Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА»

(Специальность 070906.65 - «история и теория изобразительного

искусства»).

для студентов П-У курсов

Санкт-Петербург

 

 

Авторы-составители:

Вице-президент РАХ, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского искусства В.А.Леняшин;

кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского искусства института им. И.Е.Репина С.М.Грачева

 

старший преподаватель кафедры русского искусства О.А.Резницкая

 

Рецензент:

 

кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Н.С.Кутейникова


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

 

I. Общие положения

1.1. Курсовая работа является важной формой обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов в институте им. И.Е.Репина.

Выполнение этого задания помогает получить представление об основных этапах исследовательской самостоятельной научной работы. Студенты должны научиться точно формулировать проблематику, цель и задачи, объект и предмет научного исследования, приобрести навыки самостоятельной работы с научной литературой и библиографическими источниками, уметь работать с произведениями искусства и профессионально анализировать их, грамотно структурировать материал.

 

1.2. Курсовые работы выполняются в соответствии с рабочим учебным планом специальности 070906.65 «История и теория изобразительного искусства». Выполнение работы способствует:

· систематизации, закреплению и углублению теоретических знаний и умению применять их для решения конкретных задач в практической деятельности.

· развитию навыков самостоятельной научно-практической работы (планирование и проведе­ние исследований и работ, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

 

1.3. Обязательные требования к курсовой работе:

· Самостоятельность исследования;

· Анализ литературы по теме исследования;

· Связь предмета исследования с актуальными проблемами современной искусствоведческой науки, практической художественной деятельностью.

· Наличие у автора собственных суждений по проблемным вопросам темы;

· Логичность изложения, убедительность представленного фактического материала, аргументированность выводов и обобщений;

· Работа должна сочетать теоретическое освещение вопросов темы с анализом практи­ки, показывать общую культуру обучаемого.

1.4 Тематика курсовых работ должна быть актуальной, соответствовать современному со­стоянию и перспективам развития науки.

1.5. Заведующий кафедрой назначает руководителей и рецензентов, осу­ществляет общее руководство и контроль за организацией выполнения работ, проводит выборочное контрольное рецензирование работ и отзывов научных руководите­лей на них, руководит защитой работ.

1.6. Руководителем курсовой работы является назначенный заведующим кафедрой преподаватель. Он непосредст­венно организует выполнение работ студентами. В обязанности руководителя входит:

· проведение консультаций по методике написания работы и по ее содержанию;

· контроль хода выполнения плана-графика и своевременного представления работы на кафедру;

· составление письменного отзыва о работе;

Руководитель несет ответственность за качество представленной к защите работы.

Защита курсовой работы

3.1. Защита работы студентом проводится в срок, определяемый ка­федрой.

3.2. Студент защищает работу перед комиссией, состоящей из преподавателей кафедры.

3.3. Студент на защите должен быть готов:

· к краткому изложению основного содержания работы, результатов исследования;

· к собеседованию по отдельным, как правило, ключевым моментам работы;

· к ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

Студент дает пояснения по суще­ству критических замечаний по работе, отвечает на вопросы при­сутствующих на защите лиц, аргументированно обосновывает свои выводы.

3.4. Результаты защиты оцениваются комиссией по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удов­летворительно», «неудовлетворительно». По итогам защиты руководитель, проставляет оценку в зачетной книжке и ведомости и заверяет ее своей подписью.

3.5. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан переработать прежнюю или повторно выполнить ра­боту по новой теме.

3.6. Защита работ должна завершиться до окончания экзаме­национной сессии.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА .

 

Курсовым заданием для студентов второго года обучения является сравнительный анализ произведений искусства. Для этого могут быть выбраны как произведения одного, так и разных авторов. Основанием для сравнительного анализа являются различные признаки – сходная тема, сюжет, жанр, стилистические особенности произведений, время создания (например, ранняя и зрелая работа одного художника - для выявления особенностей творческой эволюции; созданные в один период произведения различных мастеров для выявления своеобразия их манер и т.д.). Это могут быть произведения разных видов и жанров изобразительного искусства.

Студенту необходимо познакомиться непосредственно с изучаемыми произведениями, сделав их описание, записав собственные наблюдения и впечатления, изучить специальную литературу и источники, связанные с выбранной темой.

Во введении следует обратить внимание на анализ использованной литературы, на постановку задач, на определение методов исследования.

В основной части курсовой работы студент должен продемонстрировать знание специфики изобразительного искусства, способность к научной полемике, владение навыками сравнительного анализа, понимание поставленной проблемы и умение решить исследовательские задачи используя методы искусствоведческого анализа. Изучаемый материал требуется систематизировать и обобщить.

Желательно структурировать материал, уделяя внимание историческому контексту эпохи, общим проблемам творчества изучаемых авторов, делая основной акцент на сравниваемых произведениях.

Необходимо обратить особое внимание на:

- сюжетную интерпретацию произведений, их иконографию;

- содержание и смысл сравниваемых произведений;

- образные особенности изучаемых произведений искусства;

- средства художественной выразительности, которыми пользуются художники.

В результате сравнительного анализа нужно обратить внимание на выявление сходства и различия выбранных произведений, какие черты обусловлены творческой индивидуальностью авторов, какие определяются особенностями художественного стиля или направления, национальной школы, определенной традиции, культуре той или иной эпохи.

В заключении четко формулируются основные выводы, сделанные в результате проведенного сравнительного анализа.

Объем курсовой работы 25-30 страниц машинописного (компьютерного) текста.

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФТИИ 3 КУРСА.

 

Курсовое задание третьего года обучения ставит цель закрепить навыки искусствоведческого анализа и анализа специальной научной литературы. Курсовую работу следует посвятить проблеме изучения какого-либо периода творческой биографии отдельного мастера, рассмотрению какого-либо круга памятников; живописной, графической сериям; циклу произведений или архитектурно-художественному ансамблю, включающим разнообразные по своим характеристикам объекты, относящиеся к различным видам и жанрам искусства. Желательно выбрать художественные образцы, с которыми студент имеет возможность работать в оригинале.

Нужно постараться проблемно сформулировать тему, акцентируя внимание на каких-либо аспектах выбранного для изучения материала. Студенту важно понимать художественные особенности изучаемых произведений, суметь обозначить теоретические проблемы исследования, выстроить в хронологической последовательности материал или предложить какую-либо иную классификацию, показать стилистическую эволюцию развития творчества отдельного художника, раскрыть проблемы взаимодействия художника и стиля, художника и эпохи, разных видов искусств, определить различные влияния и взаимосвязи и т.д.

Следует обратить внимание на написание введения, в котором ставится задача сделать подробный анализ изучаемой литературы. В этом разделе история вопроса должна занимать главное место, чтобы студент научился систематизировать литературу, формулировать свое отношение к опубликованным материалам, сопоставлять различные точки зрения, полемизировать.

Текст работы должен быть структурирован, иметь оглавление, введение, основную часть, заключение, примечания или ссылки, сопровождаться приложениями, списком использованной литературы, иллюстрациями.

Объем курсовой работы 30-35 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Начиная с третьего года обучения, курсовые работы представляют к публичной защите на заседаниях кафедр. Во время защиты студент аргументирует актуальность выбранной темы, говорит о поставленных задачах, вкратце излагает основные положения работы и полученные выводы, отвечает на вопросы.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 – 5 КУРСОВ .

 

Курсовое задание четвертого и пятого курсов является, по существу преддипломным, поэтому изучаемая проблема должна отличаться актуальностью и новизной, быть достаточно сложной и рассчитанной на дальнейшее развитие в дипломном исследовании. Выбор темы может быть связан с монографическим изучением творчества какого-либо художника; исследованием отдельного памятника искусства или ансамбля; с теоретическими проблемами искусства; отдельными периодами в истории искусств; историей и практикой художественных объединений и группировок; проблемами атрибуции, реставрации, изучением музейных коллекций и деятельности художественных галерей

В курсовой работе студент может использовать различные методы исследования, в зависимости от поставленных задач: стилистический анализ, сравнительный анализ произведений т.п..

Необходимо с возможной полнотой изучить и проанализировать специальную литературу, собрать эмпирический материал, в том числе, если возможно, воспользоваться архивными документами, музейными фондами, неопубликованными материалами и т.д. Если студент пишет о современном искусстве, то желательно представить в приложениях полные сведения о мастерах или галереях, копии документов, эпистолярное наследие, собственные наблюдения и пр. Эмпирические материалы обобщаются теоретически, и выводы делаются на основе глубокого изучения проблемы. В материале курсового исследования предполагаются новизна и практическая значимость.

Текст работы должен отличаться строгим логическим построением, иметь четкую структуру, содержать глубокие и полные научные выводы.

Объем курсовой работы 35-40 страниц машинописного (компьютерного) текста.

На публичную защиту выносятся основные положения курсовой работы. Студент обосновывает актуальность и практическую значимость выбранной проблематики, вкратце излагает основные положения работы и полученные выводы.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Заявление на утверждение темы курсовой работы:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИМ. и.Е.РЕПИНА

Кафедра __________________________________________________________

 

Зав. кафедрой __________________

(ученая степень, звание)

___________________________________

(фамилия, и.о.) (подпись)

«____»__________________200___г.

 

ЗаЯВЛЕНИЕ

На курсовую работу

студента _____курса _____________отделения ФТИИ

 

(фамилия, имя, отчество)

 

Прошу утвердить тему моей курсовой работы ____________________________

 

____________________________________________________________________

 

 

Научный руководитель_______________________________________________

(фамилия, и.о., ученая степень, ученое звание)

 

Решение руководителя ________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Срок сдачи студентом законченной

работы на кафедру «_____» _________________ 200 г.


Приложение 2

Библиографическая карточка на книгу составляется по образцу, который имеется на обороте титульного листа издания или по информации на титульном листе книги. Сначала указывается Фамилия и инициалы автора, далее – название книга, место издания, название издательства, год издания, количество страниц. Порядок расположения данных на карточке, знаки препинания и сокращения должны точно соответствовать примерам, приводимым в Приложении 5.

 

Приложение 3

 

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Обложка (без надписи).

2. Титульный лист (Приложение и 8).

3. Оглавление (с указанием страниц).

4. Текст работы с постраничными сносками или примечаниями в конце работы, со сквозной нумерацией страниц. Выделяются: введение, главы, параграфы, заключение.

5. Примечания (если имеются).

6. Приложения (если имеются)

7. Список использованных сокращений (если имеется).

8. Список использованной литературы, материалов Интернета (См. Приложения 5).

9. Список использованных архивных фондов (если имеется).

10. Список иллюстраций (См. Приложение 7).

11. Нумерованные иллюстрации (фотографии или ксерокопии рассматриваемых произведений).

Нумерация всех листов текста должна быть единой (сквозной).

 

Приложение 4.

ПРИМЕЧАНИЯ

В примечаниях могут быть помещены:

1. Дополнительные разъяснения и уточнения автора работы.

2. Биографические, исторические, историко-культурные сведения, не вошедшие в основной текст. Ссылки на работы, из которых взяты эти сведения, должны быть оформлены также как и текстовые.

3. Большие по объему дополнительные материалы, имеющие самостоятельное значение могут быть вынесены в конец работы, в качестве приложений.

 

Приложение 5.

Список использованной литературы.

Правила оформления списка научной литературы и материалов

Периодической печати

Список литературы составляется в алфавитном или хронологическом порядке. При наличии многочисленной литературы на иностранных языках её целесообразно выделить в отдельный список. Литературу можно также систематизировать (общие труды, монографии, статьи, каталоги, справочные издания и т.д.). Описание книг и статей делается в соответствии с современными издательскими стандартами.

Библиографические данные включают описание следующих элементов.

1. Фамилия и инициалы автора. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то ука­зывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

2. Название произведения - без сокращений и без кавычек; двоеточие. Подзаголовок - также без кавычек, точка.

3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания и др.).

3. Место издания - с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург сокращенно (М., СПб.), а другие города полностью (Ростов, Томск и т.п.); двоеточие.

4. Наименование издательства без кавычек с прописной буквы; запятая.

5. Том, часть - пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, выпуск пишут с про­писной буквы, сокращенно (Вып.); точка; после арабских цифр тома, части и выпуска - точка. Цифры пишут без наращения.

6. Порядковый номер издания - с прописной буквы, сокращенно; точка. Цифра с на­ращением.

7. При обозначении года указываются только цифровые данные; точка.

8. Страницы - с прописной буквы, сокращенно (С.); точка.

Например:

1. Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – начала ХХ века. М.: Искусство, 1989. – 479с.

2. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Сборник в 2-х т. Т2. [Сост. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков]. Л.: Художник РСФСР, 1989. – 432с.

3. Василий Васильевич Кандинский. 1866-1944. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989. – 271с.

1. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Из наследия петербургских мастеров. Л.: Художник РСФСР, 1984. – 188с.

2. История русского искусства: в 3 т.: Т.1.: Искусство Х – первой половины XIX века: Учебник / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР; Ответ. ред.: М.М.Ракова, И.В.Рязанцев. – 3-е изд. М.: Изобраз. искусство, 1991. – 508с.

3. Клод Моне. Альбом. Авт. вст. ст. и составитель И.Сапего. Л.: Аврора, 1969.

4. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. Сост. И.А.Химик. СП б.: Славия, 1994. – 415с.

5. Popova O. Russian illuminated manuscripts. N.Y.: Thames and Hudson, 1984.

 

При использовании материалов периодической печати (журнальная или газетная инфор­мация) необходимо указывать автора, название статьи, газеты, год, дату.

Например:

6. Верещагина А. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины XIX века // Вопросы искусствознания. – 1997. - №1. – С.291-304.

7. Дьяконов В. Миры Марата Гельмана. Современное искусство в пути// Новый мир искусства (НОМИ). – 2000. - №5. –С.6-20.

В случае использования в работе архивных материалов, они составляют самостоятельный список, в котором приводятся следующие сокращенные данные:

- Название архива;

- Номер фонда;

- Номер описи;

- Год, номер и наименование единицы хранения;

- Номера использованных листов.

Например: РГИА, ф.789, оп.1, ч.1., 1808., Е.хр. 2003. О сочинении при Академии художеств Проекта монумента Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, л.2.

 

Приложение № 6

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ССЫЛОК НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК

Оформление ссылок или сносок может быть сделано в виде постраничных или концевых сносок(1), или указание порядкового номера работы в квадратных скобках(2).

1). Постраничные или концевые сноски делаются следующим образом:

- После использования в тексте цитаты, ставится цифра и далее внизу страницы, или в конце главы или всего текста делается сноска.

 

Например:

«Во многих работах 1910-1912 годов у Кончаловского возникла своеобразно «подносно-черная» основа»[1].

Если цитата отсутствует, но вы упоминаете чью-то работу, или ссылаетесь на чью-то мысль, то нужно указать в сноске на источник.

Например:

В своей работе об объединении «Бубновый Валет» Г.Г.Поспелов говорит об особенностях художественной манеры П.П.Кончаловского[2].

 

2) В тексте работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, фамилию, затем в квадратных скобках порядковый номер его работы по списку литературы.

Например: «как подчеркивает В.И.Петров» [См.:18; с.15-55], «по мнению В.Н.Иванова» [См.: 7; С.44], «следует согла­ситься с Т.П.Сергеевым» [22] и т.д.

3) При ссылке на литературный источник в тексте дается в квадратных скобках номер источ­ника по списку литературы.

Например: «Достаточно подробно изучена проблема композиции [12] и колорита [83] в творчестве А.Иванова».

«В работах ряда ученых [13, 18, 46 и др.] рассмотрено творчество А.Иванова».

4) При цитировании автора, используемый текст необходимо заключать в кавычки, после ко­торых в квадратных скобках указывается порядковый номер его работы по списку литературы.

Например: Известно, что «А.Иванов путешествовал по Италии» [25; с.18] .

Приложение 7.

 

Иллюстрации

1. Список иллюстраций.

Инициалы и фамилия автора. Название произведения (без кавычек). Время создания. Материал, размеры. Местонахождение (город, музей, частное собрание).

 

 

Например:

Б.М.Кустодиев. Купчихи. 1912. Х., темпера, 150х120. Киев. Музей русского искусства.

2. Подписи к иллюстрациям должны быть более краткими. Они содержат порядковый номер иллюстрации, инициалы и фамилию автора, название произведения и время создания.

Например:

Б.М.Кустодиев. Купчихи. 1912.

3. Текст работы должен содержать ссылки на иллюстрации с указанием их порядкового номера. Ссылки следует помещать или на полях, против соответствующих фраз в тексте, или в квадратных скобках, сразу после упоминания произведения.

 


Приложение 8.

 

Образец титульного листа курсовой работы:

 

Российская академия художеств
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

Факультет теории и истории искусств

кафедра русского (зарубежного) искусства

Курсовая работа

________________________________________________________________________________________________________________________________________

(название работы)

 

Выполнил студент:

_______курса

______________отделения

_______________________

(фамилия,

_______________________

имя, отчество)

_______________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

_______________________

(ученая степень, звание)

_______________________

(фамилия, и.о.)

_______________________

(подпись)

 

 

Санкт-Петербург

200 г.


[1] Г.Г.Поспелов «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990. С.31.

[2] См.: Г.Г.Поспелов «Бубновый валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990. С.31.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА»

(Специальность 070906.65 - «история и теория изобразительного

искусства»).

для студентов П-У курсов

Санкт-Петербург

 

 

Авторы-составители:

Вице-президент РАХ, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русского искусства В.А.Леняшин;

кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского искусства института им. И.Е.Репина С.М.Грачева

 

старший преподаватель кафедры русского искусства О.А.Резницкая

 

Рецензент:

 

кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Н.С.Кутейникова


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...