Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ДОУ реализуется комплексная программа «Мы живём на Урале»

Содержание программы представлено по пяти направлениям развития ребенка (образовательным областям), обозначенным в ФГОС ДО:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания образовательной программы.

Содержание программы направлено на рас­ширение и углубление содержания обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования, отбирается в соответствии с потребностями и интересами участников образовательных отношений, что позволяет удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал образования с учетом этнокультурных особенностей.

Представленный содержательный материал образовательной программы может выбираться и реализовываться взрослыми в соответствии с возрастными особенностями ребенка, готовностью и проявлением его интереса к той или иной тематике. В младшем и среднем дошкольном возрасте взрослые обращают особое внимание на развитие представлений ребенка о близком социальном окружении (моя семья, наш детский сад, родная улица. Реализация содержания программы направлена на формирование и развитие у ребенка разных интересов, отвечающих его потребностям, предоставляет возможность свободного выбора форм деятельно­сти, способствует накоплению опыта социального взаимодействия со взрос­лыми и сверстниками. Поэтому образовательный процесс осуществляется в двух основных организационных моделях, включающих совместную дея­тельность взрослого и ребенка и самостоятельную деятельность детей.

 

Содержание образовательной работы с детьми 5-го года жизни

Задачи воспитания и обучения детей 5-го года жизни:

1. Способ­ствовать неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка, обогащению личного опыта, самостоятельности и ощущению единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.

2. Способствовать развитию познавательной, речевой активности ребенка, обогащать его представления о людях, предметах и явлениях ближайшего окружения (дом, семья, детский сад, город (село).

3. Воспитывать доброжелательное отношение ребенка к миру ближайшего окружения, эмоциональную отзывчивость на состояние близких (других) людей, добрые чувства к животным и растениям ближайшего природного и социального окружения.

4. Способствовать развитию начал творческих проявлений ребенка, инте­реса к участию в игровой, познавательной, исследовательской деятельности с элемента­ми творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов (достижений).

 

 

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать освоению ребенком простейших правил народных подвижных игр.

2. Создать условия для ознакомления ребенка со спортивными упражнения народов Среднего Урала, обогащая его двигательный опыт: ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам.

3. Воспитывать потребность вступать в общение с взрослым и другими детьми при выполнении спортивных упражнений, в народных подвижных играх.

4. Создать условия для приобщения ребенка к правилам безопасного, здоровьесберегающего поведения дома, в детском саду, на улице, на водоеме, на дороге, осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

5. Создать условия для активного накопления ребенком первичных представлений о строении тела человека, его основных частях, их назначении, правилах ухода за ними, умения обращаться за помощью в ситуациях, угрожающих здоровью.

6. Поддержать собственную созидательную активность ребенка, его способность самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи безопасного, разумного поведения в разных ситуациях.

Способствовать самостоятельному переносу в игру правила здоровьесберегающего поведения.

Решение образовательных задач предусматривает:

- учет функциональных и адаптационных возможностей ребенка;

- удовлетворение биологической потребности ребенка в движении;

- поддержку и развитие всех систем и функций организма ребенка через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр, закаливающие процедуры;

- интеграцию движений тела и сенсорных процессов анализаторов: слушание, ориентация, осязание, тонкая моторика кисти и речевого аппарата, через сенсомоторное развитие ребенка;

- поддержку интереса ребенка к народным подвижным играм, играм-забавам, играм-развлечениям;

- внимательное наблюдение за самочувствием каждого ребенка на занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения;

- корректировку движения и осанки каждого ребенка, который в этом нуждается;

- использование игровых образов и воображаемых ситуаций (животных, растений, воды, ветра и др.), поддержку и стимулирование стремления ребенка к творческому самовыражению и импровизации в движении (мимике, пантомимике);

- варьирование нагрузки в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием;

- развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр;

- упражнения на освоение ребенком языка эмоций, элементов техники выразительных движений (гаммы переживаний, настроений); на приобретение навыков саморасслабления.

Целевые ориентиры образовательной деятельности:

- ребенок проявляет интерес к подвижным и спортивным народным играм, традиционным для Урала;

- ребенок проявляет инициативность в общении с другими детьми и взрослым во время участия в народных подвижных играх;

- ребенок проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- ребенок стремится соблюдать элементарные пра­вила здорового и безопасного образа жизни;

- ребенок имеет элементарные представления о том, что такое здоровый человек, что помогает нам быть здоро­выми;

- ребенок с интересом изучает себя, наблюдает за своим здоровьем;

- ребенок проявляют стремление узнавать от взрослого некоторые сведения о своем организме, о функциониро­вании отдельных органов;

- ребенок прислушивается к взрослому при объяснении причин возникновения опасных ситуаций, подтверждает согласие, понимание, проявляет стремление выполнять правила безопасного поведения;

- ребенок отражает в по­движных играх различные образы, проявляет интерес к обыгрыванию действий сказочных персонажей, героев детских стихов, песен;

- ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности(видоизменяет физические и спортивные упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, выразительно передает образы персонажей в народных подвижных играх).

 

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- подвижная игра;

- спортивное упражнение;

- развивающая ситуация[1];

- игра-экспериментирование;

- игра-история;

- игра-путешествие;

- дидактическая игра;

- проблемные игровые ситуации связанные с безопасной жизнедеятельностью человека;

- увлекательные конкурсы;

- игровые познавательные ситуации;

- беседа;

- ситуационная задача;

- чтение народных потешек и стихотворений;

- экскурсия;

- простейшая поисковая деятельность;

- обсуждение опасных для здоровья и жизни ситуациях;

- совместная выработка правил поведения;

- простейшая проектная деятельность;

- коллекционирование, выставка полезных предметов (для здоровья);

- оформление рисунков, изготовление поделок по мотивами потешек, стихотворений;

- иллюстрирование простейших загадок (отгадок к ним);

- обсуждение с ребенком особенностей поведения в быту, в детском саду, на улице, на дороге, в транспорте;

- сюжетно-ролевая игра;

- образная игра-имп­ровизация.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать установлению доброжелательных отношений ребенка с другими детьми, обогащению способов их игрового взаимодействия.

2. Побуждать ребенка к самостоятельно­му игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, бытовыми предметами во взаимодействии со сверстниками.

3. Способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке, доверия к миру как основы социального становления личности.

4. Способствовать развитию интереса ребенка к творческим проявлениям в игре и игро­вому общению со сверстниками и взрослым, разнообразию игровых замыслов, придумыванию игровых событий.

5. Развивать у ребенка интерес к народной игрушке, отражению в сюжетно-ролевых играх разнообразного «бытового» содержания, самостоятельность в использовании деталей народных костюмов для кукол.

6. Поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обо­гащению личного практического, игрового опыта.

7. Формировать у ребенка представления о близких людях (взрослых и сверст­никах), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выра­женных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях, о детском саду, о непосредственном городском (сельском) окружении.

8. Развивать у ребенка эмоциональную отзывчивость и радость общения со сверстниками.

9. Развивать любознательность ребенка к трудовой деятельности близких взрослых, поощрение инициативы и самостоятельности в самообслуживании

10. Воспитывать у ребенка ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.

11. Развивать интерес к родному городу (селу).

 

Целевые ориентиры образовательной деятельности:

- ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;

- ребенок проявляет в играх добрые чувства по отношению к сверстникам и игрушкам, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с партнерами по игре;

- ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;

- ребенок стремится комментировать события, происходящие в совместной деятельности с детьми, взрослым; выразительно передавать особенности движений, эмоциональных состояний;

- ребенок проявляет интерес к игровому общению;

- ребенок вступает в ролевой диалог;

- ребенок выде­ляет конкретные действия и поступки взрослых, в которых проявля­ется их забота о других (о детях, животных, членах семьи), а также поступки, в которых проявляется доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю;

- ребенок сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настро­ение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к по­ложительной оценке окружающих и повторению одобренных дей­ствий;

- ребенок понимает и словесно выражает некоторые свои состояния, желания;

- ребенок проявляет интерес к результату собственного труда и труда других людей;

- ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;

- ребенок охотно включается в совместный труд со взрослым или сверстниками, стремится к выполнению трудовых обязанностей;

- ребенок выражает потребность больше узнать об окружающем, о жизни людей, задает вопросы о себе, о своих близких, об окружающем мире;

- ребенок проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье.

Решение образовательных задач предусматривает:

- предъявление образцов эстетически ценного поведения по отношению к окружающим;

- актуализацию и поддержку проявления симпатии, привязанности детей друг к другу;

- разъяснение детям значимости труда для человека;

- поощрение инициативы в оказании помощи товарищам, взрослым;

- право выбора ребенком роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений;

- обсуждение с ребенком, настроения близких, причину данного настроения, побуждение проявлять отзывчивость к переживаниям других, оказывать содействие, адекватную помощь;

- использование естественно возникающих в группе, дома ситуаций, а также художественной литературы, игр по сюжетам сказок, пения, рисования, различных видов театрализации с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей.

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- ими­тационно-образные игры;

- режиссерские игры;

- сюжетно-ролевые игры детей связанные с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия близких взрослых;

- игровые ситуации;

- инсценировки с народными игрушками,

- хороводные народные игры;

- дидактические игры;

- игры с бытовыми предметами;

- просмотр мультипликационных фильмов, сюжетов несложных иллюстраций и картинок;

- импровизации с персонажами народных сказок (пальчиковый, варежковый театр и др.);

- игры с подвижными игрушками, игрушками-забавами;

- проблемная ситуация,

- игры-имитации;

- ряжение, театрализованная игра;

- игры с предметами и дидактическими игрушками;

- жизненные и игровые развивающие ситуации;

- чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к роди­телям, заботы о животных;

- загадки;

- создание коллекций;

- экскурсии с целью ориентировки в ближайшем окружении;

- ситуации добрых дел;

- совместное рассматривание семейных фотографий, фотографий близких друзей;

- наблюдением за трудом взрослых и посильное участие в труде взрослых;

- описательный рассказ;

- обсуждение детского опыта;

- ролевые диалоги;

- чтение художественной литературы;

- беседа о семье, о семейных событиях;

- ознакомление с правилами культурного поведения;

- целевые прогулки по улицам родного города (села);

- разучивание стихов и песен о городе (селе);

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи воспитания и обучения:

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о ближайшем природном окружении.

2. Обогащать представления ребенка о растениях, животных, че­ловеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в бли­жайшем окружении, побуждать стремление быть доброжелательными в общении с животными.

3. Вовлекать ребенка в элементарную познавательную, исследовательскую деятель­ность по изучению объектов окружающей природы.

4. Побуждать ребенка к непосредственному проявлению эмоционального отклика, переживания радости, удивления, восхищения от общения с объектами живой и неживой природы ближайшего окружения.

5. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки ребенка, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

6. Способствовать накоплению у ребенка представлений об особенностях сезонных явлений природы ближайшего окружения, приспособления растений и животных родного края к изменяющимся условиям среды.

7. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем.

Целевые ориентиры образовательной деятельности:

- ребенок проявляет интерес к животным и растениям ближайшего природного окружения;

- ребенок способен к целенаправленному наблюдению за объектами природного окружения;

-ребенок эмоционально откликается на красоту природы ближайшего окружения, проявляет со­чувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь;

- ребенок с удовольствием включается в поисково-исследовательскую де­ятельность познания природы ближайшего окружения как вместе со взрослым, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.

- ребенок способен устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы;

- ребенок проявляет самостоятельность в слежении за изменениями в погоде (календарь природы), жизни растений и животных от одного времени года к другому;

- ребенок способен различать объекты и явления окружающей природы по их признакам.

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование познавательной активности ребенка;

- поощрение многочисленных детских вопросов о предметах и явлениях ближайшего окружения, их связях и отношениях;

- обогащение представлений ребенка о растениях и животных, встречающихся в ближайшем окружении;

- поощрение самостоятельных «открытий» ребенком свойств объектов окружающей природы;

- организацию совместной с ребенком разнообразной деятельности в природе, ее охране и уходу за растениями и животными;

- экспериментирование ребенка с объектами неживой природы;

- создание условий на участке детского сада для наблюдений деятельности детей и взрослых в парковой и садово-огородной среде;

- обогащение детских представлений о мире природы, о связях между природными явлениями;

- проведение экскурсий природоведческого содержания в период наиболее интенсивных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с целью наблюдений и фиксаций таких изменений и установления причинно-следственных связей;

- приобщение ребенка к разнообразной деятельности в уголке природы, на участке детского сада в парковой и садово-огородной среде и содержания некоторых животных;

- организацию поисково-исследовательской деятельности (проведение опытов и экспериментов).

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- наблюдение;

- игры-экспериментирования;

- дидактическая игра;

- образные игры-имитации;

- игровые ситуации;

- рассматривание иллюстративно-наглядного материала;

- работа с календарем природы;

- чтение литературы природоведческого содержания;

- образовательные ситуации;

- составление описательных рассказов;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- отгадывание загадок;

- праздники;

- развлечения;

- просмотр видеофрагментов;

- игровое моделирование;

- рассматривание иллюстраций, художественных картин, репродукций;

- поделки из природного материала;

- продуктивная деятельность;

- познавательные, практические ситуации;

- чтение сказов П.П. Бажова;

- исследования и рассматривание изделий из металла (алюминиевые, стальные, чугунные);

- рассматривание иллюстраций: как добывают руду и выплавляют металл, прокатывают трубы;

- увлекательные путешествия по карте «Уральские горы»;

- подбор картинок с характерными видами ландшафта, наклеивание маленьких картинок (символов) на карту (животные, растения, одежда людей, виды транспорта и т.п.);

- подбор и рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала;

- «Путешествие» по городам, рекам, нахождение по карте Урала полезных ископаемых, выяснение - люди, каких национальностей живут на Урале.

- занятия-исследования «Путешествие по «реке времени»»;

- метод детско-родительских проектов: «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу», «Заповедники Урала» др.;

- выставки: «Урал – кладовая земли» - полезные ископаемые и камни-самоцветы;

- рассматривание уральских камней из имеющейся в детском саду (в семье) коллекции, определение схожести и различия, оформление коллекций;

- рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы;

- экомакеты «Луг», «Водоем», «Лес», «Горы», «Болото» и т.п.;

- дидактические игры «Зоологическое лото», «Животный мир Урала», «Мир растений Урала», «В ле­су, на лугу, в поле», «Ботаническое лото», «Живая природа Урала» и др.;

- рассуждение на темы «Наш общий дом», «Что я люблю в своем родном крае», «Как помочь при­роде родного края», «Что будет, если...»; «Как это изменить, чтобы...»;

- путешествия по экологической тропе;

- совмест­ные мероприятия с младшими детьми, направленные на помощь животным и растениям;

- ознакомление с экологическим правилами.

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи воспитания и обучения:

1. Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

2. Обогащать словарь ребенка в связи с расширением ориентировки в ближайшем окружающем пространстве (ознакомление с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни).

3. Поддерживать пробуждение лингвистического отношения ребенка к слову (игры со звуками, рифмами).

4. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений.

Целевые ориентиры образовательной деятельности:

- ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослы­ми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;

- ребенок совместно со взрослым охотно пересказывает потешки, знакомые сказки, играет со звуками, рифмами, словом;

- ребенок проявляет интерес к красоте и выразительности родного языка, языка художественного произведения, поэтического слова;

- ребенок инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные.

- ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование инициативных высказываний ребенка, обращений к взрослому с просьбами и предложениями;

- организацию игрового взаимодействия со сверстниками, взрослыми, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия;

- поддержку пробуждения лингвистического отношения к слову (игры со звуками, рифмами, словотворчество);

- обогащение словаря ребенка наименованиями разных частей речи (существительными, прилагательными, глаголами), обобщающими словами, антонимами на основе расширения представлений о мире ближайшего окружения;

- использование в практике общения описательных мо­нологов;

- со­здание условий для стимулирования потребности ребенка в общении со сверстниками.

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- проблемные, игровые образовательные ситуации, требующие размышления и рассуждения;

- словесные игры;

- рассматривание картин, иллюстраций, репродукций, предметов;

- наблюдения;

- “минутки диалога”;

- речевые игры;

- игры со звуком, словом;

- описательные, повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, иллюстрациям;

- составление описательных загадок и загадок со сравнением, описательные загадки о предметах и объектах живой и неживой окружающей природы.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи воспитания и обучения:

 

1. Развивать у ребенка представления о художественно-эстетическом образе, влияющем на его эмоциональное состояние,

2. Побуждать ребенка творить прекрасное в своей повседневной жизни через включение в процесс воспитания и обучения видов искусств - литературы, музыки, изобразительного искусства, народного фольклора, обеспечивающих творческую самореализацию своего «Я» в различных видах продуктивной деятельности.

3. Формировать и поддерживать интерес ребенка к народному литературному, музыкальному творчеству и декоративному искусству,

4. Расширять тематику детских работ, поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты, а также явления природы и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе, помогать выбирать сюжет коллективной работы;

5. Знакомить ребенка со спецификой зданий и их устройства в городе, селе (дома высокие, каменные, с балконами, лифтами, ванной; дома невысокие, как правило, деревянные, с печкой, садом, будкой для собаки и т.п.) в разных видах деятельности (рисовании, конструировании, слушании художественной литературы и др.).

6. Побуждать ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения народной музыки, знакомых образов и сюжетов.

7. Формировать у ребенка потребность в чтении книги как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым.

8. Поддерживать у ребенка устойчивый интерес к литературному, народному творчеству.

Решение образовательных задач предусматривает:

- поддержку стремления ребенка выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями;

- стимулирование ребенка на эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательную импровизацию под нее;

- поддержку желания ребенка отражать свои впечатления о про­слушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигу­рок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драма­тизации и т.д.;

- обеспечение ребенку возможности почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;

- поощрение инструментальной импровизации, с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

- включение народной музыки в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности;

- поддержку интереса ребенка к народному и декоративному искусству, искусству народных мастеров Урала;

- возможность использовать для рисования различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.);

- проявление уважения к художественным интересам и работам ребенка, бережного отношения к результатам его творческой деятельности;

- использование наблюдений в природе, ее звуков и классической музыки для того, чтобы помочь ребенку на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления об окружающем при­родном мире;

- поощрение желания ребенка придумать свои способы реали­зации задуманного в игре, в образно-игровых этюдах по текстам прибауток, сказок, литера­турных текстов и в ходе обсуждения созданных детьми образов героев с акцентом на вариативность создания образа;

- активизацию и поддержку проявления интереса у ребенка к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам; по­буждение стремление ребенка рассматривать, обыгрывать.

Целевые ориентиры образовательной деятельности:

- ребенок использует некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена героев народных сказок, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов;

- ребенок использует разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рас­сказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наи­зусть текста, в разных видах театрализованной деятельности;

- ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой худо­жественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений;

- ребенок откликается на интересные декоративно-оформи­тельские решения (украшение группы, елки, одежда взрослых, атрибуты игр), замечает новые красивые предметы в пространстве комнаты, здания (дома);

- ребенок проявляет интерес, положительное эмоциональ­ное отношение к посещению музея;

- ребенок различает некоторые предметы народных промыслов по материа­лам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности.

Формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- рисование, лепка, аппликация;

пение, слушание; музыкально-дидактические игры;

- составление коллажей;

- изготовление простых сувениров;

- декоративно-прикладное творчество;

- театрализованные игры;

- моделирование;

- чтение произведений народного фольклора;

- образно-игровые этюды;

- экспериментирование с изобразительными материалами;

- рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстети­чески привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи), элементов росписи (альбомы, листы), а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка);

- настольно-печатные игры;

- «озвучивание картины» - подбор музыкального сопровождения, звуков к образу;

- иллюстрирование книг;

- мини-музеи;

- игра на народных музыкальных инструментах

Конкретное содержание образования по данному возрасту представлено в программе: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале:образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.

Содержание программы «Знакомство с народной культурой» представлено по 4 направлениям:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

 

Образовательные области Содержание
Познавательное развитие Знакомство с народными традициями и культурой, обрядами, праздниками: Покров, Рождество, Масленица, Сороки – 22 марта, Алексей с гор потоки – 30 марта, Вербное воскресенье, Пасха – Красная горка; расширение знаний об истории своего народа и всего, что его окружает (история народа, народный быт, уклад; знакомство с народными промыслами
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к русским народным песням, потешкам, народным играм, хороводам; знакомство с народными промыслами (хохлома, городец, урало-сибирская, мезенская, тагильская роспись)
Речевое развитие Чтение произведений народного фольклора (сказки, потешки, небылицы, прибаутки); заучивание скороговорок, пословиц, поговорок, потешек, прибауток; пересказывание сказок; чтение по ролям; инсценирование коротких народных произведений
Социально-коммуникативное формирование уважительного отношения к своим истокам, к своей семье, к своему народу, стране; воспитание дружелюбия, умения устанавливать контакты в игре, подчиняться правилам

 

Формы образовательной работы

Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность в режимных моментах Создание условий для реализации задач образования
Игровые занятия по познавательно-речевому и музыкальному развитию ярмарки посиделки колядки   оформление фрагмента русской избы пополнение методического кабинета пособиями и предметами быта, методическими разработками по темам

 

Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребёнка одновременно с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами. Историей, рукодельем. Ремёслами. Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти: бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях. Основной особенностью работы с детьми по народному календарю является гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни. Занятия носят комплексный тематический характер и проводятся в группах детей 5, 6-го и 7-го годов жизни) в игровой форме в уголке русской избы с использованием разнообразного демонстрационного и наглядного дидактического материала, а также технических средств обучения, планируется 1 занятие и еженедельно планируются тематические беседы.

Методическое обеспечение образовательной программы «Мы живем на Урале» и «Знакомство с народной культурой»

Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд,, перераб. и доп. – Спб. Детство-Пресс, 2010

Образовательная область «Физическое развитие»:

1. Подвижные игры народов Урала. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009. Составители: Толстикова О.В., Васюкова С. В., Морозова О.И., Воронина С.Н., Худякова Т.А., Баталова Н. А., Крючкова Г.А.,Крыжановская Л.А.

2. Игры на асфальте. Методические рекомендации / Сост. Воронцова О., Воробьева Л. - Екатеринбург: ИРРО. – 2009.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». 2011г. – 75 с.

Образовательная область «Художественное-эстетическое развитие»:

1. Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Методическое пособие / Сост. Толстикова О.В., Мочалова Л.П., Сысоева М.С. – Екатеринбург: ИРРО, 2008.

2. Козицына М.В., Мир игрушки: кукла. Интегрированная программа познавательно-творческого развития личности дошкольника. – Екатеринбург: ИРРО, 2005.

3. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала / Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2010г.

Образовательная область «Развитие речи»:

Предупреждение речевых нарушений детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Толстикова О.В., Царева М.В., Костромина О.В. – Екатеринбург: ИРРО. – 2010. – 57 с.

 

  1. Способы направления поддержки детской инициативы

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятел

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...