Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Составление описательного рассказаИсследуется способность в создании словесного образа объекта и раскрытия его признаков и свойств в определенной последовательности. Для составления рассказа-описания можно использовать модели предметов (игрушки), их графические изображения, на которых полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Ребенку предлагается выбрать понравившуюся игрушку (предмет), в течение нескольких минут внимательно ее рассмотреть и составить по ней рассказ по заданному вопросному плану. Может быть указана и последовательность отображения качеств предмета в рассказе-описании При анализе рассказа отметить: - полноту рассказа; - точность отражения в рассказе основных свойств предмета; - наличие логико-смысловой организации сообщения; - последовательность в описании признаков и деталей предмета; - использование языковых средств словесной характеристики Если ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему можно предложить для пересказа образец описания, данный логопедом. Для оценки уровня выполнения данного задания рекомендуется схема (Приложение 3.15.3). Составление рассказа по серии сюжетных картинок Исследуется способность детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется подбирать серии разной сложности: из 3-5 картин с изображением событий, хорошо знакомых детям из собственного опыта. Ребенку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в необходимой смысловой последовательности, составить рассказ. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих, уточняющих вопросов, а также применяя жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Анализ высказывать: - самостоятельность составления связного рассказа; - смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; - соблюдение логической связи между картинками-эпизодами; - последовательность и полнота изложения; - характер и грамматическая правильность фраз Для оценки составляемых рассказов рекомендуется схема (Приложение 3.15.3). 2.3 Пересказ текста (знакомой сказки, короткого рассказа) Исследуется способность воспроизводить литературный текст. Для исследования возможностей ребенка воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст могут быть использованы знакомые детям сказки («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»), короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. При анализе отметить: - полноту передачи содержания текста; - наличие смысловых пропусков, повторов; - соблюдение логической последовательности изложения; - наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа; - связность рассказывания; - соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам При анализе и оценке пересказа рекомендуется пользоваться схемой. Для анализа и оценки выполнения всей серии заданий комплексного исследования диалогической и монологической речи и получения объективных сравнительных данных в первичном и динамических исследованиях для каждого ребенка можно составить индивидуальный оценочный «профиль».
Такой профиль наглядно показывает, в каких видах развернутых высказывая у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе исследующей коррекционной работы. Для оценки пересказа рекомендуется схема (Приложение 3.15.2). После окончания обследования логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию и делает заключение о степени и характере нарушения речи. Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, в: заносится в комплексную диагностическую карту (Приложение 3.15.3). Итоговая информация имеет следующие условные обозначения: V - низкий уровень; о - средний уровень; Λ - высокий уровень. При заполнении графы «психолого-педагогическая характеристика» и «логопедическое заключение» рекомендуем использовать характеристику уровней по Кирьяновой Р.А. (Приложение 3.15.4).
ПРОТОКОЛЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Серия I Субтест 1 Состояние фонематического восприятия
Серия I Субтест 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |