Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование строительства нефтебазы, выбор площадки

 

В соответствии с перспективным планом развития промышленности и сельского хозяйства вопрос о целесообразности строительства нефтебазы в данном районе решается на основании анализа технико-экономических показателей, основными из которых являются:

1. грузооборот и объем реализации нефтепродуктов;

2. капитальные расходы;

3. эксплуатационные расходы;

4. коэффициент оборачиваемости;

5. производительность труда;

6. срок окупаемости капитальных расходов.

Основой для определения грузооборота перевалочных нефтебаз служат разработанные схемы обмена нефтью и нефтепродуктами, учитывающие наиболее эффективное размещение производительных сил и направления межрайонных связей. Грузооборот распределительных нефтебаз определяется потребностью в нефтепродуктах тяготеющих к ним районов и оптимальными соотношениями в снабжении потребителей через нефтебазы и транзитом. Величина грузооборота значительно колеблется в зависимости от сезонности и неравномерности поставок и потребления. В связи с этим при определении месячного грузооборота вводится поправочный коэффициент, определяемый отношением максимального месячного грузооборота к среднему месячному. При анализе грузооборота выявляется количество отдельных сортов нефтепродуктов, уточняются источники поступления, точки распределения и расстояния. До них, а также выясняются частота и регулярность поставки, скорость их транспортировки и продолжительность сливоналивных операций. Зная грузооборот и емкость нефтебазы, по действующим укрупненным показателям определяют объем капитальных затрат. Наиболее крупные капиталовложения в объекты производственного назначения составляют стоимости резервуарных парков (20-30%), технологических трубопроводов (7-10%) и насосных станций (5-10%). С увеличением общей мощности нефтебазы (грузооборота в год, месяц, сутки) капиталовложения на 1 т грузооборота падают. Сумма эксплуатационных расходов, на основе которой определяется себестоимость реализации 1 т нефтепродуктов, устанавливается сметой затрат, состоящей из амортизационных отчислений, заработной платы, затрат на текущий ремонт, расходов на топливо, электроэнергию и т. д. Полученная по укрупненным показателям себестоимость сопоставляется с другими наиболее прогрессивными проектами нефтебаз, находящихся в аналогичных условиях. Если нефтебаза реконструируется, показатели также сравниваются с ее отчетными данными до реконструкции. Величина себестоимости также зависит и от внешних условий, создающих конкретную экономическую обстановку, в которой происходит производственная и хозяйственная деятельность нефтебазы (цен на электроэнергию и топливо, отдаленности от поставщиков и потребителей, величины транспортных тарифов, продолжительности межсезонного потребления и др.).

Коэффициент оборачиваемости (k) определяется как отношение всего грузооборота к общему объему резервуарного парка нефтебазы. Расчетный показатель (k) должен быть сопоставлен с коэффициентом оборачиваемости аналогичной или реконструируемой нефтебазы для оценки скорости оборота резервуарной емкости.

Следующим технико-экономическим показателем деятельности нефтебазы является производительность труда, которая определяется величиной грузооборота, приходящегося на одного работника нефтебазы в единицу времени.

Расчеты эффективности капиталовложений согласно типовой методике осуществляются на основе показателей удельных капиталовложений, себестоимости продукции, срока окупаемости дополнительных капиталовложений и производительности труда. Оценка экономической эффективности капиталовложений должна производиться раздельно по новому строительству и реконструкции действующей нефтебазы. В ряде случаев расширение и реконструкция нефтебазы позволяют отказаться от строительства новой, обеспечивая большую экономию материальных и денежных ресурсов и создавая условия для ввода новых производственных мощностей в более короткие сроки. Строительство новых нефтебаз экономически эффективно, если дополнительные капиталовложения по сравнению с реконструкцией действующих нефтебаз окупаются в сроки, не превышающие нормативного срока, установленного для данной отрасли промышленности.

Сроки окупаемости для нефтебаз в значительной мере определяются величиной ее грузооборота. Поэтому при проектировании нефтебаз необходимо иметь данные о перспективах развития района и в соответствии с этим определить варианты и темпы строительства. Сопоставление сроков окупаемости производят на основе соизмерения разности капиталовложений по различным вариантам и экономии по себестоимости.

 

Определение емкости нефтебаз

 

Резервуарные парки являются основными сооружениями нефтебаз и требуют значительных капитальных вложений. Поэтому емкость нефтебаз должна быть засчитана точно. Она не должна быть ни излишней, ни недостаточной, так как первое приводит к плохому использованию емкости и необоснованному увеличению капитальных затрат, а второе – к нарушению режима работы нефтебазы и к увеличению простоев транспорта.

На емкость нефтебазы влияют следующие факторы: тип нефтебазы; грузооборот; условия завоза и вывоза нефтепродуктов; внутри складские операции.

Емкость нефтебазы находится от грузооборота: чем больше грузооборот, тем больше емкость. Неравномерность поступления и выдачи нефтепродуктов вызывает необходимость соответствующего увеличения емкости.

Внутрискладские операции с нефтепродуктами по осветлению, обезвоживанию и смешению требуют наличия дополнительной емкости.

Емкость железнодорожных распределительных нефтебаз определяется по максимальной месячной реализации каждого нефтепродукта, с учетом продолжительности пробега вагонов-цистерн от пункта налива до нефтебазы. Возможной неравномерности поступления нефтепродуктов и их реализации.

Расчет емкости отдельно для каждого сорта нефтепродукта может быть насчитана по формуле:

(1)

где G –максимальная месячная реализация, тонн;

t - срок пробега вагонов-цистерн от пункта налива до нефтебазы, сутки;

k1 – коэффициент неравномерности поступления нефтепродукта
(от 1 до 1.5 в зависимости от продолжительности пробега вагонов-цистерн);

k2 – коэффициент неравномерности отпуска нефтепродуктов
(от 1 до 4);

30 – число дней в месяце;

0.95 – коэффициент использования емкости резервуара.

Емкость перевалочной нефтебазы определяется по интенсивности поступления и отгрузки нефтепродуктов. Эта интенсивность устанавливается графиками поступления и отгрузки, характеризующими ее по отдельным периодам года, обычно по месяцам.

 
 

 


Рис. 2. Графическое определение емкости нефтебазы

 

На рисунке 2 представлены графики а) поступления б) отгрузки нефтепродукта, характеризующего интенсивность работы нефтебазы в течении года. По оси абсцисс отложены месяцы года, а по оси ординат –количество нефтепродукта. Поступление нефтепродукта производится интенсивно в начале и конце года. Отгрузка нефтепродукта имеет большую интенсивность во второй половине года. При наложении графиков поступления и отгрузки (рис.2, график в) образуются площади со знаком плюс (привешение поступления над отгрузкой) и площади со знаком минус (привешение отгрузки над поступлением). Для нормальной работы нефтебазы необходимо, что бы сумма положительных площадей была равна сумме отрицательных площадей. В этом случае резервуарный парк используется рационально. В точках пересечения отгрузка равна поступлению. Так как максимальные значения превышения поступления нефтепродуктов над их отгрузкой (первая область со знаком плюс) наблюдаются в период с первого по пятый месяц, то объем и этот объем и определяет емкость перевалочной нефтебазы (рис.2, график г) - Vmax.

Для речных перевалочных нефтебаз расположенных на замерзающих водных путях, на которых осуществляется перегрузка нефтепродуктов с водного на другой вид транспорта (автомобильный, железнодорожный) характерно наличие больших резервуарных парков, так как поступление нефтепродуктов происходит в короткий навигационный период, а отгрузка осуществляется в течение всего года. Поэтому емкость такой нефтебазы (ее резервуарного парка) определяется объемом нефтепродуктов, реализуемых в межнавигационный период, в случае, если операции отпуска и поступления данного сорта нефтепродукта происходят непрерывно. В случае разового завоза нефтепродуктов (танкер или несколько нефтеналивных барж, пришедших одновременно) емкость нефтебазы учитывает грузоподъемность пребывающих нефтеналивных судов.

При непрерывном приеме и отпуске нефтепродуктов предусматривается не менее двух резервуаров в целях совмещения этих операций.

Емкость нефтебазы может быть определена аналитически, если известны завоз и вывоз нефтепродуктов в процентах от годового оборота или в абсолютных цифрах по месяцам, декадам или неделям. В таблице 10 приведен пример определения емкости нефтебазы в процентах от годового оборота, где первые две строки показывают завоз и вывоз по месяцам в процентах от годовой реализации, третья строка - месячное превышение вывоза над завозом.

 

Таблица 10 Распределение грузопотока по месяцам в году (к примеру аналитического определения емкости нефтебаз)

Наименование показателей Значения показателей по месяцам Сумма
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Завоз
Вывоз
Месячный остаток -12 -7 -5 -3 +2 +9 +1 +5 +1 -1 -1  
Сумма месячных остатков -12 -9 -24 -27 -25 -16 -4 +1 +2 +1  

 

Завозом (-) или завоза над вывозом (+), получаемое как разность показателей первой и второй строк, а четвертая — изменение емкости резервуарного парка по месяцам, получаемое как сумма помесячных остатков нефтепродуктов. В нашем примере емкость резервуарного парка V = VmaxVmin = 2 - (-27)=29% годового оборота. К определенной таким образом емкости резервуарного парка следует добавить емкость резервуаров мерников, нулевых резервуаров, а также резервуаров для внутрибазовых операций.

Проектную емкость нефтебазы V0 определяют с учетом коэффициента использования резервуаров h

В среднем h = 0,95. Обычно строительная емкость Vc резервуарного парка всегда несколько превышает проектную V0, но это отклонение должно быть возможно меньшим.

Степень использования резервуаров нефтебазы характеризуется коэффициентом оборачиваемости, представляющим отношение годового грузооборота к установленной емкости резервуаров. Этот коэффициент характеризует полноту использования резервуарного парка. Коэффициент оборачиваемости находится в зависимости от типа нефтебазы и равен 1 для нефтебаз, находящихся на замерзающих водных путях и 30 и выше для перевалочных нефтебаз, находящихся в непрерывном режиме приема-отгрузки (прежде всего железнодорожные перевалочные нефтебазы).

 

2.4 Планировка (генеральный план) нефтебазы

Планировка нефтебаз предусматривает наилучшую организацию технологического процесса, создание удобной связи между объектами, рациональное и экономичное использование территории, а так же кооперирование с соседними предприятиями в обслуживании общими системами транспорта, инженерными сетями, водозаборными и очистными сооружениями, пожарной охраной, общими жилыми и коммуникационными комплексами. Размещение комплекса сооружений нефтебазы производится исходя из обеспечения противопожарных и санитарно-гигиенических условий как на самой нефтебазе, так и в районе ее расположения с учетом особенностей местности.

При проектировке нефтебазы учитывается блокирование производственно-вспомогательных, обслуживающих, административно-конторских и бытовых помещений в одном или нескольких крупных зданиях. Разрывы между зданиями и сооружениями должны быть минимальными, исходя из условий размещения технологического оборудования (трубопроводов и т.д.), инженерных сетей и дорого с соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарных норм.

Территория, сооружения и здания нефтебазы должны соответствовать требованиям СНиП II-106-79.

При размещении нефтебаз необходимо предусматривать специальные мероприятия, предотвращающие разлив жидкостей при аварии резервуаров: ограждающие валы; отводные каналы; ловушки (см. рис.3).

Размещение всех объектов, сооружений и установок на территории нефтебазы должны обеспечивать:

1. Поточность в движении нефтепродуктов и транспорта.

2. Экономичность и надежность эксплуатации сооружений и оборудования.

3. Необходимую пожарную безопасность.

4. Минимальные капитальные затраты на строительство нефтебазы.

Для этого вся территория нефтебазы разбивается на шесть производственных зон:

I – железнодорожного приема и отпуска нефтепродуктов.

II – водного приема и отпуска нефтепродуктов.

III – хранения нефтепродуктов в резервуарах.

IV- розничного отпуска и производственных зданий и сооружений.

V – подсобных зданий и сооружений.

VI – административно-хозяйственных зданий и сооружений.

Рис. 3. Защитный бортик, предотвращающий разлив максимального объема нефтепродукта, находящегося в емкости


В первой зоне размещаются:

1. Железнодорожные пути для установки железнодорожных нефтеналивных маршрутов (поездов) и отдельных партий вагонов цистерн.

2. Сливно-наливные эстакады для приема и отпуска нефтепродуктов.

3. Сливные (нулевые) резервуары для приема темных нефтепродуктов и масел из сливных коммуникаций. Сливные (нулевые) называются потому, что располагаются ниже поверхности грунта, отметка которого принимается равной нулю. Емкость таких резервуаров от 60 до 200 м3

4. Насосные станции для перекачки нефтепродуктов из вагонов-цистерн в резервуарные парки нефтебаз и обратно, а так же для внутрискладских перекачек.

5. Узлы задвижек для управления потоками нефтепродуктов, направляемых по трубопроводам к различным объектам нефтебазы.

6. Лаборатории для проведения анализов нефтепродуктов.

7. Помещение для отдыха сливщиков-наливщиков

8. Хранилища нефтепродуктов в таре.

9. Железнодорожные погрузочно-разгрузочные площадки для приема и отпуска нефтепродуктов в таре.
Во второй зоне располагаются:

1. Нефтепричалы для швартовки нефтеналивных судов, оборудованные насосными установками для откачки нефтепродуктов из барж.

2. Насосные и узлы задвижек.

3. Конторы грузовых операций.

4. Лаборатории

5. Помещения для сливщиков-наливщиков.

В третьей зоне размещаются сооружения, предназначенные для хранения нефтепродуктов. В состав этой зоны входят:

1. Резервуарные парки, являющиеся основными сооружениями нефтебазы, подразделяющиеся по роду хранимых нефтепродуктов на бензиновые, керосиновые, нефтяные, масляные и мазутные.

2. Мерники-резервуары малой емкости, используемые для отпуска небольших количеств нефтепродуктов.

3. Газозборники для улавливания паров нефтепродуктов и теплообменники.

4. Насосные, компрессорные и узлы задвижек.

5. Обваловочные (земляные) или огнестойкие ограждения вокруг резервуарных парков, препятствующих разливу нефтепродуктов при авариях с резервуарами или при пожаре.

Объекты первой, второй и третьих зон соединяются между собой сетью трубопроводов, обеспечивающих возможность перекачки нефтепродуктов при их приеме, хранении и отпуске.

В четвертой зоне размещаются сооружения, назначением которых является отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны. Контейнеры, бочки и бидоны. К числу таких сооружений относятся:

1. Автоэстакады и автоколонки для отпуска нефтепродуктов а автоцистерны.

2. разливочные и расфасовочные для налива нефтепродуктов в бочки и бидоны.

3. Тарные склады для хранения расфасованных в бочки и бидоны нефтепродуктов.

4. Склады чистой и грязной тары.

5. Автомобильные весы для взвешивания автомашин.

6. Погрузочные площадки для автотранспорта.

7. Маслоосветительные установки.

Зона розничного отпуска располагается ближе к выезду нефтебазы.

В пятую зону, предназначенную для обслуживания основных объектов нефтебазы, входят следующие сооружения:

1. Котельная, снабжающая нефтебазу паром для силовых установок (паровые насосы), технологических и хозяйственных нужд и отопления зданий.

2. Склад топлива для котельной

3. Механическая мастерская с электросварочными и электроремонтными отделениями

4. Бондарный цех, предназначенный для изготовления и ремонта тары (бочек, бидонов).

5. Электростанции и трансформаторные подстанции для обеспечения электроэнергией силовых установок и осветительных нужд.

6. Водонасосная станция, в том числе и водонапорная башня для снабжения нефтебазы водой и создания необходимого напора при пожарном водопотреблении.

7. Резервуары для хранения противопожарного запаса воды.

8. Регенерационные установки для восстановления отработанных масел

9. Диспетчерские пункты и т.д..

В шестой (административно-хозяйственной) зоне размещаются:

1. Контора с проходной.

2. Пожарное депо.

3. Здание охраны.

4. Гараж.

5. Дом для оперативного персонала. Жилищно-коммунальные здания располагаются на территории, отделенной от нефтебазы.

Генеральный план перевалочно-распределительной железнодорожной нефтебазы представлен на рисунке 3.

Нефтебазы не всегда имеют перечисленный комплекс сооружений в полном составе. Номенклатура сооружений зависит от типа и емкости нефтебаз, назначения и характера проводимых операций. Ширина обсыпки грунтом резервуаров нефтебаз определяется расчетом на гидростатическое давление разлившийся жидкости, при этом расстояние от стенки вертикального резервуара до бровки насыпи или откоса насыпи должно быть не менее 3 м и высотой не менее 2 м. Минимальные расстояния от зданий и сооружений складов нефтепродуктов с взрыво-, пожароопасными производствами следует принимать согласно таблице 11.

На территории нефтебазы резервуары размещаются группами, образуя резервуарные парки. Общая емкость наземных и полуподземных резервуаров, составляющих одну группу по противопожарным нормам не должна превышать 40000 м3.. Отдельно формируются резервуарные парки для хранения бензинов, дизельных топлив, масел, мазутов и т.д.. Наземные и полуподземные резервуары ограждаются огнестойкой стеной, ограждающей от дальнейшего разлива нефтепродукта. Высота ограждающей стены должна позволять вместить половину объема емкости резервуара. Резервуары устанавливаются с соблюдением определенных расстояний (разрывов).

 

Таблица 11 Противопожарные разрывы основных объектов нефтебаз

  Объекты Мин. расстояния от зданий и сооружений нефтебаз различных категории, м
I II IIIа IIIб IIIв
Здания и сооружения соседних предприятий 40(100)
Лесные массивы
Склады (лесных материалов. торфа, волокнистых веществ, сена, соломы)
Железные дороги
Автомобильные дороги: I-III категорий IV-V категорий
Жилые и общественные здания
Раздаточные колонки автозаправочных станций общего пользования (крайней колонки)
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу
Аварийный амбар для резервуарного парка
Технологические установки с взрыво пожароопасными производствами и факельным хозяйством (ствола факела)
Воздушные линии электропередачи

 


Рис. 4. Генеральный план перевалочно-распределительной железнодорожной нефтебазы

 


Основные объекты нефтебазы

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...