Главная Случайная страница


Разработка и раскрутка сайта Воронеж. Вас интересует раскрутка сайтов в Воронеже пишите.

Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что приготовить лисятам на обед?

Это и два следующих игровых упражнения объединены общим рассказом воспитателя, в ходе которого он задает детям вопросы. Рассказ или сказку каждый воспитатель может придумать свою, но в любом случае должны быть два основных героя - с длинным и коротким именем, и соответственно этому один из них должен любить все, что называется длинным словом, а второй то, что коротким. Приведем образец такого рассказа вместе с возможными вопросами воспитателя и ответами детей.

"Жили-были два лисенка. Как их звали? Придумайте, ребята, им клички, кличка одного лисенка должна быть короткой, а другого - длинной. Как мы их назовем? (Лис, Кыш, Таф, Вилли, Тиш, Рыж... Патрикеич; Рыжулька, Остроносик, Рыжехвостик...) Пусть будут Кыш и Рыжехвостик. Кыш любил все то, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-лисы с приготовлением обеда: что кому готовить, не знает. Поможем, дети выбрать ей первые блюда. Что стал бы есть Кыш? Не забудьте, что названия должны быть короткими. (Дети предлагают суп, щи, уху, борщ. Длина слова проверяется линеечкой.) А что с длинным названием можно приготовить для Рыжехвостика? (Дети предлагают свекольник, рассольник, окрошку.) (Длина слова определяется на слух или по шагам.) А что могла бы приготовить лисонька из вторых блюд? Сначала для Кыша. (Дети перечисляют: "Кашу, плов, рагу".) А для Рыжехвостика? (Котлеты, тефтели, макароны, яичницу.) Что мог бы получить Кыш на третье? (Сок, чай, квас, морс.) А Рыжехвостик? (Лимонад, какао, компот, мороженое.) Обрадовалась бы лисонька, если б услышала все ваши ответы". (Длина слов - названий вторых и третьих блюд - определяется только на слух. Предыдущие упражнения с линеечкой, веревкой, шагами, безусловно, должны были уже дать детям четкие представления о длинных и коротких словах.)

Как лисята поделили игрушки?

(Продолжение предыдущего упражнения)

Воспитатель рассаживает детей возле себя и начинает рассказывать:

"Повстречались лисята однажды в лесу с добрым волшебником. Возвращался он вечером из гостей домой, было темно, и волшебник заблудился в незнакомом месте. Тут-то и встретили его лисята, помогли выбраться из чащи на дорогу и проводили к дому. Волшебник захотел поблагодарить братцев, дотронулся своей палочкой до пня, и превратился пень в большой мешок, наполненный игрушками; Дисята были дружные, всегда вместе играли, но все-таки любили они разные игрушки, и потому подаренные волшебником они решили разделить. Как вы думаете, как братья разделили игрушки?"

Дети отвечают, что игрушки с коротким названием достались Кышу, а с длинным - Рыжехвостику. Инициатива в подборе игрушек полностью принадлежит детям. Чтобы облегчить им подбор, воспитатель может заранее разложить на "видных местах игрушки с длинными и короткими на званиями. Это не снизит у детей умственную нагрузку, так как среди названий увиденных предметов ребенок должен мысленно отобрать необходимое. Торопить детей с ответом не следует. Длительность звучания слов определяется только на слух.

По типу этой игры может быть проведена и другая. Разница будет только в том, что, скажем, лисята повстречали в лесу девочку Машу с лукошком и помогли ей со брать грибы, ягоды, цветы с длинными и короткими названиями.

Чур, моя!

Так же, как и при проведении предыдущих игровых упражнений, воспитатель собирает детей вокруг себя и продолжает свой рассказ о лисятах:

"Гуляли по лесу лисята, устали, прилегли на травку отдохнуть. Лежат, смотрят на небо, вдруг видят, какая-то точка приближается - птичка. "Чур, моя!" - сказал Рыжехвостик. А это оказалась птичка с коротким названием - чиж. "Нет, моя! Название-то короткое!" - обрадовался Кыш. Смотрят, опять кто-то летит, "Теперь моя! Чур, моя!" - говорит Рыжехвостик. И действительно, пролетели внизу три птицы, и у каждой название длинное. Что за птицы это были, дети? ..(Возможные ответы детей: жаворонок, ворона, ласточка, скворец, сорока, кукушка, воробей...) Огорчился Кыш: не видно больше точек на небе, да вдруг слышит, как какие-то две птички спрятались за листьями дерева и напевают ему: "Мы твои, мы твои!" Кто же это мог быть?" (Грач, стриж...)

Воспитатель может сказать также, что лисята услышали в кустах шуршанье, жужжанье и т. п., и тогда дети должны будут называть прятавшихся насекомых с короткими и длинными названиями (оси, жук, паук...; стрекоза, муравей, гусеница, бабочка...).

Звуки в слове можно выделить

Цель предлагаемых ниже игровых упражнений - научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

Что нужно кукле?

Наглядный материал. Предметные картинки: мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, ложки (чайная и столовая), вилка.

Воспитатель выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать, для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии Ответы должны быть индивидуальные. Затем он предлагает детям отобрать для куклы Нины картинки с предметами, которые необходимы для умывания. Сначала лишь те, в названии которых слышится звук л (мыло, полотенце), потом со звуком т (зубная паста, зубная щетка). Далее дети должны отобрать картинки с предметами, нужными кукле для еды: сначала опять со звуком л (тарелка, ложка, вилка), потом со звуком к (чашка, тарелка, вилка), со звуком ч (чайник, чашка).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

Расскажем все о куклах

Наглядный материал. Соответствующим образом одетые куклы. Может быть также использована картинка "Четыре подружки" из цветной вклейки в настоящем сборнике.

Воспитатель показывает детям кукол, одна одета в красное платье - Катя, другая - в голубое - Галя. Произнося имена кукол, педагог голосом подчеркивает звуки к и г. Детям он предлагает составить рассказы об этих куклах. В рассказе о Кате, должны быть слова со звуком к, в рассказе о Гале - со звуком г. Воспитатель намечает детям и примерную схему рассказа - советует сказать, что на ней надето, какие у нее игрушки, что она любит есть. Ответы детей взрослый записывает, а потом читает вслух. Примерный рассказ, который могут составить дети: "Это кукла Катя. Платье у нее красное. Туфли коричневые, носочки красные. Любит калачи, какао, конфеты. А игрушки у нее такие - матрешка, неваляшка, зайка, мишка и Чебурашка". Такого же типа рассказы составляются и о других куклах. При чтении воспитатель слегка выделяет голосом нужный звук. Упражнение проводится в несколько приемов, а во время итоговой беседы воспитатель зачитывает все сказанное о каждой кукле. Главное - заострить внимание детей на том, что один и тот же звук встречается в разных словах.

Загадка Петрушки

Воспитатель, собрав детей, сообщает им, что получил письмо от Петрушки, и в этом письме есть интересная загадка. Педагог читает письмо: "Здравствуйте, ребята! Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю собирать в лесу грибы. Много грибов приношу я домой. Отгадайте, какие грибы я собираю, если в названиях их обязательно есть звук р (боровики, грузди, рыжики, сыроежки...), звук т (маслята, опята...), звук с (сыроежки, свинушки, маслята), звук и (подберезовики, подосиновики, рыжики, сыроежки, боровики...)".

Анализируя ответы детей, воспитатель отмечает, как произнесено слово - действительно ли в слове есть заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом, кроме того, педагог следит, чтобы дети называли съедобные грибы.

Кто в избушку проник?

"Стояла в лесу избушка на курьих ножках без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни животные, ни птицы. Лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что же в ней находится. Первым проползло через щелочку то насекомое, в названии которого был звук к. Кто это был? ("Комар, мотылек".) Затем насекомые со звуком у ("муха, паук, гусеница"), со звуком с ("оса, стрекоза"), со звуком м ("муравей, еще одна муха"). Вдруг подползло насекомое с коротким, названием. Догадались, кто это? ("Жук".) Проверьте на своих звуковых линеечках, действительно ли в слове жук мало звуков: слово - название короткое и звучит, когда его произносишь, недолго. Вслед за жуком в избушку стали проникать насекомые, названия которых были длинные ("бабочка, саранча, еще одна гусеница, стрекоза, мотылек, и муравей...").

Оказались все они в избушке, видят - в центре стол стоит и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Мухи-цокотухи хозяйничать начали, всех чаем угощать. Напились чаю, истории веселые друг другу рассказывать стали. А потом домой порасползлись".

Кто же это был?

"Жили-были утка и курица. А звали их так: в кличке утки слышался звук у (Утя, Утина), а в кличке курицы звуки е, р (Пеструшка). Очень любили они разных птиц к себе в гости приглашать. Утина приглашала тех птиц, в названии которых слышался звук у. Что это были за птицы? Кто догадался? ("Гусыня, удод, голуби, петух".) Пеструшка же приглашала тех, в названии которых слышались звуки с, р. Кто приходил к ней? ("Сорока, скворцы".) Лакомствами угощали гостей, в названиях их слышались звуки а ("рябина, калина, травка"), к ("клюква, колоски"). Весело щебетали они и слушали рассказы сороки-белобоки, которая всегда про все знает".

Про двух друзей

"Скучно было Снеговику одному с метлой стоять. Но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь сами: в имени его слышался звук ш. ("Шура, Саша, Миша".) Мое имя - Саша, говорит мальчик, а твое?" ("Снеговик".) "Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!" - "Согласен", - отвечает Снеговик. "Подумай и скажи, какой одинаковый звук слышится в названии моей одежды: на мне шапка, шарф". Огорчился Снеговик - не знает. Помогите ему, дети. (Дети произносят эти слова, протяжно выделяя звук ш.) Поблагодарил Снеговик детей за помощь и спрашивает у Саши: "Какой одинаковый звук в словах-названиях есть у меня?" Задумался теперь Саша. (Дети подсказывают, что слышится одинаковый звук с в словах сосулька, нос.) Обрадовался Саша, что дети помогли ему, и говорит Снеговику: "Я со звуком с тоже дружу - у меня есть совок и сани". (Дети поясняют, почему так сказал Саша, и выделяют голосом звук с в этих словах.) Интересно показалось Снеговику играть в слова и звуки: "Будем еще про что-нибудь спрашивать друг у друга?" - "Будем. Скажи, друг Снеговик, какие птицы улетели в теплые края, в названии которых есть наш знакомый звук с", - предлагает Саша. (Дети помогают Снеговику: соловьи, ласточки, стрижи, скворцы.) Снеговик же у Саши спрашивает о другом: "А какие птицы остались зимовать, в названии которых также есть звук с?" Долго вспоминал Саша и назвал только одну птицу - сову. А что можете добавить вы, дети? - говорит воспитатель. ("Сорока, пестрый дятел".)"

Что собрали братья?

"Шли по лесу два брата. Звали их так: в имени одного был звук в, а в имени другого - звук о. Как их звали? Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог ей собрать ягоды, в названиях которых слышался звук к ("земляника, клубника"), а Коля - грибы тоже со звуком к. Какие грибы оказались у девочки в лукошке? Братья проводили Машеньку домой, помогли донести корзинку, а Маша угостила Ваню и Колю фруктами, в их названиях были звуки б, к, о".

Догадайся сам

Наглядный материал. Игрушки и "чудесный мешочек".

Воспитатель раскладывает на столе несколько игрушек. Кто-либо из детей громко произносит их названия. Взрослый просит двух детей еще раз произнести эти названия, но первый ребенок называет слова-названия так, чтобы наиболее отчетливо в слове прозвучал первый звук (ммашина, жжираф), а второй - выделяет голосом в названии последний звук (заяцц, мячч, петухх).

Затем все игрушки помещаются в "чудесный мешочек", дети поочередно опускают руку в мешочек, ощупывают игрушку, по форме и величине определяют ее название, назначение (это животное, или игрушка и т. д.); в названии первый (последний) звук такой-то. После того как дети отгадают игрушку, ее вынимают из мешочка и кладут на левую сторону стола. Если же ребенок допустил ошибки при описании предмета или неправильно назвал начальный (последний) звук названия, или дети предложили неверные варианты ответов, игрушку помещают на столе справа.

В конце подсчитывается количество правильных ответов. Поощряются догадливость и самостоятельность.

Где твое имя, догадайся!

На прогулке воспитатель рисует с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате "находятся" те из них, которые в своем звучании имеют звук к. Он предлагает подумать, кто из детей может оказаться в первом квадрате ("Коля, Максим, Оксана"). Во втором - имена, в которых слышится звук ш ("Маша, Шура, Наташа, Гриша"), в третьем - со звуком о ("Тома, Вова"), в четвертом - со звуком и ("Ира, Марина, Игорь"). Жюри (взрослый и два-три ребенка) обходят домики-квадраты, отмечая верное или ошибочное (объясняет почему) нахождение детей в них.

Кто летит в самолете?


Зверята в самолете

Задания детям

Окошко "КОТ": 1. Какую кличку можно подобрать этому озорному коту, чтобы ясно слышался звук р (ш, о, и)? 2. В слове кот звуков много или мало? Измените слово кот так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше ("котик, котенок, котеночек"). Назовите пять слов-названий еды, которую любит кот. В каждом слове обязательно должен быть звук с, а мы подсчитаем слова. ("Сало, сметана, мясо, колбаса, сосиски".) Какое слово из названных самое длинное? Как вы узнали?

Окошко "ЗАЙКА": 1. Назовите по-разному этого зверька-пассажира. ("Зайка, заяц, косой, трусишка, малыш, беляк, зайчик".) 2. Измените слово зайка так, чтобы оно звучало по-другому и чтобы звуков стало больше. ("Зайчонок, зайчоночек".) 3. Назовите любимое лакомство зайчика, чтобы в его названии слышался звук м (к, р).

Окошко "ЛИСА": 1. Это лиса. Назовите по-другому это животное. ("Лисица, лисонька, лисичка, зверь".) Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? ("Хитрая, рыжая, остроносая".) 2. Какие звуки слышатся в слове лиса? Измените слово лиса так, чтобы звуков в нем стало больше. ("Лисица, лисонька".) Какое слово из названных вами самое длинное?

Окошко "ПЕТУХ": 1. Какие звуки слышатся в слове петух? Как изменить слово петух, чтобы оно звучало по-другому? Какие звуки слышны в этом слове? 2. Как изменить это слово, чтобы слышался звук ш (к)? 3. Этого петуха-путешественника звали так, что в его кличке слышался звук т. Какую кличку подберем ему? ("Петушистый, голосистый".) 4. Какая еда любимая у петуха? В названии есть звук р (о).

Звуковые часы

(См. рисунок на обложке)

Наглядный материал. Демонстрационное и раздаточное пособие - звуковые часы.

Задания воспитателя рассчитаны на то, чтобы дети производили со словами различные действия - вслушивание в слова; сопоставление различных слов, выявление и вычленение в них звуков; определение разной длительности их звучания (т. е. разного количества звуков):

  1. Найдите на часах самые короткие слова.
  2. Укажите стрелками два длинных слова.
  3. Кто догадается, как переделать короткое слово лук в слово более длинное (луковица).
  4. Отыщите два слова: одно - короткое (укажите на него маленькой стрелкой), другое - длинное (направьте на него длинную стрелку).
  5. Найдите два слова-названия, в которых есть звук с.
  6. Есть ли на ваших часах слова без звука а?
  7. Как изменить слово жук, чтобы в нем был звук и? Есть ли у вас слово-название картинки со звуком и? Направьте на эту картинку большую стрелку.

Описанные выше игровые упражнения рекомендуется проводить неоднократно, меняя подбор слов и наглядный материал. В результате дети шестого года жизни должны усвоить терминологию, связанную со звучащим словом, научиться запоминать и осмысленно выполнять задания воспитателя, относящиеся к звучащему слову. Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями. Поэтому воспитатель не должен торопиться со своей помощью и в каждой игре должен стараться создать такие ситуации, чтобы дети самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы, преодолевали посильные затруднения. Воспитатель должен всегда особо поощрять любые попытки детей по-своему выполнить задание, а также все вопросы детей о слове и его звучании (даже если эти вопросы и задания являются прямым повторением действий взрослого). Умение грамотно сформулировать вопрос о слове, правильно и осознанно повторить задание воспитателя - уже большая мыслительная работа для ребенка.

Очень важно учить детей самостоятельно придумывать задания. Вот примерные задания детей старшей группы своим сверстникам: "Вспомните названия машин со звуком а"; "Чем отличаются слова лук и жук, лис и лист?"; "Найдите в комнате предметы с длинными названиями"; "Про что здесь вокруг можно сказать коротким словом?"; "Подберите к слову мишка слова, похожие по звучанию"; "Назовите два слова, разные по звучанию"; "Какое слово я задумал, если в нем есть звук ш, а предмет этот можно съесть (шоколад)?"; "Мне подарили две игрушки, в названии их слышится звук и. Что это?". Такая работа детей над словом - хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...