Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРОЦЕСС ОТБОРА НАУЧНОГО МАТЕРИАЛА

На данном этапе подготовки к выполнению курсовой работы студент должен выявить максимально возможное число фактов, изучить все доступные ему источники и ознакомиться с литературой по иссле­дуемой проблеме. Начинать сбор материала необходимо одновремен­но с выбором темы, когда студент выясняет, обеспечена ли данная тема источниками, освещена ли она в литературе. В целом процесс консультаций с научным руководителем студент осуществляет на всех этапах выполнения курсовой работы. К моменту выполнения курсовой работы студент должен овладеть определенным миниму­мом знаний основ библиографии. Чтобы обеспечить качественный сбор необходимого материала целесообразно рекомендовать сле­дующие этапы:

Первый этаппросмотр энциклопедий, словарей и другой справочной литературы.

Второй этап знакомство с учебно-регистрационными библиографическими изданиями Российской книжной палаты.

Третий этаппросмотр таких библиографических указаний, изданий и бюллетеней, как «Новая литература» серии «Государство и право», ежемесячные реферативные журналы.

Четвертый этапсоставление библиографии по исследуемому вопросу, картотеки научных, нормативных и других источников по теме исследования.

В поиске источников и в составлении библиографии большую помощь студенту окажут имеющиеся в библиотеках систематиче­ские (предметные) и алфавитные каталоги.

Целесообразно подбирать новую литературу по теме, поскольку она обычно соответствует действующему законодательству и отража­ет тенденции его будущих изменений. Подбор и использование лите­ратурных источников прежних лет должны необходимо корректиро­вать с законодательством и современными взглядами в науке и прак­тике. Он необходим для изложения историко-правового аспекта во­проса и в целях проведения сравнительного анализа.

В случае отсутствия в библиотеке требуемого издания студент может заказать его по межбиблиотечному абонементу (МБА), обра­тившись к сотрудникам краевой библиотеки.

Рекомендуется выписывать учебную и иную литературу по те­ме курсовой работы не в тетрадях или на отдельных листах, а на оборотной стороне библиографических карточек и в дальнейшем группировать эти карточки по разделам и даже параграфам исследования. Так облегчается и внесение изменений в перечень литературы и исключение из него тех источников, которые уже ис­пользованы по ходу работы. В карточки вносится комплекс необхо­димых сведений о книге по правилам библиографического описания.

Рекомендуется указать в карточке шифр книги и инвентарный номер ее в конкретной библиотеке. Этим значительно облегчается за­каз книги по мере необходимости работы с ней.

Важным, а в ряде случаев просто необходимым, являются сбор и обобщение фактического и эмпирического материала. Необходимый для курсовой работы цифровой и фактический материал можно найти в данных государственной статистики, фондах архивов и т.д. Студент должен также использовать практику функционирования государственных органов и материалы прохождения своей производ­ственной практики.

 

РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Вначале необходимо предварительно ознакомиться с книгой, затем приступить к ее чтению. В ходе работы над литературными ис­точниками студенту целесообразно конспектировать, выписывать основные мысли, наиболее характерные места для будущего исследо­вания.

Прежде чем приступить к чтению монографии, необходимо с ней ознакомиться:

а) прочитать введение (предисловие) к книге, аннотацию автора (если она имеется), где раскрываются основное содержание книги, ее цели, границы исследования;

б) просмотреть оглавление работы, раскрывающее ее содержа­ние, что в определенной степени облегчит процесс нахождения ответа на интересующий студента вопрос;

в) обратить внимание на год издания книги, а иногда даже дату подписания ее в печать, имея в виду возможные изменения в законо­дательстве, не освещенные автором;

г) составить план прочитанного, т.е. дать перечень тех вопросов, рассмотрению которых посвящена читаемая работа.

После предварительного ознакомления с книгой можно перейти к ее чтению. Процесс чтения состоит из:

а) уяснения и усвоения прочитанного материала;

б) обдумывания прочитанного;

в) конспектирования источника.

При чтении научной литературы по избранной теме студент со­ставляет конспект. В начале конспекта необходимо записать название конспектируемой работы и фамилию, ее автора.

При конспектировании необходимо быть очень внимательным к первоисточнику. Не следует полагаться на те ссылки, которые име­ются в монографии или статье. В них возможны опечатки, неточно­сти. Они могут не совпадать по контексту, иметь в этих трудах другое смысловое значение. В любом случае следует сверить используемую цитату с первоисточником, уяснить ее содержание и нагрузку, соот­нести ее значение с содержанием своего текста, затем уже использо­вать.

Существует два вида записей при конспектировании: цитаты и за­метки.

1. Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста сочине­ния, приводимая для подтверждения излагаемой мысли. Цитата под­крепляет мысли автора-студента, дает им большую силу, убеди­тельность. Она должна быть по возможности краткой и точной. Вы­писывать цитату следует на отдельный листок бумаги на одной сто­роне. Это позволяет студенту в процессе написания дипломной рабо­ты вклеить цитату в нужное место без повторного переписывания. При пользовании цитатами нужно соблюдать определенные правила:

а) цитаты должны быть точными, неискаженными. Критикуя то или иное теоретическое положение, студент должен проявлять определенный такт и уважение к авторам этих работ;

б) желая усилить некоторые места в цитатах, их можно выде­лить изменением шрифта - подчеркиванием или разрядкой, и это из­менение первоисточника нужно оговорить в скобках в виде примеча­ния, указав первые буквы своего имени и фамилии;

в) нельзя применять цитаты, заранее выписанные из книг, не проверив их по источнику, не посмотрев, в связи, с чем цитируемая мысль высказана, к какому времени указанное произведение относит­ся и т.д.

2. Заметки,или свободное цитирование. Этот вид работы над книгой преследует две цели: во-первых, кратко изложить мысли ав­тора книги и, во-вторых, высказать к ним свое отношение. В этом случае следует разделить чистый лист бумаги пополам, в первой по­ловине дословно или своими словами изложить точку зрения и вывод автора книги или статьи с указанием соответствующих страниц, а в правой - высказать свое отношение.

Конспект должен быть сжатым пересказом мыслей автора. При конспектировании прежде всего следует обдумать и уяснить прочитанное, в последующем произвести соответствующую запись.

Подборка, обобщение, анализ материалов правоприменительной практики необходимы для укрепления своего теоретического иссле­дования, а также для подтверждения выводов автора дипломной ра­боты какими-либо конкретными примерами.

Наконец, возможны как результат курсового исследования продуманные, взвешенные практические рекомендации по повыше­нию качества юридической деятельности, предложения по совершен­ствованию законодательства.

Весьма ценным источником теоретических суждений и выводом являются материалы конкретных социологических исследований, проведенных, но собственной программе автора.

ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА, ОБЪЕМ КУРСОВОЙ

РАБОТЫ

Составление плана курсовой работы представляет со­бой длительный процесс, переплетающийся с другими этапами рабо­ты.

Приступая к курсовой работе, студент вместе с научным руко­водителем определяет сроки завершения основных этапов своей ра­боты:

а) составление библиографии, завершение работы над источни­ками и литературой;

б) сбор эмпирического материала;

в) представление руководителю отдельных глав и работы в це­лом.

В конце семестра кафедра проводит специальное заседание совместно со студентами и их научными руководителя­ми, на котором устанавливает точные сроки защиты курсовых работ. Этот график защиты является обязательным для студента и его научного руководителя. Работу, не представленную в срок, ка­федра имеет право снять с зашиты.

Курсовая работа в законченном виде должна содержать в ука­занной последовательности следующие структурные части:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основной текст (главы, параграфы, пункты);

· заключение;

· список источников использованной литературы и материа­лов практики;

· приложения (например, текст использованных анкет, опросников, таблиц, диаграммы и т.п.). В конце основного текста студент должен обозначить дату сдачи окончательного варианта курсовой работы научному руководителю и поставить свою подпись.

Оглавление -это перечень разделов, подразделов курсовой работы, составленный в определенной последовательности с указани­ем номеров страниц, на которых размешается начало материала на­учной статьи.

Введениедолжно содержать размышления автора об актуаль­ности исследования, новизне отдельных его частей или оригинально­сти подходов к объяснению того или иного явления правовой дейст­вительности, позиций по отношению к конкретным вопросам законо­дательства, правоприменительной практике. Во введении даются оценка современного состояния решаемой научной проблемы, осно­вание и исходные данные для написания курсовой работы, обосно­вание ее цели, научно-практической значимости выводов, связь с на­учным направлением работы соответствующей кафедры. Рекомен­дуемый объем этого раздела, как правило, 2-3 страницы.

Основную частькурсовой работы составляют две главы, разбитые на параграфы. Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы, параграф - отдельную часть этого вопроса.

При написании основных глав следует обратить внимание на сохранение логической связи между разделами и последовательность перехода от одной части к другой.

Содержание и объем основной части курсовой работы зависят от многих предпосылок, относящихся как к объективным данным со­стояния разработанности избранной темы исследования, так и к субъ­ективным факторам:

а) способности, склонности автора к научной работе;

б) умение студента качественно, всесторонне, убедительно и ла­конично, без механического повторения известных положений рас­крыть основные проблемы исследуемой темы;

в) умение четко обобщать богатый материал юридической прак­тики;

г) способность доказательно и кратко излагать свою позицию по любому изучаемому им вопросу курсовой работы.

Каждая глава и каждый параграф курсовой работы должны за­капчиваться краткими выводами.

Средний объем основной части курсовой работы должен со­ставлять 25 - 30 страниц машинописного текста.

В заключенииформулируются общие выводы по исследованию, предложения о путях и методах решения спорных в науке и практике проблем, предложения законодателю, практические рекомендации, относящиеся к возможности внедрения каких-либо разработанных студентом положений в практическую деятель­ность государственных органон и общественных объединений, долж­ностных лиц и граждан. Заключение занимает по объему обычно 1-3 страницы машинописного текста.

Список источников использованной литературы и материа­лов практикипомещается непосредственно после основного текста курсовой работы. Иногда встает вопрос о количестве источников для качественного написания работы. Полагаем, что в каждом кон­кретном случае студент и его научный руководитель должны решать индивидуально. Вместе с тем общий подход определяет, что таких источников должно быть не менее 30.

Приложенияк основному тексту' должны быть составлены в соответствии с техническими стандартами, аккуратно и компактно присоединены к работе и пронумерованы в порядке использования их в основном тексте.

Черновик следует писать аккуратно, разборчиво, через опреде­ленные интервалы, необходимо оставлять поля, причем крайне важ­но, чтобы они были достаточно широкими, занимали до 1/3 ширины страницы. Это нужно для того, чтобы руководитель мог сделать ис­правления, поставить вопросы, указать дополнительную литературу, внести поправки стилистического характера. Опыт показывает, что писать следует только на одной стороне листа. Такая форма письма освобождает автора от многочисленных переписываний текста.

В научной литературе принято писать от первого лица множе­ственного числа – «мы», «по нашему мнению», или от имени третьего лица – «автор», как «считают», «утверждают», «полагают» и т.п. В ра­боте допустимы лишь общепринятые сокращения. Например, в место «и другие» - «и др.», «и так далее» - «и т.д.», «и прочее» - «и пр.».

Приводимые примеры должны подтверждать высказанные те­зисы и быть по возможности краткими. Желательно приводить не только опубликованные примеры, но и взятые из местной практики, например, из архивов, судов и др. Приведенный тезис может быть подтвержден и обобщающими данными.

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА

Библиографический аппарат представлен списком используемойлитературыи библиографическими ссылками. Списки и ссылки составляются на основе библиографических описаний печатных изданий по соответствующим стандартам.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003. Оформление библиографических ссылок регламентируется краткими правилами «Составление библиографического описания», разработанными на основе ГОСТ 7.1 - 84.

Оформление вписка используемой литературы. Список используемой литературы помещается после заключения, он содержит библиографическое описание изданий, которые упоминаются в тексте курсовой работы. В списке литературы источники указываются в определенной последовательности. При выполнении научных работ по юридическим дисциплинам список включает в себя три части: нормативно-правовые акты, специальную литературу и судебную практику.

Список нормативно-правовых актов составляется в следующей последовательности: 1) международные правовые акты; 2) Конституция РФ; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) указы Президента; 6) постановления Правительства; 7) нормативные акты федеральных министерств и ведомств; 8) законы и иные нормативно-правовые акты органов власти субъектов РФ; 9) нормативно-технические документы; 10) акты органов местного самоуправления.

Внутри каждой группы акты располагаются в хронологическом порядке. При составлении библиографических описаний нормативных актов следует указывать их последнюю редакции или изменения.

Раздел специальной литературы включает научные статьи, монографии, учебники и учебные пособия, комментарии законов и составляется по алфавиту.

Судебная практика помещается в конце списка литературы. Список судебной практики располагают в следующем порядке: 1) акты Конституционного Суда РФ; 2) акты Верховного Суда РФ и иных судов общей юрисдикции; 3) акты Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов; 4) материалы практики прокурорского надзора и другие.

Нумерация списка используемой литературы сквозная

Ниже приведены примеры библиографических описаний различных видов произведений печати.

Нормативно-правовые акты в виде отдельного издания:

Конституция Российской Федерации: офиц. текст: с изм. на 25 июля 2003 г. - М.: Юрайт-издат, 2006. 48 с.

Нормативно-правовые акты в составе периодических изданий:

Конституция Российской Федерации: офиц. Текст: с изм. на 25 июля 2003 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3051.

Книга одного автора:

Марченко, М.Н. Источники права: учеб. пособие / М.Н. Марченко. - М.: Юрист, 2008. - 760 с.

Книга двух авторов:

Волкова, Н.С. Правовые позиции Конституционного Суда и парламент / Н.С. Волкова, Т.Я. Хабриева. - М.: Норма, 2005. -176 с.

Книга трех авторов:

Долженко, А.Н. Судебная практика по налоговым спорам/ А.Н. Долженко, В.Б. Резников, Н.Н. Хохлова. - М.: Норма, 2001. - 960 с.

Диссертация:

Литвякова, А.Б. Правовое регулирование жизнедеятельности коренных и малочисленных народов России (на примере Красноярского края): дис…канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.Б. Литвякова; КрасГАУ. - Красноярск, 2004. - 213 с.

Автореферат диссертации:

Литвякова, А.Б. Правовое регулирование жизнедеятельности коренных и малочисленных народов России (на примере Красноярского края): автореф. дис…канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.Б. Литвякова; КрасГАУ. - Красноярск, 2004. - 24 с.

Статья из журнала:

Алексеев, С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация //Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С.34-36.

Материалы судебной практики:

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2004 года по делу №Ф04/3016-278/А81-2004//Вест.ВАС. 2004. № 12. С. 64-66.

Материалы, размещенные в Интернете:

Павлов, А.В. Сущность государства./ А.В. Павлов// http://www.galja.ru/kj/np.1259.html

Оформление библиографических ссылок

При выполнении научных работ особое внимание следует обратить на оформление библиографических ссылок, которые позволяют проверить достоверность приводимых данных, а также показать связь выполняемой работы с имеющимися исследованиями в данной области. Каждая цитата должна обязательно сопровождаться ссылкой на источник.

Ссылки представляют собой библиографические описания источников цитат, заимствований, а также документов, обсуждаемых в тексте работы, и оформляются подстрочными сносками в соответствии с упоминавшимися выше правилами библиографического описания документа, разработанными на основе ГОСТ-7.1-2003 на библиографические ссылки не распространяются).

Ссылки печатаются на той же странице, к которой они относятся. В этом случае при цитировании какого-либо положения или вывода цитата заключается в кавычки, после нее над строчкой ставится цифра, обозначающая номер ссылки, внизу страницы, выше 2,5 см, отчеркивается линия, примерно 4 - 5 см, отделяющая ссылку от текста, ставится тот же номер, и ссылка расшифровывается. Она печатается шрифтом размером 10 или 12 с одинарным межстрочным интервалом, но после года издания (или номера журнала) ставится точка и указывается номер страницы, на которую делается ссылка.

Например:

«Управление делами государства в узком понимании - это административная деятельность, т.е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства, его субъектов по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. Такая трактовка поддерживается в научных разработках ученых-административистов. На наш взгляд, правопониманию управления делами государства в широком смысле соответствует управленческое право, а в узком - административное право. Наиболее полно спецкурс управленческого права изучается в Российской академии государственной службы при Президенте РФ»¹.

--------------------------------

¹ Прокошин В.А. Мир юридической инноватики - служащим: консенсусное и управленческое право. М., 2006. С. 456.

Нумерация ссылок постраничная. При повторных ссылках на одну и ту же работу, выполняемых на другой либо на этой же странице, но через одну или несколько ссылок на другие издания, достаточно назвать автора, затем написать «Указ.соч.» и указать страницу. Например,

--------------------------------

¹ Прокошин В.А. Указ.соч. С. 321.

Если повторная ссылка на ту же работу производится сразу после первой ссылки (т.е. между ними нет каких-либо других ссылок), то достаточно написать «Там же»с указанием страницы.

--------------------------------

¹ Прокошин В.А. Мир юридической инноватики - служащим: консенсусное и управленческое право. М., 2006. С. 456.

²Там же. С. 459.

Если в тексте работы мысль другого автора изложена в пересказе, то в подстрочной ссылке после цифрового знака указывается «См.», а затем выходные данные работы. Например,

--------------------------------

¹См.: Прокошин В.А. Мир юридической инноватики - служащим: консенсусное и управленческое право. М., 2006. С. 456.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...