Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие учебные цели кейс - технологий

Ситуационные задачи (кейсы), наряду с получением специальных (профессиональных) знаний, имеет цельюпомочь студентам приобрести умения, с помощью которых они смогут самостоятельно преодолеть жизненные ситуации. В ходе разработки учебного проекта студенты формулируют проблему, которая требует решения. Тесные связи областей экономики, политики, общества, производства предполагаютнеобходимость поиска максимального количества альтернативных решений, что способствует развитию у студентов умения анализировать факты, оценивать информацию, разрабатывать несколько вариантов решений, снабженных комментариями «за» и «против», другими словами, формируется индивидуальная и групповая стратегия принятия решений.

Цели, достигаемые при составлении кейс – ситуаций, как результата учебного проекта:

· развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение, мышления;

· поиск и выработка альтернативных решений, осознание многозначности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;

· формирование способности и готовности студентов принимать решенияв различных ситуациях.

В современной практике профессионального образования можно выделить шесть различных модификаций ситуационных кейсов:

1. CaseMethod (Поиск решения) - основная задача- решение проблемы. Студенты анализируют необходимую информацию для решения проблемы учебного проекта и на основе полученной информации предлагают варианты решения. Например: Какое место должно быть выбрано для магазина обуви, на окраине или в старом городе?

2. CaseStudyMethod (Нахождения проблемы) -основная задача -провести анализ проблемной ситуации на основе информационных источников. Акцент при анализе информационных источников ставится на поиск и понимание сути проблемы, только после этого рассматривается возможный вариант (варианты) решения. Например: Студенты изучают историю становления и развития обойной фабрики: историческое развитие, правовая форма, место расположения, конкуренты, доля рынка, структура персонала и т.д. и предлагают несколько вариантов изменения инфраструктуры и продукции фабрики.

3. In-Basket-Exercise-Method (Почтоваякорзина)– решение задач в строго отведенные временные рамки (разбор деловой корреспонденции и принятие управленческих решений). Например: Вы должны с сегодняшнего дня занять рабочее место коллеги, который находится в отпуске. Во входящей почте находится несколько писем, которые требуют решения, а информации недостаточно.

4. Stated Problem Method (Оценкарешения).В этом варианте кроме описания проблемной ситуации (на основе анализа информационных ресурсов) приводятся варианты принятия решения, которые также анализируются и подвергаются критической оценке. Студенты затем разрабатывают собственное решение проблемной ситуации на основе анализа ранее принятых решений. Например: Как можно создать творческую атмосферу на предприятии? Различные эксперты высказывают мнения о возможной стратегии кондитерской фабрики и т.д.

5. IncidentMethod (Поиск информации).Данная модификация ситуационных кейсов предполагает процесс поиска информации, так как заведомо содержит информационные лакуны (преднамеренный пропуск в тексте необходимой информации) в описании проблемной ситуации. Студенты для анализа проблемной ситуации вынуждены осуществлять поиск недостающей информации, а так же получать консультации от специалистов.

6. Project Method (Проектирование) или Junior Mentoring & Consulting in Experiential Life Cases (Консультированиевренальныхслучаях).В данном случаеречь идет о взаимодействии с реальным предприятием (например, через справочное бюро предприятия и экспертов). Следовательно, студент должен обладать основательными профессиональными знаниями. Проблема должна не только прорабатываться теоретически, но и находить практическое применение. Например: разработка разнообразных моделей, макетов, таблиц, т.е. решать конкретные проектировочные задачи. Собственное исследование реальной жизненной ситуации на практике дает студентам новую информацию и дальнейшую возможность исследовать процессы решения в рамках исследовательской деятельности.

Практические рекомендации по разработке кейса

Кейс может разрабатываться как в режиме групповой, так и индивидуальной проектировочной деятельности.

Прежде чем приступить к созданию кейса, необходимо решить:

· Является ли ситуационный кейс результатом решения сформулированной студентом проблемы?

· Какой вид кейса более всего соответствует теме проекта и способам решения проблемной ситуации?

· Какая информация Вам понадобится для составления кейса, и как Вы ее будете использовать?

· Какая помощь Вам будет необходима при разработке кейса?

Педагогу при выборе студентами ситуационного кейса, как результата учебного проекта, необходимоучитывать специфику учебной дисциплины.Кроме того, целесообразно продумать процедуру организации работы студентов с кейсом в рамках разработки технологической карты учебного проекта и временной регламент.

Характеристика кейсов:

· кейс - не просто история, ситуация или зарисовка с натуры. Проблемная ситуация разрабатывается с различных точек зрения, во многом противоречивых

· кейс содержит проблему, опыт в разрешении которой является существенным для профессиональной деятельности студентов и представляет ценность в личностном плане

· кейс является основой и импульсом для исследования и поиска

· кейс обеспечивает вариантность в поиске путей решения проблемы и возможность альтернативных решений

· кейс четко структурирован, легко и понятно изложен.

Роль преподавателя -модератор: определяет вместе со студентами тему или раздел учебного курса по которому разрабатывается учебный проект; сообщает студентам информацию о методах построения ситуационных кейсов; составляет перечень источников для получения информации;консультирует студентов при возникновении затруднений, и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, внося коррективы в процесс разработки кейсов; проводит экспертную оценку.

Роль студента:изучает учебную информацию по проблеме;проводит системно – структурированный анализ содержания; выбирает вид ситуационного кейса;критически осмысливает варианты решения проблемы,

выбирает оптимальный вариант; оформляет ситуационный кейс, выбирает форму представления.

Критерии оценки:соответствие содержания ситуационного кейса заявленной проблеме учебного проекта;демонстрирует применение
аналитического и творческого подхода к составлению ситуационного кейса;

предлагает различные варианты решения ситуационных задач; демонстрирует умение работать в ситуации неоднозначности и неопределенности.

Алгоритм составления и решения ситуационных задач (кейсов)

1. Разработка кейса, как результата (продукта) учебного проекта, начинается с анализа проблемы.На этой стадии полезно письменно сформулировать ваше восприятие проблемы,используя следующие критерии:важность – что произойдет, если эта проблема не будет решена; срочность – как быстро нужно решить эту проблему; иерархическое положение – до какой степени эта проблема является причиной другихпроблем; разрешимость – можете ли вы сделать что-либо дляее решения.

2. Генерирование альтернатив. Достигнув ясного понимания критериев решения проблемы, приняв решение о том, к каким областям проблемы вы хотите обратиться, и, имея достаточную уверенность, что проанализировали основные причины возникновения проблемы, вы должны обдумать возможные альтернативы. Важно разработать достаточно широкий круг альтернативных вариантов, чтобы предложить лучшие способы действий, опыт решения других кейсов.

3. Оценка вариантов и выбор наиболее эффективного. На стадии выбора вариантов определите критерии предпочтительности варианта. Критерии выбора варианта должны быть основаны на том, в какой мере они способствуют решению проблемы в целом, а также по признакам выполнимости, быстроты, эффективности, экономичности. Каждый из критериев необходимо проанализировать с позиций всех групп интересов. При оценке вариантов вы должны подумать о том, как они будут воздействовать не только на проблему, но и на всю ситуацию в целом. Определите вероятные последствия использования ваших вариантов.

4. Диагностическая стадия.Диагностическая стадия – одна из тех, к которым вы должны приложить максимум усилий, хотя ее успех зависит от эффективности предыдущих стадий:не забывайте возвращаться к информации кейса и болеевнимательно рассматривать факторы, ставшие важными в ходе разработки альтернативных решений.Отделяйте доказательства от предположений, факты от
мнений и ставьте перед собой два вопроса: до какой степени вы
уверены в правильности альтернативных решений и до какой степени
их правильность важна для решения проблемной ситуации.

5. Презентация ваших выводов -оценка кейса в соответствии с выбранными критериями; выбор формы представления кейса.

Схема, иллюстрация (рисунок), график, диаграмма

Схема, иллюстрация (рисунок), график, диаграмма, как результат (продукт) учебного проекта - вид графического способа отображения информации.Графический способ отображения информации способствует развитию умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма.

Роль преподавателя: конкретизировать задание, уточнить цель учебного проекта;выбрать необходимы программные средства представления информации; провести экспертную оценку.

Роль студента:изучить информацию по проблеме проекта; создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму; выбрать форму представление результата проекта.

Критерии оценки:соответствие содержания проблеме проекта;правильность структурированности информации;наличие логической связи изложенной информации;творческий подход к выполнению задания.

Информационный блок

Формирование информационного блока требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы, практические аспекты применения. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.Затраты времени на составление информационного блока зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента.Информационный блок оформляется письменно, объем не более двух страниц.Защита информационного блока, как результата учебного проекта, может быть представлена на практическом занятии путем оценки эффективности его использования студентами группы, курса с использованием метода модерации.

Роль преподавателя:определить тему, рекомендовать список литературы и информационных источников; провести консультации по оформлению информационного блока; экспертная оценка результата.

Роль студента:изучить материал информационных источников, выделяя главное и второстепенное;установить логическую связь между элементами;подобрать и записать основные определения и понятия;дать краткую характеристику объекта изучения;использовать элементы наглядности, разместитьинформацию в схемах, таблицах, рисунках;сделать выводы, выбрать форму представления.

Критерии оценки:соответствие содержания проблеме; грамотная структурированность информации;наличие логической связи изложенной информации;соответствие оформления требованиям; творческий подход к представлению информации.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...