Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы проектной деятельности

Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регуляторы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и определяющие те или иные действия педагога в проектной сфере.

Принцип прогностичности – ориентация на будущее состояние объекта проектной деятельности.

Принцип пошаговости - постепенный переход от проектного замысла к формированию цели, программы действий по его, реализации, при этом каждое последующее действие должно основываться на результатах предыдущего.

Принцип нормирования -обязательное прохождение всех этапов создания проекта, связанных с различными формами организации проектной деятельности.

Принцип обратной связи– получение информации о результатах каждого этапа проектной деятельности и их корректировка в случае необходимости.

Принцип продуктивности –ориентация на получение результата, имеющего практическую значимость.

Принцип саморазвития – касается как субъекта проектирования на уровне активности участников, так и порождения новых идей в процессе проектной деятельности.

Учебный проект в образовательной деятельности.

В среднем профессиональном образовании при реализации образовательных программ акцент перено­сится на формирова­ние у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые ре­шения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открыты­ми для новых контактов и культурных связей, что требует ши­рокого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, построенных на основе проектной и исследо­вательской деятельности студентов. Наиболее эффективным способом организации самостоятельной (внеаудиторной) работы является учебный проект, который предполагает решение образовательных задач с использованием разнообразных методов, средств обучения через интеграцию знаний, умений из различныхобластей науки, техники.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проект- ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Проект - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.).

Проект ориентирован:

· если это теоретическая проблема, то на исследовательскую деятельность, поиск и обработку информации, необходимой для ее решения;

· если это практическая работа - конкретный результат, готовый к внедрению, что важно при овладении студентами профессиональными и общими компетенциями, определенными ФГОС.

Проект реализуется через индивидуальную, групповуюдеятельность, позволяющую максимально использовать творческий потенциалстудентови обеспечивающую систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только студентов, но и педагогов.

В современной педагогике принято считать, что «проект – это пять «П»:

1. Проблема

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт (создание проектного продукта - результат)

5. Презентация проектного продукта.

В современном профессиональном образовании можно выделить и шестое «П» проекта - это портфолио ( папка документов)студента.В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

· паспорт проекта;

· планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, результат (продукт) каждого этапа проектировочной деятельности;

· результаты исследований;

· SWOT-анализ проблемы;

· материалы к презентации результата (продукта).

Практическое задание:

Проведите анализ предложенных определений понятия «проект».Выделите существенные характеристики в определениях. Дайте собственное определение понятия «проект». Заполните таблицу.

Таблица

Определение понятия «проект» Существенные характеристики в определении «понятия»
   
   
Собственное определение понятия «проект»

Учебный проект-это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение учебныхдисциплин,междисциплинарных курсов, содержания учебной, производственной практики, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Учебный проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы на основе выявления проблемы и потребностей в изменении; практикоориентированная научно - исследовательская работа, учебное исследование, нашедшие неизученное явление и возможности его использования в жизни.

Учебный проект направлен на формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, практический опыт, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации.В учебном проекте затрагиваются элементы нескольких видов деятельности: познавательной, коммуникативной, просветительской, преобразовательной, ценностно-ориентационной.

Практическое задание

1. Проведите анализ существенных характеристик понятия «учебный проект». Сформулируйте обобщенное определение понятия.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Существенные характеристики понятия «учебный проект» Обобщенное определение
   
   

 

Особенности совместной проектной деятельности студентов и педагога

В современном профессиональном образовании важно помнить о ролевой позиции студента и педагога при проектировании целей, результатов и основных этапов учебного занятия. Овладение профессиональными навыками осуществляется через взаимодействие между студентами и педагогом на разных уровнях, среди которых наиболее важными являются:

· информационный уровень (содержательный обмен всеми видами информации, которые необходимы при организации ориентировочной основы действий студентов в ходе учебного занятия в различных видах деятельности – исследовательской, обучающей, диагностической ...)

· практический уровень (совместная с педагогом или индивидуальная (самостоятельная) деятельность студентов при выполнении учебных действий)

· эмоциональный уровень(деятельностная и личностная рефлексия достижений проектной деятельности)

· этический уровень (правила, конвенциональные нормы взаимодействия: студенты получают как инструкцию, разработанную педагогом или разрабатываютсястудентами самостоятельно с последующей оценкой педагогом).

Характеристика ролевой идентификации педагога и студентов при разработке учебного проекта

Таблица 3

Педагог – субъект деятельности Ролевая позиция– информатор, фасилитатор Педагог – субъект деятельности Ролевая позиция – помощник, консультант, тьютор, модератор
Обучающийся – объект деятельности Ролевая позиция – реципиент (воспринимает и обрабатывает полученную информацию) Отношения: субъект – объектные (S O) Обучающийся – субъект деятельности Ролевая позиция – самостоятельно решает практические задачи Отношения – субъект-субъектные (S S)

 

Раздел 3.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...