Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Аномалии системы государственной службы

И способы противодействия им

Государственная служба - это открытая нелинейная социальная система, в идеале гармонично встроенная в иерархию социальных систем социума и выполняющая функцию обеспечения его жизнедеятельности для целей устойчивости и упорядочения (оказывающая социальные услуги обществу для его нормального развития). Государственная служба выполняет роль посредника во взаимодействии общества и государства, одновременно являясь подсистемой и того, и другого. В случае невыполнения системой государственной службы своего предназначения нарушается принцип взаимного социального обмена государства и общества, что влечет за собой неустойчивость социума и возникновение аномалий. Нормальное состояние системы государственной службы - это прежде всего ее реальное соответствие своему предназначению, выполнение своей социальной роли в диалоге с обществом, что обеспечивается рациональной организацией, активностью и согласованностью компонентных функций, подчиненных общей цели. Под воздействием внешних факторов или внутренних дисфункций возникают аномалии - отклонения от нормальных параметров функционирования. Управленческая аномалия в государственной службе - свойство государственной службы как подсистемы государственного управления отклоняться от параметров порядка, к которым стремится социальная система, характеризующее ее на всех этапах развития.

В.Л. Романов выделяет следующие аномалии, присущие системе государственной службы современной России:

· Метасистемные (отклонения, происходящие в отношениях между гражданским обществом и государством, показателем которых выступает низкий уровень социальной самоорганизации),

· системные (проявляются в смещении цели государственной службы, в несоответствии структуры и функций государственной службы, в рассогласовании моделей субординации и координации элементов системы государственной службы),

· локальные (т.е. поведенческие - характеризуют отклонения поведения служащих и их неформальных групп от норм, принятых в служебной деятельности)[14].

Основные проявления локальных аномалий более всего замечаются обществом: социальное равнодушие, консерватизм, формализм, волокита, низкая исполнительность, конформизм или конфликтность, злоупотребление служебным положением в корыстных личных целях, предательство интересов службы и т. д.

Фактическая незыблемость положения чиновников в социальной структуре общества вызывает у них ощущение первичности групповых норм поведения и вторичности общесоциальных. Такая подмена снимает у госслужащих нравственные ограничения, создает самодостаточную корпоративную систему нормативных действий . То, что со стороны общества считается криминальным отклонением, со стороны чиновничества - нормой.

Эти выводы подтверждаются результатами опросов населения (см. таблицу 6)[15].

Таблица 6

Распределение ответов по вопросу наиболее значимых

недостатков работников аппаратов государственного органа,

в % от количества опрошенных

Некомпетентность 39,5
Уход от ответственности 31,5
Коррупция, взяточничество 28,0
Оторванность от проблем населения 27,5
Отсутствие должной реакции на обращения граждан 21,0
Незнание законов 19,5
Закрытость государственного органа 11,0
Другое 6,0

Среди проблем работы чиновников, которые отмечают большинство граждан:

- низкое качество государственных услуг;

- «клановый» тип поступления на службу;

- недостаточный уровень образования и освоения современных информационных технологий государственными служащими;

- низкий престиж государственной службы;

- материальная незаинтересованность служащих в качестве выполнения служебных обязанностей;

- высокий уровень коррумпированности и должностной преступности, корпоративная замкнутость служащих, и т.д.

Последствия, вызванные сохранением указанных проблем, проявляются практически во всех сферах жизни общества. Граждане углубляют свое негативное отношение к власти, не получая должной поддержки, неся огромные временные и денежные затраты на преодоление так называемого «административного барьера». В результате усугубляется отчужденность института государственной службы от общества, падает уровень доверия к органам государственной власти.

Проводимые в стране реформы, по мнению 44% населения, осуществляются исключительно в интересах бюрократии . Получается, что реформирование госслужбы в глазах населения является самоцелью бюрократии, что также является дисфункцией государственной службы.

Специалисты выделяет в качестве важнейших следующие управленческие аномалии, присущие системе государственной службы современной России:

1. Бюрократизм вызывает отклонения в служебных отношениях, касающихся выполнения должностных обязанностей.

2. Коррупция - занимает второе место среди негативных явлений в государственной службе. У населения России растет уверенность в том, что правительство коррумпировано и действует в первую очередь в собственных интересах.

Бюрократизм (фр. bureau — бюро, канцелярия и гр. kratos —власть) возникает при отрыве органов власти (особенно работников канцелярий, аппарата) от населения. Он связан с иерархической структурой власти. Это специфическая форма социального управления в обществе, в котором центры исполнительного руководства практически независимы от интересов решений большинства членов общества, а задачи функционирования подчинены целям сохранения и укрепления этих центров (государственных органов).

Бюрократизм как форму управления следует отличать от собственно бюрократии.

 

Бюрократия:

1) организация, основанная на доминировании стандартизации, и ее модель;

2) рациональная модель управления, построенная на основе разделения труда, иерархии, их документальном оформлении, профессиональной подготовке персонала, квалификационном отборе и компетентности персонала, доминировании общих безличных рациональных правил;

3) совокупность властных институтов общества, автономных от него и довлеющих над ним;

4) профессиональная группа служащих административного аппарата, в т.ч. – государственного.

Наиболее последовательно принципы бюрократической, профессионально ориентированной модели государственного управления выразил М. Вебер. По Веберу, бюрократическая модель государственного управления обладает следующими свойствами:

а) должностные обязанности исполняются на постоянной основе и регулируются правилами;

б) эти обязанности разделены между функционально различными сферами, в каждой из которых существуют необходимые властные полномочия и санкции;

в) должности образуют иерархию, в которой определены возможности контроля за исполнением приказаний и их обжалования;

г) правила, регулирующие деятельность организации, подразделяются на чисто технические инструкции и правовые нормы, но для исполнения тех и других необходим специально подготовленный персонал;

д) ресурсы организации отделены от имущества ее членов как частных лиц;

е) должностное лицо не может присвоить свою должность;

ж) управление основывается на письменных документах, в силу чего бюро становится центром современной организации.

Обладая ярко выраженной целевой рациональностью, данная модель управления значительно превосходила по эффективности все предшествующие формы публичного администрирования и была во время своего появления воспринята в качестве безусловного эталона для организации систем государственного управления.

Однако опыт показал, что функционирование таких административных систем подвержено многочисленным патологиям — чрезмерному формализму, волоките, коррупции, социальному отчуждению, произволу, расточительности, размыванию ответственности и т. д., а их развитие определяется не столько реальными общественными потребностями, сколько логикой закона Паркинсона (количество служащих не связано с объемом их работы, рост бюрократии объясняется тем, что чиновники множат подчиненных, а не соперников и работают друг для друга).

Таким образом, с течением времени сложилось понимание того, что бюрократическая модель государственного управления не вполне адекватна для современных обществ. И принципиальный вопрос в этой связи заключается не в технологических аспектах административного реформирования, а в социально-экономическом обосновании деятельности административного аппарата государства.

Основным путем преодоления негативных последствий закона самовозрастания бюрократизма в нашем обществе может и должно послужить резкое сокращение функций государства, ограничение круга его задач, сужение осуществляемых полномочий. Взамен все еще сложной иерархической системы государственного управления всем и вся необходимо повсеместно вводить различные формы социального самоуправления.

Бюрократизм складывается из многих составляющих и представляет собой тип девиации (то есть незначительные отклонения). Однако его распространенность вызывает некоторые опасения, бюрократизм служит стартовой площадкой для появления других, гораздо более опасных аномалий, в частности, коррупции.

Коррупция (лат. corruptio — подкуп, продажность должностных лиц) — это преступная деятельность в органах государственной власти, выражающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Наиболее характерной чертой коррупции является предпочтение должностным лицом своих интересов (или интересов лица, предложившего чиновнику вознаграждение) интересам общества.

Виды коррупции:

­ Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

­ Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

­ Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Выделяют следующие виды коррупционных деяний, которые в различных странах уголовно наказуемы:

­ злоупотребление властью или должностным положением, превышение власти или должностных полномочий, совершаемые для удовлетворения корыстных интересов;

­ хищение имущества (независимо от формы) с использованием должностного положения;

­ незаконное получение благ, льгот и преимуществ и использование их;

­ взяточничество;

­ неправомерное вмешательство с использованием должностного положения в деятельность органов, физических и юридических лиц с целью препятствования выполнения ими своих полномочий или домогательства принятия неправомерного решения;

­ использование информации, полученной с использованием служебного положения в корыстных интересах, необоснованный отказ или несвоевременное, либо недостоверное предоставление такой информации;

­ предоставление необоснованных преимуществ физическим или юридическим лицам путем подготовки и принятия нормативно-правовых актов или управленческих решений;

­ протежирование из корыстных интересов в назначении на должность лица, которое по профессиональным качествам не имеет преимуществ перед другими кандидатами.

Дополнительно можно выделить коррупционные деяния, для которых нет соответствующих статей в уголовном праве:

­ предоставление льгот для своей коррупционной группы с отвлечением на эти цели публичных ресурсов;

­ использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;

­ бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве средств у коммерческих структур для их «переброски» в иные предпринимательские организации, политические партии;

­ лоббирование при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);

­ злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании или квотировании).

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции).

Наиболее ощутимые удары коррупция наносит по экономической безопасности страны, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. По оценкам международных организаций (Всемирный банк, Transparency Internatiоnal), на сегодняшний день в коррупционный оборот в России вовлечено до 50 % ВВП, что позволяет отнести Россию к перечню самых коррумпированных стран мира.

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания.

Борьба с коррупцией в России ведется перманентно с середины 90х годов. В 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. Однако, ратифицирована Конвенция была без ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Также принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, создавший ряд дополнительных ограничений для отдельных категорий государственных служащих. Действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, который в 2008 году представил Президенту Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции.

Однако следует признать, что коррупция по-прежнему остается системной проблемой российского государственного аппарата и все предпринятые шаги по противодействию ей не увенчались успехом.

Специалисты рекомендуют проведение некоторых практических мероприятий по реформированию государственной службы:

1. Поддержка на высшем политическом уровне концепции административной реформы, признание работы по ее подготовке и проведению одним из государственных приоритетов и принятие всех необходимых мер по ее обеспечению.

2. Подготовка нормативных документов о системе управления в сфере кадровой политики, закрепляющих следующие меры: включение в состав кадровых органов и подразделений аналитических служб; образование комиссий по отбору и аттестации кадров;

3. Целенаправленное проведение политики обновления аппарата, в частности, за счет ротации кадров по "спирали" регионы — центр — регионы, а также привлечения на людей из сфер бизнеса, производства, науки, молодых специалистов с управленческим образованием.

4. Организация системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров.

5. Коренное улучшение системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.

6. Значительное сокращение кадрового состава госслужбы за счет выведения из нее технических и других обеспечивающих служб и перевода их на "хозрасчет" с элементами конкурсного отбора,

7. Проведение аттестации всех профессиональных служащих на основе единых разработанных критериев.

8. Обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении; создание апелляционных комиссий, создание комиссии по служебной этике государственного служащего.

Важную роль для повышения эффективности государственной службы могло бы сыграть создание федерального органа исполнительной власти, обладающего распорядительными, контрольными и иными полномочиями.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

 

РАЗДЕЛ 1.Основы теории и организации государственной и муниципальной службы

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 1

Сформируйте схему государственного управления в РФ (по ветвям и уровням власти, с указанием ключевых органов и их взаимоотношений). Распределите политический и административный персонал государственного управления по схеме.

 

РАЗДЕЛ 2.Функционирование государственной и муниципальной службы в Российской Федерации

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 2

Разработайте перечень показателей эффективности деятельности государственного гражданского служащего, пригодный для принятия кадровых решений при управлении карьерой служащих.

 

РАЗДЕЛ 3. Зарубежный опыт функционирования государственной и муниципальной службы

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 3

Проанализируйте организационные и правовые основы функционирования систем государственной службы Франции, США, Германии. Разработайте систему характеристик государственной службы по направлениям: правовое регулирование, статус служащего, особенности прохождения службы, тенденции развития и сравните по выработанным характеристикам перечисленные системы государственной службы.

 

РАЗДЕЛ 4.Профессиональные основы государственной и муниципальной службы

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 4

Изучите требования Моделей профессионально компетентного государственного служащего. Объясните выбор составителями закрепленных знаний, умений и навыков.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон № 58-ФЗ “О системе государственной службы в Российской Федерации” от 27.05.2003.

3. Федеральный закон № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе в Российской Федерации” от 27.07.2004.

4. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008

5. Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г.

6. Федеральный закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.

7. Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г.

8. Указ Президента РФ № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002

9. Указ Президента Российской Федерации № 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" от 10.03.2009

10. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. — 496 с.

11. Демин А.А. Государственная служба в странах основных правовых систем мира. М: Книгодел, 2008.- 792 с.

12. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции: учеб.пособие / С.Ю.Кабашов. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. – 216 с.

13. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 330 с.

14. Романов, В.Л. Социальная самоорганизация и государственность. Монография. – М. : РАГС, 2003. – 290 с.

15. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы. М.: РАГС, 2010.

16. Управление государственной службой Российской Федерации: Материалы научно-практического семинара, проведенного в РАГС при Президенте РФ. 30 октября 2003 г. / Под ред. А.И. Турчинова.

17. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 679 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Приложение

к Указу Президента РФ

от 11 января 1995 г. N 32

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...