Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звуковая информативность автомобиля

 

При движении автомобиля на органы слуха воздействуют разнообразные звуки. Основными источниками звука и шума являются двигатель, трансмиссия, ходовая часть, шины, подвеска и кузов. Под действием шума ослабляется внимательность, нарушается деятельность вестибулярного аппарата, наступает усталость и ухудшается реакция водителя. Особенно это проявляется у водителей большегрузных автомобилей и автопоездов.

С другой стороны, звуковые сигналы в сочетании со зрительными дают большой эффект, чем каждый из них в отдельности. Преимущество звуковых сигналов не только в более высоком их восприятии, но и возможности восприятия без отвлечения от зрительной информации. В среднем уровень звукового сигнала должен превышать уровень шума на 10 дБ по шкале А для их правильного восприятия водителем.

В процессе движения на слуховую систему водителя действуют звуковая информация:

- оказывающая отрицательное воздействие на организм (шумы двигателя, системы впуска и выпуска, шин и др.) и создающая фон;

- позволяющая оценить состояние агрегатов и механизмов;

- о ситуациях на отдельных участках дороги;

- предупреждающая участников движения о возникновении конфликтных ситуаций.

Предельно допустимый уровень шума в кабине автомобиля определен ГОСТ 19358-74, согласно которого допустимый шум в кабине грузового автомобиля не должен превышать 85 дБ, легкового – 80 дБ, автобуса – 80 дБ.

В настоящее время нет международных документов, унифицирующих состав и характеристики (силу звука, прерывистость, тембр) звуковых сигнализаторов. Как известно, звуковые сигналы должны использоваться в качестве принудительных для привлечения внимания пешеходов и водителей других транспортных средств участников движения. Поэтому в правилах дорожного движения отмечено о запрещении эксплуатировать АТС с неисправным звуковым сигналом.

Находят применение приборы внутренней звуковой сигнализации. Особенно они эффективны для принудительного привлечения внимания водителя в случаях выхода из строя систем и агрегатов, обеспечивающих безопасность автомобиля (давление воздуха в пнемвосистеме тормозных приводов, понижение уровня жидкости в бачке гидросистемы тормозов). Широко используется параллельно со световым звуковой сигнал о включении рычага поворота. Перспективно использование звукового сигнала при снижении дистанций между автомобилями.

 

Несущая волна

 

Под несущей волной подразумевается специально выделенная длина волны, на которой ведутся радиопередачи для водителей транспортных средств.

В настоящее время распространение получают автоматизированные системы передачи информации водителю о состоянии дороги, ситуациях на автомагистралях, заторах, о возможных маршрутах объездов и других сведений, обеспечивающих условия работы водителей и повышающих уровень безопасности движения. Подобные системы включают приспособления к обычному автомобильному приемнику, обеспечивающие прием акустического сигнала при приближении автомобиля к сложному и вероятно опасному участку дороги. Оповещают водителей также сведения о метеоусловиях, ремонтных работах на магистралях, об объездах и передают также другие долгосрочные сведения.

Несущая волна может быть использована для автоматизации маршрута движения автомобиля по городу и в объездах городов путем кодирования пункта финиша и получения локальной информации о направлении движения на каждом перекрестке. На этой же волне можно передавать специальную музыку, которая используется в качестве стимулятора трудовой деятельности водителя и стабилизирует нервно-психическую деятельность водителя.

 

Рабочее место водителя

 

Рабочее место водителя характеризуется размерами кабины, расположением и удобством доступа к органам управления, положением сиденья, эргономическими параметрами среды в кабине и в кузове (шум, вибрации, микроклимат, состав воздуха).

Организация рабочего места заключается в оснащении, оборудовании и планировке рабочего места водителя в соответствии с его антропометрическими параметрами и психофизиологическими характеристиками.

Эксплуатационное свойство, характеризующее рабочее место водителя АТС, называют комфортностью или обитаемостью. Она оценивается параметрами сиденья, органов управления, а также характеристиками физико-химических условий.

 

Сиденье

 

Сиденье состоит из остова, подушки, спинки и амортизирующего устройства. На остове расположены кроме подушки и спинки различные регулировочные и стопорные устройства, обеспечивающие удобную посадку водителя и регулирование положения сиденья относительно органов управления.

Подушка и спинка сиденья состоят из каркаса, упругого элемента, набивки и обивки. Спинки сидений многих автомобилей выполняют откидными.

Посадка водителя считается нормальной, если части его тела образуют углы (рис. ), исключающие излишнее мышечное напряжение, благоприятствующее выполнению функциональных движений и обеспечивающие управление автомобилем с минимальной затратой физической энергии.

 

 

Рис. . Оптимальные углы между звеньями манекена, имитирующего водителя:
1 – 15-200; 2 – 85-1000; 3 – 95-1200; 4 – 65-950; 5 – 15-350; 6 – 80-1100;
7 – 170-1800

 

Оптимальное положение поясничного изгиба обеспечивается при небольшом увеличении наклона спины назад и наличии опоры туловища в области поясницы. Для снижения давления опорную поверхность подушки и спинки выполняют рельефной, соответствующей форме тела водителя.

Так как размеры частей тела у разных людей колеблются в широких пределах, подушку и спинку сиденья делают регулируемыми как по высоте, так и в продольном направлении.

Удобство посадки и управления автомобилем определяется планировочными размерами кабины, габаритными и посадочными размерами сиденья, а также физико-механическими характеристиками его элементов.

Колебания и вибрации элементов автомобиля гасятся в сиденье с помощью упругих элементов различных конструкций и амортизаторов. Ускорения, возникающие при разгоне, торможении, повороте и движении автомобиля по неровной дороге, сравнительно невелики (j»2-6 м/с2) и легко переносятся человеком. Толчки и вибрация возбуждает нервную систему, вызывает головную боль и повышает утомляемость.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...