Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели эффективности организации ПРТС работ

Процесс продвижения товара от производителя к потребителю состоит из опе­раций подготовки груза к транспортированию, погрузки-выгрузки, складских и собственно транспортных (перевозочных) операций. Объем погрузочно-разгру­зочных работ и складских операций зависит от выбора транспортных средств и организации перевозочного процесса. Процессы производства погрузочно-раз­грузочных работ и складских операций могут быть механизированными, ком­плексно-механизированными и автоматизированными. Здесь следует заметить, что операции, связанные с подъемом и перемещением грузов, принято называть основными, а операции, с ними не связанные, такие как застропка, отстропка, от­тяжка при подъеме и укладке груза – вспомогательными.

Так вот, к механизированным относятся процессы, в которых основные опе­рации вы­полняются машинами, а некоторые вспомогательные производятся вручную, так как механи­зация этих операций трудно осуществима или в данный момент неэффективна. В этих случаях ручной труд на указанных операциях до­пускается временно до создания экономически эффек­тивных устройств или при­спо­соблений.

К комплексно-механизированным процессам относятся те, у которых все операции выполняются машинами и оборудованием, а за человеком остается управление, регулирование и контроль за работой машин. При автоматизиро­ванном процессе предусматривается применение машин и устройств, дейст­вующих автоматически без участия человека в управлении, регулирова­нии и контроле за ними.

Если при выполнении грузовых операций автоматизированы лишь отдель­ные основ­ные дей­ствия машин и устройств или процессы контроля, регулирова­ния и управления, то автоматизация называется частичной. Она подлежит в дальнейшем замене на комплексную, при которой все операции и процессы кон­троля, управления и регулирования автоматизированы так, что заданная произ­водительность и качество работы достигаются без вмешательства человека. В функции человека остаются наблюдение за работой машины и готовность при необходимости принять управление на себя.

Основным количественным показателем состояния погрузочно-
разгрузочных и складских работ является уровень их механизации. Уровень механизации определяется как отношение объема работ, выполненных механизи­рованным способом, ко всему объему погрузочно-разгрузочных работ, то есть:

,

где Qмi — объем работ по i - му роду груза, выполненный механизи­рованным или ком­плексно-механизированным способом, т;

Qобi — общий объем работ по i – му грузу, т;

i – количество наименований перерабатываемых на объекте грузов.

Этот показатель служит базой для разработки мероприятий по ликвидации ручного труда и определения потребно­сти в подъемно-транспортном оборудо­ва­нии. В нем непосредственно не отражается ко­личество рабочих, занятых на гру­зовых операциях. Учетом трудоемкости процесса может служить другой показа­тель — степень механизации труда или комплексной механизации труда, выра­жаемый от­ноше­нием трудовых затрат при механизации или комплексной меха­низации к общим трудо­вым затратам на весь объем работ:

,

где Fмi — трудоемкость в чел-ч/т (чел-ч/м3) механизированных или ком­плексно-механизиро­ванных ра­бот по i - му роду груза;

Fобi — трудоемкость в чел-ч/т (чел-ч/м3) всего объема работ по i - му роду груза.

Чрезвычайно важным показателем является производительность труда. Она оценивает сте­пень эффективности использо­вания рабочей силы. От уровня произ­водительности труда зависит эффективность исполь­зования в производстве мате­риально-технических ресурсов, основ­ных фондов, результаты всей хозяйственной деятельности ТГК и, прежде всего, уровень себестоимости грузопереработки. Рост производительности труда является основным факто­ром ускорения окупае­мости инвестиций. В зависимости от способа измерения продукции существует три метода определения производительности труда: натураль­ный, стоимостной и трудовой.

При натуральном методе производительность труда измеряют объемом пере­работанного за год груза, приходящимся на 1 работника:

,

где Чсп – численность списочного контингента работников, чел.

В этой формуле, правда, не отражаются технологические особенности ТГК и фактические объемы грузопереработки. Если в расчет принять годовую гру­зопереработку Г, то производительность труда составит:

.

Этот метод соответствует объективной оценке уровня эффективности труда, но экономической оценки процесса он не содержит.

 

9.4. Сравнение конкурирующих и выбор рационального варианта ТГК

Строительство новых, реконструкция и модернизация существующих транс­портно-грузовых комплексов связаны с вложением материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. Инвестиции требуются на строительство современ­ных складов, приобретение новых подъемно-транспортных машин и подвижного состава, внедрение телекоммуникационных систем и средств автоматизации управления, новых автомобильных и железных дорог, мостов, и др.

Имеющиеся материальные и денежные ресурсы всегда ограничены, по­этому необходимо тща­тельное технико-экономическое обоснование направ­ления капи­таловложений. Решение этой за­дачи осложняется тем, что раз­личные варианты инвестиций, в том числе и в транспортно-грузовых системах, различаются сро­ками и этапностью их внедрения, объектом капитальных затрат, спо­собом финан­сирования.

При определении эффективности мероприятий, связанных с созданием новой техники или новых технологических процессов, производят срав­нение с базо­выми вариантами, в качестве которых принимаются:

· на этапе научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ - показа­тели лучших образцов подобной техники, соз­данной в зарубежных странах и в России;

· на этапе освоения новой техники и технологии, их внедрения - показа­тели за­меняемой техники и технологии.

Важным требованием к расчетам технико-экономической эффективности инве­стиционных ре­шений является сопоставимость сравниваемых вариан­тов. Это дос­тигается всесторонней оценкой проекта по качественным пара­метрам техники, по фактору времени, по социальным и экологиче­ским по­следствиям, по затратам, связанным с социальными меро­приятиями и охра­ной окружаю­щей среды.

При определении капитальных затрат важно установить их полный со­став, ни­чего не упустив из виду. Расчеты эффективности основаны на соизмерении затрат с результатами, с эффектом от реали­зации продукции.

Эффектом называется конечный про­изводственный результат, полученный от внедрения того или иного проекта. Эффектом может быть повышение ритмич­ности транспортного обслуживания основного производства, переход к использо­ванию ПТМ с лучшими технико-эксплуатационными характеристиками, автома­тизация информационных процессов и др. Экономический эффект определяется как разность между доходами и расходами.

Эффект (положительный или отрицательный) может проявляться не только не­посредственно на объекте инвестиций, но и в смежных отраслях экономики. Это так называемый внешний эффект. Например, в результате строительства ТГК могут ухудшиться условия в рыбном хозяйстве, расположенном ниже по течению реки, что, потребует дополнительных инвестиций на нейтрализацию ущерба окружаю­щей среде.

Достижение эффекта связано с затратами труда, материальных и финансовых средств. Этими затратами могут быть и единовременные вложения на создание или увеличение основных средств и оборотных фондов, и текущие издержки. Со­отношение эффекта и затрат, необходимых для его достиже­ния, и определяет эф­фективность проекта. Эффективность проекта может определяться по-разному. Экономическая эффективность – это отношение прибыли к затратам, вы­звав­шим эту прибыль.

Технико-эксплуатационная эффективность характеризуется отношением тех­нического или экс­плуатационного эффекта в виде улучшения техниче­ского пара­метра или качественного показателя к трудовым или стоимост­ным затратам, на­пример: отношение увеличения количества отгруженных со склада грузов к за­тратам рабочего времени на это увеличение, т/чел.∙ч.

Соизмерение затрат, различающихся по своим источникам, времени осуществ­ления и дру­гим показателям, с ожидаемыми результатами требует специальной методики, учитывающей рыночные условия современной экономики. С точки зрения инвестора проект является эффективным, если эффект от его реализации по­ло­жителен. При сравнении альтернативных проектов вы­бирается вариант с максимальным зна­чением эффекта. Оценка эффективности выполня­ется как на стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) про­екта, так и на стадии его осуществления (экономического мониторинга).

В процессе реализации инвестиционного проекта капитальные вло­жения могут осуще­ств­ляться в разное время, особенно при поэтапном на­ращивании мощности объекта. Текущие затраты и результаты инвестиций также распределены на всем протяже­нии расчетного периода.

При решении всех задач с разновременными затратами и эффектом не­обходимо привести их к одному моменту времени. Экономическая сущность учета фактора времени состоит в том, что изъ­ятые из омертвления или от­сроченные вложения средств могут быть использованы в другом про­екте и давать доход. И, наоборот, чем позже получены финансовые результаты инвестиций, тем меньшую прибыль они успеют дать до окончания расчет­ного периода.

Приведение разновременных значений денежных потоков к их ценности в ка­кой-либо один момент времени - к моменту приведения - называется дисконти­рованием. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов к од­ному мо­менту ис­пользу­ется норма дисконта Е, равная приемлемой для инве­стора норме дохода на капитал (стоимо­сти капитала).

Смысл нормы дисконта можно пояснить так: если суммы средств К оказались омертвленными на год, то к концу этого года за счет потерянного дохода на капи­тал вложенные средства превратятся в величину (будут равноценны величине)

Кс = К + Е К = К (1+Е ) ,

а при замораживании на два года:

Кс = К (1+Е) + Е [ К (1+Е) ] = К (1+Е)2 .

В общем случае, при замораживании на t лет, приведенные к концу расчетного года средства составляют

Кпр = К (1+Е) t .

Если, например, Е = 0,1 и прирост чистой прибыли может быть полностью ис­пользован для получения дохода, то эффективность через 7 лет составит (1+0,1)7 = 1,95, то есть первоначальный капитал почти удвоится.

Для сравнения различных инвестиционных проектов могут быть использованы различные показатели:

· чистый доход;

· чистый дисконтированный доход;

· индекс доходности;

· внутренняя норма доходности;

· срок окупаемости;

· приведенные затраты.

Порядок их расчета и применения детально рассматривает дисциплина «Экономика железнодорожного транспорта». Поэтому здесь можно ограничиться упрощенными приемами сравнения вариантов ТГК – по срокам окупаемости и приведенным затратам. Сроком окупаемости называется минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого экономиче­ский эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок оку­паемости определяет момент, начиная с которого первона­чальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проек­том, покрыва­ются сум­мар­ными результатами осуществления проекта.

Встречается и другое, упрощенное толкование понятия "срок окупаемо­сти", ко­гда под этой ве­личиной подразумевается период, за который допол­нительные ка­питаловложения в один из двух сравниваемых вариантов ком­пенсируются сокра­щением текущих затрат. В этом случае срок окупаемости равен:

 

,

где К1 , К 2 – единовременные затраты (капиталовложения) в 1 и 2 вариантах;

Э1, Э2 - текущие издержки (эксплуатационные расходы) без учета капитало-
вложений по первому и второму вариантам за год.

Величина, обратная Tок , носит название коэффициента эффективности:

 

.

 

В этих формулах Ток характеризует относительную эффективность одного из вариантов по срав­нению с другим. Если же рассматривается лишь один вариант и, следовательно, К1=0, то Э1 – текущие затраты в существующей системе, К2 и Э2 - соответственно капиталовложения и текущие затраты в рассматриваемом варианте, а величина Ток характеризует его абсолютную эффективность.

Рассматриваемые формулы упрощены, они предусматривают разовые (одноэтапные) капиталовложения и, кроме того, не учитывают дисконтирования текущих затрат, что не соответствует реальным условиям.

Величина Еэф указывает на долю дополнительно инвестируемых средств, кото­рые компенсируются в течение года получаемым при реализации дан­ного вари­анта со­кращением текущих затрат и является неким аналогом нормы дисконта. Из последней формулы следует:

 

или

 

Каждая из величин (ЕэфК + Э) называется приведенными затратами и пред­ставляет собой сумму текущих затрат по определенному варианту и ту часть еди­новременных капитальных затрат, которая подлежит ежегодной компенсации за счет экономии в текущих затратах с тем, чтобы полная компенсация дополни­тельных капитальных затрат произошла за Ток, лет. То есть из сравниваемых ва­риантов выгоднее тот, по которому приведенные расходы минимальны:

Следует иметь в виду, что сравнение вариантов только по величине Ток либо по приведенным затратам не учитывает многих факторов: распределения затрат и эффекта во времени, индивидуальных предпочтений инвесторов, цены капитала и других особенностей рыночной эко­но­мики и в современных условиях не может быть рекомендовано.

Вместе с тем, определение приведенных затрат с использованием нормативного значения Еэф, равного норме дисконта, широко используется в массовых инже­нерных расчетах, когда в учете перечисленных выше условий нет необходимости. Точность такого расчета может быть повышена исполь­зованием дисконтирован­ных значений К и Э.

Потребные для реализации проекта капитальные вложения К определяются вы­ражением:

где К1 – стоимость складских зданий и сооружений, тыс. руб.;

К2 – стоимость подъемно-транспортных машин и оборудования, тыс. руб.;

К3 – стоимость подвижного состава, тыс.руб.;

К4 – стоимость железнодорожных погрузочно-разгрузочных, подкрановых
путей, автомобильных дорог, тыс.руб.

Стоимость грузоподъемных машин зависит от их количества и цены одной машины, стоимость складских зданий и сооружений определяется их площадью или объемом и соответственно ценой 1 м2 площади или 1 м3 объема. Стоимость транспортирующих машин состоит из стоимости оконечных устройств (привод­ной и разгрузочной станции конвейера, землесоса, зумпфа и водоотделителя гид­ротранспортной установки, пневмоперегружателя и отделителя пневмотранс­портной установки и др.) и стоимости их линейных частей, которая зависит от их протяженности. Стоимость линейных строительных сооружений также зависит от их длины и цены 1 погонного метра. Расчет инвестиций на реализацию проекта ТГК может быть произведен в табличной форме (табл. 9.2). Одновременно в этой таблице удобно вычислить и амортизационные отчисления, предназначен­ные для возмещения износа основных фондов (зданий, сооружений, машин).

Таблица 9.2

Пример расчета капитальных затрат на сооружение ТГК и амортизационных отчислений

Наименование Единица измерения Количество Цена за единицу измерения, тыс. руб. Стоимость, тыс.руб. Норма амортизации, % Сумма амортизаци­онных отчислений, тыс.руб.
Здание крытого склада железобетонное высотой 10,8 м м2 6,2 1,2 160,7
Здание (ангар) из легких металлических конструкций шириной 24 м, высотой 7,5 м утепленное м2   1,8   1,6     41,5
Стеллаж для поддонов, размер ячейки1400х800х900, нагрузка на полку 380 кг, серия «Уницинк» пакето-место 0,7   1,6     26,9
Кран-штабелер мостовой, грузоподъем­ность 1 т, пролет 11,1 м шт   34,6
Кран мостовой, грузоподъемность 10 т, пролет 22,5 м шт.    
Напольный электроштабелер EBS32/12 (Италия)¸грузоподъемность 1,2 т, высота подъема 3,2 м шт.      
Мобильная эстакада для обработки ваго­нов и автомобилей шт.       32,8
Электропогрузчик ЭП-1560, грузоподъем­ность 1,5 т шт.     123.2
Площадка открытого склада с железобе­тонной одеждой м2 1,1   4,5   168,3
Приемный бункер м3 1,2 6,5
Кран козловой электрический КК-20/5, пролет 32 м шт.    
Путь подкрановый для козлового крана м 1,7 4,2 7,1
Кран железнодорожный КЖ-561, грузо­подъемность 25 т шт.     176,5
Путь железнодорожный м 3,5 4,8 58,8
Дорога автомобильная м2 0,9 97,2
Ленточный конвейер, ширина ленты 600 мм приводная станция шт. 5,2
линейная часть м 5,1 45,9
натяжная станция шт. 1,9
разгрузочная тележка шт. 5,4
Экскаватор-погрузчик ТО-49, грузоподъ­емность 0,75 т шт. 16.7   58,5
И Т О Г О         1220,8

 

 

Общую сумму текущих затрат на переработку грузов ТГК называют эксплуатационными расходами, а удельную величину затрат, приходящихся на 1 т переработанного груза, - себестоимостью погрузочно-разгрузочных работ.

Все затраты, образующие себестоимость продук­ции, группируются в зависимо­сти от экономического содержания по следующим элементам:

· материальные затраты Эм;

· затраты на оплату труда Эот;

· отчисления на социальные нужды Эсн;

· амортизация основных фондов Эа;

· прочие затраты Эп.

К материальным затратам относятся: материалы, расходуемые на ремонт и со­держание зданий, сооружений и машин; топливо и энергия; износ ма­лоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. Затраты на оплату труда включают ос­новную и дополнительную оплату труда основного производственного персо­нала пред­приятия. Отчисления на социальные нужды – это взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Они производятся по определён­ным нормативам от фонда оплаты труда. Величина этих нормативов ус­танавливается в законодательном порядке. К амортизации основных фондов от­носятся все амортизационные отчисления по основным средствам.

Прочие затраты – это налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисле­ния, производимые в соответствии с установленным законодательством поряд­ком, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, износ нематериаль­ных активов, представительские расходы, расходы на подготовку кадров и др.

То есть, текущие расходы определяются по формуле:

, руб.

Результаты расчетов общей суммы текущих расходов и себестоимости калькуляционной единицы представляются в табличной форме (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Калькуляция себестоимости грузопереработки на 2005 г.

№ п/п Наименование расходов Расходы
Всего, руб на 1 т, руб.
1.     2. 3. 4. 5. Материальные затраты, всего в том числе: - топливо - электроэнергия - ремонт и техническое об­служивание подвижного состава и погрузочно- разгрузочных машин - ремонт зданий и сооружений Основная и дополнительная заработная плата Отчисления на социальные нужды Амортизационные отчисления Прочие      
    ИТОГО    

 

Для корректного расчета текущих расходов (калькуляции) требуется достаточно полная информационная база. На этапе предварительной оценки можно ограничиться приближенными расчетами. Материальные затраты определяются по каждому объекту и затем суммируются. Так затраты на топливо для каждой ПТМ с двигателем внутреннего сгорания составляют:

Этi= ст Тг Тс кв d Ni , руб.,

где ст – цена 1 кг топлива, руб.;

d – норма расхода топлива, кг/кВтч;

Ni – мощность двигателя i–той ПТМ, кВт.

Затраты на силовую электроэнергию для i–той ПТМ равны:

Ээсi= сэс Тг Тс кв км Ni , руб.,

где сэс – тариф на 1 кВтч силовой электроэнергии, руб.;

км – коэффициент неодновременности работы механизмов ПТМ;

Ni - установленная мощность электродвигателей на i–той ПТМ, кВт. Затраты на осветительную электроэнергию по i –тому участку склада составляют:

Эоi = сэо Тг Тс δ Fi ρ, руб.,

где сэо – тариф на 1 кВтч силовой электроэнергии, руб.;

δ – коэффициент, учитывающий продолжительность освещения в тече-
ние суток;

Fi –площадь i –го участка склада, м2;

ρ - норма освещенности i –го участка склада, кВт/м2 (для открытых

складов ρ = 0,01; для закрытых – 0,015; для служебных помещений – 0,02).

После выполнения расчетов по каждому объекту результаты суммируются и заносятся в табл.19.3.

Затраты на ремонтные материалы при приближенных расчетах можно принять в размере 3% от стоимости основных фондов для технических средств и 0,5% для зданий и сооружениий.

Затраты на оплату труда равны

,

где Чпр, Чр, Чс, Чдс – списочная численность соответственно
рабочих, руководителей, специалистов и других специалистов, чел.;

Зпр, Зр, Зс, Здс – среднемесячная заработная плата соответственно
рабочих, руководителей, специалистов и других специалистов, руб.

Отчисления на социальные нужды составляют в настоящее время 35,6% от Эот, в том числе Пенсионный фонд 28%, Фонд обязательного медицинского стра­хования – 3,6% и Фонд социального страхования – 4%, то есть:

Эсн= 0,356 Эот, руб.

Амортизационные отчисления определяются для каждого объекта по формуле:

Эаi Кi 10-2 , руб.,

где τi – норма амортизации на i-тый объект, %;

Кi – капитальные вложения на i-тый объект, руб.

Представляет интерес себестоимость переработки 1 т груза с:
, руб./т

Знаменатель в последнем выражении представляет собой грузооборот ТГК.

Теперь есть все необходимое, чтобы определить приведенные затраты и выбрать лучший из сравниваемых вариант ТГК. Полученные показатели сводятся в табл. 9.4.

Таблица 9.4

Сводные показатели по вариантам ТГК

№ п/п Наименование показателя Вариант
I I I
Годовой грузопоток, тыс.т    
Годовой грузооборот, тыс.т    
Годовая грузопереработка, тыс.т·оп.    
Текущие расходы, тыс.руб.    
Капитальные вложения, тыс.руб.    
Приведенные затраты, тыс.руб.    
Численность персонала, чел.    
Себестоимость переработки 1 т, руб./т    
Производительность труда, тыс.т·оп./чел.·год    

 

 

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

 

Общий объем грузопереработки в России составляет более 60 млрд. т-опера­ций/год. На их выполнении занято около 6 млн. человек. Известны различные формы организации погрузочно-разгрузочных работ и склад­ких операций: они производятся транспортными организациями либо непосредственно отправите­лями и получателями грузов. На магистральном железнодорожном транспорте места погрузки-выгрузки и хранения грузов (грузовые районы, терминалы) находятся в ведении железнодорожных станций, а работы ­на них ведут ме­ханизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ ОАО «РЖД».

В морских и речных портах организованы грузовые районы, производственно-пере­грузочные комплексы, складские терминалы, оснащенные перегрузочной техникой. Средствами отправителей и получателей погрузочно-разгрузочные ра­боты выполня­ются на подъездных путях и причалах, принадлежа­щих отдельным предприятиям. Основная доля грузовых работ осуществляется силами и средствами отправителей и получателей грузов. Их основная задача – снижение доли расходов на транспортно-складские работы в себестоимости продукции предприятия.

Для ее решения в последние годы применяются методы логистики, которые могут быть реализованы с помощью современных информационных технологий. Для решения такой част­ной задачи, как оптимизация организации погрузочно-разгрузочных и склад­ских работ, необходима текущая информация о подходе грузов с внешнего транспорта и выполнении заявок на подачу вагонов и автомобилей под по­грузку, о техническом состоянии и занятости ПТМ; наличии свободных храни­лищ на складах и потребностях технологических агрегатов обслуживаемого предприятия; обеспеченности механизаторами и рабочими, о разных стоимо­стных показателях и т.д. и соответствующее программное обеспечение. В качестве критерия эффективности принимаемых решений применяются частные (локальные) и комплексные (обобщенные) показатели: уровень и степень механизации, производительность труда, себестоимость грузопереработки, приведенные затраты и т.д.

Достижение эффекта связано с затратами труда, материальных и финан­совых средств. Этими затратами могут быть и единовременные вложения на создание или увеличение основных средств и оборотных фондов, и текущие издержки. Со­отношение эффекта и затрат, необходимых для его достиже­ния, и определяет эф­фективность проекта.

Технико-эксплуатационная эффективность характеризуется отношением тех­нического или экс­плуатационного эффекта в виде улучшения техниче­ского пара­метра или качественного показателя к трудовым или стоимост­ным затратам, на­пример: отношение увеличения количества отгруженных со склада грузов к за­тратам рабочего времени на это увеличение, т/чел.∙ч.

Оценка эффективности выполня­ется как на стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) про­екта, так и на стадии его осуществления. При укрупненной оценке эффективности варианта строительства или реконструкции ТГК в качестве критерия эффективности могут быть приняты приведенные затраты.

 

ПОВТОРИМ

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...