Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение и значение общенаучных методов в исследованиях туристской деятельности

 

Анализ и синтез Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования тур предприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта. Анализ и синтез используются при исследовании, например, работы тур предприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом. Посредством этих методов уясняются положительные стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.

Функция анализа состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.

Изучая туризм вообще или его отдельные виды, исследователь мысленно расчленяет деятельность персонала каждого в отдельности и вместе с тем выявляет связь и взаимодействие элементов, свойств и сторон их в целом.

Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент-анализ и др.

Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом. В туризме факторный анализ используется в связи с анализом потребительского спроса на турпутевки.

Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового тур продукта.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных видов деятельности в турбизнесе: международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства. Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.

Эксперимент выступает как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности. Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.

В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.

Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования тур предприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения. В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.

В туристской деятельности применяется мысленный эксперимент, который позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, и осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Окончательную оценку мысленный эксперимент может получить в процессе проверки его результатов на практике.

Управленческий эксперимент применяется как пробное внедрение нововведения в руководстве с целью оценки возможных последствий в тур предприятии.

В туристской деятельности важным является социальный эксперимент как метод научного познания, основанный на создании специальных характеристик социального объекта под управляющим воздействием общества или руководства тур предприятия.

Если социальный эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент. С помощью этого метода можно решать следующие задачи: создание системы материального стимулирования и мотивации; распределение должностных обязанностей, уточнение прав и ответственности сотрудниками тур предприятия; совершенствование взаимодействия персонала; коммуникативность или общение с потребителями услуг.

Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).

Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например, сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких тур предприятий. Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными. Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.

Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового тур продукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Для успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения тур продукта на рынке услуг.

Метод абстрагирования позволяет выявить типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей. В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.

При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его. Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.

Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обязательным для любого процесса научного исследования в туризме.

Суть исторического метода заключается в изучении, прослеживании событий и явлений в их конкретной эпохе. Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство — терренкур.

Историческое и логическое в туристской деятельности — это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое — многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.

Логический метод. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество тур предприятий, использующих информационные технологии.

Методы экспертных оценок используются при исследовании сложных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влияние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос.

Например, один из методов экспертных оценок — «Дельфи» — устраняет общение специалистов между собой. Каждый эксперт получает определенную последовательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого явления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспертов отбирают анкеты, производят статистическую обработку индивидуальных выводов, формулируют несколько общих коллективных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (несколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, которые пересматривают их оценки и объясняют несогласие с коллективными выводами. Процесс обработки повторяется, в результате количество коллективных выводов уменьшается. После трех-четырех процедур удается получить один коллективный вывод, который превосходит по качеству любой индивидуальный.

К основным средствам повышения объективности результатов при использовании метода «Дельфи» относится обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат этот метод не всегда удается реализовать на практике. Его заменяют методом моделирования систем — морфологическим или сетевым, с использованием компьютерной техники.

Иногда метод сочетают с элементами деловой игры. Например, эксперту предлагают проявить самооценку, ставя себя на место сотрудника управления тур предприятия. Для обработки индивидуальных выводов для этого метода применяются математические методы, позволяющие учитывать степень компетенции каждого эксперта, уровень общей информированности, другие условия проведения экспертизы.

Метод «Дельфи» применяют при экспертном прогнозировании в планировании предприятия и сбыта продукции. Метод стал средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок и при разработке «сценариев».

Частные методы применяются для решения конкретных задач по профессиональному совершенствованию всего персонала тур предприятия или отдельных сотрудников. В процессе туристской деятельности могут использоваться следующие частные методы, направленные на обучение и воспитание сотрудников:

метод воздействия коллектива — формирование у сотрудников морально-нравственных качеств; метод осуществляется путем воздействия общественного мнения, формируемого в ходе профессиональной деятельности;

метод объективной оценки — определение успешности воспитательного процесса, предоставляющего персоналу возможность сделать вывод о том, что их напряженный труд приносит свои плоды, материализуясь в улучшение соответствующих качеств и навыков, способствуя дальнейшему повышению их активности;

метод поощрения — использование способов морального и материального стимулирования персонала для достижения поставленных перед ними общественно-экономических значимых задач;

метод примера — воздействие поступками одних членов коллектива на сознание и поведение других;

метод принуждения — создание сотрудникам таких условий, при которых они помимо своего желания будут обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям;

метод упражнения — применение способов сознательного и многократного повторения рациональных поступков и действий сотрудников, направленных на повышение качества обслуживания потребителей услуг.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...