Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И) Вождение по труднопроходимой местности. Использование штатных и подручных средств повышения проходимости автомобиля.

Целью занятий на первом этапе является привитие навыков управления машиной при движении вне дорог по труднопроходимой местности, характерной для дислокации воинских частей.

Участки труднопроходимой местности выбираются на маршруте совершения марша. Целесообразно о выбирать их на территории войсковых полигонов, по согласованию с командирами воинских частей, или на территории автодромов образовательных учреждений ДОСАААФ России. Участки пашни могут создаваться искусственно собственными силами.

Маршрут движения на пересеченной местности должен включать движение по песку (зимой — по снежной целине) (8), полевым, лесным, глинистым и другим дорогам, имеющим глубокую колею (7), по мокрому лугу, стерне (3), пахоте (4), опушке леса (5); преодоление канав (2),
оврагов (6), болот (1).

 

Особое внимание мастеров производственного обучения должно уделяться отработке приемов трогания с места и остановки, поворотов и разворотов, объездов и разъездов со встречным транспортом.

Движение по песку.Подъехав к участку, покрытому песком, нельзя пытаться преодолеть его с ходу — неизвестно, какая глубина песка в этом месте, что находится под песком и т. д. От знания этих параметров зависят безопасность и условия движения автомобиля по песчаному участку:

если глубина песка более 15 см, то песок, являясь вязким грунтом, затянет колеса автомобиля;

если под слоем песка есть твердое основание, то участок можно преодолеть с разгона, но при этом следует помнить, что при остановках автомобиля на таком участке тронуть его для дальнейшего движения очень трудно;

по сырому песку двигаться намного легче, чем по сухому, потому что колеса будут катиться преимущественно по верху такого участка при условии, что автомобиль будет ехать довольно быстро; малая же скорость приводит к «закапыванию» колес, а если автомобиль остановится, будет очень трудно тронуть его с места.

Попав на песчаный участок, обучаемый должен придерживаться такой последовательности действий:

на вязком песке или на песчаном участке большой протяженности необходимо заранее снизить давление воздуха в шинах;

включить пониженную передачу и не менять ее во время движения по участку, потому что смена передач может привести к остановке автомобиля и увязанию колес в песке;

направлять автомобиль так, чтобы правыми или левыми колесами двигаться по участкам местности с более твердым грунтом;

использовать полную мощность двигателя, наблюдая при этом за температурой охлаждающей жидкости и давлением в системе смазки двигателя, чтобы не допустить перегрева двигателя;

двигаться прямо, так как повороты на песчаном грунте могут вызвать остановку и буксование автомобиля.

При движении по песку необходимо помнить об угрозе заноса. Он может возникнуть тогда, когда автомобиль одним из колес съезжает с твердого участка дороги на песок, оказывающий большее сопротивление движению. Для предотвращения заноса необходимо повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

Если произошло «закапывание» ведущих колес, необходимо выполнить следующее:

подкопать передние и задние колеса, чтобы они не встречали большого сопротивления песка;

приподнять колеса и положить под них ветки, камни и другие подручные материалы;

удалить песок до твердого основания колеи и по возможности выложить колею подручным материалом;

установить передние колеса прямо по направлению движения автомобиля;

увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы не вызвать буксования колес; подать автомобиль назад по колее и тронуть его вперед;

если первая попытка не удалась, снова подложить под колеса подручные материалы, подкопать колею сзади колес и дополнительно «вымостить» ее.

Движение по снежной целине.При движении зимой по заснеженным участкам обучаемый должен преодолевать небольшие снежные заносы и сугробы с разгона, без переключения передач и поворотов. При проезде длинного заснеженного участка или большого сугроба водитель должен выполнить следующие рекомендации:

остановиться;

начать движение назад по старому следу, уплотняя таким образом колею;

проверить положение колес: если они стоят прямо, то сопротивление движению автомобиля должно быть небольшим; если же колеса повернуты, то выезд из сугроба будет затруднен, так как задние колеса начнут буксовать;

разогнать автомобиль и преодолевать оставшийся участок на возможно большой скорости;

если это не удается с первого раза, повторить маневр или подсыпать под колеса песок, подложить ветки или другой подручный материал.

Участки с глубоким снегом (максимально до половины диаметра колес) лучше всего преодолевать, используя цепи противоскольжения или снизив давление в шинах, двигаться с постоянно нажатой педалью управления подачи топлива на второй или третьей передаче, избегая буксования колес автомобиля в снегу.

При высоте снежного покрова больше половины диаметра колес проехать будет невозможно, необходима предварительная расчистка дороги. При движении по снежной целине на автомобилях повышенной проходимости следует включить передний ведущий мост и блокировку межосевого дифференциала, снизить давление в шинах до 0,5 кгс/см2.

Снежный покров любой плотности высотой менее дорожного просвета не является препятствием для машины. При большей высоте снежного покрова движение возможно, если плотность снега невелика.

Движение по грунтовым дорогам.Режим движения по грунтовым дорогам выбирается в зависимости от состояния дорожного полотна, времени года, метеоусловий.

Незначительно выбитая дорога позволяет двигаться с постоянной скоростью, без переключения передач, но при этом повышается интенсивность работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжают, пропускают между колесами или преодолевают на малой скорости после легкого притормаживания.

Большие ухабы, канавы и прочие препятствия преодолевают с переходом на низшие передачи. Канавы, придорожные кюветы преодолевают под прямым углом. При преодолении их под острым углом автомобиль может накрениться, что вызовет одностороннюю нагрузку на колеса и пробуксовку разгруженных колес. На влажном грунте автомобиль может соскользнуть в канаву.

По колее двигаться следует на одной из низших передач, выдерживая частоту вращения двигателя несколько выше средней, что обеспечивает преодоление труднопроходимых участков с разгона. Изменение скорости движения и торможение должны быть плавными, остановки не допускаются. Переключение передач при движении по колее нежелательно.

По глубокой колее автомобиль должен двигаться строго по ее середине. Обучаемый постоянно следит за глубиной колеи; если она превышает дорожный просвет, то во избежание застревания колею надо пропустить между колесами или объехать. Из колеи автомобиль выводят быстрым поворотом руля в том месте, где глубина колеи наименьшая.

В мокрой колее автомобиль нередко продолжает движение по прямой (по колее) даже с повернутыми передними колесами. В этом случае необходимо поставить колеса в прямое направление и вновь повторить попытку выехать. Для облегчения выезда в колее прорывают направляющие канавки для передних колес.

В зависимости от состояния дороги на автомобилях повышенной проходимости включают передний мост, понижающую передачу в раздаточной коробке и в коробке передач; при необходимости снижают давление воздуха в шинах.

Движение по пахоте.По пахоте следует двигаться вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пахоте, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. На мокрой пахоте на автомобилях повышенной проходимости включают передний ведущий мост и блокировку дифференциала, снижают давление воздуха в шинах на 30—50% от номинального.

На автомобили обычной проходимости устанавливают цепи противоскольжения. Движение осуществляют на одной из низших передач в коробке передач при средней частоте вращения двигателя. Переключения передач при движении по пахоте и остановки в борозде следует избегать.

Движение по лесной дороге.Для участка лесной грунтовой дороги характерно наличие закрытых поворотов и неожиданно возникающих препятствий. Скорость движения по ним должна быть небольшой, особенно при переезде через выступающие корни деревьев, которые вызывают сильные толчки автомобиля. Обучаемый ведет постоянное наблюдение за ветками деревьев, которые могут повредить фары, радиатор, кабину. При движении через мелкие кусты и густую траву следует проявлять большую осмотрительность, так как в них могут быть скрытые пни, камни, ямы, другие препятствия. Рекомендуется двигаться по следу прошедших машин. При отсутствии следов машин двигаться по лесу можно лишь после разведки маршрута.

Движение по болотистой местности и мокрому лугу.Болотистая местность и мокрый луг, имеющие слабый поверхностный дерновый покров, характеризуются малым коэффициентом сцепления колес с грунтом. Устойчивое движение по болоту возможно при малом удельном давлении колес на грунт. При нарушении (срыве) поверхностного слоя колеса по­падают в находящийся под дерном полужидкий слой, теряют сцепление, начинают буксовать и при этом быстро погружаются в грунт.

Перед преодолением болотистого участка обучаемый должен выйти из автомобиля, осмотреть участок и выбрать путь движения, избегая открытых луж и низких, покрытых водой или заросших осокой мест. Намеченный маршрут по возможности не должен иметь поворотов. В топком болоте нельзя двигаться по следу прошедших ранее машин, так как в следе уже поврежден поверхностный слой и возрастает возможность буксования. При движении по по­лусухому болоту лучше использовать колею, проложенную другими машинами.

Перед началом движения по топкому участку на автомобилях повышенной проходимости включают передний ведущий мост, понижающую передачу в раздаточной коробке, блокировку дифференциала; снижают давление воздуха в шинах до минимально допустимого. Применение цепей противоскольжения на автомобилях обычной проходимости в этих условиях недопустимо, так как они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию. Трогание с места выполняют плавно, с постепенным увеличением скорости. По выбранному направлению двигаются на возможно высокой скорости с использованием инерции автомобиля, нужной для преодоления с разгона особо тяжелых участков.

В коробке передач включают одну из пониженных передач (переключение их не допускается). Частоту вращения двигателя устанавливают выше средней, двигаются без остановок и по возможности без поворотов.

При незначительном буксовании колес движение продолжают в установленном режиме. Если буксование колес большое и автомобиль быст­ро теряет скорость, движение прекращают, чтобы не допустить еще большего буксования и неизбежного при этом погружения колес в грунт.

Особенно осторожно нужно двигаться по замерзшим болотам. Обычно они замерзают очень неравномерно и достаточный для прохождения автомобиля ледяной покров имеется только у кромки.

В ходе этих занятий курсанты должны получить навыки в использовании средств повышения проходимости при преодолении труднопроходимых участков, в самовытаскивании и вытаскивании застрявших машин, выборе наивыгоднейшего направления движения и в движении по ориентирам.

Руководитель объясняет порядок действий водителя при подготовке и непосредственно при преодолении труднопроходимого, в первую очередь заболоченного участка, с практическим показом на одном из автомобилей. Давление воздуха в шинах перед началом преодоления участка снижается до 0,5 атм. Короткие труднопроходимые участки преодолевают с ходу на большой скорости. Курсанты слушают объяснения руководителя и изучают порядок действий на примере. Преодолев заболоченный участок, давление воздуха в шинах доводится до нормы.

Руководитель занятия должен стремиться к тому, чтобы при преодолении труднопроходимых участков местности каждый курсант практически выполнил вытаскивание (самовытаскивание) застрявшей машины с помощью лебедки.

При этом он должен сначалаобъяснить порядок действий водителя при вытаскивании застрявшей машины с помощью лебёдки, затем показать практически порядок приведения лебедки в рабочее состояние и выполнить задачу.

В последствии курсанты самостоятельно выполняет работы по приведению лебёдки в рабочее состояние, закрепляет трос за буксирный крюк машины, установленной на расстоянии 25 м, и выполняют подтаскивание машины на 15-20 м.

 
 

 

 


При преодолении косогора приходится двигаться с боковым креном, поэтому машину необходимо вести, не допуская резкого изменения скорости движения.

 


Въезд на холмнеобходимо отрабатывать нанизшей передаче, на которой можно преодолеть весь подъём без переключения передач и остановки. Затем въезд выполнить на высшей передаче, используя разгон машины. Въехав на вершину холма, обучаемый должен притормозить машину, переключиться на низшую передачу и съехать с холма.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...