Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации.

Возраст   Навыки поведения  
От 6-ти до 12-ти месяцев     1 -2 года   2-3 года     3-4 года     4-5 лет   5-6 лет   Совершенствуется ручная умелость. Он активно стучит, разма­хивает, бросает, перекладывает из одной руки в другую игрушки. Отдает игрушки. Пытается одеть кольцо на пирамид­ку. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки.   Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал - в оваль­ную. Повторяет изображение нескольких горизонтальных, вер­тикальных, округлых линий.   Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, вос­производит простые формы. Режет ножницами. Рисует по об­разцу крест.   Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.   Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой» дом (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду.   Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисо­вывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

 

Приложение 3.5.5

Батарея тестов для определения ведущей руки

(М.Г. Князева, В.Л. Вильдавский)

• Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: « Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая откры­вает и закрывает коробок.

· Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчи­вающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не­ведущая рука держит пузырек.

· Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).

· Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой (ребенок выбирает ведущую руку).

· Построить колодец из палочек (спичек). Ведущая рука - которая исполь­зуется более активно.

· Раскладывание карточек лото (карты). Все карточки (10-15) ребенок дол­жен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

· Составление цепочек из скрепок. Ведущей считается та рука, которой ре­бенок пытается присоединить другую скрепку.

· Построить из кубиков дом (забор), сложить рисунок по образцу. Как ве­дущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая, поправляющая кубики, детали.

· Ребенка просят бросить и поймать мяч (теннисный) одной рукой. Мяч кладется прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить и ему и поймать несколько раз. Активные действия выполняет ведущая ру­ка.

· Ребенку предлагают нарисовать то, что он хочет или может (правой рукой, левой рукой). Рисунок, выполненный ведущей рукой, более четкий, пропорциональный, тремор значительно меньше, нет дополнительных штрихов.

Приложение 3.12.1

Развитие словаря

Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Различают и назы­вают части предетов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сход­ные по назначе­нию предметы (туфли - ботинки), понимают обоб­щающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, ме­бель Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаго­лы, обозначающие трудовые дейст­вия; определяют и называют место­положение пред­мета (слева, спра­ва, между, около, рядом), время су­ток, характеризу­ют состояние и на­строение людей; используют суще­ствительные, обо­значающие назва­ния частей и дета­лей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги Употребляют су­ществительные, обозначающие на­звания профессий; прилагательные, обозначающие признаки предме­тов; наречия, ха­рактеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятель­ность людей; слова со сходным значе­нием, с обобщаю­щим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употреб­ляют правильно, точно по смыслу Расширяется запас слов, обозначаю­щих названия предметов, дейст­вий, признаков. Используют в речи синонимы, анто­нимы, существи­тельные с обобщающим значени­ем. Употребляют разные части речи точно по смыслу  

 

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Приложение 3.13.1

Развитие грамматического строя речи

 

Раздел грамма- ти­ка Возраст детей
3-4года 4-5лет 5-6лет 6-7лет
Морфо-логия Согласуют слова в роде, числе, паде­же, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Упот­ребляют формы повелительного наклонения глаго­лов: хотеть, бе­жать, ехать, ле­жать Совершенствуется умение согласовы­вать в предложе­ния существитель­ные с числитель­ными, прилага­тельными; форми­руется умение ис­пользовать не­склоняемые суще­ствительные Закрепляется уме­ние согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с су­ществительными
Слово-образова-ние Употребляют су­ществительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, фор­му мн. ч сущест­вительных в родительном падеже (ленточек) Образуют форму мн. ч. существи­тельных, обозна­чающих детёны­шей животных (по аналогии), упот­ребляют эти суще­ствительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок) Образуют форму мн. ч. существи­тельных, обозна­чающих детёны­шей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по об­разцу) существи­тельные с суф­фиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилага­тельных. Совер­шенствуется уме­ние образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с од­нородными суще­ствительными, учатся правильно согласовывать слова в предло­жении Правильно согла­суют слова в пред­ложении, учатся использовать про­стейшие виды сложносочинённых и сложноподчи­нённых предложений Продолжают учиться состав­лять простые, сложные предло­жения, учатся пользоваться пря­мой и косвенной речью Используют пред­ложения разных видов

 

Приложение 3.15.2

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий

(диалог, пересказ)

Уровень выполнения заданий Вид задания
Пересказ Диалог
1 - хороший Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм. Умеет слушать и понимать речь. Активен в общении. Умеет вовремя вступить в разговор. Использует невербальные и вербальные средства общения. Отвечает, точно следуя содержанию вопроса. Задает вопросы в процессе диалога. Отвечает аргументирование. Пользуется краткими и распространенными ответами. Грамматическое оформление фраз верное.
2 - удовлетворительный Пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения). Содержание текста передается полностью. Пересказ не содержит аграмматизмов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений. Умеет слушать и понимать речь. Недостаточно активен в общении. Не всегда вовремя вступает в диалог. Использует разнообразные речевые формы. Может отвечать кратко или распространенно. Иногда нарушается логичность и связность высказывания. Возможны неточности словаря.
3 - низкий Пересказ составлен по вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы. Принимает участие в диалоге. Отвечает неохотно. Малоактивен, малоразговорчив. Требует постоянного побуждения к речи. Невнимателен. Часто не вовремя вступает в диалог. Преобладают односложные ответы. Не может последовательно излагать свои мысли. Словарь ограничен. Аграмматизмы; парафазии.
Задание не выполнено Пересказ даже по вопросам недоступен. В диалог не вступает.

Приложение 3.15.3

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий

(рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ-описание)

Уровень выполнения заданий Вид задания
Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ - описание
1 - «хо­роший» Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет. Соблюдается последователь­ность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с граммати­ческими нормами языка (с учётом возраста детей). В рассказе отображены все основ­ные признаки предмета, дано ука­зание на его функции или назна­чение. Соблюдается определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микроте­мами), используются различные средства словесной характеристи­ки предмета (определения, срав­нения и др.).
2 - «удов­летворитель­ный» Рассказ составлен с некото­рой помощью (стимулирую­щие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание карти­нок (возможны пропуски от­дельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сю­жету). Отмечаются нерезко выра­женные нарушения связнос­ти повествования; единичные ошибки в построении фраз. Рассказ-описание достаточно ин­формативен, отличается логичес­кой завершённостью, в нём отра­жена большая часть основных свойств и качеств предмета. От­мечаются единичные случаи на­рушения логической последова­тельности в описании признаков (перестановка или смешение ря­дов последовательности), смыс­ловая незавершённость одной-двух микротем, отдельные недос­татки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
3 - «недос­таточный» Рассказ составлен с примене­нием наводящих вопросов и указаний на соответствую­щую картинку или её конк­ретную деталь. Нарушена связность повествования. От­мечаются пропуски несколь­ких моментов действия, отдельные смысловые несо­ответствия. Рассказ составлен с помощью от­дельных побуждающих и наводя­щих вопросов, недостаточно ин­формативен - в нём не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершённость ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.
4- «низкий» Рассказ составлен с по­мощью наводящих вопросов. Его связность резко наруше­на. Отмечается пропуск су­щественных моментов дейст­вия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соот­ветствие рассказа изображённому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отобража­ет многих его существенных свойств и признаков. Не отмеча­ется какой-либо логически обус­ловленной последовательности рассказа-сообщения: простое пе­речисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотич­ный характер. Отмечаются выра­женные лексико-грамматические нарушения. Ребёнок не в состоя­нии составить рассказ-описание самостоятельно.

 

Приложение 3.15.4

Характеристика уровней

Параметры Низкий уровень Пограничный уровень между средним и низким Средний уровень Пограничный уровень между средним и высоким
Познавательная деятельность Не проявляет интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий; проявляет упрямство Проявляет избиратель­ный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях пассивен Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда на занятиях ак­тивен; учебные навыки сфор­мированы Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сфор­мированы
Особенности поведения Двигательно растор­можен; повышенная утомляе­мость Двигательно растор­моженный, требует смены деятельности, быстро устает; внимание неустойчи­вое Усидчив, распределяет внимание на протяже­нии всего занятия Поведение организо­ванное, усидчив; внимание устойчивое; активен на протяжении всего занятия
Особенности памяти, мышления Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обоб­щении и классифика­ции Зрительная память развита лучше, чем слуховая; допускает ошибки в обобщении и класси­фикации; затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного харак­тера Хорошая память, ус­тойчивое внимание; самостоятельно обоб­щает понятия по родо­вому сходству, выде­ляет лишнее; может дать объяснение по наводящим вопро­сам Быстро запоминает но­вый материал, не тре­бует повторения; Самостоятельно рас­суждает, классифици­рует, делает обобще­ния и выводы.
Речевое развитие Системное нарушение речи. Диагноз: общее недо­развитие речи (II - Ш уровень) Системное нарушение речи. Диагноз: общее недо­развитие речи (III уро­вень) Диагнозы: НОНР; ФФНР. Дизартрия; Заикание Диагнозы: ФФНР: ФНР
Состояние эмоционально-волевой сферы Снижение эмоционально-волевой сферы. Быст­рая смена настроения: упрямы, плаксивы, агрес­сивны, замкнуты, бурно реагируют на положи­тельную или отрицательную оценку своей дея­тельности Эмоционально-волевая сфера в пределах нор­мы Адекватно реагирует на оценку своей дея­тельности, умеет управлять своими эмо­циями
Знания, умения, навыки Представления об окружающем не сформи­рованы Представления об ок­ружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний об окружающем мире Представления об окружающем есть, пута­ется в понятиях, сход­ных по родовому свой­ству (овощи и фрукты, дикие и домашние животные) Прочные знания об ок­ружающем мире. Использует получен­ные знания в практи­ческой деятельности

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...