Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мультимодальное консультирование

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Технический эклектизм

Эклектизм — это не единая целостная конструкция (Lazarus, 1989b). На самом деле существует много различных видов эклектизма. Лазарус различает несистемати­ческий и систематический (технический) эклектизм. Несистематический эклектизм характеризуется тем, что консультанты не испытывают необходимости ни в логически последовательном объяснении, ни в эмпирическом подтверждении используемых ими техник. Систематический (технический) эклектизм характеризуется тем, что консуль­танты руководствуются предпочитаемой теорией, но, кроме того, привлекают техни­ки, используемые в других видах консультирования. Теория социального и когнитив­ного научения Бандуры является основной теорией, которую предпочитают мультимодальные консультанты (Lazarus, 1989b, 1992, 1993b).

Лазарус проводит различие между теоретическим и техническим эклектизмом. В отличие от сторонников теоретического эклектизма, консультанты приверженцы технического эклектизма, «используют процедуры, взятые из различных источников, не всегда согласуя эти процедуры с теориями или дисциплинами, которые их породи­ли» (Lazarus, 1989a, р. 503). Систематические технические эклектики не выбирают тех­ники, которые, по их мнению, являются «правильными», не перепрыгивают от теории к теории. Лазарус пишет: «Отличительной чертой технического эклектизма является ис­пользование предписывающего лечения, в основе которого лежат эмпирические дан­ные и потребности клиента, а не теоретическое и личное предрасположение» (Lazarus, 1989b, p. 252). Технические эклектики главным образом используют когнитивно-пове­денческие идеи и техники. Кроме того, они периодически обращаются к школам Адле­ра, Роджерса, Эриксона, к школам психодрамы, гештальта, терапии реальностью и трансактного анализа, но не становятся сторонниками какой-либо из этих разнообраз­ных теорий. Технические эклектики считают излишним добавление новых объясни­тельных принципов.

В отличие от эклектиков, интеграционисты не только применяют техники, использу­ющиеся в различных подходах, но и пробуют комбинировать различные теоретические позиции. Лазарус рассматривает технический эклектизм как шаг к интеграционизму. Однако он подчеркивает, что необходимо быть осмотрительным при продвижении к интеграционизму. Существует опасность поверхностного слияния теоретических прин­ципов, которые являются внутренне несовместимыми (Lazarus et al., 1992). Кроме того, консультанты могут с излишним усердием наклеивать теоретические ярлыки к своим действиям, вместо того чтобы точно формулировать, что они делают с каждым кли­ентом, и описывать, как они выбирают, что будут делать в данном конкретном случае.

 

Пороговые уровни

 

Физиологически люди реагируют на разнообразие возбуждающих стимулов по­средством различных характерных моделей деятельности автономной нервной систе­мы. Лазарус (Lazarus, 1989a) использует термин «порог» (пороговый уровень) при опи­сании способности различных людей переносить отрицательные стимулы. Люди от рождения обладают различной способностью терпеть боль, фрустрацию и стресс. Лю­ди, чья автономная нервная система устойчива, менее склонны к тревоге, чем люди, автономные реакции которых неустойчивы. Врожденные пороги могут ограничивать эффективность психологических воздействий. Лазарус приводит такой пример: дей­ствие гипноза и других психологических методов на человека с чрезвычайно низкой толерантностью к боли ограниченно. Несмотря на то что толерантность к боли можно повысить, врожденная тенденция чрезмерно реагировать на болевые стимулы сохра­няется.

 

Семь модальностей: BASIC I.D.

 

Концепция модальностей является основой оценки и лечения в мультимодальном консультировании. В человеческой личности можно выделить семь дискретных, но вза­имодействующих модальностей, или измерений. Лазарус пишет: «Эти модальности постоянно взаимодействуют и изменяются, они связаны между собою сложными цепя­ми поведения и других психофизиологических процессов» (Lazarus, 1992, р. 236). Ниже описываются эти семь модальностей, каждая из них представлена в соответствии с описанием в Структурном профиле, мультимодальном вопроснике самоанализа (La­zarus, 1992, р. 244-245).

Поведение. «Некоторые люди могут быть описаны как "деятели" — эти люди ори­ентированы на действие, им нравится занимать себя, что-то делать, браться за различ­ные проекты. Насколько вы деятель?»

Аффект. «Некоторые люди очень эмоциональны, причем они могут выражать или же не выражать свою эмоциональность. Насколько вы эмоциональны? Как глубоко вы чувствуете? Насколько вы страстны?»

Ощущения. «Некоторые люди придают большую ценность сенсорному опыту, в частности сексу, пище, музыке, искусству и другим "сенсорным удовольствиям". Дру­гие люди очень внимательно относятся к незначительным болям, страданиям и легко­му дискомфорту. Как вы "настроены" относительно своих ощущений?»

Образы. «Много ли вы фантазируете и мечтаете? Фантазии не связаны с мышле­нием или планированием. Это "мышление в картинах", мысленное представление ре­ального или предполагаемого опыта, позволяющее вашему сознанию странствовать. Как у вас с воображением?»

Когниции. «Некоторые люди очень аналитичны и любят планировать. Они любят все обдумывать. До какой степени вы являетесь "мыслителем" и "планировщиком"?»

Межличностные отношения. «Насколько важны для вас другие люди? Ответ на этот вопрос позволит вам оценить себя как социальное существо. Насколько важны для вас близкая дружба, тенденция тяготения к людям, желание близости? Перечис­ленные факторы не имеют большого значения для "одиночек"».

Наркотическая зависимость и другие виды биологической зависимости/ биология. «Вы здоровы и чувствуете себя здоровым? Страдаете ли вы от вредных при­вычек, таких как курение, чрезмерное потребление алкоголя, кофе, переедание и т. д.? Вы регулярно делаете зарядку, спите достаточное количество часов, не употребляете недоброкачественных пищевых продуктов и вообще заботитесь о своем теле?»

Акроним BASIC I.D. образуется из первых букв английских названий каждой мо­дальности. Таким образом получается полезное краткое описание семи модальностей. Акроним также облегчает запоминание.

Лазарус признает, что поведение людей определяется ситуациями, другими людь­ми и особенностями момента. Тем не менее у людей имеются тенденции (обычно про­являющиеся в первом десятилетии их жизни) оказывать предпочтение некоторым мо­дальностям BASIC I.D. перед другими. Тенденции BASIC I.D. определяют то, как люди функционируют. Например, если кого-то называют «образно реагирующим», это озна­чает, что данный человек наиболее высоко ценит визуальную модальность и она у него преобладает. Хотя и не всегда, такие люди склонны реагировать на мир и организовы­вать его с точки зрения мысленных образов. «Когнитивно реагирующие» люди реагиру­ют на мир с позиции интеллекта. Основываясь на результатах исследований мозга, можно предположить, что правое полушарие доминирует у образно реагирующих лю­дей, а левое — у когнитивно реагирующих. Сенсорно реагирующие люди имеют свои особенности, которые зависят от того, какое из пяти основных чувств у них преоблада­ет. Лазарус отмечает: «"Знать" или "понимать" другого человека значит иметь полный доступ к его BASIC I.D. Знание самого себя подразумевает осознание содержания соб­ственного BASIC I.D. наряду с пониманием эффектов взаимодействия различных мо­дальностей» (Lazarus, 1989с, р. 16-17).

Пороги и предпочтительные модальности взаимодействуют. Например, человек с низкой толерантностью к боли, высокой толерантностью к фрустрации, высоким уров­нем физической активности и способностью создавать яркие образы очень сильно отли­чается от человека с низкой толерантностью к фрустрации и средним уровнем физической активности, чрезвычайно аналитичного (с развитыми когнициями), способного к формированию только мимолетных образов (Lazarus, 1989a).

 

НОВОВВЕДЕНИЯ

 

Лазарус никогда детально теоретически не объяснял, как люди приобретают и со­храняют свои BASIC I.D. модальности, а также сильные и слабые стороны личности. Лазарус предпочитает быть эмпириком и оставляет теоретизирование другим. Однако он старается понять структуры и принципы, предложенные другими теоретиками, для того чтобы решить, на какие идеи, наиболее глубоко обоснованные с научной точки зрения, он может опираться. Лазарус последовательно избегает теоретической инте­грации, он пишет: «Не будет преувеличением сказать, что мультимодальная терапия не является конгломератом психоанализа, поведенческой терапии и различных других систем» (Lazarus, 1989a, р. 519).

Личности людей формируются на базе их генетического фонда, физической окру­жающей среды и истории социального научения. Мультимодальные консультанты не отрицают теорию; «концепция технического эклектизма распространяется в пределах последовательной теории социально-когнитивного научения (Bandura, 1986)» (La­zarus, 1989с, p. ix). Однако, имея дело с диадичными, семейными и другими сложными взаимодействиями, Лазарус добавляет объяснительные концепции, используя при этом теории связи и систем (Kwee, Lazarus, 1986).

 

Социальное научение

Во всех процессах научения большое значение имеют ассоциации, имеющие форму событий, случающихся одновременно или в близкой последовательности. Значительная часть человеческого поведения является результатом классического и оперантного обу­словливания. Например, многие виды отвращения, очевидно, возникают на основании классического обусловливания. Лазарус (Lazarus, 1989a) приводит следующий при­мер. Один его клиент после операции, произведенной несколько лет тому назад, стра­дал от ощущения тошноты. Этот клиент лежал после операции на больничной койке рядом с человеком, который постоянно проигрывал кассету с «Лунной сонатой» Бетхо­вена. В дальнейшем у клиента всегда начинал болеть живот, как только он слышал эту музыку. Оперантное обусловливание, при котором возвращение поведения обусловли­вается его последствиями, является другим главным процессом социального научения. Например, женщина, пребывающая в состоянии депрессии, может подкреплять свою де­прессию, запираясь в спальне и избегая полезных социальных контактов (Kwee, Lazarus, 1986). Вот еще один пример — женщина заявляет: «Теперь я понимаю, что моя мигрень в значительной степени обусловлена тем, что мой муж оказывал мне какое-либо реаль­ное внимание только тогда, когда я страдала от боли» (Lazarus, 1989a, р. 516). Модели­рование и замещающие процессы, также имеют большое значение в научении. Люди учатся, наблюдая за действиями других и подражая им. Кроме того, люди учатся, воспри­нимая положительные и отрицательные последствия поведения других.

Люди фильтруют свое обусловливание и моделирование и могут не принимать их во внимание из-за того, что у них возникают мысли, касающиеся соответствующих сти­мулов. Люди реагируют не на реальную, а на воспринимаемую ими окружающую сре­ду. На восприятие людей влияют следующие факторы: личностное использование язы­ка, ожидание, избирательное внимание, способность решать проблемы, цели, стандар­ты исполнения, а также ценности, установки, убеждения.

 

Неосознаваемые процессы

 

Большая часть научения не является ни осознаваемой, ни преднамеренной. Нео­сознаваемые процессы не следует путать с фрейдистским понятием «бессознательное». Говоря о неосознаваемых процессах, Лазарус подразумевает следующее: «Люди харак­теризуются различными уровнями и степенями осознания, и нераспознанные — субли-минальные* — стимулы могут влиять на мысли, чувства и поведение...» (Lazarus, 1992, р. 235). Исследования показали, что в моменты измененного состояния сознания люди получают доступ к воспоминаниям и навыкам, недоступным при сознательном вспо­минании.

 

Защитные реакции

 

В процессе социального научения люди могут приобретать множество ненужных защитных реакций. Защитные реакции позволяют избегать боли, дискомфорта и «отри­цательных эмоций, таких как тревога, депрессия, чувство вины и стыда» (Lazarus, 1981, р. 38). Люди снижают уровень осознания, отрицают или искажают воспринятое и дают неверные названия своим чувствам. Существуют следующие защитные реакции: отри­цание; чрезмерные интеллектуализация и рационализация; проекция, характеризую­щаяся неправильным приписыванием чувств другим людям; перенос, например агрес­сии на других людей, животных или на вещи.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...