Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По обследованию детей дошкольного возрастаПо обследованию детей дошкольного возраста С речевой патологией (к оформлению документации)
3.1 Методические рекомендации к сбору анамнестических данных. 1. При изучении наследственных, нервно-психических, соматических, хронических заболеваний у родителей отметить: Данные: со слов; по документам (подчеркнуть) - данных нет; - наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; - наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; - наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); - наличие алкоголизма у родителей; - характерологические особенности матери и отца. 2. При изучении речевой среды (5-ый, 6-ой г.ж.), данных о речевых нарушениях у родителей и родственников отметить: - благополучная; - ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; - задержка речевого развития у родителей; - заикание у родителей, сестер, братьев; - контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; - нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; - наличие двуязычия - какой язык преобладает в общении. 3. При изучении характера протекания беременности отметить: - от которой по счету беременности ребенок; - исход предыдущей(-их) беременности(-ей); - токсикоз (1-й, 2-й половины беременности); - хронические заболевания матери (заболевания почек, печени, сердечно-сосудистые, эндокринные и др.); - простудные и инфекционные заболевания (1-я, 2-я половина беременности); - психические и физические травмы матери (1-я, 2-я половина беременности): падения, ушибы, сотрясения, психозы и др.; - применение медикаментозных средств (антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги, жаропонижающие, седативные средства, противосудорожные, антипаразитические); - влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, фенолы, кислоты, ядохимикаты и др.); - повышенный фон радиационного излучения; - употребление алкоголя, никотина, наркотиков. 4. При изучении характера протекания родов отметить: - нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; - слабость родовой деятельности матери; - применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); - травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); - наличие асфиксий (белая, синяя); - резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); - вес и рост ребенка при рождении. 5. Когда закричал ребенок (сразу, не сразу; характер крика - слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный). 6. При изучении раннего постнатального периода отметить: - характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); - характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство., отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических проводится анкетирование родителей (анкета №1, Приложение 3.1.1). 7. При изучении раннего психомоторного развития отметить: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году. Возрастные особенности раннего психомоторного развития представлен в Приложении 3.1.2. 8. При изучении данных о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы. 9. При изучении характера раннего речевого развития ребенка отметить: - время появления гуления (в норме с 3-х мес.); - время появления лепета (в норме с 6 мес.); - характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексе», бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); - первые слова (в норме около года); - первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); - характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, - аграмматизмы, неправильное звукопроизношение. Особенности довербального и раннего вербального развития детей отражены в схеме развития речи ребенка (Приложение 3.1.3). Для сбора дополнительных данных о ребенке разработана анкета №2 (Приложение 3.1.4). Е) особенности памяти Особенности развития памяти
Отметить: - запоминание информации; - произвольность; - объем; - продуктивность разных видов памяти; - сохранение; - способы запоминания (в т.ч. символическое); - воспроизведение Задание 1: Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу. Нормативы: 1,5 года - выполняет 3 действия; 2 года - выполняет 3-4 действия; 3 года - выполняет 5 действий Задание 2: Игра «Что изменилось - чего не стало?» Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться. Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения. Выводы: запоминание произвольное (непроизвольное); - быстрое запоминание (медленное, с трудом); - снижение объема памяти (ограничение); - длительное запоминание (быстрое забывание); - трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); - непрочное сохранение; - неточное воспроизведение (точное) Исследование восприятия формы Нормативы: - сличение - от 1,5-2 лет; - выбор по названию - 2 года; - самостоятельное называние - в 3 года; Стимулъный материал', круг (шар), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов. Примерная инструкция'. 5) «Дай такую же» (форма и цвет совпадают); 6) «Покажи, где кубик?»; 7) «Назови форму». Выводы: соотносит, не соотносит, обозначает словом. Методика «Почтовый ящик» (А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард) Исследуется восприятие формы и пространственных отношений. Задание требует от ребенка не только точности восприятия формы, но и правильного поворота фигуры в пространстве (учет ракурса). Стимулъный материал', деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями - полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур. Проведение обследования: Экзаменатор берет одну из фигур и бросает в соответствующую прорезь Предлагает ребенку бросить все остальные. Допускается предъявление немощи. Возрастные нормативы: До 3 лет допускается силовая проба. В 3 года и старше - целенаправленная проба с элементами зрительного соотнесения. К 5 годам - зрительное соотнесение и иногда примеривание. В 6 лет - только зрительное соотнесение. Анализ результатов: а) сила (толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь); б) проба (переходит от отверстия к отверстию, пытаясь протолкнуть фигуру; в) примеривание (не соотносит форму зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей прорези); г) зрительное соотнесение (ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуру и опускает фигуру в нужную прорезь, разворот фигуры производится в воздухе, заранее). Методика «Разрезные картинки» Исследуется уровень развития целостного восприятия предметной картинки. Стимулъный материал', картинки, разрезанные на части с разной конфигурацией разреза. Нормативы. разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года; разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года; разрезная картинка из 3-5 фрагментов - 4-5 лет; разрезная картинка из 5-8 фрагментов - 5-6 лет Ход исследования: Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ. Анализ результатов: 8) совершает целенаправленные действия; 9) соединяет части без анализа полученного целого; 10) прикладывание с разворотом; 11) зрительное соотношение частей без прикладывания. Уровни выполнения задания: • Высокий уровень - выполнение задания зрительным соотнесением. Допустимы 1-2 практические пробы в случае 6-фрагментной картинки. • Средний уровень - выполнение задания путем ошибок, прикладывания (3-6-фрагментных). • Низкий уровень - составление с многочисленными неадекватными пробами или картинка не складывается. Сенсорный уровень действий - складывает неуверенно, пробуя подобрать части без ориентировки на какой-нибудь признак. Перцептивный уровень - ориентируется на какой-нибудь признак размера, цвет, форму, но собирает с ошибками. Операциональный (умственный) уровень перцептивных действий - быстрое зрительное соотнесение. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложениях 3.4.1.,3.4.2. Конструирование их палочек Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по подражанию (2,5-3 года), образцу (с 4 лет), по памяти. Стимульный материал: 2-6 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «грибок», «домик), просят сделать так же: «Построй, как у меня». Если ребенок по показу не может выполнить задание, его просят выполнить по подражанию: «Смотри и делай, как я». Затем снова предлагают выполнить задание по образцу. Дети 4 лет выполняют задание только по готовому образцу (при этом меняется расположение фигур за экраном, и ребенка просят воспроизвести) и по памяти «Построй еще раз домик, который ты видел»). Анализ результатов: 1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины, пространственных отношений (для детей 3-х лет это является неадекватным); 2) подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, пространственного расположения, величины; 3) сопоставление и исправление ошибок; 4) точное воспроизведение фигур без ошибок и исправлений; 5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение. Пространственный гнозис Исследуется способность ориентироваться в пространстве, различать пространственные направления. а) 2,5-4 года - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу; Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)». Нормативы: 2,5 - 3 года - понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1-2 заданиях, легко корректируется; 3,5-4 года - выполняет все задания. б) 4-6 лет - показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. в) Речевой вариант пробы Хэда. 1) Простая ориентировка (4-6 лет). Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки^ покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходхт к следующему, если нет - прекращают. 2) Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо; правой рукой - за левое ухо; покажи левой рукой правый глаз» (6 лет). Выводы: выполнены оба задания (пробы Хэда); выполнена только проста» ориентировка; не выполнено ни одного задания. Выполнение пробы затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у детей, страдающих дислексией. Особенности освоения детьми различных видов восприятия, причины нарушения восприятия даются в Приложении 3.4.1 (схемы 1 и 2). Исследование импрессивной речи Задание 1. Понимание речи на уровне диалога Цель: выявление возможностей понимания ребенком речи в условиях диалога. Выяснить уровень понимания обращенной к нему речи. Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1). Ход выполнения задания. Логопед, вступая в контакт, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, побуждает его к общению (вербальными или невербальными средствами). При затруднениях в понимании вопросов логопед может дополнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.). Критерии оценки коммуникативных умений: - умеет слушать и понимать обращенную речь (невнимателен); - легко входит в контакт (контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других); - пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); - активность в общении (активен; малоактивен). Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено. Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов. Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)»?; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чём я скажу: сидит (пишет, смеётся и т. д.)»; «Покажи какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)». Задание 3. Понимание инструкций. Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инструкций. Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций. Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи её на стаж», «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь». Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребёнку может быть повторение инструкции. В случае возникновения затруднений у ребёнка при выполнении двух-трёхчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребёнок последовательно выполняет части сложной инструкции. Задание 4. Понимание предложений. Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз. Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения. Список фраз (пример): В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поёт в лесу?) Петя идёт за Сашей. (Кто идёт первый?) Володя пришёл домой с братом. (Кто пришёл домой?) Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?) Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребёнка может свидетельствовать о правильности понимания предложения. В случае затруднений ребёнка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребёнок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.). Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа. Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных. Материал: предметные картинки (стол - столы, стул - стулья, игрушка - игрушки, книга - книги). Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»; «Покажи, где стол (столы и т. д.)». Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание 6. Понимание значения существительных с суффиксами уменьшительности. Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности. Инструкция: «Покажи, то что назову: дом (домик, утюг - утюжок, сумка -сумочка, кровать - кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т. д.)». Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки. Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов. Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов. Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша). Ход выполнения задания. Часть 1. Ребёнку предлагается указать на картинку, о которой говорит педагог. Возможны варианты инструкции. Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идёт» (идут и т. п.)». Часть 2. Педагог рассказывает ребёнку о знакомом мальчике Пете. Предлагает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня. Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было - вчера или сегодня: читал (читает; ел -ест и т.д.)». Часть 3. Педагог знакомит ребёнка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них. Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, что делала Маша: играл (играла; писал, читала и т. п.)». Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида. Цель: уточнить, как ребёнок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Педагог последовательно выкладывает перед ребёнком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит. Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует - нарисовал, моет - вымыла, ловит - поймал)». 2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д. Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далёких по значению). Цель: выяснить, как ребёнок понимает значения приставочных глаголов. Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображение мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объёмным по форме. Ход выполнения задания Перед ребёнком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чём он скажет. Инструкция: «Покажи, как мальчик шёл (подошёл к мосту, перешёл мост; подошёл к дому, вошёл в дом, из дома вышел, от дома отошёл и т. д.». Задание 10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа) Цель: уточнить возможности понимания ребёнком значений возвратных глаголов. Материал: сюжетные картинки. Ход выполнения задания. Ребёнку попарно предлагают сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие. Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается (одеваются, оделся - оделись, умывается - умываются, умылся - умылись)». Состояние диалогической речи Исследуется коммуникативная функция речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога. Цель: выявить вербальные и невербальные средства общения в процессе диалога. Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1) Ход выполнения задания. Логопед беседует с ребенком. Специальных инструкций предварительно не дается. В ходе диалога следует побуждать ребенка к использованию развернутых ответов, задавая дополнительные вопросы. Темы выбираются в соответствии с возрастом и интересами детей. Примерные темы: о семье, о любимой игрушке, о самом ребенке, о явлениях природы, временах года, интересных играх. Примерные вопросы для беседы с ребенком 4-5 лет. 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твою маму? (палу) 4. Где ты живешь? 5. Кто тебя привел в детский сад? 6. Как ты добрался сюда? 7. Какие у тебя есть любимые игрушки? 8. В какие игры ты любишь играть? Примерные вопросы для беседы с ребенком 3-4 лет. 1. Как тебя зовут? 2. Кто тебя привел сюда? 3. Показать тебе игрушки? 4. Какая игрушка тебе понравилась? 5. Любишь играть с игрушками? 6. Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? 7. Что можно делать с этими игрушками? (пирамида, мяч, кукла, кубики, машина). Анализ и оценка речевого поведения детей: - умение участвовать в разговоре; - умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; - умение свободно пользоваться речью; - умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор; -умение самому задавать вопросы, -разнообразие и точность словаря. - характеристика синтаксической стороны речи; - связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; - грамматическое и фонетическое оформление фраз; - способы реализации речевых средств В результате анализа беседы дается оценка коммуникативных умений (таблица 1) и составляется характеристика коммуникативных умений ребенка (таблица 2). Таблица 1
Таблица 2
Для оценки состояния диалогической речи рекомендуется следующая схема (Приложение 3.15.2) Состояние монологической речи Для исследования состояния связной речи используется серия заданий: • составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985 г.); • пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); • составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; • составление рассказа-описания ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Серия I Субтест 1 Серия I Субтест 2 Исследование звукопроизношения
Серия I Субтест 4 Фонематический анализ
Серия II Субтест 1 Верификация предложений
Серия III Субтест 3 Конструирование предложений
Серия III Субтест 4 Серия III Субтест 5 Задание 3 Согласование существительных с прилагательным в роде
Серия III Субтест 5 Задание 4 Множественное число существительных в родительном падеже
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |