Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы работы над рефератом

Для процесса написания реферата характерны три основные этапа: подготовительный, исполнительский и заключительный.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.

Поиски литературы. Прежде всего, стоит основательно изучить вопрос: какая литература вообще существует по данной теме (книги, газеты, журналы и т. д.).

Среди множества книг и статей по тому или иному вопросу имеются произведения различной степени трудности и различной научной и практической ценности. Библиография поможет разобраться в научной ценности книг, указать читателям лучшую литературу и выбрать из массы печатных изданий наиболее нужные.

Среди популярных библиографических изданий в России можно назвать два.

1. Газета «Книжное обозрение» (выходит еженедельно с 1966 г. Учредители: МПРТ РФ и ГУП «Книжное обозрение»).

2. Журнал «Витрина читающей России» (официальный орган Союза распространителей печатной продукции. Издается с января 1994. Ежемесячник).

Вы можете воспользоваться любой библиотекой для выбора литературы: своей вузовской, городской, областной. Подбор литературы осуществляется с помощью имеющегося в библиотеках алфавитного и систематического каталогов. В алфавитном каталоге книги располагаются по авторам или заглавиям книг (если фамилии авторов не указаны). В систематическом каталоге книги группируются по отраслям знаний. Кроме того, в библиотеках имеются каталоги журнальных и газетных статей.

С 1993 г. Институт научной информации по общественным наукам РАН издает библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Экономика». Целью указателя является обеспечение информацией об отечественной и зарубежной литературе по демографии и экономическим наукам (экономической теории, истории экономической мысли, экономической истории, мировому хозяйству, специальным и отраслевым наукам, по экономике отдельных стран и регионов). В него включаются следующие виды изданий на западноевропейских, славянских и восточных языках: монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, статьи и рецензии из сборников, журналов и прочих периодических изданий, статистические материалы, обзоры и др.

С 1993 г. ИНИОН РАН издает также реферативный журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература». Серия «Экономика». В журнале печатаются рефераты книг, монографий, сборников статей, статей из экономических журналов.

При подборе экономической литературы необходимо знакомиться, прежде всего, с новейшими книгами и брошюрами последних лет издания, которые отражают современное состояние экономической науки и практики.

При написании реферата необходимо использовать публикации статей и материалов в журналах «Банковское дело», «Бизнес», «Вестник экономики», «Внешняя торговля», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Эксперт» и др.

Современные документы органов законодательной и исполнительной власти, регулирующих экономическую жизнь страны, публикуются в еженедельниках «Экономика и жизнь», в «Российской газете» и других сборниках.

Для ускорения поиска нужных материалов в журналах прошлых лет целесообразно, прежде всего, знакомиться с последними номерами выпуска за истекшие годы. В них имеется указатель всех опубликованных материалов за год.

Интернет-ресурсы как огромный информационный источник также можно использовать при выполнении реферата. В электронных изданиях можно почерпнуть новейшие статистические данные и аналитические материалы мониторинга экономической ситуации. Однако использовать ресурсы сети Интернет следует с достаточной степенью осторожности, т. к. не все серверы предоставляют объективную информацию.

Определение круга справочных пособий последующей работы по теме. В условиях «информационного взрыва» велико значение справочной литературы, предназначенной для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического или познавательного характера. Она является как бы гигантским аккумулятором знаний и щедро снабжает информацией тех, кто привык и умеет ею пользоваться.

Работая над рефератом, докладом, готовясь к выступлению на конференции или семинарском занятии, вы можете обратиться к справочной литературе: энциклопедии, словари, справочники. Правильно, точно отображенные научные или практические сведения составляют основу содержания любого справочного издания. Материалы, включенные в него, могут быть разными и по тематике, и по форме: цифры и факты, формулы и графики, рекомендации, советы и т. п.

Справочные статьи собираются (группируются) в определенном порядке. В словарях и энциклопедиях основные структурные элементы располагаются преимущественно в алфавитном порядке, в справочниках, как правило, используется какая-либо логическая система. В ее основу может быть положен тематический, хронологический, топографический или иной принцип.

 

Исполнительский этап

Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников); ведение записей прочитанного.

Чтение книг. Когда отбор литературы (и другого материала) завершился и нужные источники оказались у вас в руках, важно переключить себя на новую работу, а именно на восприятие текстов, которые собираетесь изучать. Психологически подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного.

Существенной закономерностью любого восприятия является его избирательность (апперцепция), основанная на сопоставлении ожидаемой и полученной информации. Подготовка к восприятию с внутренней стороны означает максимальную активизацию всей системы мотивационных установок, ожиданий, предвосхищений, предположений о том, что должно быть в тексте книги, статьи, лекции.

Особая психологическая подготовка к восприятию источника требуется в том случае, если вы с ним знакомились (или изучали) ранее. Здесь у многих возникает ощущение полной известности материала, препятствующее вдумчивому его восприятию. Поэтому нужно вспомнить все, что вы знаете о данной работе, о проблемах, затрагиваемых в ней, и на этой основе уточнить, что же все-таки вами забыто, что воспроизводится обобщенно, какие вопросы остались неясными. Тогда изучение текста по знакомой теме будет носить активный характер.

В зависимости от характера материала, конкретных целей и условий учебной работы используются разные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное.

Ознакомительное чтение позволяет получить о книге или статье первое общее представление. Для того чтобы научиться быстро и в то же время внимательно просматривать книги, нужно установить определенный и наиболее целесообразный порядок просмотра. Некоторые читатели упрощают процесс просмотра книги, сводя его к знакомству с аннотацией. Но, во-первых, аннотация к книге нередко отсутствует, а, во-вторых, она не всегда дает достаточно ясное представление о книге.

При беглом просмотре книги в основном нужно придерживаться следующего порядка:

ü внимательно прочитать титульный лист (не обложку!), где напечатаны фамилия автора, название книги, место и год издания;

ü найти в книге «Содержание» («Оглавление») и ознакомиться с ним, так как в нем отражен логический план произведения, т. е. дается ответ на вопрос, о чем и в какой последовательности написано в книге;

ü прочитать или бегло просмотреть «Введение» («Предисловие»), чтобы представить себе содержание книги, понять ее назначение и цель, которую преследовал автор, источники и характер сведений, содержащихся в книге;

ü выяснив общее содержание книги и ее назначение, следует познакомиться с основным текстом произведения, прочитав некоторые отрывки из него, абзацы, наиболее ценные и интересные разделы;

ü важно просмотреть «Заключение» («Послесловие») к книге, где кратко формулируются или в сжатом виде повторяются основные тезисы, подробно изложенные в произведении.

Особое внимание следует уделить справочному аппарату книги, т. е. вспомогательным материалам. Необходимо познакомиться с предметными, именными, географическими и другими указателями, которые могут быть в книге, а также с рисунками, таблицами, картами, схемами, диаграммами, по которым можно судить о степени глубины и характере изложения вопросов.

Цель изучающего чтения - детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части. Так читаются первоисточники, документы, учебники и учебные пособия, монографии, статьи.

Изучающее чтение обычно бывает медленным, неторопливым, с многочисленными возвратами для углубленного понимания и самопроверок.

По своему характеру чтение бывает сплошным или выборочным. При сплошном чтении не делается никаких пропусков, весь текст читается целиком; при выборочном - в поле зрения находятся лишь отдельные части, а все остальное только просматривается. Выбор того или иного способа зависит как от характера материала, так и от интереса читателя.

По темпу чтение бывает быстрым и медленным. Ознакомительное чтение обычно характеризуется быстротой, а изучающее - замедленностью. В результате тренировок можно научиться одновременно быстро читать и воспринимать полно и точно.

Ведение записей прочитанного. Чтение - не механический, а своего рода творческий труд. Но таким его делают обдумывание, размышление, работа мысли при чтении.

Умение вести записи по ходу чтения - один из важнейших признаков культуры умственного труда.

Для чего и почему нужно записывать прочитанное? В пользу записей можно привести много доводов:

ü запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали); записи облегчают запоминание, так как, записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее;

ü запись дисциплинирует читающего, заставляет его внимательно отнестись к делу, помогает проникать в такие стороны каждый книги, которые без этого могли бы просто ускользнуть;

ü записи ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе;

ü записывание повышает уровень культуры речи - устной и письменной, вырабатывает у читателя собственный стиль изложения.

Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и являются результатом мыслительной деятельности читателя.

Остановимся на простейших видах - выписках и цитатах.

Выписывать (на отдельных листах, карточках, в особой тетради) нужно только то, что труднее запоминается или труднее понимается, а также понравившиеся места, и лучше всего, если они будут записаны не дословно, а переведены с книжного на собственный язык. Выписки дают возможность не только хорошо изучить литературу, но и создать для себя задел, пригодный на будущее. Наконец, выписки выделяют из читаемого текста самое главное, самое существенное и тем помогают глубже его понять и лучше использовать в работе над рефератом.

Цитаты. Все студенты хорошо знают, что такое цитаты (от лат. zito - «призываю в свидетели» - выписки из текста книг (статей) выдержек, извлечений, сведений словами автора).

Нужно придерживаться определенных правил оформления цитаты:

1. Цитировать по возможности законченными частями текста (цельными предложениями, цельными небольшими абзацами).

2. Каждую цитату следует заключать в кавычки. Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки:

Например: «...общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть» (Хайек Ф. О свободе. - Минск: Полифакт – Референдум, 1990. - С. 104).

В случае пропуска одного или нескольких слов в середине цитируемого текста, вместо пропущенного также вставляют три точки.

Например: «Высокие инфляционные ожидания, нарастающий товарный дефицит, агонизирующее состояние сферы услуг... - все это не способствует развитию безналичных расчетов в сфере личного потребления». (Основы банковского дела. - Киев: МП «Издательство «Либра», 1994. - С. 153).

После каждой цитаты нужно указывать ее источник (вы это видели в предыдущих примерах). Существуют два способа оформления ссылок на источник цитирования: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится ее порядковый номер на этой странице. Все сноски и подстрочные применения пишутся (печатаются) мелким шрифтом. Внизу страницы, под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется, и за ним приводятся сведения о цитируемом источнике и, после точки - тире, номер страницы, откуда была взята цитата.

Более приемлема другая система - ссылки в форме примечаний. Оформляются они так: все цитаты в тексте нумеруются сквозной нумерацией (т. е. по порядку от начала работы до конца). В конце реферата вы приводите список использованной литературы. Номер цитаты должен соответствовать номеру источника, под которым он значится в списке использованной литературы. А в тексте вашей работы после указания номера источника в списке нужно только указать конкретную страницу (в квадратных скобках).

Например: Указанный учебник в вашем списке использованной литературы стоит, предположим, под номером 14. Значит, цитата оформляется так: «………» [14, с. 205].

Конспект (от лат. conspectus - «обзор, изложение») - наиболее сложная и совершенная форма записи прочитанного, потому что объединяет в себе многие виды записей - пометки, выписки, цитаты, план, тезисы.

Конспект будет текстуальным, если запись идет в соответствии с расположением материала в книге и в основном словами конспектируемого текста.

Конспект будет свободным, если при записи не придерживаются порядка изложения, которому следует автор книги, и мысли излагаются собственными словами.

Конспект - универсальная форма записи, поэтому в нем находят место и цитирование, и запись, близкая к тексту, и свободное изложение материала. Конспект, содержащий все эти элементы, называют смешанным.

Конспектирование - сложный вид работы. Освоить его удается не сразу. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат.

 

Заключительный этап

Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Обработка материалов. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному вами плану работы (реферата, доклада).

Что касается переработки знаний, психология различает репродуктивную (воссоздающую) и продуктивную (творческую) переработку знаний. При репродуктивной переработке на первом плане находится соответствие преобразования материала его исходному содержанию, зафиксированному в первоисточниках, документах, монографиях, статьях, учебниках, текстах лекций и т.п. Иначе говоря, при ней часть материала воспроизводится точно, буквально (нетрансформированное воспроизводство), часть - видоизменено, своими словами (трансформированное воспроизводство). Репродуктивная переработка требуется, прежде всего, при выступлениях по отдельным вопросам на семинарском занятии, собеседованиях, при сдаче зачетов, экзаменов.

В продуктивной (творческой) переработке главное внимание уделяется новизне содержания, анализу его социальной ценности с учетом уже имеющихся достижений в определенной области знаний, практической деятельности людей (в основном это относится к научной работе). В условиях обучения и самообразования, о которых у нас идет речь, она требуется при подготовке теоретических докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

С точки зрения логики, реферат есть доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса). В общем виде такое доказательство чаще всего носит индуктивный, дедуктивный или традуктивный характер. При индуктивном построении реферата (доклада) сначала называют факты, затем делают из них выводы, а, обобщая выводы, приходят к формулировке тезиса. При дедуктивном построении поступают наоборот: сначала формулируют тезис, потом приводят факты, его подтверждающие, а затем делают частные выводы. При изложении общественно-политического материала особенно часто используется традуктивная последовательность изложения, строящаяся на основе сопоставления взаимосвязанных по содержанию (соотносительных) понятий: прошлое - настоящее - будущее; причины - следствия; явления - сущность; простое - сложное; сходства - тождества; различия - противоположности; объективное - субъективное.

Выбор того или иного способа построения реферата (доклада) зависит от многих факторов, начиная от темы и кончая вашими привычками и склонностями. Ясно, что рефераты (доклады) по праву, психологии и философии, мировой культуре или истории предпринимательства в России будут разными не только по содержанию, но и по построению (композиции), и по стилю изложения. Конкретные рекомендации и советы даст вам преподаватель, под руководством которого вы пишете реферат (доклад).

Написание реферата.Приступая к написанию реферата (доклада), располагая богатым и разнообразным материалом, вы должны помнить главное: какими требованиями нужно руководствоваться, по каким критериям будет оцениваться ваша работа людьми, которые будут ее читать или слушать.

Обычно рефераты и доклады в рамках учебного процесса в вузе оцениваются по следующим основным критериям:

ü актуальность содержания, высокий теоретический уровень, глубина и полнота анализа факторов, явлений, проблем, относящихся к теме;

ü информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

ü простота и доходчивость изложения:

ü структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность;

ü убедительность, аргументированность, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов, сделанных в реферате (докладе).

Введение - это вступительная часть реферата, помещаемая перед основным текстом. Во введении следует кратко показать значение избранной темы в изучаемом курсе, обосновать актуальность, отметить степень изученности темы в экономической литературе, сформировать цель и задачи работы. Введение должно содержать следующие элементы:

а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;

б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;

в) цель данной работы;

г) принципы, положенные в основу работы.

Объем реферата в рамках разумного, как нам представляется, должен быть не более 12—15 машинописных страниц, соответственно объем введения - одна, максимум полторы страницы. Принято считать, что объем введения должен составлять примерно одну десятую часть общего объема работы.

Содержание (текстовая часть). В ходе работы над рефератом вы прочитали много книг (или хотя бы несколько), некоторые из них законспектировали, из других сделали выписки. Но все источники не одинаковы и по степени глубины научной проработки, и по стилю изложения. Все ваши записи - это только материал, который нужно осмыслить, привести в какую-то, определенную вами систему и хорошо изложить в строгой логической последовательности, соблюдая единый стиль речи (хотя могут быть стилевые оттенки), грамотно.

В основной части в соответствии с главами и параграфами плана раскрывается содержание реферата. В ней делается аргументированное обоснование теоретических положений работы, обобщается и анализируется фактический материал, показываются проблемы и пути их решения. Каждое теоретическое положение следует доказывать и подкреплять соответствующим материалом. При существовании нескольких точек зрения на один и тот же вопрос, критически рассмотреть мнение различных авторов и при необходимости обосновать собственную точку зрения.

В текст реферата включаются все заголовки, приведенные вами, на странице, следующей сразу за титульным листом. Фактически - это план реферата, но именовать его следует «Оглавление» («Содержание»).

Заключениеподводит итог работы. В заключении приводятся основные выводы и обобщаются главные положения реферата. Оно может содержать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей). Может содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т. п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Заключение по объему всегда должно быть меньше введения. Считается, что нормальный объем заключения составляет одну двадцатую часть общего объема работы. В нашем случае при объеме реферата, который мы определили 12-15 страниц, заключение не должно превышать одной страницы.

Список использованной литературы располагается сразу после «Заключения».

Приложения помещают после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение располагают на отдельной странице; в общий объем работы приложения не засчитываются. В данный раздел помещают цифровой материал в виде таблиц, чертежи, диаграммы, схемы, графики, фотографии и т. п.

Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу располагают после текста, в котором она упоминается впервые. На все таблицы должны быть ссылки в реферате. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего реферата. Номер размещается в правом верхнем углу.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок не подчеркивается. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист. При переносе таблиц на другой лист повторяется ее шапка. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - строчных. При переносе на другой лист заголовок не пишут. В правом верхнем углу «Продолжение табл. 2» или «Окончание табл. 2», если таблица на данной странице оканчивается. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы» диаграммы, формулы), как и таблицы, располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Любые иллюстрации обозначаются словом «рис.», которое помещается перед названием иллюстрации. Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами по порядку включения в содержание работы. Весь этот иллюстративный материал называют рисунками, снабжают заголовками или подписями, нумеруют. Он должен дополнять и пояснять текст, делать его более наглядным и доходчивым.

В конце работы указывается дата выполнения работы и ставится подпись студента.

 

Оформление реферата

Теперь, когда основная работа над рефератом окончена, нужно правильно оформить его. При оценке реферата учитывается не только качество самой работы, но и ее оформление. Этому должно быть уделено серьезное внимание. Выполнение студентом всех требований к оформлению вырабатывает у него определенный стиль работы, воспитывает высокую требовательность к себе, прививает навыки ведения научной работы, а преподавателю позволяет лучше понять содержание работы и объективно оценить ее.

Прежде всего, определитесь с объемом. Если материала у вас было много и черновой вариант реферата получился очень объемным, это вовсе не означает, что весь этот материал нужно переносить в чистовик. Посмотрите, что можно убрать, какие подробности и детали опустить, без чего можно обойтись, не нанося ущерба качеству работы.

Точный объем реферата по гуманитарным дисциплинам никто никогда не устанавливал. Этот объем зависит и от темы, и от количества проработанных источников, и от задачи, которую ставят перед собой студент-автор и его руководитель.

Объем реферата должен быть не более 12—15 машинописных страниц в редакторах типа Word шрифтом 14 (Times New Rоman Суr или аналогичный) с левым полем 3 см, остальные поля по 2 см для белого листа формата А4, 1,5 интервала или 20-25 стандартных листов (А4), написанных понятным почерком от руки.

Первая страница в работе - титульный лист, вторая - «Оглавление» («Содержание». Все разделы этого «Оглавления» («Содержания»), написанные прописными буквами, и в тексте пишутся прописными буквами, а подраздел - строчными буквами. Разделы «Оглавления» («Содержания») нумеруются арабскими цифрами; состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. Если будут более дробные деления (пункты), они дописываются к подразделу справа и разделяются точкой: 3.3.4. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Параграфы имеют двойную нумерацию через точку. Например, 2.3. - третий параграф второй главы. Знак «параграф» (§) не печатается.

Нумерация начинается с третьей страницы и является сквозной, т. е. с третьей до последней страницы работы, не обращая внимания на то, сколько страниц в каждом разделе или подразделе отдельно.

Список использованной литературы и приложения включаются в общую сквозную нумерацию. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре верхнего поля. Но ни первая, ни вторая страницы не нумеруются.

Титульный лист - первая страница реферата, которая должна содержать основные данные о работе и ее авторе. Чтобы понять, какие это данные, посмотрите титульные листы учебных пособий и других книг, которыми вы пользуетесь. Разумеется, не все сведения, имеющиеся на титульном листе книги, нужны для титула реферата, но есть сведения, без которых обойтись нельзя.

Вверху - названия учебного заведения и кафедры. В середине листа пишутся фамилия, имя, отчество студента, а также курс и факультет, ниже - тема реферата. Ниже, справа, - фамилия, имя, отчество научного руководителя. Внизу - год написания реферата (см. прил. 1).

Оглавление. Воглавлении последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана реферата. При этом формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт (см. прил. 2).

Оформление использованной литературы. При оформлении списка использованных источников по каждому изданию указываются фамилия и инициалы автора (авторов), точное название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц. Для журнальной статьи указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год выпуска, номер журнала, страницы. Список литературы должен включать в себя только издания, использованные в реферате, т. е. те, которые цитировались, на которые делались ссылки или которые послужили основой для формирования точки зрения студента.

Все цифры, цитаты, факты, таблицы, схемы, графики, заимствованные из литературных источников, следует снабдить обязательными ссылками на источник с полным описанием издания.

Список использованной литературы оформляется по алфавитному принципу. При алфавитном принципе расположения в списке источники группируются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавиям книг. Источники на иностранных языках располагаются в списке после всех русскоязычных.

При включении в список литературы документов органов законодательной и исполнительной власти (законов, постановлений и т. д.) указываются названия и источник, из которого они приведены. Кроме того, законодательные в нормативные положения рассматриваются в начале списка, а затем следуют книги, статьи и т. д.

 

Защита реферата

Выполненный студентом реферат проверяется руководителем работы в срок до 10 дней, который дает письменное заключение по работе - рецензию. При оценке работы учитываются содержание работы, степень ее самостоятельности, качество используемого материала, а также уровень грамотности. В случае надобности рецензент указывает, что доработать. Если рецензия положительная, то руководитель делает на титульном листе реферата отметку о допуске ее к защите. Если же реферат по заключению рецензента является неудовлетворительным и подлежит переработке, то после исправления указанных замечаний он представляется на повторное рецензирование с обязательным приложением первой рецензии.

Защита реферата проводится до экзаменов (зачетов) в отведенное расписанием время или во время семинарского занятия по данной дисциплине, о чем преподаватель сообщает заранее. Реферат по экономической дисциплине может быть допущен к защите, если он отвечает основным требованиям.

В реферате необходимо раскрыть тему и все вопросы, предусмотренные планом.

При написании работы должны быть использованы, наряду с учебной литературой, произведения наиболее известных представителей различных направлений мировой и российской экономической мысли, современные документы органов законодательной и исполнительной власти РФ, статьи из экономических журналов и газет. Количество источников, используемых в реферате, должно быть не менее 8-12.

Реферат должен носить теоретико-экономический, а не исторический, юридический или конкретно-отраслевой характер. Теоретические положения работы должны обязательно раскрываться в связи с практикой, на основе анализа реального состояния экономики. Текст работы излагается самостоятельно, не допускается дословное переписывание использованной экономической литературы. Работа должна быть написана литературным языком, логически последовательно, грамотно и аккуратно. Необходимо избегать повторений, противоречий между отдельными положениями работы, приводимым цифровым материалом.

Для защиты студент готовит небольшое устное выступление на 5-7 минут. В нем не требуется пересказывать содержание всей работы, а необходимо кратко обосновать выбор темы, показать основные задачи, которые ставились в работе, пути их решения и полученные выводы.

Реферат защищается перед научным руководителем. Защита работы включает в себя краткое сообщение студента и ответы на поставленные вопросы. Результат защиты оценивается дифференцированной оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в журнал.

Только после положительной оценки реферата на защите студент допускается к экзамену (зачету) по предмету. При неудовлетворительной оценке студент обязан повторно написать реферат, защитить его на положительную оценку, после чего он допускается к экзамену (зачету).

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

ГОУ ВПО

«КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...