Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматическое регулирование тормозных сил автомобиля

 

Для повышения тормозной динамичности и активной безопасности автомобиля применяют регуляторы, обеспечивающие более полное использование сцепления с дорогой каждым колесом, и противоблокировочные системы, предотвращающие юз. В конструкции противоблокировчных систем используется зависимость коэффициента сцепления jх от степени проскальзывания колес l, определяемой по следующей формуле

где vк и wк — соответственно, линейная скорость центра и угловая скорость колеса.

При vк = wк l = 0, т.е. имеет место чистое качение колеса, при vк>wк колесо качается с проскальзыванием (ведомый и тормозной режимы). При l=1 колесо движется, не вращаясь, т.е. возникает юз. Если vк>wкr, то колесо катится с пробуксовыванием (активный режим), а l<0.

Зависимость показана на рис. j=j(l). При отсутствии тормозного момента колесо нагружено только силами сопротивления движению (ведомый режим), касательная реакция дороги невелика (участок ОА).

 

Рис. 36. Зависимость jх и jу (а) и моментов Мтор, Ми и Мх (б)
от степени проскальзывания l

14 Параметры работы противоблокировочной системы:

а) Зависимость коффициентов сцепления φх и φуот степени проскальзывания λ

б) Моменты, действуещее на затормаживающее колесо

в) Изменение моментов Мтор, Ми и Мх от степени проскальзывания λ

 

 

При увеличении тормозного момента возрастает касательная реакция дороги, вызывающая деформацию шины и упругого проскальзывания ее элементов (участок АВ). Дальнейший рост Мтор вызывает прогрессивное увеличение числа скользящих элементов до тех пор пока jх достигнет максимального значения (точка В), что соответствует наиболее эффективному режиму торможения. Поскольку трение скольжения меньше трения покоя, касательная реакция дороги уменьшается с ростом проскальзывания и jх уменьшается до jюз. Это приводит к блокировке колеса (менее чем за 1 с). Коэффициент сцепления jх ю при блокировке колесо при движении автомобиля по сухому покрытию на 10-15%, а мокрому — на 20-30% меньше jmax.

Как видно из этого рисунка, Мх возрастает до максимума точки В в соответствии lгр. Во избежание блокировки колеса противоблочная система уменьшает тормозной момент, делая это с некоторым запаздыванием (точка С). Тормозной момент снижается до точки Е, после чего поддерживает его на установленном уровне (отрезок ЕF). Последнее приводит к снижению углового замедления, которое в точке Д падает до нуля и колесо вращается равномерно. В точке F тормозной момент начинает возрастать, а угловое ускорение колеса уменьшается. В точке С колесо снова начинает вращаться равномерно. Затем тормозной момент возрастает до точки А, после чего цикл ПБ системы повторяется. Следовательно, тормозной момент при работе системы изменяется по контуру АСДЕFGА .

В современных АБС колебания l относительно lгр равно 0,05-0,1, а коэффициент сцепления выдерживается максимальным с точностью до 1%.

Практически применение описанного алгоритма регулирования e затруднительно. Поэтому чаще в качестве регулировочного параметра используют степень проскальзывания l. Отсюда очевидно, что должен быть создан такой режим торможения, при котором степень проскальзывания колеса была бы близка lгр, а jх = jх max.

В теории автоматического регулирования любую противоблокировчную систему представляют в виде четырех звеньев: объекта регулирования, датчиков, управляющего блока и модулятора давления в тормозном приводе. Объектом регулирования является автомобиль с тормозным приводом, тормозными механизмами, колесами и шинами. Датчики в зависимости от принятого в данной системе закона регулирования измеряют угловую скорость и угловое замедление колеса, замедление автомобиля, давление в тормозном приводе и другие параметры. Управляющий блок оценивает показания датчиков, формирует сигналы, управляющие тормозными моментами, подает их на вход модулятора давления, который изменяет тормозные моменты на колесах в соответствии с этими сигналами. Тормозные моменты, поступая на вход звена автомобиля, изменяют его движение, заклинивая систему. При воздействии тормозного момента Мтор на колесо его угловая скорость уменьшается, возникает инерционный момент

Тормозной момент

Связь между показана на рис. ,б.

 

Антиблокировочные системы

 

В АБС в основном применяются механические и электронные датчики. Рассмотрим работу механического датчика с модулятором давления в виде золотника. Датчик имеет вал, связанный с колесом автомобиля, винтовую муфту и маховик 5, укрепленный на муфте с небольшим трением, создаваемый башмаками 3 и пружинами 4. В случае падения угловой скорости колеса до критического, маховик, перемещаясь вместе с муфтой 2 по винтовой нарезке вправо, преодолевает силу пружины 7 и сдвигает золотник 6, который открывает II, соединенный тормозной камерой с отверстием I, ведущим в атмосферу. Тормозной момент вначале уменьшается. В результате трения башмака о муфту золотник удерживается в определенном положении. После того как угловые скорости вала 1 и маховика 5 выравниваются, пружина 7 перемещает золотник и муфту влево, соединяя канал III от тормозного крана с тормозной камерой, вследствие чего увеличивается тормозной момент.

 

 

Рис.3.7. Схема электронного датчика с модулятором давления

 

Электронный датчик показан на рис.3.7. Он имеет импульсный генератор, состоящий из зубчатого ротора 8, связанного с колесом автомобиля, и неподвижного магнита 8 с обмоткой возбуждения 10. При вращении ротора в обмотке индуктируется ток, частота и амплитуда которого пропорциональны wх. Сигналы от генератора поступают к управляющему блоку 11, выполненному в виде аналогового или цифрового счетно-решающего устройства. Блок управляет электромагнитным клапаном 12. Применяют также несколько клапанов, осуществляющих ступенчатое изменение давления.

Электронные противоблочные системы можно разделить на неадаптивные и адаптивные. Первые поддерживают заранее заданную величину l, а вторые (самонастраивающиеся) сами определяют ее оптимальную величину.

Необходимо отметить, что с увеличением степени проскальзывания l коэффициент поперечного сцепления jу (рис. ) падает. При позе колеса jу®0, достаточна небольшая поперечная сила, чтобы вызвать занос автомобиля. В зоне, близкой lгр, jу для сухого асфальтобетонного покрытия равен 0,35-0,45.

 

 

На практике используют различные варианты применения АБС (рис. ). АБС с датчиками и модуляторами на всех колесах обеспечивает максимальную эффективность торможения и устойчивость автомобиля. Однако при торможении автомобиля на поворотах, когда jх разных сторон отличаются, возможно появление поворачивающего момента, вызванного разностью тормозных сил слева и справа. Хотя к заносу автомобиля это не приводит, благодаря наличию противоблокировочной системы, но вызывает его увод. Этот вариант самый дорогой и сложный.

В более простых вариантах датчики устанавливают на всех колесах, но один из мостов оборудуют одним модулятором, общим для обоих колес, а другой мост имеет два модулятора. Возможно также применение двух модуляторов — по одному на каждый мост. Схема получается простой, надежной и обеспечивает вместе с тем достаточную устойчивость и эффективность торможения автомобиля. В наиболее простых вариантах модулятор устанавливают лишь на задний мост. При этом могут использоваться два колесных датчика или один общий, устанавливаемый на валу ведущей конической шестерни. В таких случаях возможна блокировка передних колес, но курсовая устойчивость при этом заметно не ухудшается.

При движении автомобиля, оборудованного антиблокировочной системой, по дороге с сухим покрытием тормозной путь в среднем уменьшается. На 10-15%, а по дороге с мокрым покрытием — на 25-35%. Одновременно повышается курсовая устойчивость. Поперечное отклонение в таких автомобилях уменьшается почти вдвое.

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...