Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика показателей и уровней сформированности познавательной активности

Активность как черта личности предполагает определенное состояние субъекта, возникающее на основе потребностей, мотивов, интересов, которые способствуют определению цели. Волевые усилия переводят стремление личности в саму деятельность.

В деятельности прослеживается цепочка: потребности – мотивы – интересы – цель.

Авторские подход к выделению критериев и показателей познавательной активности.

Е.C.Орлова: 1) любознательность; 2) самостоятельность; 3) волевые усилия; 4) целенаправленная организация учебного труда; 5) умение распределять время и рационально его использовать; 6) темп, быстрота выполнения заданий; 7) инициативность; 8) конкретные результаты учебы; 9) помощь товарищам по учебе; уважение к людям.

Е.А.Терехова, В.В.Зайко: 1) устойчивый познавательный интерес; 2) сформированность эмоционально-волевой сфер; 3) практическая направленность личности на добывании новых знаний; 4) общественно значимый характер познавательной деятельности.

По мнению Е.Э. Кригер, важны такие характеристики познавательной активности как самостоятельность, инициативность, целеустремленность в деятельности

Д. Годовикова: 1) внимание и особый интерес к предмету; 2) эмоциональное отношение к предмету; 3) действия, направленные на лучшее распознавание устройства предмета и понимание его функционального назначения; при этом важны интенсивность обследования (определяется по общему количеству этих действий) и его качество (судить по разнообразию действий и смене одних типов другими), а также паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете; 4) постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

В.В.Щетинина: 1) устойчивость познавательного интереса (наличие познавательных вопросов; длительность сохранения интереса; проявление инициативности в поисковой деятельности; наличие стремления к самостоятельной поисковой деятельности); 2) сформированность эмоционально-волевой сферы (умение длительно, сосредоточенно работать; умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; проявление активности и настойчивости в овладении знаниями; проявление позитивного отношения к поисковой деятельности и интеллектуальных эмоций); 3) практическая подготовленность к поисковой деятельности (умения получать знаний, использовать их в деятельности; осуществлять поисковые действия при решении поисковых задач; осуществлять самостоятельную, целенаправленную, внутренне структурированную поисковую деятельность).

Различные подходы к определению уровней познавательной активности.

Д.Б.Богоявленская, И.П.Петухов:

1) репродуктивный, характеризующийся пассивностью, инертностью, отсутствием интеллектуальной инициативы;

2) эвристический, отличающийся стремлением усовершенствовать познавательную деятельность;

3) креативный, характеризующийся инициативой в постановке задач, в стремлении выяснить причинные связи и зависимости.

Г.И. Щукина.

1. Репродуктивно-подражательная активность: опыт учебной деятельности накапливается через усвоение образцов; собственная активность в учебной деятельности недостаточна.

2. Поисково-исполнительский: ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения.

3. Творческая активность: учебная задача может ставиться самим учеником, он предлагает и способы ее решения; пути решения новые, нестандартны.

Ж.Н. Тельнова.

1. Низший уровень: проявляется кратковременный интерес, только в исключительных случаях и только на новый фактический материал; учебные действия как таковые отсутствуют, выполняются лишь отдельные операции, внутренне не связанные друг с другом.

2. Низкий уровень: периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении фактического, конкретного материала, иногда и собственно познавательного, теоретического; ребенок задает вопросы, касающиеся этого материала, однако интерес его неустойчив, быстро теряется; работа часто не доводится до конца.

3. Средний уровень: обнаруживается неустойчивый, ситуативный познавательный интерес в положительных эмоциональных реакциях не только на новый фактический, теоретический материал, но и на способ решения новой задачи, с которой они сталкиваются; активность проявляется преимущественно лишь в сотрудничестве со взрослым или под его непосредственным контролем.

1. Высокий уровень: проявляется устойчивый учебно-познавательный интерес, который возникает на способ решения задачи; усвоение материала хорошее, но не проявляется самостоятельность в рассуждениях и деятельности; знакомство с новым вызывает оживление, поэтому внешняя активность, в основном, высокая.

2. Высший уровень: хорошее владение учебным материалом в пределах программы, и часто сверх нее; наличие интереса к сущности того или иного явления, события; дети легко схватывают и запоминают учебный материал, самостоятельно рассуждают, сносят элементы творчества в выполнении задания.

Д.Годовикова выделила уровни познавательной активности детей, которые характерны для разных периодов дошкольного возраста и определяются содержанием познавательной потребности и уровнем самоорганизации:

Первый уровень познавательной активности характеризуется отсутствием у детей интереса к предметам неясного назначения, стремлением к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами, знакомым по своему функциональному назначению; внешней регуляцией поиска; господством предметов над активностью детей, определением уровня интереса самим предметом (к внешним их свойствам). Этот уровень наблюдается у детей 3 – 4 дет (возможен и в 4 –5 лет).

Второй уровень познавательной активности детей характеризуется стремлением к игрушкам и предметам, имеющим определенные функции; интересом к функциональным качествам предметов, возможности различного их использования, апробированию функциональных свойств; стремлением проникнуть в скрытые свойства предмет; определением уровня интереса к функциональным качествам предметов и подчинением регуляции их поиска эмоциям и помощи взрослого. Этот уровень типичен для детей 4-5 лет.

Третий уровень познавательной активности характеризуется тем, что интерес и активность детей вызывают скрытые, внутренние свойства предметов, внутренние, понятийные образования; активность направляется целью - достичь желаемого результата (цель может быть не достигнута, но стремление к успеху сохраняется надолго). Уровень интереса, поиск определяется самоорганизацией, опосредованно. Этот уровень достигается многими детьми старшего дошкольного возраста.

В.В.Щетинина: Высокий уровень характеризовался наличием позитивного отношения и устойчивого интереса к поисковой деятельности; проявлением инициативы и самостоятельности при решении поисковых задач; умением осознанно определять и осуществлять адекватные поисковые действия практического и мыслительного характера, приводящие к установление всей системы взаимосвязей в проблемной ситуации; умением осуществлять целенаправленную поисковую деятельность с максимальной опорой на имеющиеся знания и опыт; доводить начатое дело до конца.

Средний уровень характеризовался ситуативно-неустойчивым проявлением позитивного отношения и интереса к поисковой деятельности; умением решать поисковые задачи и осуществлять целенаправленную поисковую деятельности только под руководством взрослого и при недостаточной опоре на имеющиеся знания и опыт; поисковыми действиями, имеющими характер непоследовательных, хаотичных проб, приводящих к выделению отдельных функциональных связей проблемной ситуации.

Низкий уровень характеризовался отсутствием положительного отношения и интереса к поисковой деятельности; отсутствием инициативы и самостоятельности в овладении знаниями; неспособностью решать поисковые задачи, используя приобретенные знания и опыт, и осуществлять целенаправленную поисковую деятельность даже с помощью взрослого; поисковыми действиями, имеющими характер отдельных проб, не выявляющими функциональные взаимозависимости проблемной ситуации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...