Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследование неречевых психических функцийОбщие данные, полученные в процессе обследования: а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм); б) характер игровой деятельности (для детей от 2 до 4 лет) Ребенку предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Логопед ведет наблюдение за игрой. Игра: - манипулятивная; - предметная; - процессуальная; - с элементом замысла; - сюжетная; - ролевая Нормы: 1) манипуляция с предметами - до 2 лет; 2) процессуальные игровые действия - с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); 3) процессуальная игра с элементами замысла - от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); 4) сюжетная игра - к 3 годам. Анализ уровня развития игры: 1) использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); 2) замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); 1) характер замыслов (разнообразный, однообразный); 2) характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); 3) взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); 4) длительность взаимодействия (кратковременное, длительное). в) индивидуальные особенности ребенка При исследовании индивидуальных особенностей ребенка выявляются: • особенности эмоционально-волевой сферы; • личностно-характерологические особенности; • некоторые типологические особенности Особенности эмоционально-волевой сферы. фон настроения (нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий); беспричинный смех, крик, плач: эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление. без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня) Личностные и характерологические особенности: без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству Некоторые типологические особенности: активный, подвижный (инертный, медлительный); спокойный, уравновешенный (возбудимый, неуравновешенный); быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление. г) особенности внимания (объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение) Методика «Зрительный диктант» (Приложение 3.2.1) Стимульный материал: 3 таблицы из 16 клеток, где изображены знакомые предметы. Для детей 2-2,5 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 1. Для детей 3-4 лет - найти две повторяющиеся картинки на таблице 2. Для детей 5-6 лет - найти две повторяющиеся картинки в таблице 3. Инструкция: « Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики) как можно быстрее. Но не ошибайся. Анализ результатов: 1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); 2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); 3) застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; 4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации). Выводы: - внимание устойчивое (неустойчивое); - взгляд фиксирует (не фиксирует); - переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); - с явлениями генерализации; - общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); - слабая концентрация внимания; - общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано). д) особенности мышления Для обследования умственных способностей предлагаются следующие задания: - Разложить серию из 3 и более картин с развитием сюжета. - Задания на классификацию, обобщение, выделение липшего предмета из группы однородных. - Определение уровня смысловой целостности рассказа. В выводах отметить: - уровень познавательной активности (высокий, снижен, низкий, требует развития); - сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование): сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции); - преобладание формы мышления (наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое). Специфические показатели (характеристики) психического развития детей и динамика развития мышления отражены в Приложении 3.2.2 (схемы 1 и 2). Е) особенности памяти Особенности развития памяти
Отметить: - запоминание информации; - произвольность; - объем; - продуктивность разных видов памяти; - сохранение; - способы запоминания (в т.ч. символическое); - воспроизведение Задание 1: Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку с карандашами, взять карандаш; встать, подойти к книжной полке, взять книгу, сесть за стол, открыть книгу. Нормативы: 1,5 года - выполняет 3 действия; 2 года - выполняет 3-4 действия; 3 года - выполняет 5 действий Задание 2: Игра «Что изменилось - чего не стало?» Стимулъный материал: 4 картинки или 4 предмета Ребенку предъявляют 4 картинки, которые он называет. Затем просят отвернуться. Одну из картинок заменяют другой или меняют их местами. Ребенка просят найти изменения. Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения. Выводы: запоминание произвольное (непроизвольное); - быстрое запоминание (медленное, с трудом); - снижение объема памяти (ограничение); - длительное запоминание (быстрое забывание); - трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); - непрочное сохранение; - неточное воспроизведение (точное) |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |