Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слова могут звучать громко и тихо

(Аналогично проводится игра "Слова могут звучать быстро и медленно")

Вариант 1

Воспитатель громко произносит слово машина и спрашивает детей, как оно произнесено - тихо или громко. Затем повторяет это слово вполголоса и снова просит детей ответить: "А сейчас это слово я произнесла так же громко, как в первый раз или нет?" Дети отвечают, что слово произнесено тихо. В третий раз слово машина воспитатель произносит шепотом. Предлагает детям определить, как произнесено слово на этот раз. Воспитатель еще раз подчеркивает, ,что слово можно произнести с различной громкостью: шепотом, тихо (вполголоса) и громко. Предлагает детям самим подобрать какое-нибудь слово (желательно на отрабатываемый звук) и произнести его с различной громкостью: сначала шепотом, потом тихо и громко (слова произносятся отчетливо с выделением голосом отрабатываемого звука).

Вариант 2

Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при закреплении звука л или при дифференциации звуков л - ль можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села, У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести чистоговорку сначала шепотом или тихо, т. е. так, чтобы не мешать Аленке заниматься своим делом, затем произнести ее громче обычного: как бы рассказать всей группе о том, чем занимается Аленка. В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки (см. "Приложение").

Игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных упражнениях, которые проводятся в свободное от занятий время.

На данном возрастном этапе дети, овладевшие программным материалом в предшествующей группе, имеют достаточно развитое фонематическое восприятие. Они хорошо справляются с заданиями, направленными на различение некоторых пар звуков, на подбор слов с этими звуками и т. д.

Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. Игры и упражнения, направленные на дифференциацию звуков, усложняются по сравнению с теми, которые предлагались детям шестого года жизни.

Воспитатель продолжает развивать у детей слуховое внимание к речи окружающих, используя более сложный материал, в котором, например, кроме выявления несоответствий в стихотворении, предлагается проанализировать слова и определить, какой звук в них пропущен или является лишним.

Воспитатель продолжает развивать у детей внимание к звуковой стороне слова. Он предлагает им такие задания, в которых требуется установить, чем отличаются слова, близкие по звучанию, например галка и палка (замена одного звука другим), ель и щель (появление нового звука). При этом педагог следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр - поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие; развивать внимание к звуковой стороне слова; определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает: "Какой звук есть во всех этих словах?" Дети называют: "Звук ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос - с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло - р; рис, крепость, букварь - рь.

Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Волшебный замок

"Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и с умным сильным сыном. Сына звали так, что в его имени был звук с. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых есть этот звук.) А дочку звали так, что в ее имени был звук ш. Как ее могли звать? ("Маша, Даша, Саша, Шура", - называют дети).

Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. Орбод имел сына. В его имени не было ни звука с, ни звука ш. Как его могли звать? (Дети называют имена, в которых нет этих звуков: "Дима, Витя, Петя и т. д.".)

В саду доброй Феи во все времена года росли красивые цветы, и было там много разных зверей и птиц. В названии одних животных был звук с. Какие это были животные? (Собака, лиса, сова, аист.) В названии других были звуки з и зь. Какие это были животные? (Коза, заяц, обезьяна, зебра.)

В саду злого волшебника Орбода росли только колючки да крапива, а дом его охраняли лишь только те животные, в названии которых не было ни звука с, ни звука з. Какие это были животные? (Тигр, лев, леопард, шакал.)

У Феи была волшебная палочка. При помощи нее она могла превращать одни предметы в другие. Стоило ей дотронуться своей палочкой до предмета, в названии которого был звук с, как он превращался в предмет, в названии которого был звук ц. Например, ссстакан она могла превратить в цццветок, сссоль в кольцццо. Сейчас мы тоже будем превращать одни предметы в другие. (Воспитатель предлагает одним детям называть предметы со звуком с, а другим превращать их в предметы со звуком ц - создает игровую ситуацию.) При назывании слов дети должны выделять голосом звуки с и ц.

Злой волшебник Орбод тоже мог превращать одни предметы в другие, но в такие, где оба этих звука (с и ц) отсутствовали. В какие предметы он мог превратить ручку, диван, кровать, пальто, веник и т. д.? (Дети называют.)

В саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой весь год висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл, два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука с, другое - со звука щ. Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми. А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками с и щ? Кто подберет их, тот попадет в волшебный замок. (Воспитатель предлагает детям называть по два слова, одно из которых начиналось бы со звука с, другое - с щ. Повторять уже названные слова нельзя.)"

В процессе занятия воспитатель следит за тем, чтобы все дети принимали активное участие, правильно подбирали слова на заданные звуки, анализировали ошибки, допущенные их товарищами.

Рассказ о зайце

"На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками р и рь: Названия каких овощей вы знаете, где есть эти звуки? (Дети называют: помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и пр.)

Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать, на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть звук рь, заяц оставил себе. Какие овощи заяц оставил себе? (Редиску, репу, редьку.) Звук рь мягкий или твердый? Овощи, в названии которых есть звук р, заяц решил продать на рынке. Какие овощи решил заяц продать на рынке? Звук р твердый или мягкий?

Рано утром пошел заяц на базар. Идет, песни поет, а навстречу бежит ежик с большим мешком за спиной. "Здравствуй, колючий!" - говорит заяц ежу. "Здравствуй, ушастик!" - отвечает еж. "Что у тебя в мешке?" - спрашивает заяц. "Игрушки для моих ежат", - отвечает еж. "Что за игрушки?" - спрашивает заяц. "Да разные, - говорит еж, - есть такие игрушки, в названии которых звук ж, но есть и такие, в названии которых звук ш". Ж - какой звук: звонкий или глухой? А звук ш звонкий или глухой? Как вы думаете, какие игрушки нес еж в мешке, в названии которых есть звук ж? Какие игрушки были со звуком ш?

Попрощался заяц с ежом и пошел дальше. По дороге он встретил многих знакомых животных. Сначала он встретил тех, названия которых начинались с твердого согласного. Какие это были животные? (Волк, собака, крот, мышка.) А потом встретил таких зверей, названия которых начинались с мягкого согласного. Кто это мог быть? (Медведь, бегемот, белка, лиса и пр.)

И вот, наконец, пришел заяц на базар. Быстро он продал свои овощи, а на вырученные деньги решил купить для дома разную посуду. У енота он купил такую посуду, названия которой начинались со звонких согласных. Какую вы знаете посуду, которая начинается со звонких согласных? (Вилка, ложка, графин, блюдца и пр.) А у барсука заяц купил посуду названия которой начинаются с глухих согласных. (Кастрюля, тарелка, сковорода, половник и др.) Вечером, когда заяц, пришел домой с новой посудой, зайчиха и зайчата были очень рады его покупкам."

Подарки лесным зверюшкам

"Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке. Из Африки он привез своим друзьям (лесным зверюшкам) много разных подарков. Каждому он подарил игрушку или предмет, который начинается с такого же звука, как и название зверюшки. Например, зайчику... С какого звука начинается слово зайчик? Правильно, со звука з. Он подарил зззвоночек. С какого звука начинается зззвоночек? ("Со звука з", - под сказывают дети.) Итак, зззайчику он подарил зззвоночек.

Лллисенку... С какого звука начинается это слово? Правильно, со звука ль". Если кто-то из детей скажет со звука л, воспитатель повторяет слово, предлагая внимательно послушать и определить, какой в этом слове первый звук: л или ль. "Какой же подарок приготовил крокодил Гена лисенку?" Если в названии игрушки или предмета, подобранного детьми, слова будут начинаться с твердого согласного, то лисенок подарка не принимает. Он (воспитатель) говорит, что этот подарок был предназначен для другого животного: например, если кто-то назовет в качестве подарка лопаточку, то лисенок предлагает этот предмет подарить лосенку, так как слово лллопаточка начинается со звука л, а мне, говорит лисенок, больше подойдет такой подарок, как ленточка.

Педагог предлагает детям назвать, какие подарки мог подарить крокодил Гена таким лесным зверюшкам, как белочка, барсучонок, медвежонок, волчонок, лягушонок, сорока, ворона и пр., а также своему близкому другу Чебурашке.

Потом воспитатель может предложить детям подобрать подарки домашним животным: козленку, ягненку, жеребенку, щенку, ослику, котенку, верблюжонку и пр.

Назови первый звук в слове

Наглядный материал. Игрушка Буратино.

Воспитатель показывает Буратино и говорит: "Буратино? скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?" Буратино машет головой (инсценировка). Педагог: "Ты не знаешь, с какого звука начинается твое имя? Дети, скажите, с какого звука начинается имя Буратино". После ответов воспитатель предлагает определить, с какого звука начинаются имена их соседей ("Саша, с какого звука начинается имя девочки, которая сидит рядом с тобой?"), названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ - в слове Вадик).

Назови последний звук в слове

Наглядный материал. Картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.; фланелеграф.

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит 2-3 детей четко повторить звук в слове. ("Это что?" - показывает картинку. "Дверь", - называют дети. "Какой последний звук в этом слове?" Дети: "Звук рь".) Воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцирование твердых и мягких согласных ("В слове дверь последний звук рь, а не р".) Когда все картинки будут разложены на фланелеграфе, воспитатель предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, у которых произношение звуков еще недостаточно четкое, предлагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...