Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационные модели (одиночные) или блоки моделей

Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей – это способ обработки информации, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки студентов по наглядному пространственному её отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит её в объёмную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса изготовления. При изготовлении моделей используются приёмы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создаётся пояснение – указатель. Готовая модель, как продукт учебногопроекта, может демонстрироваться на практических занятиях с кратким пояснением, семинаре, заседании студенческого научного общества, конференции. Затраты времени на составление информационной модели зависят от объёма работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента.

Роль преподавателя: целевая установка на изготовление информационной модели, определение информационной значимости;

помощь в выборе материала для изготовления и формы отображения информации;консультирование при затруднениях; экспертная оценка соответствия эталону и степени информативности модели.

Роль студента:изучитьи систематизировать необходимую информацию об объекте моделирования;выбрать материал и технологию изготовления;изготовить модель (модели);выделить на модели, используя цифры и цвет, топографию элементов или особенности технологического этапа;составить текстовое сопровождение; выбрать форму представления.

Критерии оценки:творческое исполнение задания;практическая значимость модели и возможность её использования;эстетичность оформления.

Анкеты, вопросы интервью, беседы

Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных требует от него развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

Анкета является методическим средством для получения первичной информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью – метод, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента.

Роль преподавателя: целевая установка на выполнение задания;

консультирование при затруднении;экспертная оценка;

Роль студента:разработать вопросы анкеты, интервью, беседы; выбрать форму представления;оформить и представить на экспертизу педагогу.

Критерии оценки:соответствие вопросов проблеме;корректная формулировка вопросов;соответствие оформления требованиям.

 

   
   
   

 

 

Формы организации структуры процесса деятельности

(жизненный цикл проекта как временнáя структура деятельности)

Виды деятельности Научная Практическая Художественная Учебная Игровая
Формы организации Научно-исследовательский проект Проект Художественный проект Образовательная программа Игра
Фазы Стадии Этапы
1. Проектирование 1.1. Концептуальная 1.1.1. Выявление противоречия Научное противоречие в практике или в системе научного знания Противоречия в практике. Определение главного звена проблемной ситуации Противоречия и проблемы объективной реальности вскрываются, отражаются и выражаются, но не решаются Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д. Подготовительная фаза
1.1.2. Формулирование проблемы Научная проблема как «знание о незнании» Проблема как крупная практическая задача
1.1.3. Определение проблематики Проблематика как определение последствий разрешения проблемы для окружающей среды, надсистем, подсистем Создание художественного образа непосредственно ориентировано на восприятие его той или иной категорией людей. Но последнее трудно прогнозируемо
1.1.4. Определение целей Определение целей научного исследования. Цель, как правило, детерминирована проблемой и предметом исследования Определение целей проектируемой системы как антипода проблемы: «без проблемы нет системы» Цель многовариантна, в известной мере устанавливается интуитивно     Цель подвижна, часто трансформируется в процессе создания художественного образа
1.1.5. Выбор критериев Критерии достоверности научного знания: 1) общие критерии научности знаний: истинность, интерсубъективность, системность; 2) критерии оценки результатов теоретического исследования: предметность, полнота теории, ее непротиворечивость, интерпретируемость, проверяемость, достоверность; 3) критерии оценки результатов эмпирического исследования определяются (как правило) самим исследователем на основе определенных правил. Используется также метод экспертных оценок. Достоверность результатов подтверждается статистическими критериями     Критерии эффективности проекта чаще всего выступают как «количественные модели качественных целей». Критерии устанавливаются самими участниками, возможно, с использованием экспертных оценок, но зачастую на интуитивной основе Известная условность критериев оценки художественного образа. Иерархия критериев: 1. художественность; 2. соответствие эстетическому идеалу и эстетическому вкусу; 3. критерии-признаки: типичность, идейность, народность
1.2. Моделирования 1.2.1. Построение моделей Познавательная модель: гипотеза как предположительное научное знание, как модель возможного нового научного знания (системы знаний) Прагматические модели как рабочие представления будущей системы. Условия дальнейшей реализации моделей: 1) ингерентность (согласованность со средой); 2) простота; 3) адекватность (адекватность цели и критериям). Методы построения моделей: метод сценариев, графические методы, метод дерева целей, деловые игры, метод мозгового штурма и др. Модель как образ будущей художественной системы, как единство идеального и материального. Условия: 1. Ингерентность 2. Простота. 3. Адекватность. Методы построения моделей: типизации, условности, мысленный эксперимент, метод сжимания пространства и времени Проектирование осуществляется преимущественно сторонними людьми: разработчиками содержания образования, авторами учебников, преподавателями и т.д. Процесс подготовки игры (фаза необязательная)
1.2.2. Оптимизация Уточнение, конкретизация научной гипотезы в ходе исследования. Как правило, проверяется одна-единственная гипотеза Сокращение числа альтернатив. Нахождение среди множества альтернатив наилучших в заданных условиях. Проверка отобранных моделей на устойчивость и адекватность   Отбор вариантов будущего художественного образа
1.2.3. Выбор (принятие решений) Выбор единственной модели для реализации проектируемой системы. Методы: экспертизы и др. Выбор осуществляется только единолично художником или руководителем художественного коллектива
1.3. Конструирования 1.3.1. Декомпозиция Формулирование задач исследования как целей решения отдельных подпроблем в соответствии с определенной общей целью исследования и построенной гипотезой при наличии у исследователя определенной свободы выбора Процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи, охватывающие весь комплекс решаемых задач. В иерархических системах дальнейшее дробление задач на подзадачи Расчленение всей работы по реализации модели на пакет детальных работ для их рациональной организации: создание черновиков, набросков, этюдов, отработка мизансцен и т.п.
1.3.2. Агрегирование Агрегирование как процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой. Основные методы агрегирования: определение конфигуратора, использование классификаций Композиция - метод построения художественного произведения как единого целого на основе связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой. На этапе композиции завершается, в основном, создание художественного произведения
1.3.3. Исследование условий (ресурсных возможностей) Исследование мотивационных, кадровых, финансовых и др. условий реализации проекта в целом и по каждой задаче в отдельности Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
1.3.4. Построение программы Создание программы (методики) научно-практического исследования Создание программы реализации проектируемой системы как конкретного плана действий в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Методы: определения основных вех, календарно-сетевого планирования Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
1.4. Технологической подготовки 1.4.1. Технологической подготовки Подготовка необходимых рабочих материалов: исследовательской аппаратуры, комплектов тестов, бланков протоколов наблюдений и т.д. Подготовка рабочих материалов, необходимых для реализации проекта: методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций и т.д.   Свойственно лишь отдельным видам искусств: архитектура, кинематография и т.д.
2. Технологическая 2.1. Реализация модели 2.1.1. Теоретический Теоретический этап исследования: 1) анализ и систематизация литературных данных; 2) отработка понятийного аппарата; 3) построение логической структуры теоретической части исследования. В художественной деятельности в большинстве случаев технологическая фаза сливается с фазой проектирования, отделить одну от другой, как правило, невозможно Последовательное решение учебных задач как учебных минипроектов  
2.1.2. Эмпирический Опытно-экспериментальная работа, осуществляемая, в основном, эмпирическими методами исследования Опытная работа по реализации системы. Методы – методы производства, производственные технологии, методы оперативного управления Процесс игры
2.2. Оформление результатов 2.2.1. Апробация результатов Апробация результатов исследования в докладах и выступлениях на конференциях, семинарах, симпозиумах и т.д.
2.2.2. Оформление результатов Написание и публикация результатов в формах научно-литературной продукции: статей, монографий, методических пособий и т.д.  
3. Рефлексивная: Оценка (в том числе – самооценка, самооценка результатов)и рефлексия Критический анализ результатов, полученных в исследовании; признание результатов научной общественностью: широта применения результатов в практике Самооценка результатов реализации проекта; экспертиза с привлечением независимых экспертов Конгломерат оценок художественного образа: самооценка художника; оценка непосредственных потребителей, «реципиентов» художественного образа; оценка профессиональной критики; оценка «вторичных» институтов – музеев, художественных аукционов и магазинов и т.д. Оценка, самооценка, рефлексия Самооценка, самооценка результатов, рефлексия
Рефлексия как способ осознания целостности своей собственной деятельности, ее целей, содержания, форм, способов, средств; как последовательное движение в рефлексивном плане: «остановка», «фиксация», «отстранение», «объективизация», «оборачивание»
Научная рефлексия как способ построения новых систем знаний  
                   

 

 


 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...