Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование состояния грамматического строя речи

Исследуется:

1) состояние функции словоизменения:

- изменение имен существительных по числам;

- изменение имен существительных по падежам;

- употребление формы родительного падежа множественного числа (с 5 лет);

- употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действий;

- согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета -с 3 лет);

- согласование имен существительных с числительными два и пятъ

2) состояние функции словообразования:

- образование названий детенышей животных;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование притяжательных прилагательных (с 6 лет);

- образование приставочных глаголов

Задание 1. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить уровень развития грамматического строя речи у ребёнка.

Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.

а) беспредложные падежные формы существительных

И. п. мн. ч.

Инструкция: «Покажи на картинке то, что назову» или «Поиграем в игру «Один и не один»: я буду называть один предмет, а ты не один (пчела -пчёлы, машина - машины, ключ - ключи, носок - носки, дерево- деревья).

Р. п. мн. ч.

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а ты - много таких же предметов: стол ... (столов; карандаш -карандашей, стул - стульев, палец - пальцев, письмо - писем, окно - окон, ухо - ушей, кошки - кошек).

Р. п. при отрицании чего-либо (нет)

Инструкция: «Я тебе буду показывать, чего у меня нет, а ты назови. У меня нет ... (показывает соответствующую предметную картинку) (машины, мяча, сумки, щенка).

Д. п. для обозначения лица

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Кому ты дашь это?». «Кому ты дашь сено? (лошади). Кому дашь кость? (собаке)». Аналогично вызывается употребление Д. п. существительных: корова, белка, петух, мама и др.

В. п. объекта (вижу что? вижу кого?)

Инструкция: «Посмотри на картинку. Что (кого) ты видишь? (дом, завод, магазин, собаку, волка, реку).

Т. п. орудийный

Инструкция: «Чем мы рисуем (забиваем гвозди, рубим дрова, ловим рыбу, пишем, пилим дерево)?» (карандашом, молотком, топором, удочкой, ручкой, пилой).

б) предложные падежные формы существительных

Р. п. для обозначения лица (предлог у)

Инструкция: «Назови, что изображено на картинках»; «Скажи, у кого это есть? (демонстрируются предметы или их части; при ответах могут быть использованы предметные картинки)». Примерные ответы: «У мамы платок) (у девочки ..., у мальчика ..., у лисы ...).

Р. п. для обозначения места

предлог у

Инструкция: «Скажи, где стоит мальчик? (где остановилась машина? где лежит мяч? где стоят дети?). Примерные ответы: «У дома» (у моста, у скамейки, у школы).

предлог с

Инструкция: «Откуда спрыгнула кошка?» (откуда убрали цветок? откуда подняли мяч? откуда подняли ручку?). Примерные ответы: «С дерева» (с окна, с земли, с пола).

предлог из

Инструкция: «Откуда вышел мальчик?» (откуда вырвали страницу? откуда вытащили шнурок? откуда взяли, фотографию?) Примерные ответы: «Из дома» (из тетради, из ботинка, из альбома).

предлоги около, возле

Инструкция: «Где лежит собака? (где стоит стул? где течёт река? где проходит дорога?). Примерные ответы: «Около (возле) дома» (шкафа, леса, поля).

предлог от

Инструкция: «Откуда отошел мальчик?» (откуда отошла ученица? и т. п.). Примерные ответы: «От дома» (от школы, от стола, от двери).

предлог из-за

Инструкция: «Откуда выглядывает мальчик (кошка, девочка)? Примерные ответы: «Из-за двери (шкафа, дома)».

предлог из-под

Инструкция: «Откуда выглядывает собака (кошка. Катя)?» Примерные ответы: «Из-под стола (шляпы, кресла)».

Р. п. для обозначения отсутствия чего-либо

предлог без

Инструкция: «Посмотри на картинки. Скажи, что без чего?» Примерные ответы: «Чайник без носика (чашка без ручки, стол без ножки, машина без колеса)»,

Д. п. для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлог к)

Инструкция: «К кому ты пойдёшь с этим подарком? (используются

соответствующие опорные картинки - изображения подарков •

«именинников». Примерные ответы: «К маме (к ежу, к белке, к зайцу>

В. п. для обозначения места

предлог в

Инструкция: «Куда ты выпустишь живую рыбку? (куда посадив» семена помидоров? куда пойдёшь рвать фрукты?). Примерные ответы: «В воду (ящик, сад)».

предлог на

Инструкция: «Куда мальчик положил тетрадь (поставил цветок, уронив чашку)?» Примерные ответы: «На стол (на окно, на пол)».

предлог под

Инструкция: «Куда закатился мяч?» Примерные ответы: «Под стол (под шкаф, под кресло)»,

Т.п. для обозначения совместимости (с)

Инструкция: «С кем ты идёшь в детский сад утром? С чем бывает бутерброд?» Примерные ответы: «С мамой (с маслом, с сыром)».

Т.п. для обозначения места

предлог под

Инструкция: «Где спряталась Алёнушка? Где сидит мальчик? Где свили гнездо птицы?» Примерные ответы: «Под горой (под окном, под крышей )»

предлог над

Инструкция: «Посмотри: Винни-Пух летит на воздушном шарике Скажи, где он пролетает (над чем он пролетает)?» Примерные ответы: «Н^ столом (над рекой, над лесом)».

П. п, для обозначения места

предлог в

Инструкция: «Где живёт мышка-полёвка? (где живут медведи? где живут рыбы?)» Примерные ответы: «В поле (в лесу, в реке)».

предлог на

Инструкция: «Где лежит мяч?» Примерные ответы: «На окне (на столе. на полу)».

в) усвоение числа глаголов (в изъявительном наклонении) Инструкция: «Скажи, что делает .... а что делают ...»; «Закончи предложение: мальчик стоит, а эти мальчики ... (стоят), этот мальчик .... (копает, а эти школьники ... (копают)» и т п.

стоит - стоят поёт - поют

копает - копают летит - летят

идёт - идут читает - читают

г) изменение глаголов прошедшего времени по родам Инструкция: «Петя и Маша помогают маме. Посмотри на картинки и скажи, что они делали: Петя ... (мыл окно), а Маша ... (мыла пол) и т. п.».

мыл - мыла подметал - подметала

надевал - надевала стирал - стирала

д) употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида Инструкция: «Что делал мальчик (собирал)? Что он уже сделал собрал)?»

собирал - собрал мыла - вымыла

поливал - полил вытирал - вытер

е) использование в речи возвратных форм глаголов Инструкция: «Что делает Маша (одевает брата)? А теперь что она делает (одевается)? и т. п.».

одевает - одевается моет - моется

вытирает - вытирается причесывает - причесывается

ж) использование в речи глаголов с приставками

Инструкция: «Я тебе буду рассказывать о прогулке Винни-Пуха, а ты мне помогай. Винни-Пух проснулся и пошёл на прогулку. Из дома он ... I вышел), по дороге ... (пошёл), к реке ... (подошёл), через речку по мосту ... перешёл), через лес ... (прошёл), пруд кругом ... (обошёл), к дому ... (подошёл) и в дом ... (вошёл)».

вышел перешёл

пошёл прошёл

подошёл обошёл

з) согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

Инструкция: «Скажи, какой по цвету каждый из этих предметов?

(Какой по цвету чайник? Какая по цвету тарелка и т. п.)»

синий чайник красные сапоги

зелёный листок синие туфли

синяя тарелка зелёное блюдце

желтое солнце красный шар

Задание 2. Состояние словообразовательных навыков

Цель: изучить состояние словообразовательных навыков у ребёнка

Материал: предметы, предметные картинки.

Ход выполнения задания. Ребёнок выполняет предлагаемые педагогом задания с опорой на реальные предметы или предметные картинки.

а) слова с уменьшительно-ласкательным значением

Инструкция: «Я буду называть большой предмет, а ты такой же, но маленький по размеру гриб - ... (грибочек)» и т. п.

гриб - грибочек мяч - мячик

машина - машинка верёвка - верёвочка

кукла - куколка река - речка

б) относительные прилагательные

Инструкция: «Дверь сделана из дерева, значит она ... (деревянная), ключ из железа, он ... ; кораблик из бумаги, он ...; стол из дуба, он ...; веник из берёзовых веток, он ...; сок из морковки называется ...; сок из апельсина называется ...; из свеклы - ...; из слив - ...; из яблок - ...».

деревянный морковный

железный апельсиновый

бумажный свекольный

дубовый сливовый

берёзовый яблочный

в) сложные слова (из двух корней)

Инструкция: «Отгадай, что это обозначает. Пылесос - это то, что («пыль сосёт»). Самолёт - (сам летит). Вездеход - (везде ходит, едети Листопад - (листья падают)».

пылесос вездеход

самолёт листопад

Данные о возрастных особенностях грамматического строя речи отражены I Приложениях 3.13.1, 3.12.2

В выводах отметить:

• морфологические и синтаксические аграмматизмы;

• владение синтаксическими конструкциями;

• понимание и передачу в самостоятельной речи смысловой связи слов;

• нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами:

• пропуск членов предложения;

• нарушение порядка слов в предложении;

• нарушение грамматических связей между словами;

• трудности в словообразовании;

• трудности в словоизменении;

• своеобразное употребление грамматических категорий:

• замены окончаний;

• их нерегулярное использование;

• неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем.

Исследование импрессивной речи

Задание 1. Понимание речи на уровне диалога

Цель: выявление возможностей понимания ребенком речи в условиях диало­га. Выяснить уровень понимания обращенной к нему речи.

Материал: перечень вопросов (Приложение 3.15.1).

Ход выполнения задания.

Логопед, вступая в контакт, стремится определить, доступны ли пониманию ребенка вопросы взрослого, побуждает его к общению (вербальными или невер­бальными средствами). При затруднениях в понимании вопросов логопед может до­полнительно использовать наглядные инструкции (жесты, показ предмета и т.п.). Критерии оценки коммуникативных умений:

- умеет слушать и понимать обращенную речь (невнимателен);

- легко входит в контакт (контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других);

- пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи);

- активность в общении (активен; малоактивен).

Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.

Задание 2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.

Цель: уточнить понимание значений слов, обозначающих предметы, дейст­вия, признаки предметов.

Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.

Инструкции: «Покажи, где книга (мяч, кастрюля и т.д.)»?; «Я буду называть слова. А ты показывай, где нарисовано то, о чём я скажу: сидит (пишет, смеётся и т. д.)»; «Покажи какая машина едет близко? А какая далеко? (аналогичные инструкции по сюжетным картинкам или к заданной ситуации, которые включают те или иные наречия)».

Задание 3. Понимание инструкций.

Цель: выявить возможности понимания простых и сложных словесных инст­рукций.

Материал: предметы, необходимые для выполнения инструкций.

Инструкции: «Возьми со стола куклу»; «Положи ручку под книгу»; «Встань со стула, положи карандаш в коробку»; «Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи её на стаж», «Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь».

Ход выполнения задания. Ребёнку предлагается последовательно выполнить ряд словесных инструкций. Одним из видов помощи ребёнку может быть повторе­ние инструкции. В случае возникновения затруднений у ребёнка при выполнении двух-трёхчленной инструкции возможно расчленение сложной инструкции. При этом ребёнок последовательно выполняет части сложной инструкции.

Задание 4. Понимание предложений.

Цель: выяснить возможности детей в понимании фраз.

Материал: список предложений; сюжетные картинки, иллюстрирующие предложения.

Список фраз (пример):

В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поёт в лесу?)

Петя идёт за Сашей. (Кто идёт первый?)

Володя пришёл домой с братом. (Кто пришёл домой?)

Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?)

Ход выполнения задания. Педагог произносит фразу и предлагает ребенку ответить на вопрос. Характер ответа ребёнка может свидетельствовать о правильно­сти понимания предложения. В случае затруднений ребёнка в речевом оформлении ответа можно использовать сюжетные картинки, иллюстрирующие соответствующие предложения. При этом ребёнок может вербальный ответ заменить (или дополнить) невербальным (показом и т.д.).

Задание 5. Различение значений существительных единственного и множественного числа.

Цель: уточнить возможности понимания категории числа существительных.

Материал: предметные картинки (стол - столы, стул - стулья, игрушка - игрушки, книга - книги).

Инструкция: «Покажи то, что назову: стол (столы; стул; стулья и т.д.)»;

«Покажи, где стол (столы и т. д.)».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.

Задание 6. Понимание значения существительных с суффиксами уменьши­тельности.

Цель: выяснить возможности понимания существительных с суффиксами уменьшительности.

Инструкция: «Покажи, то что назову: дом (домик, утюг - утюжок, сумка -сумочка, кровать - кроватка)»; «Покажи, где дом (домик и т. д.)».

Ход выполнения задания. Педагог предлагает показать то, что он называет. При этом могут быть использованы предметные картинки.

Задание 7. Понимание значений грамматических категорий глаголов.

Цель: выяснить возможности понимания грамматических категорий числа (в изъявительном наклонении), времени и рода (в прошедшем времени) у глаголов.

Материал: сюжетные картинки, куклы (Петя и Маша).

Ход выполнения задания.

Часть 1. Ребёнку предлагается указать на картинку, о которой говорит педа­гог. Возможны варианты инструкции.

Инструкция: «Покажи картинку, о которой я скажу: «идёт» (идут и т. п.)».

Часть 2. Педагог рассказывает ребёнку о знакомом мальчике Пете. Предла­гает отгадать, что он делал вчера, а что делает сегодня.

Инструкция: «У меня есть друг Петя. Я буду говорить, что он делал вчера, а что делает сегодня. Отгадай, когда это было - вчера или сегодня: читал (читает; ел -ест и т.д.)».

Часть 3. Педагог знакомит ребёнка с Петей и Машей (куклы) и предлагает отгадать, что делал каждый из них.

Инструкция: «Это Петя и Маша. Отгадай, что делал Петя, что делала Маша:

играл (играла; писал, читала и т. п.)».

Задание 8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида.

Цель: уточнить, как ребёнок понимает значения глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания.

Педагог последовательно выкладывает перед ре­бёнком по две картинки и предлагает указать на ту, о которой он говорит.

Инструкция: 1 вариант. «Покажи ту картинку, о которой я скажу: рубит (срубил, рисует - нарисовал, моет - вымыла, ловит - поймал)».

2 вариант. «Покажи, где рубит (мальчик рубит дерево); где срубил (мальчик срубил дерево)» и т.д.

Задание 9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далёких по значению).

Цель: выяснить, как ребёнок понимает значения приставочных глаголов.

Материал: картинки с изображениями дома и моста; контурное изображе­ние мальчика. Примечание: наглядный материал может быть объёмным по форме.

Ход выполнения задания

Перед ребёнком выкладываются вырезанные по контуру изображения дома, моста и фигурка, изображающая мальчика. Педагог предлагает показать с помощью этих картинок то, о чём он скажет.

Инструкция: «Покажи, как мальчик шёл (подошёл к мосту, перешёл мост;

подошёл к дому, вошёл в дом, из дома вышел, от дома отошёл и т. д.».

Задание 10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и множественного числа)

Цель: уточнить возможности понимания ребёнком значений возвратных гла­голов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход выполнения задания.

Ребёнку попарно предлагают сюжетные картинки. Педагог предлагает показать ту картинку, на которой отображено называемое им действие.

Инструкция: «Покажи ту картинку, о которой скажу: «одевается (одевают­ся, оделся - оделись, умывается - умываются, умылся - умылись)».

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...