Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы проектирования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Н. Новгород, 2016

 

 

Авторы – разработчики:

В.Н. Фролова, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования

Л.Н. Шилова, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, к.п.н.

Учебно-методическое пособие «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов» содержит рекомендации по разработке учебного (ученического) проекта как технологии развития творческих возможностей студентов. В пособии рассматриваются проблемы развития творческих способностей студентов через организацию самостоятельной (внеаудиторной) работы. Издание адресовано педагогам системы среднего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Глоссарий Раздел 1 Требования ФГОС к организации самостоятельной работы студентов Раздел 2. Учебный проект- дидактическое средство организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. Раздел 3. Технология разработки учебного проекта Заключение Список использованных источников, литература Приложения            
   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном профессиональном образовании наиболее значимой формой организации образовательной деятельности студентаявляется самостоятельная работа.В формировании профессиональной компетентности будущих специалистов акцент смещается на приобретение навыков самообразования, которые, прежде всего, приобретаются через проектную деятельность. Современный поток информации, быстрая смена технологий в отраслях экономики требует от студентов новых видов умений и навыков, которые необходимо сформировать к началу профессиональной карьеры.Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В соответствии с требованиями ФГОС до 50% учебного времени в системе среднего профессионального образования отводится на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов, организация которой требует новых дидактических методов и средств обучения. Изменения в технологиях организации образовательной деятельности возможны не только за счет изменения форм и методов обучения, но и индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения технологических приемов со смещением акцентов на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы, способствующих развитию творческого потенциалаобучающихся.

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей, а также потребностей студентов в самореализации.

Самостоятельная внеаудиторная работа выделяется как непременный элемент образовательного процесса и реализуется через современные образовательные технологии (знаково-контекстное, активное, проблемное обучение, метод проектов и др.).Самостоятельная внеаудиторная работа позволяет:

· ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации;

· развивать творческие способности обучающихся;

· перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "практических навыков», как основных критериев профессиональных компетенций.

Все перечисленные выше требования могут быть решены через учебные проекты, ориентированные на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, групповую), выполняемую в течение прохождения междисциплинарных курсов, учебных дисциплин, учебной и производственной практики. Технология проектной деятельности предполагает решение учебных задач с использованием разнообразных методов, средств обучения через интеграцию знаний, умений из различныхобластей науки, техники.

Современному педагогу, работающему в системе профессионального образования, необходимы знания и навыки в области технологий, направленных на мотивацию студентов к исследовательской, самостоятельной деятельности, поиску и анализу информации, как основных компонентов разработки учебных проектов.

Умение пользоваться технологиями разработки учебного проекта становится показателем высокой квалификации педагога, владения им современными методиками обучения и развития творческого потенциала студентов.

Учебно-методическое пособие адресовано педагогам системы среднего профессионального образования и является методическим сопровождением разделов образовательной программы повышения квалификации «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов».

Цель образовательной программы повышения квалификации педагогов «Учебный проект как технология развития творческих возможностей студентов»–овладение теоретическими знаниями и практическими навыками в области проектировочной деятельности, как эффективного дидактического средства развития творческого потенциала студентов.В результате освоения содержания образовательной программы, педагог, работающий в системе среднего профессионального образования:

Знает:

· нормативно–правовые основы организации самостоятельной(внеаудиторной) работы студентов;

· теоретические основы проектирования: типы проектов, классификацию проектов.

Умеет:

· использовать педагогические, в том числе информационно-коммуникативные и интерактивные технологии, специализированное программное обеспечение для эффективной организации проектировочной деятельности;

· критически осмысливать профессиональную информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

· использовать передовой отечественный и зарубежный педагоги­ческий опыт в сфере разработки и оценки учебных проектов в зависимости от целей и методов их использования при организации самостоятельной, исследовательской деятельности студентов.

Владеет:

· технологией разработки учебных проектов;

· интерактивными методами обучения как эффективными способами организации проектировочной деятельности;

· современными методами оценки учебного проекта.

Учебно-методическое пособие позволяет педагогам более эффективно осваивать содержание образовательной программы повышения квалификации, так как построено на основе технологии электронного дидактического конструктора, включающего теоретические информационные материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной работы) студентов, систему практических заданий по проектированию основных этапов учебного проекта, список литературы, методики самооценки и экспертной оценки результатов проектной деятельности.

Выбор теоретических, информационных текстов в пособии продиктован основным содержанием образовательной программы, особенностями проектировочной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Электронный дидактических конструктор содержит краткие характеристики типов учебных проектов, требования к целеполаганию, формулированию проблем, способам представления результатов (продуктов) проектной деятельности, ролевые алгоритмы действия педагога и студента.Содержания электронного дидактического конструктора позволяет организовывать как групповую, так и индивидуальную работу слушателей на курсах повышения квалификации.

ГЛОССАРИЙ

Самостоятельная работа студентов– определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников.

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов– определение студентам групповых или индивидуальных познавательных учебных задач (заданий), самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством педагога в аудиторное время.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов- планируемая учебная,учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия.

Познавательная учебная задача (задание)–является основным элементом самостоятельной работы, направленным на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности студентов.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальной действительности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Принципы проектной деятельности- общие регуляторы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и определяющие те или иные действия педагога в проектной сфере.

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебныхдисциплин, междисциплинарных курсов, содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Индивидуальный проект - особая форма учебно-исследовательской работы студентов (учебное исследование или учебный проект.

 

 

Раздел 1

 

Требования ФГОС к Организации самостоятельной работы студентов

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В Федеральных государственных образовательных стандартах определены требования к организации самостоятельной работы студентов, способствующей развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, ответственности и организованности. Самостоятельная учебная работа – высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение). А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …»

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, объем и содержание определяются рабочими программами. Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций, что максимально способствует развитию творческого потенциала.

Самостоятельная работа способствует развитию практических навыков и умений:анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности,использовать информационно-коммуникационныетехнологии, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний.Самостоятельная работа студентов может рассматриваться как резерв повышения качества подготовки специалистов.Содержание самостоятельной работы студентов составляют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых под руководством педагога (или компьютерной обучающей программы).

Как метод обучения самостоятельная работа завершает задачи всех видов аудиторной учебнойдеятельности и осуществляется на лекциях, семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, консультациях. Традиционная цель самостоятельной работы - усвоение знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, выработка индивидуального стиля учебной работы.Как форма организации учебного процесса самостоятельная работа студентов представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по приобретению знаний, осуществляемую вне аудитории.

Главными условиями правильной организации самостоятельной работы являются:

· обязательное планирование самостоятельных занятий;

· поиск, обработка и анализ информационных ресурсов, учебных материалов;

· систематичность занятий;

· готовность студентов к самостоятельному труду;

· наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

· контроль педагога, самоконтроль студентов качества выполненной самостоятельной работы;

· консультационная помощь педагога.

Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых самостоятельная работа может быть более эффективной и творческой:

· положительная мотивация студентов;

· четкая постановка познавательных задач и способов их выполнения;

· определение форм отчетности, объема работы, сроков сдачи;

· определение видов консультационной помощи и критериев оценки;

Организация самостоятельной работы студентов - сложный и многомерный процесс, который включает в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, выбор форм и методовконтроля результатов.

Практическое задание:

1. Проведите анализ информационных материалов «Самостоятельная работа студентов»

2. Заполните таблицу

Таблица

Цели самостоятельной работы студентов Сущностные характеристики самостоятельной работы студентов Условия эффективной реализации самостоятельной работы студентов
     
     

 

Факторы, способствующие активизации творческих возможностей студентов при организации самостоятельной работы.

Среди факторов, способствующих активизации творческих возможностей студентов при организации самостоятельной работы, можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Под полезностью понимается результативность деятельности- степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов;эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

2. Участие студентов в творческой деятельности: научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной; в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ.

3. Интенсивная педагогика, предполагающая использование в учебном процессеинтерактивных методов обучения: проблемная лекция, работа с интернет ресурсами, справочной литературой, «мозговой штурм», «кейс-технологии», метод «модерации», ролевые сюжетные игры.

4. Разнообразные формы контроля знаний (накопительныеоценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы).

6. Профессиональная позиция педагога:педагогическая установка, стиль взаимодействия со студентами.

7. Формы организации учебного процесса, например, "метод погружения", позволяющий интенсифицировать изуче­ние материала, приконцентрированном обучении, что увеличивает степень«удержания» учебного материала на уровне долговременной памяти. Разновидностью данного вида занятий является про­ведение теоретических и практических занятий, охватывающих несколько тем учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, и направленных на решение метапредметныхзадач.

Практическое задание:

1. Проведите анализ факторов, способствующих активизации самостоятельной работы студентов.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов Сущностные характеристики факторов активизации самостоятельной работы студентов
   
   

 

Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности итворческими возможностямистудентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяются при разработке рабочих про­грамм учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических рекомендаций по ее организации.

Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из блоков дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам.

Планирование объема времени, отведенного на самостоятельную работу по каждой дисциплине, осуществляется преподавателем учебной дисциплины. Организация самостоятельной работы происходит в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно примерной и рабочей программам учебной дисциплины.

Методика организации самостоятельной работы студентов.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, условий учебной деятельности.

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:

· составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля;

· разработать методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения тем учебных дисциплин, междисциплинарных курсов профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.

Основным элементом самостоятельной работы является творческая учебная задача (задание).Учебная задача представляет собой сформированное задание, направленное на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности. Учебная задача, как дидактическая единица, обладает рядом функциональных признаков:

· является предметом познавательной деятельности;

· содержит противоречие между данным и искомым;

· включает все звенья познавательной деятельности: постановку цели, мотивацию, выбор рациональных путей решения, подбор способов действий и средств их выполнения, получение результата, его анализ и формы представления;

· выступает средством логической и психологической организации учебного материала;

· интегрирует процессы усвоения знаний, освоения умений, формирования практического опыта деятельности, что необходимо для овладения общими и профессиональными компетенциями.

Решение творческой задачи включает несколько этапов:

1. Подготовительный: постановка и осознание творческой задачи. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате решения творческой задачи.

2. Информационный: поиск необходимых информационных источников для решения творческой задачи.

3. Аналитический: анализ и обработка информации. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление связей между разрозненными фактами и явлениями, их обобщение для получения результата решения творческой задачи.

4. Заключительный: оформление и определение форм представления результата решения творческой задачи.

В зависимости от конкретных учебных задач, которые должны быть решены в процессе самостоятельной работы, содержательная наполняемость, продолжительность отдельных этапов изменяются, однако присутствие их в структуре процесса обязательно.

Практическое задание:

1. Проведите анализ функциональных признаков и этапов решения познавательной учебной задачи (задания).

2. Заполните таблицу.

Таблица

Определение понятия «учебная задача (задание)» Функциональные признаки Этапы решения
     

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную.

Самостоятельная(аудиторная) работа студентов проходит под контролем педагога и предполагает определение студентам групповых или индивидуальных познавательных учебных задач (заданий), самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством педагога.

Аудиторная самостоятельная работа студентов предусматривает:

· выполнение самостоятельных работ;

· выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

· решение задач;

· работу со справочной, методической и научной литературой;

· защиту выполненных работ;

· собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

· тестирование и т.д.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).

Практическое задание:

1. Проведите анализ предложенного информационного материала по самостоятельной (аудиторной) работе студентов.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Особенности организации самостоятельной(аудиторной) работы Формы организации самостоятельной (аудиторной) работы
   
Дополните перечень форм организации самостоятельной (аудиторной) работы из собственной образовательной практики

 

Самостоятельная(внеаудиторная) работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия. В системе среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов отводится до 50% учебного времени.

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, опытом творческой, исследовательской работы, проектировочными навыками. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с видами организации самостоятельной (внеаудиторной) работы.В образовательной практике используются следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:

· овладение знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; анализ содержания аудио- и видеозаписей, Интернет-ресурсов и др.;

· закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; анализ нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

· формирование умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…); прогноз развития ситуации (например, экологической); справочник (например, по топонимике улиц города); сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.); учебное пособие по определенной теме, циклу учебных занятий (возможно электронное); словарь (по определенной теме).

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, учебного проекта и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы студента являются:

· уровень освоения учебного материала,

· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

· оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями.

Основные виды организации, руководства и контроля самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, примерные нормы времени на выполнение студентами самостоятельной (внеаудиторной) работы приведены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Основные виды организации, руководства и контроля самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Вид самостоятельной работы Способы руководства со стороны педагога Формы контроля
Проработка конспектов лекций Составление электронных конспектов лекций Устный опрос, диктант, письменные работы
Составление опорных конспектов (конспектирование учебников, учебных пособий) Составление списка рекомендуемой литературы. Разработка методических указаний Практическое задание
Реферирование дополнительной литературы Разработка тем рефератов, подбор литературных источников Защита реферата
Поиск информации по теме Составление списка литературы Доклад, письменное оформление
Систематизация примененных знаний и наглядное их представление Консультация Доклад, схемы, таблицы, графики, мультимедийные презентации
Выполнение индивидуальных домашних заданий Разработка вариантов заданий, консультация Проверка домашнего задания
Моделирование разных видов профессиональной деятельности Консультация Проверка домашнего задания
Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, ситуационных задач Устный опрос, тестирование, решение ситуационных задач
Выполнение творческих работ Разработка рекомендаций Выставка творческих работ

 

Таблица 2

Примерные нормы времени на выполнение студентами самостоятельной (внеаудиторной) работы

Вид самостоятельной (внеаудиторной) работы Единица измерения Норма времени, час
1 Выполнение:    
курсового проекта (работы) 1 проект 50-80
  1 работа 20-40
расчетно–графических (расчетных) заданий 1 задание 3-12
2. Решение отдельных задач 1 задача 0,3-0,5
3.Проработка:    
конспекта лекций 1 час 0,5-1,0
учебников, учебных пособий и обязательной литературы:    
материал излагается на лекциях: 1 п. л. 0,9-1,0
материал не излагается на лекциях 1 п. л. 1,5-2,0
специальной методической литературы: 1 п. л. 15-20
4. Изучение первоисточников по учебным дисциплинам (профессиональным модулям):    
с составлением плана 1 п. л. 0,9-1,0
с составлением конспекта 1 п. л. 1,5-2,0
5. Написание реферата 1 реферат 15-20
6. Составление обзора литературы обзор, 15-20 с. 15-20
7. Подготовка:    
к семинарским занятиям 1 занятие 2-2,5
к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета 4-х часовая работа 1-2
к коллоквиуму 1 коллоквиум
к контрольной работе 1 работа 2-3
8. Перевод текста с иностранного языка 1000 знаков 0,5-1,0

 

Высокий уровень познавательной активности и самостоятельности студентов проявляется в ходе работы над учебными проектами.На основании Письма министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» обязательной формой внеаудиторной работы обучающихся является выполнение индивидуального учебного проекта. Индивидуальный проект представляет собой особую форму (учебное исследование или учебный проект) и относится к учебно-исследовательской работе студентов. Индивидуальные проекты выполняются каждым обучающимся в течение года по учебным дисциплинам общеобразовательного цикла, под руководством педагога. Темы индивидуальных проектов определяются студентами в начале учебного года, в течение первых двух недель обучения. Оформляется журнал выполнения индивидуальных проектов по каждой учебной дисциплине, где фиксируются: темы проектов, список обучающихся, график проведения консультаций, защиты проекта, результаты защиты. Индивидуальные проекты защищаются студентами на уровне группы, курса. График защиты проектов должен быть представлен педагогом-руководителем проекта в начале учебного года. По итогам защиты лучшие проекты могут быть рекомендованы для представления на городском и региональном уровне. Результатами работы над проектом являются:

· презентация проекта внутри группы;

· презентация проекта на студенческой научно – практической конференции;

· презентация лучших проектов техникума на городских и региональных научно – практических конференциях.

Результаты защиты индивидуальных проектов отмечаются сертификатами, грамотами, дипломами, которые подтверждают освоение студентами общих компетенций. Сертификаты, грамоты, дипломы по защите индивидуальных проектов являются составной частью портфолио достижений студента.

Практическое задание:

1. Проведите анализ информационных материалов по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Определение понятия «самостоятельная (внеаудиторная) работа» Цели (назначение) самостоятельной (внеаудиторной) работы Содержание (виды) организации самостоятельной (внеаудиторной) работы
     
     

 

Раздел 2

 

Учебный проект – дидактическое средство организации самостоятельной (внеаудиторной )работы студентов

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Таблица

Определения понятия «проектная деятельность» в образовании Основные характеристики понятия
   
   
Ваше собственное понимание термина «проектная деятельность»

Таблица

Уровни проектирования Виды проектных продуктов
   

Таблица

Определение понятия «проект» Существенные характеристики в определении «понятия»
   
   
Собственное определение понятия «проект»

Учебный проект-это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебныхдисциплин,междисциплинарных курсов, содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.

Учебный проект направлен на формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, практический опыт, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации.В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.

Практическое задание

1. Проведите анализ существенных характеристик понятия «учебный проект». Сформулируйте обобщенное определение понятия.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Существенные характеристики понятия «учебный проект» Обобщенное определение
   
   

 

Особенности совместной проектной деятельности студентов и педагога

В современном профессиональном образовании важно помнить о ролевой позиции студента и педагога при проектировании целей, результатов и основных этапов учебного занятия. Овладение профессиональными навыками осуществляется через взаимодействие между студентами и педагогом на разных уро

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...