Целевые ориентиры, сформированные в программе «Знакомство с народной культурой»
ребёнок знает народные сказки, может рассказать, узнаёт народных героев;
ребёнок знает элементы народного костюма;
ребёнок знает содержание русских народных песен, хороводов, игр, умеет играть в эти игры;
ребёнок знает народные праздники (Покров, Рождество, Масленица, Сороки, Алексей с гор потоки, Вербное воскресение, Пасха, их содержание, традиции празднования;
3. Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данной программы.
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
· усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
· развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель: достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование положительного отношения к труду, формирование основ безопасности.
Задачи:
Развитие игровой деятельности.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельности, саморегуляции.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Содержание психолого-педагогической работы
Средняя
группа
(4 - 5 л.)
Развитие игровой деятельности:
-побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками (с 4-5 детьми) игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов;
-учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью;
-воспроизводить в играх по указанию взрослого или самостоятельно некоторые образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов), выполнять разнообразные роли (мать, отец, ребенок, врач, больной, парикмахер и его клиенты и др.), взаимодействуя с другими действующими лицами;
-устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации;
- в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
-развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости;
-развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду;
-учить инициировать общение, вежливо откликаться на предложение общения со стороны других людей, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;
-формировать умение выполнять некоторые просьбы и поручения взрослых (например, «Помоги Ольге Александровне накрыть на стол», «Полей вместе со мной цветы» и др.);
-развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);
-формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.);
-развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.);
-формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); умение приводить соответствующие примеры из жизни, мультфильмов, литературы и др.;
-развивать нравственно-ценный словарь: «жадность», «щедрость», «помощь», «помощник», «взаимопомощь» и др.;
-формировать умение в практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.)
Развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками:
- учить поддерживать беседу, вести содержательный разговор, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности;
· -рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (одевания, приема пищи, пользования столовыми приборами, предметами личной гигиены);
· -способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);
· -проявлять желание и умение отгадывать и сочинять описательные загадки о предметах;
· -осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему;
· -ориентироваться на ролевые высказывания партнеров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов;
· -использовать в речи слова-участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества со сверстниками и взрослыми; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей и животных;
· -посредством общения со взрослыми и сверстниками узнавать новую информацию, выражать просьбу, жалобу, высказывать желания, избегать и разрешать конфликты;
· -воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
-продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах);
-развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!», «У меня получается хорошо рисовать динозавров!» и др.;
-развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др.;
-формировать представление о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых, женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т.д.)
-формирование представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дядя, тетя и др.) и своей принадлежности к ее членам; формировать представление об обязанностях всех членов семьи и самого ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т. п.);
-формирование представлений о себе как члене группы детского сада, обогащать представления о детском саде и его сотрудниках, привлекать к поздравлению сотрудников детского сада с днем рождения, праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, совместному празднованию, звонить заболевшим детям и хорошо знакомым взрослым и др.;
-формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей;
-формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет);
-закреплять умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
-формирование первичных представлений о столице России, ее президенте и флаге государства, государственных праздниках («День флага» и др.);
знакомить с Российской армией, некоторыми родами войск (морской флот, ракетные войска и т.п.), с некоторыми историческими событиями;
-воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города (села), с его красивыми местами, достопримечательностями.
Развитие навыков самообслуживания, самостоятельности, саморегуляции:
· -обеспечить самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться; складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата, с помощью взрослого приводить одежду и обувь в порядок - почистить, просушить);
· -обращать внимание ребенка на непорядок во внешнем виде и учить самостоятельно его устранять;
· -поощрять стремление оказать помощь другому при выполнении процессов самообслуживания;
· -под контролем взрослого обеспечивать поддерживание порядка в группе и на участке (выполнять необходимые трудовые действия по собственной инициативе или включаясь в инициативу сверстника);
· -учить самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, контролировать качество, стремиться улучшить результат;
· -обеспечить самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениями (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья, мыть поддоны) и животными в уголке природы и на участке (насыпать корм, менять воду, чистить клетку);
· -стимулировать активное включение в более сложные, выполняемые взрослым трудовые процессы (пересадка комнатных растений, высадка рассады в грунт), учить соотносить их со своими возможностями;
· -помогать ребенку планировать самостоятельную и коллективную трудовую деятельность, учить организовывать ее, контролировать процесс выполнения действий, оценивать результаты;
-формировать представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности; развивать способы общения со сверстниками на различных этапах трудового процесса (общаться по поводу распределения трудовых поручений, материалов и оборудования и т.д.)
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям;
- формировать умение самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей;
-самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
· -поощрять и закреплять желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых, проявления настойчивости в преодолении препятствий ;
· -воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться; привлечь внимание к значимости труда;
-формировать начала ответственного отношения к порученному заданию;
-приучать самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:
· -формировать представление о ряде более сложных профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества (помощник воспитателя, повар, врач, водитель, продавец др.), трудовых операциях и механизмах, первичные представления о мотивах труда людей;
· -формировать представленияо видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в художественной литературе, учить сравнивать профессии, в прочитанных художественных произведениях по степени их значимости, видеть средства описания людей героического труда в художественных произведениях;
· -научить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-познакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями (спасатель, пожарники и т.д.)
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
· -формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных, природных);
· -формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран горячей воды в отсутствие взрослого, не играть вблизи работающей кухонной плиты, использовать по назначению столовые приборы, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора рядом с взрослым или держа его за руку и др.), в том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, трудовой);
-стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
· приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого;
· учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной ситуации
· Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
-дать элементарные представления о том, чем опасна дорога, обучать правилам поведения на улице при переходе дорог и перекрестков
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям:
-формировать первичные представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека) и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (лесные пожары, вырубка деревьев);
-расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого);
-поощрять проявления осторожного и осмотрительного отношения к природе; -приучать ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учить предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее;
-дать знания об усвоении правил безопасного поведения, дома, в детском саду и на участке, в лесу (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность); о правилах общения с незнакомыми людьми (не входить с незнакомыми в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя);
-познакомить с мерами предосторожности в отношении с домашними животными;
приучать соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток), дать понять к каким несчастным случаям приводит неправильное поведение на воде;
дать сведения об опасных предметах (колющих, режущих, лекарственных средствах) и пользовании ими только в присутствии взрослых;
-познакомить с правила поведения при угрозе пожара
Познавательное развитие предполагает:
· развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
· формирование познавательных действий, становление сознания;
· развитие воображения и творческой активности;
· формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
· о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель: развитие у детейпознавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально – познавательные и интеллектуально – творческие.
Задачи:
Сенсорное развитие.
Развитие познавательно-исследовательской и проектной деятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Содержание психолого-педагогической работы
Средняя
группа
(4 – 5 л.)
Сенсорное развитие:
-продолжать знакомить с миром предметов;
-обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов;
-совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств;
-учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;
-учить классифицировать объекты природы, производить обобщение предметов по определенным признакам;
-развивать восприятие, обогащать представления детей о наглядных свойствах предметов, ставить перцептивные задачи на восприятие пространственных и временных отношений
Развитие познавательно-исследовательской и проектной деятельности:
-развивать познавательное и эмоциональное воображение: использовать различные схематические изображения для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми, создавать условия для проживания различных ситуаций;
-учить устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости в природе;
-развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
-развивать исследовательскую деятельность детей с использованием простейших наглядных схем;
-выявлять и анализировать такие отношения, как начало процесса, середина и окончание, для чего организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением;
-развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении её результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей в исследовательской деятельности
Формирование элементарных математических представлений:
-учить количественному и порядковому счету в пределах 5, сравнивать две группы предметов и формировать представление о равенстве и неравенстве;
-учить сравнивать предметы по двум признакам величины;
-учить различать и называть известные им геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), соотносить форму предметов с геометрическими фигурами
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
-дать начальные представления о приспособленности растений и животных к среде обитания;
-учить замечать происходящие в природе явления и суточные изменения;
-создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями
Речевое развитие включает
· владение речью как средством общения и культуры;
· обогащение активного словаря;
· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
· развитие речевого творчества;
· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)
Задачи:
Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими
Развитие всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности
Подготовка к обучению грамоте (элементарное осознание явлений языка и речи).
Воспитание интереса и любви к чтению, как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
Развитие литературной речи.
Содержание психолого-педагогической работы
Средняя группа
(4 – 5 л.)
Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками:
· -учить поддерживать беседу, вести содержательный разговор, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности, замечать в речи замечать неточности и ошибки в своей речи и речи товарищей, доброжелательно исправлять их;
· -рассказывать о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (одевания, приема пищи, пользования столовыми приборами, предметами личной гигиены);
· -способствовать проявлению инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности);
· -проявлять желание и умение отгадывать и сочинять описательные загадки о предметах;
· -осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему;
· -ориентироваться на ролевые высказывания партнеров, поддерживать их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов;
· -использовать в речи слова-участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества со сверстниками и взрослыми; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей и животных;
· -посредством общения со взрослыми и сверстниками узнавать новую информацию, выражать просьбу, жалобу, высказывать желания, избегать и разрешать конфликты;
· воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности
Развитие всех компонентов речи детей:
Формирование словаря:
· -учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги;
· -вводить в словарь существительные, обозначающие профессии, и глаголы, обозначающие трудовые действия;
· -продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать и называть состояние и настроение людей;
-учить употреблять существительные с обобщающим значением
Звуковая культура речи:
-закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и сонорных звуков;
-развивать артикуляционный аппарат;
-продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;
-совершенствовать интонационную выразительность;
-развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук
Грамматический строй речи:
· -продолжать учить согласовывать слова в предложении;
· -совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных (детеныши животных) и употреблять их в именительном и винительном падежах; употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель);
-напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных;
-побуждать использовать в речи сложноподчиненные сложносочинённые предложения
Связная речь:
· -совершенствовать диалогическую речь: понятно для слушателей задавать вопросы и отвечать на вопросы;
· -учить рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, содержании сюжетной картины, знакомой игрушке, предмете, последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца), пользе процедуры закаливания;
· -упражнять детей в умении пересказывать небольшие отрывки из сказок
Приобщение к художественной литературе:
· -продолжать приучать детей слушать произведения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки;
· -помогать, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям;
· -зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок, помогая становлению личностного отношения к произведению;
· -поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
· -продолжать работу по формированию интереса к книге, предлагать иллюстрированные издания, объяснять, как важны в книге рисунки
Художественно-эстетическое развитие предполагает
· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
· становление эстетического отношения к окружающему миру;
· формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Цель:воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственные разным видам искусства.
Задачи:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, воображения, образных представлений, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.), удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Содержание психолого-педагогической работы
Средняя группа
(4 – 5 л.)
Приобщение к искусству:
-приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного искусства;
-познакомить с профессией артиста, художника, композитора;
-учить различать жанры и виды искусств;
-учить называть и выделять основные средства выразительности и создавать свои художественные образы в продуктивных видах деятельности;
-познакомить с архитектурой, вызывать интерес к различным строениям, расположенным вблизи детского сада;
-развивать интерес к к музеям, выставкам, кукольному театру;
-закреплять знания о книге, иллюстрации, познакомить с библиотекой;
-знакомить с произведениями народного искусства, воспитывать к ним бережное отношение
Изобразительная деятельность:
-продолжать работу по формированию у детей технических умений и навыков: проводить узкие и широкие полосы краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки), смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую, сочетать некоторые изобразительные материалы (гуашь и восковые мелки, уголь); закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
-формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (зайчик, кукла и др.) и соотносить их по величине;
-продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров, познакомить с городецкими изделиями, учить выделять элементы городецкой росписи;
-учить с учетом интересов девочек и мальчиков в рисунке выразительно передавать образы окружающего мира (овощи и фрукты, цветы, деревья, кустарники, животные и человек, сооружения и машины и др.), а также явления природы (дождь, снегопад и др.) и яркие события общественной жизни (праздники), самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, участвовать в выборе сюжета для коллективной работы; расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием других образовательных модулей;
-побуждать в штрихах, мазках и пластической форме улавливать образ и рассказывать о нем;
-познакомить с обобщенными способами рисования, лежащими в основе изображения многих животных (например, у бегущих животных туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных – в виде овала); побуждать использовать для большей выразительности образа изображение позы, различных деталей, передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом сделан из кирпича, блоков, а деревенский – из дерева); при создании изображения правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движении с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим), правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально или горизонтально);
-знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги;
-закреплять умение правильно держать кисть, карандаш, фломастер, цветной мелок;
-в процессе лепки закреплять приемы, с которыми дети познакомились в предыдущей группе; познакомить со способами лепки (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным), которые направлены на создание объемного образа (овощи, фрукты и др. предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека); содействовать освоению детьми некоторых новых приемов лепки: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички), соединение частей путем прижимания и примазывания их (голову к туловищу, ручку к чашке и т.д.), вдавливание середины шара, цилиндра для получения полой формы;
вызвать интерес к украшению вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;
-в аппликации поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги); создавать на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные, сюжетные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету;
-формировать умение пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др.), перерезать квадрат по диагонали (крыша, парус и др.), срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша дома и др.), делать косой срез (ель, ракета), вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.); составлять аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы) и кусочков ткани;
-продолжать учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой; формировать навыки аккуратной работы;
-побуждать составлять по образцу композицию из 2-4 готовых вырезанных из бумаги форм и наклеивать их;
-развивать способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке, аппликации, лепке);
-развивать творчество в процессе аппликации, расширять возможности детей усложнять и расширять возможности создания разнообразных изображений.
Конструктивно-модельная деятельность:
-создавать возможности в ходе экспериментирования с новым материалом (типа «Лего») самим открывать способы крепления и создавать простейшие постройки для игры;
-приобщать к изготовлению поделок из природного и бросового материала, привлекать к рассматриванию материала с целью «обнаружения» в разлохмаченной шишке, в корнях и ветках причудливой формы какого-то образа (змея, муравья и т.п.); совместно достраивать образ способом «опредмечивания» — путем дополнения основы (ветки, шишки, корни и т.п.) разными деталями;
-продолжать помогать изучать свойства песка, снега, сооружать из них постройки, дополняя задуманное игрушками в конструировании продолжать учить различению цвета, формы (кубик, кирпичик, пластина, призма) в процессе создания простейших построек, располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии; подводить к различению пространственных характеристик объектов — протяженности (высоты, ширины); к установлению месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); учить анализировать объекты (части, детали и т.п.); помогать овладевать конструктивными свойствами геометрических объемных форм, такими как устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей;
-формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; представлять одну тему несколькими постепенно усложняющимися конструкциями (например, 5-6 домиков, 4-5 трамвайчиков); организовывать освоение этих конструкций