Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование неречевых психических функций

Общие данные, полученные в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный не­гативизм);

б) характер игровой деятельности (для детей от 2 до 4 лет)

Ребенку предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Логопед ведет наблюдение за игрой.

Игра:


- манипулятивная;

- предметная;

- процессуальная;

- с элементом замысла;

- сюжетная;

- ролевая


Нормы:

1) манипуляция с предметами - до 2 лет;

2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину);

3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками);

4) сюжетная игра - к 3 годам.

Анализ уровня развития игры:

1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические ма­нипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не исполь­зует);

2) замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи);

1) характер замыслов (разнообразный, однообразный);

2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом);

3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия);

4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).

в) индивидуальные особенности ребенка

При исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются:

• особенности эмоционально-волевой сферы;

• личностно-характерологические особенности;

• некоторые типологические особенности

Особенности эмоционально-волевой сферы.

фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач:

эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; пре­обладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в те­чение дня)

Личностные и характерологические особенности:

без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству

Некоторые типологические особенности:

активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление.

г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение)

Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1)

Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые

предметы.

Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1.

Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2.

Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3.

Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все оди­наковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся.

Анализ результатов:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражите­лей);

3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).

Выводы:

- внимание устойчивое (неустойчивое);

- взгляд фиксирует (не фиксирует);

- переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

- с явлениями генерализации;

- общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

- слабая концентрация внимания;

- общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

д) особенности мышления

Для обследования умственных способностей предлагаются следующие зада­ния:

- Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета.

- Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего пред­мета из группы однородных.

- Определение уровня смысловой целостности рассказа.

В выводах отметить:

- уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития);

- сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформиро­ваны, трудности в формировании, требуют коррекции);

- преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое).

Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2).

Е) особенности памяти

Особенности развития памяти

Возраст Характеристика
Младенчество Проявляется в форме запечатления, затем узнавания. Характеризуется недлительным сохранением материала. Материал фиксируется непроизвольно. Развивается двигательная, эмоциональная и образная память. К 1 году формируются предпосылки для развития словесной памяти
Раннее детство Возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется воспроизведение материала. Бурное развитие получает словесная память.
Дошкольный возраст Преобладает непроизвольная образная память. Складываются элементы произвольной памяти. Формируются предпосылки овладения логическими приемами запоминания.

Отметить:


- запоминание информации;

- произвольность;

- объем;

- продуктивность разных видов памяти;

- сохранение;

- способы запоминания (в т.ч. символическое);

- воспроизведение


Задание 1:

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за сто­лик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книж­ной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу.

Нормативы:

1,5 года - выполняет 3 действия;

2 года - выполняет 3-4 действия;

3 года - выполняет 5 действий

Задание 2:

Игра «Что изменилось - чего не стало?»

Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета

Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвер­нуться.

Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведе­ния.

Выводы:

запоминание произвольное (непроизвольное);

- быстрое запоминание (медленное, с трудом);

- снижение объема памяти (ограничение);

- длительное запоминание (быстрое забывание);

- трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтакси­ческих конструкций, текстового материала);

- непрочное сохранение;

- неточное воспроизведение (точное)

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...