Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слова произносятся друг за другом

Цель упражнений - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Какое слово потерялось?

На прогулке воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... (зайка). Наша Таня громко ... (плачет), уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не ... (плачь)! Не утонет в речке ... (мяч). Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу). Все равно его не ... (брошу), потому что он ... (хороший). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится ... (кошки).

Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".

Где вы слышали эти слова?

Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".

Как надо произнести эти слова?

"Кто из вас, дети, отгадает, из какого стихотворения такие слова: хозяйка, бросила, зайку? (Дети говорят, что у А. Барто: есть стихотворение "Зайка", слова оттуда.). А что я сказала не так? Как надо было произнести эти слова? Медленно произносите слова, по порядку, какое первое? ("Зайку". Воспитатель рисует одну линию.) Какое слово следующее? ("Бросила". Рисует еще одну линию-черточку.) Какое последнее после слова бросила? ("Хозяйка", на доске появляется еще одна черта. Произнесение слова и его графическое изображение совпадают во времени.)" Детям предлагается не спеша повторить в логической последовательности слова стихотворения, а воспитатель указкой одновременно проводит по линиям. Графический прием помогает детям наглядно представить, что слова в стихотворении следуют друг за другом.

Кто предложит сам?

Детям предлагается по желанию спеть песенку или рассказать стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова, а затем пропеть или проговорить их так, как они должны произноситься на самом деле. Желательно, чтобы дети проявили инициативу в выборе поэтических строчек. Взрослый напоминает, что слова и в стихотворении, и в песне, и в разговоре, всегда произносятся друг за другом.

Аналогичные упражнения проводятся систематически.

Слова - звучат

Цель данных ниже упражнений - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Знакомить с термином звук.

Произносим слова

Наглядный материал. Игрушка или картинка - лиса.

Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

На что похоже?

"Дети, послушайте, как я называю игрушку. Это лиса. Ллииссаа. Какое еще слово можно вспомнить, чтобы оно звучало похоже? Не знаете? А я уже вспомнила: коса. Вслушайтесь в эти два слова: лиса - коса, слышите, как они сходно звучат? Молодец, Валя, нашла сходно-звучащее слово - оса. Валя, произнеси сразу два слова ("Лиса - оса"). Повторите, дети, эти похожие слова. А какие слова сходны по звучанию со словом лисичка? ("Сестричка, синичка..."). Повторим все слова, которые мы называли. Много слов".

Здравствуйте, я - Петрушка!

Наглядный материал. Персонаж кукольного театра Петрушка.

Из-за ширмы появляется Петрушка: "Здравствуйте, ребята! Я - Петрушка. Пришел играть в слова. Где моя волшебная палочка? Играем так. Я молчу, вы молчите, и волшебная палочка молчит. Но как только палочка дотронется до какого-нибудь предмета, сразу же зазвучит его название. Произносите слова ясно и громко, чтобы хорошо были слышны все звуки. Так, палочка, начинай!"

Воспитатель (Петрушка) касается палочкой разных предметов, а дети хором произносят по одному слову так, чтобы; четко были слышны составляющие их звуки ("Ззааййкаа, ллииссииччкаа, ммаатрреешшкаа, ччаассыы..."). Петрушка: "Ой! Как интересно звучат слова. Очень хорошо звучат слова! Еще раз, палочка, начинай!" Упражнение повторяет Палочка "оживляет" разные предметы, дети отчетливо произносят их названия, Петрушка очень доволен: "Какие разные слова! Звучат как замечательно, приятно слушать, как звучат слова. Спасибо, дети! Спасибо, палочка! Пойду теперь играть к другим детям. До свиданья!"

Подумай и скажи

Петрушка здоровается с детьми и говорит: "Я принес вам игрушки. Это мишка. (Показывает.) Это зайка. Это лисичка. Будем подбирать к названиям этих игрушек слова, сходные по звучанию. Я говорю: лисичка-сестричка, а вы какие слова добавите. (Дети: "Синичка, певичка, невеличка...") Ой, сколько похожих слов, я их все сейчас повторю, если какое-нибудь забуду, подскажите...

А теперь вы сами, без моей подсказки, подберите слова сходно-звучащие к слову зайка. Молодцы! Повторю все ваши слова: зайка - лайка, майка, попрыгайка, побегайка... А теперь вы их еще раз повторите. А какие слова сходно звучат со словом мишка? Ох, как много слов сказали: мишка - шишка, мышка, фишка, малышка, кочерыжка, мартышка. Ребята, пожалуйста, и про меня подыщите слова. Я - Петрушка. Какие слова звучат похоже? Как интересно: ватрушка, подушка, погремушка, вертушка. Спасибо! Очень рад! Приду к вам еще. До свиданья!"

Кто летит в самолете?

Наглядный материал. Самолет (в окнах его видны пассажиры: петух, заяц, кот, лиса и др.), фишки по числу играющих детей, кубик с кружочками.

Воспитатель сообщает детям, что в самолете летят разные звери, они хотят посетить столичный зоопарк, и про каждого пассажира нужно сказать много разных и интересных слов. Детям для выполнения игровых заданий предлагаются фишки (по числу участвующих) и кубик.

Вначале все рассматривают, кто летит в самолете, ясно, четко и громко называют животных: "Это кот, заяц, лиса, петух". Предоставляется возможность высказаться каждому. Затем дети поочередно бросают кубик. Количество кружков на верхней стороне кубика обозначает, сколько следует отсчитать окошек и около какого пассажира разместить фишку, чтобы начать разговор о нем. Например, фишка играющего оказалась около окошка, из которого выглядывает пассажир заяц. Все рассматривают зайца, описывают его внешний вид (белый, пушистый, веселый, длинноухий), обращают внимание на звучание разных слов, каждый играющий повторяет все сказанные слова. Затем воспитатель просит подобрать разные слова, чтобы ответить на вопрос: кто это? Дети предлагают: заяц, зайка, зайчонок, заинька, заюшка, зайчоночек, зайчишка. Педагог одобряет подбор слов про длинноухого пассажира и просит подумать, какое еще слово можно добавить к слову зайка, чтобы оно звучало похоже. (Дети: "Зайка-зазнайка, зайка-побегайка, зайка-незнайка, зайка-попрыгайка...") Если ребята затрудняются, воспитатель помогает им. Можно предложить найти слова, разные по звучанию (зайка - рыбка - петушок). Аналогичные задания даются и для других пассажиров самолета.

Важно создать такую игровую ситуацию, при которой бы все дети были активны и старались правильно ответить на вопросы воспитателя.

Какое это имя?

Наглядный материал. 10 карточек с изображением детей (или куклы). На пяти изображены девочки, на остальных - мальчики.

Все карточки (куклы) находятся на столе. Воспитатель откладывает в сторону карточку с изображением девочки и говорит, что ее зовут Галя. Галя хочет идти на прогулку с товарищем. Но в паре с ней может быть лишь тот ребенок, чье имя звучит схоже с именем Галя. Догадавшемуся ребенку предлагается взять карточку с изображением мальчика по имени Валя и присоединить к первой карточке: Валя и Галя собираются идти гулять.

Затем педагог берет следующую карточку и спрашивает: "Как зовут этого мальчика?" Дети предлагают имена: Митя, Коля, Саша... К названному имени аналогично подбирается созвучное. (Витя, Оля, Маша и т. п.) Несколько пар карточек размещаются рядами на стенде: Валя - Галя, Коля - Оля, Саша - Маша, Шура - Юра. Если дети предлагают имена Костя, Марина, Женя, Максим, Слава, Ира, то сообща уточняется, что звучание этих имен не похоже друг на друга, пары составить нельзя.

Отыщем картинку

Наглядный материал. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

Вариант 1

Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.

Вариант 2

У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.

Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.

Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.

Вариант 3

Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.

При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).

Вариант 4

Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.

На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.

Что ты слышишь в слове?

Детям, читают потешку: "Наша Маша маленька, на ней шубка аленька", показывают картинку, они рассматривают девочку Машу, ее одежду. Некоторые дети повторяют потешку. Потом воспитатель предлагает внимательно вслушаться в слова потешки и при повторном чтении слегка выделяет голосом звук ш: "Нашша Машша маленька, на ней шшубка аленька". 2-3 детей, а затем все вместе повторяют так, чтобы звук ш очень ясно слышался.

Читается еще одна потешка (по выбору воспитателя), и дети определяют, какой звук в ней часто встречается.

Слышишь ли ты звук?

Наглядный материал. Картинки с изображениями разных предметов.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен рак. Дети громко называют: "Рак". Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. ("Мак".)

Слова рак и мак неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее ("Звучат сходно") и что же разное. (Воспитатель сам очень отчетливо произносит: мммак - рррак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки м и р.)

Аналогично проводится упражнение со словами мышка мишка, кит - кот. Очень важно при произнесении слов детьми и воспитателем подчеркнуть разницу в звучании ы - и, о - и акцентируя внимание на произнесении гласных звуков.

Звуковые часы


Звуковые часы

Наглядный материал. Пособие "Звуковые часы": демонстрационные, большого размера - для воспитателя, и индивидуальные, маленького размера - для каждого ребенка.

Изображения предметов на индивидуальных "звуковых часах" разные, что предполагает самостоятельное выполнение заданий каждым участником игры. Названия же семи предметов по словесному составу одинаковы: два из них обозначаются короткими словами (жук - лук); одно-два - длинными (Чебурашка, Буратино); два названия - трехсложные (машина, курица); два - двусложные (в одном слове ударение на первом слоге-части - рыба, роза, в другом - на втором слоге - щенок, лиса).

Пособие используется в течение года неоднократно на групповом занятии, в работе с подгруппой детей, а также индивидуально в часы игр. Оно дает возможность воспитателю закреплять, уточнять и активизировать знания каждого ребенка о звучащем слове. Содержание картинок помогает сосредоточить внимание играющих на слове-названии каждого изображенного предмета, подкрепляет интерес к звучанию слова, активизирует высказывания, не дает утомляться и заставляет детей работать самостоятельно, так как картинки не повторяются.

Примерные задания для детей 4 лет: 1. Произнесите названия изображенных предметов. 2. Вслушайтесь, как звучат эти слова. 3. Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками. 4. Отыщите два слова-названия, не сходные по звучанию. 5. Подберите к слову рак слова, похожие по звучанию.

За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку, в конце упражнения подсчитывается количество очков и определяется победитель.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...