Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственных и муниципальных служащих

Персонал государственных органов реализует в соответствующих правовых формах и при помощи определенных методов управления государственную власть в различных сферах общественной жизни.

Государственные служащие:

1) реализуют полномочия распорядительного, регулирующего характера, т. е. функции так называемого положительного государственного управления во всех сферах государственного строительства;

2) осуществляют юридически-властные предписания для различных субъектов права в системе управленческой иерархии (издают приказы и распоряжения, дают указания и т. д.);

3) реализуют юрисдикционные действия, т. е. применяют меры государственного принуждения к юридическим и физическим лицам (к различным субъектам права);

4) совершают организационные действия и материально-технические операции (проводят совещания, конференции, заседания и пр.);

5) осуществляют действия, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод граждан.

Труд служащих — интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный — связан главным образом с воздействием на сознание людей, их поведение и воспитание — с осмыслением и продуцированием сложнейшей социальной информации.

Государственная служба как профессия представляет род деятельности служащих, определяемый разделением труда в сфере государственного управления, обособлением определенной группы трудовых отношений, их управленческим содержанием.[10]

Профессия – это определенный набор знаний, умений, навыков и способностей в том или ином виде деятельности. Особенностью профессии государственного служащего является необходимость наличия своего рода двух составляющих профессиональной компетентности. С одной стороны, в системе государственной службы существует множество узких профессий – юрист, экономист, инженер и т.д. С другой стороны, все государственные служащие в той или иной степени осуществляют государственное управление, соответственно, должны обладать управленческими знаниями и навыками.

Государственная служба представляет собой особый вид профессиональной деятельности, отличающийся требованием повышенной социальной ответственности служащего, а также многочисленными ограничениями, закрепленными правовыми и социальными нормами.

Профессионализация труда в системе государственной службы означает, что трудовые функции достигли такого уровня сложности, для успешного выполнения которых требуется профессионализм, т.е. способность человека соответствовать требованиям профессии или превосходить их.

Развитие отечественной государственной службы сопряжено с ее усложнением и появлением новых профессий, специальностей, что позволяет говорить о процессе профессионализации данной сферы трудовой деятельности.

Помимо профессии существуют и другие, более узкие формы участия человека в служебной деятельности - специальности и специализации.

Под специальностью понимается такой объем специальных знаний, умений и навыков, который по своему содержанию и уровню развития достаточен для выполнения части трудовых функций в рамках профессии. Еще более узкой, чем специальность, формой участия человека в профессиональном разделении труда является специализация.

Профессиональное разделение труда в сфере государственного управления предусматривает не только возможность реализации человеком своих профессиональных способностей, но и выполнение трудовых функций, заданных конкретной должностью.

Таким образом, в учреждениях государственной службы складываются две формализованные структуры:

1. профессионально-квалификационная (совокупность профессий, специальностей и квалификаций персонала)

2. должностная (совокупность должностей, существующих в организации).

Для становления российской государственной службы весьма актуальной является проблема определения перечня профессий и специальностей, необходимых для государственного управления. Решение этой проблемы связано с разработкой оптимальной структуры и состава государственных органов. Здесь особую важность приобретает разработка под создаваемые структуры должностей проектов профессионально-квалифицированных структур и профессиограмм государственных служащих (документов, содержащих основные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности).

Необходимо, однако, отметить, что нынешняя кадровая политика пока далека от научных рекомендаций. Непродуманность, частая реорганизация структур государственных органов, причем нередко под "нужных", "своих" людей, отсутствие научно обоснованных описаний должностей замедляют и затрудняют работу по созданию профессиограмм.

Государственный служащий должен быть профессионалом, специалистом своего дела.

Профессионализм означает высокую степень овладения чело­веком профессиональными знаниями, умениями, навыками, наличие у него профессионального психологического опыта. Это высшая степень профессионального развития и потенциала профессионального опыта человека.

К признакам профессионализма относят:

1. Занятость на основе применения навыков, базирующихся на теоретическом знании.

2. Специальное образование

3. Наличие определенного кодекса поведения

4. Членство в профессиональном союзе

5. Высокий социальный статус

6. Высокий уровень заработной платы

Основные черты профессионала:

- успешное выполнение должностных обязанностей

- профессия как форма жизни

- цели, нормы, условия профессиональной среды как главные регуляторы трудового, служебного и повседневного поведения человека

- выработка корпоративного личностного типа и своего стиля деятельности.

Компетентность — это степень выраженности, проявленнос­ти присущего человеку профессионального опыта в рамках ком­петенции конкретной должности. Компетентность представляет собой деятельную сущность профессионала.

Компетенция государственных служащих имеет три уровня: гражданский, профессиональный, политический.

- Гражданский уровень компетенции является базовым. Какой бы деятельностью ни занимался гражданин, она регламентирована Конституцией, законами, представлениями о морали, нравственности, справедливости, бытующими в обществе. Особые требования гражданской компетентности предъявляются к государственным и муниципальным служащим, ибо они, как уполномоченные государства и общества, призваны не только руководствоваться правовыми и моральными нормами, но укреплять, защищать конституционный строй, формировать положительный образ государства и соответствующее отношение к нему граждан.
- Профессиональный уровень компетенции характеризуется спецификой сферы деятельности, квалификацией.
- Политический уровень компетенции неразрывно связан с первыми двумя, но качественно отличается от них, характеризует политическую культуру профессионала-управленца как целостную систему его знаний, убеждений и действий, позволяющую рассматривать политическое сознание и политическую деятельность в единстве. Деятельность государственного и муниципального служащего имеет политический характер, который обнаруживается в ее связи с властными отношениями, в умении регулировать интересы, потребности различных слоев общества, принимать взаимоприемлемые решения. Умение работать с людьми, убеждать и отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность, проявлять требовательность в сочетании с человечностью - все эти навыки политической деятельности являются составной частью профессионально важных качеств служащих, их компетентности[11].

Подобный методологический подход к пониманию компетентности государственного (муниципального) служащего обусловливает требования и модель профессионально-компетентного специалиста. Такая модель может быть представлена в виде трех блоков:

1. Что должен знать специалист.

2. Что должен уметь специалист.

3. Какими способностями, личностными свойствами должен обладать специалист.

Специалист должен знать:

- Конституцию РФ, конституцию субъекта РФ и устав муниципального образования, с территорией которого специалист связывает свою профессиональную деятельность;

- законодательство конкретной сферы общественной жизни, к функционированию в которой подготовлен специалист;

- основные источники, учения и научные школы в области гуманитарных, экономических, социальных, политических знаний;

- теорию, основные концепции управления обществом, развитием территорий;

- закономерности формирования личности, ее свободы и ответственности перед обществом, государством за сохранение и развитие жизни, природы, культуры;

- историческое прошлое Отечества, ретроспективу и мировой опыт управления общественными процессами и отношениями;

- признанные в обществе морально-этические, правовые, политические нормы взаимодействия и отношений, механизм их применения и защиты;

- сущность и систему государственной власти и управления, муниципального самоуправления;

- основы российской правовой системы и законодательства, механизм государственно-правового регулирования процессов и отношений в обществе, охраны правозаконности и общественного порядка.

Специалист должен уметь:

- учитывать конституционно-законодательные положения и нормы при решении вопросов теории и практики политического и административного управления;

- основываться на морально-этических и правовых нормах при разработке проектов и программ комплексного развития территорий и конкретных сфер жизнедеятельности общества;

- на научной основе организовать свой труд, использовать современные методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;

- осваивать научные инновационные методы познания природы, общества, владеть ими на уровне, необходимом для решения управленческих.задач и выполнения профессиональных функций;

- осмысливать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы научных дисциплин в их системности, определяющей конкретную область административно-управленческой деятельности.

Специалист должен владеть навыками:

- делового общения и этикета;

- составления документа, применения делового литературного письменного и устного языка;

- диалога, логического доказательства и убеждения, посредничества, управления конфликтом;

- приобретения новых знаний, освоения новых технологий и средств управления;

- взаимодействия с различными группами и институтами власти, общества;

- формулирования целей, задач, связанных с реализацией профессиональных функций;

- анализа управленческой ситуации и в целом аналитической работы;

- разработки социальных планов, программ, инфраструктуры обслуживания;

- работы с компьютером, другими современными техническими средствами.

Специалист должен обладать определенными личностными качествами, к числу которых относятся:

- общая культура, корректность, порядочность; умение анализировать, объективность; коммуникабельность, внимание к окружающим; политическая и социальная эрудиция и культура; ответственность гражданская и служебная; профессиональная мобильность; способность к творчеству, открытость "новому"; взвешенность при принятии решений, проведении реформ[12].

Профессиональная ориентация — это целенаправленное воздейст­вие определенных социальных институтов на часть экономически ак­тивного населения с целью профессионального самоопределения лич­ности и принятия решения о выборе соответствующей профессии.

В настоящее время профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления ос­ложнена рядом факторов:

· непрекращающейся бессистемной реорганизацией госу­дарственного аппарата;

· слабостью органов местного самоуправления, их скудным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;

· отсутствием должного государственного внимания к раз­витию социальной сферы, особенно образования, науки, цивилизованной инфраструктуры рынка труда.

Профессиональные ориентации чиновников сегодня претерпевают не только целенаправленную трансформацию, планируемую авторами административной реформы, но и ряд внеплановых деформаций, что проявляется в различных девиациях в профессиональной деятельности служащих органов исполнительной власти. На практике это приводит к недостаточно эффективному исполнению профессиональных функций.

У реального российского чиновника в силу совокупности различных субъективных мотивов формируются профессиональные ориентации не только на позитивный характер исполнения профессиональных обязанностей, но и на реализацию личных интересов. Профессиональные ориентации государственных служащих в современных российских условиях в большей мере обусловлены мотивами реализации властных амбиций, получения большего дохода, чем формальное жалование, возможностью реализовывать личные интересы за счет статуса государственного служащего и т.д., чем позитивной мотиваций качественного выполнения должностных функций, реализации интересов государства и общества, профессионального развития.

Исследования Социологического центра Российской академии государственной службы[13] подтвердили, что структура профессиональных ориентаций государственных служащих в России оказалась значительно деформированной. Многие ориентации смещены в сторону отчуждения от интересов общества, строительства демократии, реализации реформ. В оценках самих чиновников четко прослеживается пессимистическое настроение в отношении проводимых преобразований, а также неудовлетворенность, как условиями труда, так и его оплатой.

Результаты исследований также подтвердили, что государственный аппарат представляется закрытой системой, функционирующий преимущественно в корпоративных интересах, притом, что большинство его основополагающих функций практически не выполняются.

Административная реформа преследует цели распределения функций и полномочий между органами власти, оптимизации выполнения этих функций и полномочий в том числе и за счет внедрения новых эффективных и четких технологий разработки, принятия и исполнения решений. Преобразования в административной сфере должны были конкретизировать профессиональные функции государственных служащих. Практика показала, что реформирование лишь в незначительной степени коснулось реальных проблем эффективности профессиональной деятельности чиновников. Фактически в вопросах углубления профессиональных ориентаций государственных служащих административная реформа оказалась безрезультатной.

Возможные направления повышения профессионализма госслужащих:

- воздействие на убеждения служащих

- развитие системы подготовки госслужащих

- развитие системы дополнительного профессионального образования

- стимулирование самообразования

При оценке профессионализма крайне важным также остается неоднократно упоминавшийся выше вопрос оценки эффективности деятельности госслужащих. Для оценки этой эффективности в сфере оказания государственных услуг используются три критерия:

- Первый критерий основан на оценках общественного мнения. Регулярные опросы граждан об их отношении к качеству оказываемых различными органами власти услуг, позволяют проследить динамику общественного мнения, выявить положительные и отрицательные тенденции.

- Второй критерий строится путем оценки сложности преодоления населением административного барьера при получении государственных услуг.

- Третий критерий определяется индексом GRICS, по которому формируются международные рейтинги.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...