Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утверждено редакционно-издательским советом СПбГЭУ в качестве учебного пособия по направлению 081100 – Государственное и муниципальное управление

М.В. Иванова

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Направление 081100 – Государственное и муниципальное управление

 

Cанкт-Петербург

УДК 351

ББК 60.8

 

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГЭУ в качестве учебного пособия по направлению 081100 – Государственное и муниципальное управление

Рецензенты:

кафедра государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. А.М.Ходачек)

канд. экон. наук, доц. О.К. Печорина

 

Иванова М.В.

Государственная и муниципальная служба: Учеб. пособие / М.В. Иванова. – СПб.: СПбГЭУ, 2014. - 125с.

Подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Государственная и муниципальная служба» по направлению 081100 –Государственное и муниципальное управление. В пособии рассмотрены теоретические, правовые и организационные основы государственной и муниципальной службы. Особое внимание обращается на прикладные аспекты ее функционирования в современной России.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и всех заинтересованных лиц.

 

M. Ivanova

Public service: textbook / M.Ivanova. – SPb: SPbSUE, 2014. – 125 p.

Textbook is prepared in accordance with the programme of «Public service» studies. It contains theories of public service system, law and organization basics of its existence. The textbook pays special attention to questions of applying modern aspects of public service arranging in Russia.

The textbook is addressed to students, post-graduates, teachers of higher education as well as all those concerned about.

.

 

 

УДК 351

ББК 60.8

 

© СПбГЭУ, 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...……..5

 

РАЗДЕЛ 1.Основы теории и организации государственной и муниципальной службы………………………………………………………………..6

Глава 1. Государственная служба как социально-правовой институт…………………………………………………………………………...…..6

§ 1.1. Государственная служба в системе власти

и управления…………………………………………………………..…....6

§ 1.2. Государственная служба как комплексный

социально-правовой институт………………………………………..….11

Глава 2. Государственная служба как профессиональная управленческая деятельность…………………………………………………………….……15

§ 2.1. Государственный служащий: понятие, содержание

деятельности………………………………………………………...…….15

§ 2.2. Характер, принципы, цели и функции

государственной службы как вида деятельности…………….……..….21

 

РАЗДЕЛ 2.Функционирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………25

Глава 3. Система государственной службы Российской Федерации……………………………………………………………………………..25

§ 3.1. Государственная служба в российской системе

государственного управления……………………………………..…….25

§ 3.2. Структура и принципы российской системы

государственной службы……………………………………………...…29

§ 3.3. Особенности различных видов государственной

службы Российской Федерации…………………………………...……..33

Глава 4. Государственная гражданская служба Российской Федерации…………………………………………………………………………..…39

§ 4.1. Основы организации государственной

гражданской службы в Российской Федерации…………………..……39

§ 4.2. Государственный гражданский служащий: понятие,

особенности социально-правового статуса……………………….……42

§ 4.3. Прохождение государственной гражданской службы…………..48

§ 4.4 Кадровый состав государственной гражданской службы

и пути его совершенствования………………………………………..…...57

§ 4.5. Управление государственной гражданской службой

в России и ее развитие…………………………………...............................61

Глава 5. Муниципальная служба в Российской Федерации……………....69

§ 5.1. Понятие и особенности муниципальной службы…………….......69

§ 5.2. Особенности прохождения муниципальной службы…………...72

 

РАЗДЕЛ 3. Зарубежный опыт функционирования государственной и муниципальной службы………………………………………………..…….....75

Глава 6. Общие принципы организации государственной службы в современных демократических государствах…………………………………....75

Глава 7. Организация государственной службы отдельных

стран…………………………………...............................................................77

 

РАЗДЕЛ 4.Профессиональные основы государственной и муниципальной службы……………………………………………………………...…….…...83

Глава 8. Профессионализация управленческого труда государственных и муниципальных служащих……………………………………………………………………...……..83

Глава 9. Аномалии системы государственной службы и способы противодействия им……………………………………………………………….…..90

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ…………………...………..98

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...……..99

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...…...100

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное учебное пособие является базовым по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Оно позволяет сформировать систематизированную совокупность знаний о сущности государственной и муниципальной службы, ее месте и роли в системе государственного и муниципального управления.

Дисциплина «Государственная и муниципальная служба» является одной из ключевых дисциплин учебного плана по направлению «Государственное и муниципальное управление», играет важную роль в специализированной подготовке высококвалифицированных управленческих кадров.

Содержание учебного пособия охватывает все вопросы, предусмотренные для изучения рабочей программой данной дисциплины.

Особенностью учебного пособия является сочетание в рамках каждой темы двух дополняющих друг друга блоков информации: теоретического и фактологически-прикладного, что позволяет сфокусировать внимание учащегося на проблемных моментах соотношения существующих теорий государственной службы и практики функционирования и реформирования данного института. Кроме того, значительное внимание уделяется регуляторам профессионального поведения в сфере государственной службы, что позволит выпускнику уверенно чувствовать себя при выполнении должностных обязанностей.

 

 

РАЗДЕЛ 1.Основы теории и организации государственной и муниципальной службы

Глава 1. Государственная служба как социально-правовой институт

Государственная служба как комплексный

Социально-правовой институт

Сложность и многозадачность государственной службы, а также ее важность в структуре государственного управления обуславливают рассмотрение государственной службы не только как деятельности, но гораздо шире - как комплексного социально-правового института.

Институт традиционно рассматривается в рамках юридических наук как «совокупность норм права, регулирующего определенную группу отношений одного порядка и представляет собой часть соответствующей отрасли права».

Основная цель института государственной службы – обеспечение интересов государства и общества, главные функции – административная и сервисная, не имеющие политического характера.

Государственная служба как система институтов включает следующие институты:

1. государственных социальных услуг;

2. социальный;

3. правовой;

4. экономический;

5. организационный;

6. культурный;

7. информационно-коммуникативный;

8. интеллектуально-духовный.

Важнейшими, как указывалось выше, являются социальный и правовой институты государственной службы.

Под социальным институтом можно понимать исторически сформированную на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности людей, направленную на удовлетворение их социальных потребностей; результат естественного отбора и приспособления форм социальной жизни и отношений.

Государственная служба как социальный институт выступает инструментом реализации целей, задач и функций государства, занимается не только собственно управлением. Она вырабатывает определенные гарантии жизнедеятельности граждан, этические ценности и нормы, которые определенным образом влияют на общество в целом, обеспечивает удовлетворение наиболее общих, основных потребностей граждан, качественный уровень жизни, производя при этом социальные стандарты, т.е. предоставляет государственные социальные услуги.

Кроме того, как социальный институт, государственная служба вырабатывает систему ролей и статусов, большинство из которых закреплено и носит устойчивый политико-административный характер.

Социальное понятие «государственная служба» очень многогранно и в широком смысле под государственной службой как социальным институтом понимается:

1. исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государству;

2. особый вид социальной практики, нацеленный на реализацию функций государства, на обеспечение прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий жизни;

3. особый социальный слой людей – государственных служащих, с присущими им интересами, потребностями;

4. инструмент формирования социального статуса чиновника;

5. носитель культуры и традиций общества, определенной морали.

Государственная служба как социальный институт имеет ряд особенностей:

· социальную ориентацию (ее приоритетом является реализация социальных функций государства, направленных на производство социальных услуг для населения)

· социальная природа (представляет собой особую социальную группу государственных служащих, имеющих свои потребности и интересы)

· служба чиновников социуму (обществу, чьи права и свободы являются главной социально-политической ценностью и за счет налоговых отчислений которого чиновники содержаться).

Как социально-правовой институт государственная служба выступает тогда, когда она обеспечивает правовое пространство жизни и деятельности граждан, их права и свободы. Такая структура придает государственной службе устойчивость, стабильность при всевозможных внешних и внутренних изменениях.

Государственная служба как правовой институт – это совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование государственных структур и государственных служащих, их деятельность по реализации законов, а также личный правовой статус государственных служащих.

В сфере государственной службы ключевым понятием является законность, т.е. строгая подчиненность государственных служащих специальному законодательству и регламентация всей их деятельности. Связь права, государства и государственной службы можно выразить следующим соотношением: право (закон) исполняет государствообразующую, политика - государствореформирующую, а госслужба - государствоисполняющую роль.

Государственная служба отражает проявления множества управленческих отношений и связей, которые нужно урегулировать при помощи норм государственно-служебного характера. Эти отношения регулируются в правовой форме, так как управленческая деятельность государства выражается именно в правовой форме.

Государственная служба как правовой институт имеет три взаимодействующих подсистемы:

- Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Реализуется в международных нормативных актах, закрепляется конституционным правом.

- Корпоративное (административно-служебное) право как совокупность норм, регулирующих установленный законом социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права и тематических законов о госслужбе.

- Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на государственную службу, исполнение замещаемой административной должности. Это право регламентируется главным образом нормами конституционного права.

Существенно, что государственная служба как корпоративное право, иначе как социально-правовой институт, а также субъективное право граждан подчиняется государственному посредством административного права. Административно-правовые методы отличаются определенной спецификой и направлены, прежде всего, на главных субъектов административного права - государственных служащих. Специфика заключается в том, что государственные служащие сами используют и устанавливают методы и формы административно-правового режима.

От административного права идут закономерные функциональные и структурные связи к соответствующему вида юридического процесса - административного процесса, важнейшими участниками которого также являются государственные служащие: они разрабатывают и издают нормативно-правовые акты управления, применяются меры административного принуждения, выполняя контрольно-надзорные функции.

Особенности государственной службы как правового института:

1. Правовым приоритетом государственной службы является реализация конституции и законодательства, обеспечение законности в стране.

2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе специального законодательства, а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

3. Государственные служащие имеют особый правовой статус.

4. Правовые норма, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновника на исполнение совей главной задачи – реализацию прав человека.

5. Лицо, находящееся на государственной службе, подпадает под специальный правовой режим. Государственный служащий чаще всего имеет определенные правовые ограничения в сравнении с обычным гражданином, за что государство предоставляет ему повышенные государственные гарантии.

Люди, работающие в рамках публичной службы должны находиться в особых правовых и морально-этических отношениях с государством как их работодателем. Кроме принципа лояльности и верности государственного служащего государству, для него важны верность долгу и осознание ответственности перед людьми, служить которым он призван. Современный чиновник должен ощущать себя частью органов государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение.

Государственно-служебные правоотношения имеют следующие характерные черты:

1) отношения являются государственно-правовыми, то есть они в большей степени регулируются нормами государственного и административного права;

2) государственно-служебные правоотношения - это особые (статусные) правовые отношения, которые определяют статус государственных служащих;

3) государственно-служебные правоотношения - это отношения доверия, службы и преданности государственного служащего, что принципиально обусловливает права и обязанности государственных служащих;

4) служебные правоотношения - это властные государственно-правовые отношения, что означает верховенство государственного суверенитета и независимости, суверенность властных действий государственных служащих, возможность принять организационно-распорядительные и административные меры, осуществлять административно-юрисдикционных действий как в самом органе государственной власти, так и относительно внешних субъектов права.

Российской Федерации

Государственного управления

Для того, чтобы эффективно функционировать, государственная служба должна носить системный характер.

Еще в конце XIX века были выделены основные характеристики системы государственного управления (равно как и ее подсистем):

· наличие единого управляющего центра в любой системе управления как необходимая предпосылка ее эффективности и ответственности;

· структурная схожесть современных правительств;

· отделение управления от политики;

· профессионализм государственных служащих;

· организационная иерархия как условие финансовой и административной эффективности;

· наличие «доброй» администрации как необходимое условие развития цивилизации и достижения благосостояния.

В общем виде система государственной службы – это совокупность компонентов (подсистем и элементов) государственной службы, взаимодействующих между собой для достижения определенных целей государственного управления. В результате взаимодействия этих элементов государственная служба приобретает новые свойства: целостность, единство, структурность, функциональность, иерархичность, стабильность, эффективность.

Ключевую роль в характеристике российской государственной службы как системы сыграл федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

В данном нормативном акте законодатель впервые зафиксировал системный характер государственной службы, указав в качестве ее компонентов виды и уровни госслужбы.

Как уже указывалось выше, структурно российская система государственного управления построена в соответствии с концепцией дихотомии государственной власти, вследствие чего справедливо будет указать, что система государственной службы является одновременно подсистемой системы более высокого уровня – персонала государственного управления (наряду с подсистемой должностных лиц государства).

Следует, однако, признать, что поддержка системного характера построения российской государственной службы до недавнего времени не осознавалась в качестве приоритета ее развития и функционирования. Задачи создания полноценной системы государственной службы ставились еще в 2001 году в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, однако после принятия Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» работа по созданию и совершенствованию именно системных характеристик приостановилась (см. § 4.5.). Вновь вопрос был поднят про разработке Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

При этом в российском государственном строительстве роль системы государственной службы трудно переоценить. Именно единство системы государственной службы обеспечивает единство исполнительной власти в федеративном государстве, единство исполнения и обеспечения исполнения законов, государственное администрирование на основе единых в масштабе всей страны правовых и процессуальных норм, что является фундаментом единого правового пространства Российской Федерации. Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Система законодательства о государственной службе является двухуровневой.

Первый из уровней - федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, тематических федеральных законах, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Второй уровень - законодательство субъектов Федерации: их конституции, законы, уставы и т. п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.

Правовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентирует Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Основным источником тематического законодательства явяется, в первую очередь, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ.

Закон был принят в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2001 – 2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. В нем определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, даны определения федеральной государственной службы и ее видов, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В главе 2 “Общие условия государственной службы” определены общие условия формирования кадрового состава государственной службы, поступления на государственную службу и ее прохождения, присвоения, сохранения и лишения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий. Законом введено понятие “контракт (служебный контракт)”, заключаемый при поступлении гражданина на государственную службу; отражены вопросы ведения реестра государственных служащих и учет их персональных данных; определены цели создания системы управления государственной службой на федеральном и региональном уровне, источники финансирования федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет, в том числе правовые и организационные основы системы управления государственной службой Российской Федерации.

К сожалению, данный закон лишь определяет общие положения видов государственной службы и дает только определения военной и правоохранительной службы, отнеся остальное их регулирование к компетенции соответствующих законов, которые в настоящее время еще не приняты.

В рамках работы по созданию нормативной базы функционирования системы государственной службы (в частности, регулирования ее отдельных видов) 27 июля 2004 года был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от N 79-ФЗ.

Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

К сожалению, до настоящего времени не принято единых базовых законов для таких видов государственной службы как военная и правоохранительная. Данная служба регламентируется законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ, а также регламентирующие норма содержатся в следующих нормативных актах:

- для военной службы: в законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др.

- для правоохранительной службы: в законах, описывающих деятельность соответствующих органов, в которых проходят правоохранительную службу, например, «О Прокуратуре РФ» и др.

Государственной службы

 

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяются организационные основы (структура) системы государственной службыРоссийской Федерации.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная и правоохранительная виды службы относятся к федеральному уровню (см. рис. 2).

 

Рисунок 2 – Структура системы государственной службы

Российской Федерации

 

Государственная гражданская служба –вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба –профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъектаРоссийской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации (см. таблицу 2).

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 58-ФЗ.

Таблица 2

Федерализм в регулировании системы государственной

службы в РФ

Уровень ведения Содержание предмета ведения
Ведение РФ Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы
Совместное ведение РФ и субъектов РФ Правовое регулирование государственной службы субъектов РФ
Ведение субъектов РФ Организация государственной службы субъектов РФ

Военная служба– вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба– вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Федеральная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, п. «т»), законодательными и иными нормативными актами РФ на государственных должностях в Администрации Президента Российской Федерации, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального собрания РФ, Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии с законодательством России (для гражданской службы см. приложение 2).

Государственная служба в субъектах Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации(для гражданской службы см. приложение 2).

Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

- соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

- установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

- учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;

- соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы в Российской Федерации являются:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 10 Конституции России, ст. 71, 72, 73 Конституции России);

- законность (ст. 15 Конституции России);

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты (ст. 2, 6, 18 Конституции России);

- равный доступ граждан к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции России);

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (п. т. ст. 71 Конституции России);

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы (ст. 10-11, ст. 12, ст. 130-133 Конституции России);

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (ст. 24, 29 Конституции России);

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).

Должности государственной службы подразделяются на:

· должности федеральной государственной гражданской службы;

· должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

· воинские должности;

· должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

- перечни должностей федеральной государственной гражданской службы (Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы)

- перечни типовых воинских должностей;

- перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Российской Федерации

И пути его совершенствования

Возможности государственной службы выполнять возложенные на нее задачи в решающей степени зависят от ее кадрового состава.

В соответствии с ФЗ №79 формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:

1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;

2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

3) ротация гражданских служащих;

4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Акцент, сделанный законодателем на постоянный компетентностный рост гражданского служащего в течение всей служебной деятельности очевиден.

Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...