Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль познавательно-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности

Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания.

Для развития познавательной активности важен характер деятельности.

В современных исследованиях (Н.И. Апполонова, Д.И.Воробьева. З.А.Грачева, Т.А.Куликова, Н.Н.Поддъяков. Л.М. Маневцова, А.К.Матвеева, Н.К.Постникова, В.В.Щетинина и др.) доказывают и преимущества использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками, которая является той деятельностью, каждый аспект которой представляет собой целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности, в том числе познавательной активности.

Именно поисковая деятельность (как разновидность познавательно-исследовательской деятельности) ставит ребенка в активную позицию по отношению к окружающей действительности, благодаря чему он оказывается субъектом этого процесса. Дети учатся ставить цели, придумывать разные способы решения возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий. Именно в поисковой деятельность дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, проявить собственную исследовательскую активность.

Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольника в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Использование в образовательном процессе поисковой деятельности (прежде всего в форме детского экспериментирования) способствует проявлению со-активности взрослого и ребенка, позволяет ребенку занять позицию равноправного партнерства.

В самом процессе поисковой деятельности заложена мотивация, определяющая развитие познавательной активности. В этом случае сам процесс приобретения знаний побуждает детей овладевать определенным кругом знаний, умений и навыков. Стремления овладевать знаниями - любознательность, неудержимое стремление познавать все новое, обуславливают удовольствие от удовлетворения любознательности в ходе деятельности ребенок, от сознания расширения собственных перспектив в смысле знакомства с действительностью, с открытием для себя ранее неизвестных сторон. (П.М. Якобсон).

Поисковая деятельность как вид познавательной деятельности воздействует на ум, волю, эмоции, чувства, желания, действия ребёнка.

В.В. Щетинина определяет поисковую деятельность детей дошкольного возраста как познавательную деятельность, которая направлена на решение задач проблемного характера, характеризуется вариативностью активно-преобразующих поисковых действий практического и мыслительного характера, позволяет осуществить всестороннее изучение объектов окружающей мира, предполагает высокую степень активности и самостоятельности детей.

Поисковая деятельность обеспечивает перевод активности, стимулируемой взрослым в собственную активность ребенка а результате формирование субъектной позиции ребенка в процессе накопления субъектного опыта данной деятельности, овладения ее компонентами.

Овладение детьми поисковой деятельности осуществляется в процессе решения познавательных задач и включает в себя:

1) выдвижение познавательных задач, которые решаются в процессе непосредственного активного наблюдения детей, участия в элементарных опытах, в беседах эвристического характера, организуемых воспитателем;

2) обеспечение различными приемами движение мысли ребенка от анализа факта к обобщению, к выводу, к первому маленькому «открытию», в которых самостоятельность ребенка относительна;

3) овладение средствами познания.

Модель развития познавательной активности детей в процессе поисковой деятельности (В.В. Щетинина)

В.В.Щетинина предложила следующую модель формирования познавательной активности, состоящей из взаимосвязанных компонентов, решающих определенные задач. Компоненты модели:

Информационный компонент имеет целью формирование первоначальных знаний с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности

Реализация задач данного блока предполагает включение в образовательный процесс проблемных, поисковых ситуаций, заданий и игр с материалами рукотворного мира (и предметами, изготовленных из них), обусловливающих (стимулирующих) проявление познавательной активности детей как в процессе поиска знаний об их свойствах и качествах, так и использовании уже полученных знаний.

Обеспечивается решение задачи формирование целостной картины мира (ФГТ).

Действенно-мыслительный компонент имеет целью обеспечение присвоения детьми поисковых действий.

Задачи действенно-мыслительного компонента:

- уметь осуществлять поисковые действия практического и мыслительного характера;

- уметь проявлять активность и самостоятельность в организации самостоятельной целенаправленной поисковой деятельности (ставить цель, планировать, устанавливать порядок действий, корректировать свои действия и др.);

- уметь использовать поисковые действия для получения новой информации.

Реализация задач данного компонента предполагает организацию содержательной поисковой деятельности детей, в процессе которой изменяется позиция ребенка от исполнителя заданной ему программы поисковых действий к позиции субъекта собственной поисковой деятельности.

Усиление активности достигается при использовании проблемных, поисковых ситуаций, заданий и игр, предполагающих прогнозирование результата предъявляемой деятельности (действий), принятия решения о правильности осуществленных действий, определение и формулирование цели (задачи) деятельности, действий по достижению запланированного результата и др.

Разновидности поисковой деятельности: моделирование, исследование, проектная деятельность, преобразовательная деятельности. Согласно ФГТ стоит задача развития познавательно-поисковой деятельности, следовательно развитие всех компонентов этих деятельностей.

Потребностно-мотивационный компонент имеет целью обеспечение проявления мотивов поисковой деятельности с материалами предметного мира, прежде всего познавательных как наиболее значимых.

Задачи потребностно-мотивационного компонента:

- вызывать желание познавать конкретные объекты и явления окружающего мира, стремление к самостоятельности в достижении целей поисковой деятельности;

- стимулировать интерес к поисковой деятельности;

- научить задавать о них вопросы познавательного характера.

Данный компонент реализуется через использование в образовательном процессе поисковых, творческих заданий, ситуаций, где желательные мотивы и цели складываются и развиваются с учетом и в контексте прошлого опыта ребенка, внутренних стремлений его индивидуальности.

При этом важно предусмотреть использование полученных знаний с целью получения результата, имеющего для ребенка личностную значимость (поделок, рассказа, рисунка, модели и др).

Эмоционально-волевой компонент предполагает развитие эмоциональной отзывчивости к конкретным объектам и явлениям окружающего мира, эмоционально-волевой готовности заниматься поисковой деятельностью с ними, развитие эмоционально-чувственного опыта ребенка в поисковой деятельности.

Задачи, которые решаются при реализации эмоционально-волевой компонента:

- уметь осуществлять оценку поисковой деятельности (результат и процесс его достижения);

- стимулировать проявление интеллектуальных эмоций в поисковой деятельности;

- уметь преодолевать затруднения при достижении цели поисковой деятельности.

Эмоционально-волевой компонент как составная часть других компонентов, является своеобразным психологическим механизмом, при помощи которого осуществляется психическое развитие ребенка и обеспечивается успешность их реализации.

Принципы реализации модели.

1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития,

2. Принцип зависимости формирования познавательной активности от обучения, от накопления субъектного опыта,

3. Принцип сознательности и поисковой активности утверждает

4. Принцип прогнозирования

5. Принцип «развивающейся интриги»

6. Принцип комплексного решения задач по всем компонентам модели

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...