Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?

От автора

Данное пособие разработано на основании анализа трудно­стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб­ственно ошибок, сколько их глубинных причин.

Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух призна­ков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близки­ми по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части сло­ва, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объе­диняют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А дру­гие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно соста­вить гнездо родственных по корню слов.

А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия про­верки.

Следовательно, выделяются три задачи коррекционной рабо­ты: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схо­жесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходи­мые операционные действия.

Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.

Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.

 

Технологический план и содержание работы

 

№ упр. Задача упражнений ______ стр.  
1-5 Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова 6-10  
6-11 Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть ! его границы 10-17  
12-15 Учат отличать однокоренные слова от синонимов 18-21  
16-24 Помогают осмыслить чередование соглас­ных и беглость гласных в корне 22-29  
25-31 Учат распределять внимание между смыс­ловым значением корня и его буквенным составом 29-37  
32-36 Помогают осмыслить способы образова­ния сложных слов и видеть в них исход­ные корни 37-41  
37-39 Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова» 41-43  
40-42 Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на дру­гой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вмес­то ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение мож­но и нужно переносить, да и не умеет это делать 44-48
43-44 Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места 49-54
45-48 Уточняют понятие проверочное слово 55-61
Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука 61-63
           

 

 

1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?

 

 

 

2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое под­сказывает ответ на этот вопрос.

2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-

береговушки? Что умеет делать белка-летяга?

Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-

капустницы?

 

2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?

Сколько щупалец у осьми­нога? Почему зверька назвали

утконосом?

 

2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзо­вик? Чем

кормятся птицееды и муравь­еды? Как передвигается

змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?

 

2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как

делает своё гнёздышко гу­сеница-листовёртка? Чем

отличается кури­ца-пеструшка от курицы-белянки?

 

 

2-5. Что делает землеройка? Чем опасно расте­ние болиголов?

О чём ведает (знает) мед­ведь? Приносит ли ветер-суховей

тучи и дожди?

 

2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем

съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет

птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?

 

2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему

растение назвали шиповни­ком? Что употребляет в пищу

жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу

или у изгороди?

 

3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каж­дое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помо­гут слова в скобках.

осветить(рассвет, светлячок, Светлана)

 

садовый(рассада, садовод, посадили)

 

скаковая(на скаку, скакун, поскакали)

 

известный(известить, вестник, известие)

 

поговорить(разговор, говорливый, выговор)

 

каменный(окаменеть, каменистый, каменщик).

 

 

Внимательно прочитай столбики слов. Подумай: может быть, какие-то слова из каждого столбика нужно убрать?

1 2 3

поступь звонкий смотр

идти звонит смотреть

ступать звук видеть

ступня звонок осмотреть

4 5 6

лобовой решать ясность

лобный решение объяснил

лобзик решето разъяснил

лоб решить втолковал

 

 

Лесоруб.

 

32-2. Глубоководный водолаз,знаменитый медо­вар,

потомственный сталевар,группа ска­лолазов, сапоги-

Скороходы.

 

32-3. Отважный мореплаватель, равносторонний

треугольник, головоногийосьминог, голо­пузый

малыш.

 

32-4. Гребнеобразныегоры, удачливый золото­искатель,

коротковолосаядевушка, лупо­глазаялягушка,

любознательныйребёнок.

 

32-5. Малодоходныймагазин, новомодныйтанец,

многодетнаясемья, старый огнетушитель,

однодневныйпоход.

 

 

32-6. Планетоходна Марсе, водолечебныйкаби­нет,

продукты с птицефабрики, саблезубыйтигр,

самодовольныйчеловек, заниматься

словотворчеством.

 

33. Попытайся определить, из каких слов образовались вы­деленные слова.

33-1. Бабушкина электромясорубка,посетили

гидроэлектростанцию,проводили аэрофо­тосъёмку.

 

33-2.Верхнекрасносельскаяулица, средиземно­морские

курорты, городской телерадио­центр.

 

А или о?

 

47-10. Раздавать подарки, с под...чи вратаря, по-д...вать чай,

отд...ть учебник, зад...вали за­гадки, трудная зад...ча.

 

47-11. Пр...стой хлеб, пр...сто повернись, упро­стить выражение,

пр...стенькое колечко, пр...стоватый чудак, запр...сто

прийти в го­сти.

 

47-12. Резкий ск...чок, ск...чет на лошади, быстро поск...кал,

длинные ск...чки, отличный ск...кун, красная ск...калка,

поск...чем вместе.

 

47-13. Пл...довый сад, душистый пл...д, хорош пл...дится,

крохотный пл...дик, беспл...дна, яблоня, быстро

распл...дились, пл...довитый куст.

 

47-14. Зап...сать на зиму, делать прип...сы, за п...сливый хомяк,

записаться впрок, запас ной игрок.

 

47-15. Добрые сл...ва, сл...весное рисование, рас сказал

досл...вно, бессл...весный помощник знакомое сл...во,

пышные сл...веса, сл...вар ная работа.

 

47-16. Выс.кий клён, небесная выс.та, выс.чен ное здание,

небольшая выс.тка, выс.кс прыгнул, выс.коватый стул,

невыс.кий человек.

 

47-17. Хв...лить за старательность, расхв...ливать работу,

похв...лить от души, похвальная грамота, расхв...лить

кинофильм, хвалеб­ная песня, похв...льно.

 

47-18. Зав...лить дровами, разв...ливать на части, огромный

зав...л, обв...лилась стена, сухой в...лежник,

разв...лилось на куски, горный перев...л, выв...лил на

пол, короткий при­вал.

 

 

48. Подумай, какое из предложенных слов является прове­рочным. Напиши по образцу.

Образец.

 

Летит по небу — лётный.

 

Побл...днел от страха — бледноватый, блё­стки, бледность.

 

Б…ится темноты — больно, бойся, боязнь.

 

Бр...дить по траве — бродяга, бородка, бро­дит.

 

Пр...стая задача — простой, просто, пробо­вать.

 

Большой х...трец — хитрить, похитить, хитрый.

 

Автобус ост...новился — подставить, оста­новка, встать.

 

Забр...сал снежками — забрать, подбросил, бросать, забрался.

 

Ут...щил в норку — тощий, потащил, та­щит, затаскивать.

 

Нап...лить дров — пилим, петь, напели, перепилить.

 

Приц...пить крючок — цыпа, ценный, за­цепка, цепляет.

 

 

Зач...стил в гости — часто, чистый, зачё­сывать, почаще.

 

Щ...пать за бока — щепка, щиплет, пощи­пать, щепочка.

 

Рассказать маме — рассказал, скок, козы, рассказ.

 

Нар...дить куклу — порядок, редкий, на­ряд, народ.

 

Вставь пропущенные буквы.

Расскажи по плану, как надо выполнять задание.

План действий.

 

1) : В трубе р...вёт ветер.

 

2) , и

 

3) Если трудно , смотри слова для справок.

 

3) и

 

4) : В трубе ветер.

 

 

49-1. Летнее солнце подн...малось над полями. Дети поб...жали

в рощу за грибами. На лугу п...стреют душистые цветы.

 

Слова для справок:поднимаюсь, бегуны, поднимут, бежать,

пёстрый, поднимется, пе­струшка,

пробежка, пестреть.

 

 

49-2. Синичка зал...тела в избу. Ваня должен был попр...сить

книгу у товарища. За окном раздавалось щ...бетанье птиц.

Словадля справок:просьба, летать, проси­тель, просит,

щебечут, лётный, щебет, по­летела, защебетал.

 

49-3. Мальчики перекупали все грядки. Котён­ку было уже

т...сновато спать в коробке. У Светы кукла — просто

загл...денье.

Слова для справок:взгляд, закопанный, ко­пался, тесный,

копать, теснота, глядит, по­теснил, поглядим.

 

49-4. Из-за горизонта надв...галась чёрная туча. Бл...снула яркая

молния. Лена успокоила м...лыша.

Слова для справок:движение, маленький, раздвигать,

блестит, двигать, блёстки, ма­лютка, блестящий.

 

49-5. Машенька пот...ряла ключи. Бабушка св...зала красивый

свитер. Хозяин заг...нял гусей в сарай.

Слова для справок:завяжем, растеряша, выгоняет, вязка,

вязать, гонит, теряет, про­гонять.

 

 

49-6. Васятка пом...гал отцу ухаживать за ло шадьми. В

ч...тальном зале было тихо. Вда леке м...гал слабый

огонёк.

Словадля справок:помогать, мигнул, по могаю, читать,

прочитанный, подмигивал читатель, помощник, замигал.

 

49-7. Вдали на горе чернел с.сновый бор. Зап...х сирени

наполняет воздух. Нет уж больше тр...скучих морозов.

Слова для справок:сосны, пахнет, потрес-канный,

запашок, трещит, пахучий, сосён­ка, затрещали.

 

49-8. Страницы старой книги пож...лтели от вре­мени. С берега

в море св...лился большой камень. Мокрые л...са и п...ля

засверкали после дождя.

Слова для справок:желток, поле, изжел-та, валун,

развал, жёлтенький, лесной, ва­лился, лес, полевой,

полёвка, лесник.

 

 

 

От автора

Данное пособие разработано на основании анализа трудно­стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб­ственно ошибок, сколько их глубинных причин.

Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух призна­ков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близки­ми по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части сло­ва, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объе­диняют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А дру­гие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно соста­вить гнездо родственных по корню слов.

А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия про­верки.

Следовательно, выделяются три задачи коррекционной рабо­ты: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схо­жесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходи­мые операционные действия.

Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.

Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.

 

Технологический план и содержание работы

 

№ упр. Задача упражнений ______ стр.  
1-5 Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова 6-10  
6-11 Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть ! его границы 10-17  
12-15 Учат отличать однокоренные слова от синонимов 18-21  
16-24 Помогают осмыслить чередование соглас­ных и беглость гласных в корне 22-29  
25-31 Учат распределять внимание между смыс­ловым значением корня и его буквенным составом 29-37  
32-36 Помогают осмыслить способы образова­ния сложных слов и видеть в них исход­ные корни 37-41  
37-39 Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова» 41-43  
40-42 Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на дру­гой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вмес­то ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение мож­но и нужно переносить, да и не умеет это делать 44-48
43-44 Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места 49-54
45-48 Уточняют понятие проверочное слово 55-61
Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука 61-63
           

 

 

1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?

 

 

 

2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое под­сказывает ответ на этот вопрос.

2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-

береговушки? Что умеет делать белка-летяга?

Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-

капустницы?

 

2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?

Сколько щупалец у осьми­нога? Почему зверька назвали

утконосом?

 

2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзо­вик? Чем

кормятся птицееды и муравь­еды? Как передвигается

змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?

 

2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как

делает своё гнёздышко гу­сеница-листовёртка? Чем

отличается кури­ца-пеструшка от курицы-белянки?

 

 

2-5. Что делает землеройка? Чем опасно расте­ние болиголов?

О чём ведает (знает) мед­ведь? Приносит ли ветер-суховей

тучи и дожди?

 

2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем

съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет

птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?

 

2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему

растение назвали шиповни­ком? Что употребляет в пищу

жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу

или у изгороди?

 

3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каж­дое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помо­гут слова в скобках.

осветить(рассвет, светлячок, Светлана)

 

садовый(рассада, садовод, посадили)

 

скаковая(на скаку, скакун, поскакали)

 

известный(известить, вестник, известие)

 

поговорить(разговор, говорливый, выговор)

 

каменный(окаменеть, каменистый, каменщик).

 

 

Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?

4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник,

крабовые.

 

4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравей­ник, луковая.

 

4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять,

кругом.

 

4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, све­тильник,

разговорчивый.

 

4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зе­ленеют, мышиная.

 

4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечер­ний,

застольный, грибница.

 

4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насо­рить, компотница,

холодно.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...