживания) можно выделить когнитивный компонент («Пища хороша и питательна, так что мне лучше ее приобрести»), эмоциональный компонент (удовольствие, получаемое при употреблении в пищу хороших продуктов, и неудовольствие, получаемое при употреблении в пищу плохих продуктов), поведенческий компонент (например, приготовление пищи) и физический компонент (например, вкус, запах, вид пищи, ощущения, получаемые при контакте с пищей) (Ellis, 1991b, p. 145). Отношения между активизирующими событиями (А) и убеждениями (У) основаны на взаимодействии и являются взаимными. Например, люди, которые сталкиваются с таким активизирующим событием (А), как потеря одобрения, могут воспринимать его как несерьезную обиду, если у них имеется следующее убеждение (У): «Я предпочитаю, чтобы меня одобряли, но это не обязательно». Однако люди могут воспринимать то же самое событие (А) как безжалостное преднамеренное оскорбление, если они имеют такое убеждение (У): «Меня должны одобрять, в противном случае я ничего не стою!» (Ellis, 1991b, 146-7). Эллис считает, что люди почти всегда добавляют или конструируют когнитивные, эмоциональные и поведенческие элементы для А. Коль скоро люди неоднократно выстраивают свои иррациональные установки, эти установки превращаются в «Основную философию», которая кажется людям абсолютно правильной. Один из клиентов Эллиса сделал следующее замечание: «У возникает вслед за А, но затем У становится перед А и индуцирует развитие новых A» (Ellis, 1991b, 160). Отношения между У и П также являются взаимными и основаны на взаимодействии. Например, убеждения предпочтения или долженства (У) ведут к различным последствиям (П). Последствия (П) также оказывают реципрокное влияние на убеждения (У). Эллис приводит в пример людей, которые, однажды получив отказ (А) и почувствовав себя угнетенными (П), нередко начинают избегать тех, кто может им отказать (также П), поскольку предпочитают создать такие убеждения, как: «Такой-то глуп, и не стоит к нему приближаться» или: «Если я захочу с кем-нибудь сблизиться, я без труда смогу найти людей получше, чем Такой-то» (Ellis, 1991b, p. 149). Установки, энергично взаимодействующие с эмоциональными и поведенческими последствиями, являются «когнитивно-эмотивными» (Ellis, 1991b, p. 153).
НОВОВВЕДЕНИЯ
Как люди приобретают рациональные и иррациональные когниции? В этом разделе рассматривается приобретение жестких убеждений требования и долженства, а также их производных. Эллис подчеркивает, что убеждения долженства являются в высшей степени эмоциональными и поведенческими, а также когнитивными. Более того, эти долженствования являются «неотъемлемой частью человеческих Целей, Активизирующих событий, Убеждений и негативных Последствий в тех случаях, когда люди превращаются — или превращают себя — в невротиков» (Ellis, 1991b, p. 164). Эллис делает основной акцент на изучении механизма поддержания иррациональности, а не на механизме ее приобретения. Прошлое нельзя уничтожить, и чрезмерное сосредоточение на чувствах людей, связанных с их прошлым, является непродуктивным. Эллис советует людям: «Забудьте ваше "кошмарное" прошлое» (Ellis, 1988, р. 69). Он полагает, что психологи чрезмерно сосредоточиваются на том, как люди становятся нелогичными, но это не помогает выяснять, почему люди ведут себя неадекватно и что они должны делать для того, чтобы изменить свое поведение. Таким образом, Эллис рассматривает механизм развития иррациональных когниции и убеждений долженства достаточно «бегло». Все же можно выделить три главные линии: биологию, социальное научение и выбор иррациональных когниций. Поскольку биологические, или врожденные, склонности к иррациональности были рассмотрены ранее, здесь основной акцент будет сделан на социальном научении и на выборе.
Социальное научение
Итак, известно, что люди от рождения явно предрасположены к иррациональности; эта тенденция часто углубляется под воздействием окружающей среды, особенно в начале жизни, когда люди наиболее уязвимы для внешних влияний. Эллис считает, что люди в основном поддаются внушению, но он признает наличие врожденных различий (Ellis, 1977b). Иррациональные идеи, которые могут быть уместными в раннем детском возрасте, учитывая беспомощность ребенка, приобретаются по ряду причин (Ellis, 1989; 1991b; Ellis, Harper, 1961, 1975). Во-первых, маленькие дети не способны думать четко. У них имеется сильно выраженное стремление получить вознаграждение скорее немедленно, чем в будущем, и они не способны проводить различие между реальными страхами и предполагаемыми. Но по мере взросления нормальные дети начинают менее настойчиво добиваться немедленного удовлетворения своих желаний и требований. Во-вторых, требования детей часто можно удовлетворить, «прибегая к волшебству». Например, родители могут сказать ребенку, что волшебная крестная мать когда-нибудь выполнит его желание. В-третьих, на детей оказывают влияние планирование и мышление других людей. В-четвертых, у самих родителей и у других членов семьи имеются иррациональные тенденции, предубеждения и суеверия, которые они передают детям. В-пятых, большое значение в наше время имеет идеологическая обработка, производимая средствами массовой информации. В-шестых, культура и религия могут способствовать передаче иррациональных, пагубных для человека и для общества представлений.
Выбор иррациональных когниций
В основе приобретения иррациональности лежит не только наблюдение за тем, как ведут себя другие. Люди в значительной степени индуцируют возникновение у себя эмоциональных расстройств потому, что они не развивают способность делать рациональный выбор и не практикуются с целью развития этого навыка. Получение отрицательного опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению иррациональных когниций. Многие люди, получившие негативный опыт в детстве, предпочитают чрезмерно не расстраиваться и не выходить из состояния душевного равновесия. Другие же люди, при наличии поддержки со стороны окружающих или же без нее, справляются со своими проблемами. Верно и обратное. Приобретение благоприятного опыта социального научения само по себе не ведет к приобретению рациональных когниций. У многих людей, которые получили положительный опыт в детстве, формируются сильно выраженные иррациональные установки. Хотя опыт социального научения оказывает на людей хорошее или плохое влияние, люди способны выбирать способ, посредством которого они будут реагировать на различные воздействия.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |