Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа с текстовым редактором Турбо-Паскаля

При запуске Турбо-Паскаля, окно редактирования EDIT может быть заполнено чьей-либо программой или рекламной заставкой. Для очистки окна от заставки достаточно нажать любую клавишу. Для очистки окна от текста чужой программы, надо:

  • войти в меню, нажав F10;
  • выбрать клавишами управления курсором пункт меню «File» и нажать клавишу «Enter»;
  • в развернувшемся дополнительном меню выбрать клавишами управления курсором пункт меню «New» и нажать «Enter»; окно EDIT очистится. Признак готовности редактора к работе - мигающий курсор в верхнем левом углу окна Edit.

Окно редактора имитирует длинный широкий лист бумаги, фрагмент которого виден в окне. Если курсор доходит до нижнего края окна, то лист «прокручивается» на строку вверх. Если курсор достиг правой границы окна, окно по мере ввода последующих символов будет смещаться вправо. В текстовом редакторе Турбо-Паскаля можно набирать текст строками не длиннее 245 символов.

Вертикальный размер листа с набираемым текстом ограничивается лишь общим количеством символов в тексте, которое должно быть не более 65535. Следует помнить, что компилятор Турбо-Паскаля воспринимает строки не длиннее 126 символов, поэтому при написании программы бессмысленно набирать строки длиной более 126 символов - все лишнее будет игнорироваться.

Текст можно набирать русскими либо латинскими буквами, в виде цифр и других символов, доступных на клавиатуре. Курсор указывает место на экране, куда будет помещен очередной символ. Для удаления предыдущего введенного символа используется клавиша " " (Backspace). Если требуется удалить символ, расположенный над курсором, надо нажать клавишу "Delete" или "Del". Наряду с видимыми символами, в текст программы вставляются невидимые символы: пробел и EOL (End Of Line - признак окончания строки, находится в конце каждой строки). Невидимые символы, как и видимые, можно стирать или забивать другими символами. При стирании EOL соседние строки сливаются в одну. При вставке символа EOL в какую-либо строку, она делится на две строки. Невидимый символ EOL помещается в текст нажатием клавиши Enter.

Редактируя текст, можно полностью удалить строку, на которой находится курсор, нажав сочетание клавиш “Ctrl” и “Y”. Восстановить только что измененную строку можно, нажав сочетание клавиш “Ctrl”, “Q” и “L”.

Клавиши перемещения курсора

  • переместить курсор на символ влево- клавиша "стрелка влево";
  • на символ вправо- "стрелка вправо";
  • на строку вверх- "стрелка вверх";
  • на строку вниз- "стрелка вниз";
  • в начало строки- клавиша "Home";
  • в конец строки- клавиша "End";
  • на страницу вверх - клавиша "Page Up";
  • на страницу вниз - клавиша "Page Down";
  • в начало текста - сочетание клавиш “Ctrl” и “Page Up”;
  • в конец текста - сочетание клавиш “Ctrl” и “Page Down”.

Работа с блоками текста

Редактор Турбо-Паскаля позволяет оперировать кусками (блоками) текста: копировать, удалять их, перемещать и т.п. Прежде чем манипулировать с блоком, его сначала надо выделить. Блок выделяется:

  • курсор помещается в начало выделяемого участка текста, затем нажимается сочетание клавиш “Ctrl”, “K”, “B”;
  • затем курсор помещается в конец выделяемого текста и нажимается сочетание клавиш “Ctrl”, “K”, “K”.

Намеченный участок текста будет выделен инверсным изображением (темные буквы на светлом фоне). Чтобы отменить выделение блока, следует нажать “Ctrl”, “K”, “H”. После того, как блок выделен, с ним можно выполнять ряд операций:

1. Копирование блока

Поместить курсор туда, куда следует скопировать блок, нажать “Ctrl”, “K”, “C”;

2. Перемещение блока

Поместить курсор в то место программы, куда следует перенести блок, нажать “Ctrl”, “K”, “V”;

3. Удаление блока

Независимо от местоположения курсора, для удаления выделенного блока надо нажать “Ctrl”, “K”, “Y”;

Поместить курсор в нужное место текста, нажать “Ctrl”, “K”, “R”, после чего последует запрос об имени файла; когда имя будет указано, содержимое файла поместится в то место программы, где стоял курсор.

Основные клавиши работы с Турбо-Паскалем:

F10 – начать работу с главным меню;

ESC – выйти из меню обратно в окно EDIT;

F2 – записать текст программы из окна EDIT в дисковый файл;

F3 – загрузить текст из дискового файла в окно редактора;

Ctrl/F9 (то есть одновременное нажатие клавиш “Ctrl” и “F9”) – компилировать программу в оперативной памяти, после чего запустить программу на выполнение;

Alt/X – завершить работу с Турбо-Паскалем, выйти в DOS;

Alt/F5 – переход в окно пользователя, повторное нажатие этих клавиш вернет окно EDIT.

Окно пользователя (User Screen) – окно, в котором выполняется составленная пользователем программа. По завершению программы, на экране моментально высвечивается окно EDIT, которое закрывает собой User Screen с выведенными на него результатами расчета. Чтобы иметь возможность детально ознакомиться с результатами работы программы, нажимаем Alt/F5. После этого окно EDIT с текстом программы исчезнет, его заменит изображение экрана с результатами расчета. Повторное нажатие Alt/F5 вернет на экран текст программы.

 

Основы алгоритмизации

 

Алгоритм

 

Понятие алгоритма такое же основополагающее для информатики, как и понятие информации. Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783—850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

Алгоритм – подробное описание последовательности действий, позволяющих решить конкретную задачу. Элементарные действия, на которые разбивается алгоритм, называются инструкциями или командами.

Основными свойствами алгоритма являются:

  • дискретность — представление алгоритма в виде последовательности шагов;
  • массовость — применимость алгоритма к некоторому множеству исходных данных;
  • определенность — за конечное число шагов либо должен быть получен результат, либо доказано его отсутствие;
  • однозначность — при повторном применении алгоритма к тем же исходным данным должен быть получен тот же результат.

На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

  • словесная (запись на естественном языке);
  • графическая форма (изображения из графических символов);
  • псевдокоды (описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
  • программная форма (тексты на языках программирования).

При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура. Блоки соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. В таблице приведены основные блоки.

 

Блок Назначение
Начало, конец алгоритма
Ввод значений переменных с клавиатуры
Блок действий, присвоение переменным вычислительных значений
Проверка условия и выбор одного из двух возможных путей дальнейшего решения
Блок цикла
Обращение к подпрограмме
Вывод результатов на печать

 

Алгоритмы можно представлять как некоторые структуры, состоящие из отдельных блоков. Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл. Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода. При разработке блок-схемы допускается делать любые записи внутри блоков, однако эти записи должны содержать достаточно информации для выполнения очередных действий.

 

Алгоритмические структуры

Следование – действия выполняются строго в том порядке, в котором записаны. Образуется последовательностью действий, следующих одно за другим.

Задача.

Вычислить и вывести значение функции . Исходные данные x и а ввести с клавиатуры.

Ветвления – в зависимости от справедливости проверяемого условия (да или нет), алгоритм может пойти по одной из двух возможных ветвей. Происходит выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран.

 

Задача.

Даны два действительных числа. Заменить первое число нулем, если оно меньше или равно второму, и удвоить числа в противном случае.

Циклы – действия повторяются многократно по одним и тем же математическим зависимостям. Обеспечивает многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла.

Циклические структуры бывают трех типов:

с параметром цикла - выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне;

с предусловием - выполнять тело цикла до тех пор, пока выполняется условие;

с постусловием - выполнять тело цикла до тех пор, пока не выполнится условие.

Задача.

Составить программу расчета значений функции на интервале [a;b] в n равностоящих точках. Границы интервала и количество точек ввести с клавиатуры.

Представлены три блок-схемы:

а) с параметром цикла;

 

б) с предусловием;

в) с постусловием;

Циклические вычислительные процессы могут быть вложенной структуры, когда один цикл (внешний) содержит внутри себя еще один (внутренний). Во вложенных структурах соблюдается следующее правило – параметр внешнего цикла меняется медленнее параметра внутреннего. При одном значении параметра внешнего цикла параметр внутреннего пробегает все свои возможные значения.

Задача.

Вывести на экран таблицу умножения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимают под алгоритмом?
  2. Каковы способы записи алгоритмов?
  3. В чем заключаются основные свойства алгоритма?
  4. Перечислите основные алгоритмические структуры и опишите их.
  5. Каковы основные принципы разработки алгоритмов?
  6. Назовите основные этапы составления алгоритмов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...