Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры и упражнения для детей подготовительной к школе группы

Речь детей седьмого года жизни становится более совершенной в грамматическом отношении, они уже могут правильно употреблять ранее трудные для них части речи (например, причастия и деепричастия) и сложные синтаксические конструкции (сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты), значительно обогащается и активизируется словарь детей, развивается связная монологическая речь, формируется способность к творческой словесной деятельности. Работа педагога по воспитанию звуковой культуры речи по-прежнему направлена на приучение детей говорить интонационно выразительно, четко и ясно произносить слова, правильно ставить смысловые ударения. Ошибок в произношении звуков, как правило, уже не бывает. Дети критически относятся к произношению как сверстников, так и своему. У них развивается способность к звуковому анализу, интерес к ритмико-слоговому строению слова. Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.

Поскольку дети седьмого года жизни уже хорошо разбираются в звуковом строении слова, нужно, чтобы новые задания, связанные со звучащим словом, были большей сложности и не только помогали им усвоить программный материал, но и понять, что для правильного выполнения задания нужно специально учиться.

Эти новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.

Разнообразные формы проявления речевой активности детей заслуживают особого внимания со стороны взрослого. Воспитатель анализирует ответы детей, их суждения, разъяснения и умозаключения, бережно относится к формирующемуся интересу старших дошкольников к слову, в результате дети быстро усваивают, как нужно правильно выполнять задания, и при выполнении их проявляют элементы творчества. Например, в одной из игр следовало назвать слова, начинающиеся со звука ш. Ребенок поспешил с ответом и ошибочно предложил слово арбуз. Тотчас же почти все дети подняли руку, чтобы возразить ему. Кто-то из них пояснил: "Ведь твое слово начинается со звука а, и, чтобы правильно выполнить задание, тебе нужно было тогда сказать не арбуз, а шарбуз". Другой ребенок добавил: "Если называть любое слово, какое вспомнится, я бы тогда сказала вместо пол - шпол, вместо мяч - шмяч, но разве это правильно?" Проводя другую игру, воспитатель предложил вспомнить слова со звуком, который есть в словах бусы и боб, и дети тут же начинают называть свои слова: бабочка, бак, бублик и т. п.

По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: "А почему мы говорим лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это совсем разные вещи - лук, из которого стреляют, и лук, который едят?", "Почему в слове уж мало звуков, а в слове муравушка много?", "А кто придумал слова?", "А у нас соседка говорит вместо тепло - тепло. Почему взрослые говорят неправильно?" Такие вопросы - свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей.

Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова - слоговой анализ слов (Методику обучения детей делению слов на слоги и составлению их из слогов см. в соответствующих главах кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1979; Подготовительная к школе группа в детском саду/ Сост. Г. М. Лямина. Под ред. М. В. Залужской. М., 1975). Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы. Уже пятилетние дети справляются с такими заданиями, как наращивание слова путем прибавления слогов (например, кот - котик, коток, котенок, Котофей), определение количества слогов и последовательности их расположения; нахождение слова по его первой части ("Какое это слово, если первая часть его ма-?" - "Марина, машина...").

Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части - слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог - ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слова на слоги (с термином слог дошкольников на первых порах не знакомят, называют его часть слова), составлять слова из слогов, делить на слоги дву-трехсложные слова с открытыми слогами (лиса, ли-си-ца).

Дети седьмого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно - один слог произносится более протяжно, обязательно громче других, и слышится лучше - это ударный слог. И слово воспринимается как законченное звуковое единство только благодаря ударению.

Определение детьми ударного слога - необходимый этап в работе по обучению старшего дошкольника слоговому анализу.

В играх-рассказах о мишутке-несмышленыше, зайчатах Луте и Лутё и других дети медленно проговаривают слова, вслушиваются в различное звучание слогов в слове, определяют местонахождение ударного слога в двусложном слове, переносят ударение с одного слога на другой. Большую помощь в уяснении этого оказывает работа со слоговой индивидуальной линейкой (см. рис. на третьей сторонке обложки) и счетной палочкой, помогающей определять место ударения в слове.


Звуковая линейка

Планируя игры и упражнения, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний ребят, но и предполагаемую умственную нагрузку на занятии. Если, выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игра планируется с наглядным материалом (картинки, игрушки, предметы). И наоборот, если в основной части занятия широко представлена наглядность, игры и упражнения со звучащим словом должны быть словесными.

Учитывая степень подготовленности детей, воспитатель периодически отражает в плане и индивидуальную работу с детьми. Так, в упражнениях "Назови конец слова", "Письма Петрушки", "Самолет" и других принимают участие не более 2-4 ребят. Тогда взрослый имеет возможность проверить их знания о слове, помочь активно использовать уже усвоенное.

Особое место отводится приемам, направленным на самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок о звуках, слогах и ударении в слове; создаются такие ситуации, когда ребенок задумывается над словом, его строением. Вот, к примеру, сказка Наташи Р.: "Это было летом. Ежиная семья пошла в лес. Все взяли корзинки. Папа-еж самую большую корзинку, мама - поменьше, а ежонок - маленькую. В лесу на полянке росло много грибов. Папа нашел такой гриб, в названии которого было три части, первый звук б. Какой гриб нашел еж? (Дети подсказывают: "Боровик".) Правильно, а мама-ежиха набрала таких грибов, в названии которых три части и первый звук ль. (Дети: "Лисички".) Маленький ежонок нашел только один гриб, угадайте какой? Первый звук в названии бь, ударение в первой части, всего две части. (Дети догадываются: "Белый".) Когда пришли домой, мама-ежиха приготовила первое блюдо с коротким названием, последний звук - п. Кто знает, что это? (Дети: "Суп".)"

Подобные сказки-задания (как следствие проведенного обучения) - пример творческого подхода к звучащему слову. Это умственные задачи сложного порядка. По ходу составления и изложения сказочного сюжета ребенок-сочинитель дает настоящую формальную характеристику слова, основательно проникая в его строение. В процессе такой сложной деятельности у дошкольника формируются свойства речевого контроля и самоконтроля очень важного для развития связного высказывания.

Одновременно с этим происходит процесс осознанного овладения специальными терминами, необходимыми для общения с взрослым в период изучения слова как единицы языка ("слово", "звук", "часть-слог", "ударение"). Эти термины свободно вводятся самим ребенком в собственную речь. К примеру, ребенок, поясняя взрослому, говорит: "Зайчонок Лута получил бы в подарок ко дню рождения вазу, потому что в словах ваза и Лута ударение находится в первой части, а его братцу Луте достались бы часы, потому что и в слове часы и в кличке зайчика - Лута - ударение слышится одинаково - во второй части". Это примеры высоких возможностей осознания старшим дошкольником звуковой стороны слова.

В упражнениях и играх со звучащим словом интересно прослеживается сам ход поисковых (вспомогательных) действий ребенка, характеризующих процесс раздумья его над словом. Получив задание воспитателя, направленное на выяснение количества слогов в слове, их расположения, местонахождения ударения и т. п., ребенок повторяет вслед за взрослым слово, отсчитывает на пальцах предполагаемое количество частей слова, слегка присоединяет ладонь к ладони, ударяет рукой по столу, шевелит губами, произносит еще несколько раз шепотом слово и вслушивается в звучание; своего голоса в момент очередного проговаривания слова, затем, как бы мгновенно осознав решение, с явно выраженным удовлетворением от интеллектуального напряжения поднимает руку для ответа.

Своевременное формирование у детей умений наблюдать за явлениями языка, формирование элементарного представления о строении его единиц имеет важное значение для более эффективного его использования детьми в речи, для овладения грамотой, для последующего изучения родного языка в школе.

Предлагаемые ниже игры и упражнения направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог.

Звуковой анализ слова

Цель данных ниже упражнений - активизировать знания детей о звуковом строении слова; продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова; учить детей составлять рассказы из двух-трех предложений, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Подумай, не торопись

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний - ш. (Карандаш, камыш...)

Какое получится слово, если к но- прибавить один звук? (Нож, нос.)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)

Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний - к. (Шустрик, Кузнечик...)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица...)

Про двух зайчат


Два зайчонка

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов:

"Однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взял с собой то, что в названии имеет звук р (ведро), а Лута ззял с собой то, что в названии имеет звук у (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку, видят, из-под кустов кто-то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук у. Кто же это? {Уж.) Поздоровались с ужом, пошли дальше. Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить. Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук с. Кто отгадал? (Сазан, ставрида...) Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука у (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии его есть звук м (морковь). А потом малыши взяли игрушки: Луга - круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а Лута - игрушку, в названии которой есть, звук к. Что за игрушка, дети? (Кукла.) Верно, кукла. А имя своей кукле он подобрал со звуком о (Оля, Тома, Нонна...). Вот и вся история".

О поездке трех друзей

Наглядный материал. Игрушки: машина, мишка, кот, петух.

Воспитатель предлагает детям игру-сказку, насыщенную заданиями на угадывание слов:

"Поехали однажды три друга - кот, петух и мишутка на экскурсию в город. Друзей звали так: у кота в кличке был звук и. Кто догадался, как его звали? (Тишка, Мурзик...) А в кличке мишутки был звук л. Как его звали? (Дети подбирают разные клички, воспитатель помогает им выбрать наиболее удачную: Михайло, Малыш, Косолапый...) А петуха прозвали так, что в его кличке слышался звук т. Какую подобрать ему кличку? (Петруша, Петушистый, Голосистый... Воспитатель обращает внимание детей на то, что во всех названных кличках звук т звучит твердо.)

Едут-едут Тишка, Косолапый и Голосистый по лесным полянкам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо-невидимо. Все названия ягод были длинные. Что это были за ягоды? (Земляника, малина, брусника, ежевика, голубика... В каком из двух слов - земляника и голубика - звук ль звучит мягко?) Но друзья полакомились лишь той ягодой, в названии которой хорошо слышится звук м (земляника, малина). На одной из полянок повстречались они со зверьком, в названии которого было мало звуков (еж). Наконец выбрались они из лесу и подъехали к какой-то станции, но дежурный не стал говорить, как она называется, а загадал им загадку. "Догадайтесь-ка сами, - сказал он, - но помните, что в названии нашей станции есть звук о. Какая же это была станция?" (Солнечная, Бородино, Лобня...)

Въехали зверята в город и пошли в магазин за игрушками. Кот Тишка купил две игрушки, в названиях которых был звук д. Что же он купил? (Дудочка, пирамида, лодочка.) Косолапый выбрал для своих братьев-медведей сразу четыре игрушки, в их названиях слышался звук м. Какие игрушки выбрал мишутка? (Машина, автомат, космонавт и моряк...) Петушок Голосистый купил игрушку, в названии которой слышались звуки б и р. Что же ему досталось? (Барабан, рыба, Буратино...) И про ежика не забыли, подобрали для его маленьких ежат веселые игрушки, названия их короткие. Что же купили для ежат? (Юла, мяч, шар...) И заспешили звери скорее домой, чтобы затеять веселые игры. Вот ведь какие истории случаются в жизни маленьких зверят!"

Чей рассказ лучше?

Воспитатель предлагает детям придумать небольшие рассказы, в которых большая часть слов должна начинаться с одного и того же звука. Вот примерные рассказы. На звук к: "Котята катали снежный ком. Пришел кот Котофей и позвал кататься на коньках. На катке все весело кружились каруселью". На звук п: "Папа пришел домой, принес покупки. Потом пришел Павлик. Папа с Павликом пошли погулять по проспекту Первомайскому. По проспекту проходили пионеры, пели песни и несли плакаты".

Все придуманные рассказы воспитатель записывает в общую тетрадь или альбом "Это придумали мы сами". Позже дети иллюстрируют их своими рисунками.

Если б мы были художниками

Это игровое упражнение может быть проведено с детьми целиком на одном занятии или по частям на трех-четырех занятиях как часть его, а также в часы игр. Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, давайте представим, что мы с вами художники, и будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены его уже готовы, а мы будем подрисовывать детали - части дома, в названиях которых должны быть звуки р и рь. Произносить слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем! Какие части дома, имеющие в своем названии звуки р и рь, мы будем дорисовывать?

- Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно. - называют дети. (Анализируется каждое слово.)

Воспитатель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.

- А из какого материала будет построен наш дом? - спрашивает педагог.

- Деревянный или кирпичный, - предлагают дети.

- А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его?

- В серый, или красный, или оранжевый, или розовый, а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета, - советуют дети.

Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны в выборе слов и не предлагали слова без звука р; при произношении слов они должны выделять этот звук голосом.

- А теперь, - говорит педагог, - давайте представим, какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах. Не торопитесь с ответами, помните, что в их названиях тоже должны быть звуки р или рь.

- Шифоньер, сервант, диван-кровать...

- Телевизор, радиоприемник, стереопроигрыватель, картина, торшер.

Если дети сами затрудняются назвать предметы с звуком р, воспитатель помогает им. Он обращает внимание ребят на то, что в словах радиоприемник и стереопроигрыватель есть сразу и р, и рь.

Педагог обходит столы, за которыми сидят дети, и по числу лежащих палочек отмечает, кто малоактивен, старается привлечь их.

- Кто мог бы жить в этом доме? - спрашивает далее воспитатель. - Не забывайте о нужных звуках.

- Родители, ребята - октябренок, пионерка.

- В каких из названных слов слышится звук р мягко, как рь? (Ребята, октябренок.)

- А как мы назовем людей, чтобы в именах слышались звуки р и рь?

- Петр Петрович, Аркадий Федорович, Ирина Александровна...; Лара, Радик, Шура, Марина, Сережа... - называют дети.

- А что нарисуем мы около дома?

- Деревья и кустарники (рябина, крыжовник, сирень, смородина...).

- Послушайте внимательно, в каком из этих названий звук р твердый, а в каком рь мягкий?

Затем воспитатель предлагает детям самим придумывать задания:

- Подумайте, что можно было бы еще нарисовать вблизи дома. Как надо спросить, чтобы не забыть о наших правилах?

Если дети затрудняются, можно подсказать им: "Например, можете спросить о цветах".

- Какие бы вы нарисовали цветы около дома, чтобы в их названиях слышался звук р? - спрашивает кто-нибудь из детей.

Поскольку вопрос задан воспитателю, то он и отвечает:

- Я посадила бы на клумбе много роз (рроз), садовых ромашек (рромашек), настурцию (настуррцию) и астры (астрры). Все согласны со мной? А название какого цветка самое длинное?

Чтобы дети ответили на этот вопрос, проводится дополнительное упражнение. Воспитатель вызывает троих детей и говорит:

- Валя, ты будешь произносить слово роза, Галя - слово ромашка, Витя - настурция, а Саша - астра, проговаривайте слова и прощагивайте все от этой линии. (Дети выполняют.) Вот и узнали, что слово настурция оказалось самым длинным, - делает вывод педагог и спрашивает: - А какие цветы могли бы дорисовать вы?

Дети называют. Воспитатель предлагает нарисовать еще травку, а затем напоминает скороговорку о траве: "На дворе трава, на траве дрова...", в которой часто встречается звук р. Дети произносят скороговорку несколько раз, вначале медленно, затем все быстрее и быстрее.

- Вот, оказывается, какая картина могла бы получиться, если б мы были художниками. - говорит в заключение воспитатель. - Позже на занятии по рисованию мы сделаем такие рисунки и организуем выставку работ, а теперь подсчитаем количество счетных палочек и узнаем, кто назвал больше всех слов.

При проведении этого упражнения очень важно поддержать инициативу детей в придумывании собственных сюжетов для дорисовывания картины. Возможные варианты предлагаемых детьми сюжетов:

  • изобразить огородные грядки с горохом, огурцами, укропом...;
  • нарисовать пруд с плавающими в нем рыбами - карпами, карасями...;
  • поселить в конуре собаку и подобрать ей любую кличку со звуком р или рь (Дружок, Ряска), или короткую кличку с этими звуками (Рыж, Рем, Ур...), или длинную кличку (Джульбарс, Рыжулька...);
  • вблизи от дома нарисовать сарай или хлев, а в нем - корову, барана, поросят, кур...

Воспитатель записывает все сюжеты, придуманные детьми, составляет из них рассказ. На занятиях по рисованию ребята рисуют по этим сюжетам и составляют альбом "Если бы мы были художниками", рассказ помещается в этот же альбом. Периодически его можно выставлять в книжном уголке и в уголке для родителей.

Задания, требующие от детей осознанного звукового состава, постепенно усложняются. Одним из таких заданий является сочинение самими детьми коротких сказок-задач прозвучащее слово. Придумывая сказку, ребенок по ходу повествования предлагает слушающим определить длительности звучания слова, найти слова с определенными звуками, заменить один звук другим (из-за чего изменится смысл и значение слова) и т. п.

Придумаем сказку про слова

Воспитатель, предложив детям придумать сказки про слова и звуки, зачитывает им для примера сказки, сочиненные другими детьми. Например:

"Жили-были два котенка и мама-кошка. Одного котенка звали именем, в котором были звуки м и р. Как его звали? Хорошо, пусть будет Мур, а у другого в кличке был звук п. Правильно, его звали Пух. Пошли они на рыбалку, поймали рыбу, в названии ее есть звук с. Да, это был сом. Пошли домой. Встретили зверька, название его короткое, это был еж. Поздоровались с ним, пошли дальше. Много еще увидели интересного, а когда пришли домой, мама-кошка обрадовалась рыбке. Пуху подарила игрушку машину, а Муру то, что тоже звук м в названии имеет. Правильно, мышку. Они были рады и весело играли".

Другой пример:

"Жил-был портной. У него был стул и стол, стол был волшебный: он мог говорить. На стол очень много тяжелого клали. Когда портной ушел, стол говорит стулу: "Давай обменяемся звуками, чтобы ты стал столом, а я стулом, чтобы я отдохнул, а ты поработал, потому что на тебя портной тяжести не кладет, а на мне утюги ночью оставляет". Они обменялись. Стол отдал ему звук о, а стул отдал ему у. Стол стал стулом, а стул-столом".

Сказки, которые придумают дети, педагог записывает и затем читает им.

В часы игр и на прогулках воспитатель может проводить это упражнение с отдельными детьми.

В слове есть части - слоги

Цель предлагаемых игр - научить детей делить дву-трехсложные слова на части; произносить каждую часть слова; показать детям последовательное звучание слогов в слове; научить их самостоятельно преобразовывать слова, состоящие из двух слогов (частей) в слова трехсложные.

Как мишутка учился говорить

(Для иллюстрации можно использовать картинку "Медвежья семья")

Игровое упражнение проводится в форме рассказа воспитателя, прерываемого вопросами-заданиями, обращенными к детям, и их ответами.

"Папа-медведь решил учить своего малыша делить слова на части. - начинает рассказ воспитатель. - "Скажи, сынок, слово лиса по частям". А мишутка спрашивает: "Как это по частям? Я не умею". - "Вслушайся, - говорит папа, - как я буду произносить слово лиса по частям: лиса, и повторяй". Педагог предлагает детям повторить слово сначала хором всем вместе, потом по рядам, потом индивидуально по вызову. Он просит ребят произнести так же по частям еще одно слово - луна. Дети должны догадаться сами, как разделить это слово на части. Взрослый следит, чтобы они не произносили слово целиком, помогает им, если они затрудняются, и предлагает новое слово лапа.

"Вот так и научился мишутка делить слова, - продолжает воспитатель. - И стали они с медведем играть: он называл какое-нибудь слово, а мишутка его произносил по частям". Воспитатель называет слова, а дети произносят их по слогам. Можно предложить им при произнесении слогов одновременно хлопать в ладоши или откладывать по числу слогов счетные палочки. Рекомендуется сначала давать детям двусложные слова с открытыми слогами, затем слова могут быть трехсложными. Педагог просит детей при делении слов на слоги называть также первую часть слова и вторую: "Какая первая часть в слове лапа? Какая вторая часть этого слова?" Затем он предлагает детям самим придумывать слова, которые нужно разделить на части. Дети могут предложить: рыба, муха, зима. Педагог делит эти слова на части. Потом воспитатель и дети меняются ролями.

Опять про мишкину учебу

Упражнение проводится, как и предыдущее. Воспитатель начинает занятие рассказом:

"Сегодня вся наша медвежья семья будет делить слова на части, - говорит мама-медведица. - Мы знаем, что слова могут иметь две и три части. Будем вспоминать сейчас такие слова. Кто больше слов назовет и на части правильно разделит, тот получит на ужин самую большую чашку с малиной. О том, кто выиграет, мы узнаем по шишкам: назвал слово, правильно разделил его - клади перед собой шишку". (У детей - счетные палочки.) Воспитатель подзывает троих детей, которые будут действовать за медведя, медведицу и мишутку. До того как это упражнение проводить на занятии, воспитатель в часы игр проводит его с некоторыми детьми - подбирает слова и помогает им членить их на слоги, в дальнейшем инициатива в подборе слов полностью принадлежит детям.

"Итак, я начинаю первая. - говорит медведица. - Мое слово - куры, в нем две части: первая часть - ку-, вторая часть - -ры". Дети проверяют ответ и при произнесении первой части кладут перед собой одну счетную палочку, при произнесении второй - вторую. "Клади, матушка-медведица, перед собой шишку, все у тебя правильно. - говорит медведь-папа. - Теперь я скажу, мое слово - гуси, в нем тоже две части: первая - ту-, вторая часть - -си, проверь меня мишутка. Могу ли и я взять шишку?" Ребенок-мишутка и остальные дети проверяют, выкладывая палочки, взмахивая рукой при произнесении каждого слова или же рисуя два квадратика. Наступает очередь медвежонка: - "Я вспомнил слово лыжи, части такие: первая - лы-, вторая - -жи, частей две". Игра продолжается. При подсчете шишек обнаруживается их равное количество - в выигрыше все.

Из трехсложных слов можно рекомендовать: береза, рябина, машина, собака.

Про Сашу и Снеговика

Как и предыдущие, это игровое упражнение построено как рассказ воспитателя, в ходе которого дети должны отвечать на поставленные вопросы. Педагог начинает:

"У Саши был друг Снеговик. Пришел Саша однажды к другу и говорит: "Давай играть, будем делить слова на части". - "Согласен. - отвечает Снеговик. - только я не умею". Тогда Саша стал ему объяснять: "Берем какое-нибудь слово, например зима, и произносим его по частям, вот так: зима. Посмотри повнимательнее на мою одежду и скажи, что на мне надето такое, что называется словом из двух частей". (Воспитатель показывает картинку.) А Снеговик даже не понимает, о чем это его спрашивают". Педагог предлагает детям помочь Снеговику, и они называют и делят на части следующие слова: из двух частей - шапка, шуба, шарфик; из трех частей - варежки, валенки.

"Поблагодарил Снеговик ребят за помощь. - продолжает свой рассказ воспитатель. - и говорит: "Теперь я понял и постараюсь отвечать правильно. У Саши есть сани, в этом слове две части:, первая - са-, вторая часть - -ни. И в слове совок тоже две части: первая - со-, а вторая - -вок. Верно?"

Дети подтверждают правильность ответов. Кто-либо из них на доске (а если занятие проводится на улице, то на снегу или песке) рисует два квадрата - по количеству слогов в слове. После этого воспитатель говорит: "А если бы Снеговик спросил у Саши,, можно ли слова, состоящие из двух частей, сани и совок, превратить в слова из трех частей, то что ответил бы ему мальчик?" Ребенка, который первым догадался сказать, что получились бы такие слова: саночки, совочек, следует особо похвалить. Воспитатель и дети под двумя квадратами подрисовывают три квадрата и указкой "прочитывают" сперва слова в квадратах первого ряда - сани, совок, затем второго ряда - саночки, совочек.

Купи игрушку

Наглядный материал. Игрушки: мяч, кукла, лиса, мишка, машина, Петрушка, собака, Буратино, Чебурашка.

Каждому играющему дается задание - купить игрушку, в названии которой два слога. Игрушки разложены на столе. Воспитатель первый покупает игрушку, он четко произносит ее название, затем делит его на слоги (кук-ла), произносит отдельно каждый слог, определяет их количество. Правильность ответа проверяют все. После того как игрушки с двусложными названиями (кукла, мишка, лиса) будут куплены, воспитатель предлагает детям покупать игрушки, в названии которых слышатся три части (машина, Петрушка, собака). Когда будут проанализированы все ответы (инициатива в этом предоставляется в первую очередь малоактивным детям), воспитатель выясняет, почему никто не стал покупать мяч, Буратино и Чебурашку. Дети должны ответить, что по правилам игры нужно было покупать игрушки, названия которых состояли только из двух и трех частей.

Почтальон принес письмо

Наглядный материал. Индивидуальные конверты, в каждом из которых лежит по две или три предметных картинки, названия предметов должны быть из двух и трех слогов.

Все дети получают конверты с картинками, внимательно рассматривают изображенные на них предметы и по заданию воспитателя отбирают те, названия которых состоят из двух частей, затем те, названия которых имеют три части. Отвечают дети по очереди. Все остальные, внимательно слушают и проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно кладет перед собой счетную палочку. В конце занятия подсчитываются результаты.

Это занятие, но разделенное на два, можно проводить и в начале ознакомления детей с делением слов на части.

Найди вкусное слово

Воспитатель, начиная занятие, говорит: "Представьте, дети, что мы будем отмечать день рождения куклы Наташи. Накроем стол к чаю, поставим побольше вкусных вещей. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы названия их состояли только из двух или трех частей. Ребята, которые сидят слева, будут называть лакомства из двух частей, а справа - из трех. Начинаем! Какие слова с твердым или мягким звуком л и ль можете теперь предложить вы, чтобы это обозначало угощение к чаю?" Дети предлагают двусложные слова - вафли, калач, булка, лимон, халва; трехсложные - пастила, бублики, леденцы, соломка, шоколад... После анализа слогового состава названных слов воспитатель выясняет, почему никто из детей не предложил пирожных. В конце занятия подсчитывается количество названных детьми слов каждого ряда.

Накорми животное

Прежде чем начать игру, воспитатель объясняет детям, какое животное что ест. Затем он предлагает ребятам называть только двусложные слова, обозначающие пищу, и говорить, какому животному можно это дать. То же с трехсложными словами. Дети предлагают: сено, овес, мясо, сало...; смётана, молоко, капуста...

Это упражнение проводится во время прогулок. Выполняя задания, дети вспоминают названия пищи для собаки, кошки, домашней птицы, птиц, находящихся на воле.

Что написал нам Петрушка?

Наглядный материал. Картинки с изображением птиц, названия которых состоят из двух и трех слогов.

Воспитатель говорит детям, что Петрушка прислал им письмо, в котором, как и раньше, просит их выполнить несколько заданий со словами. "Прочтем, - заканчивает вступление педагог, - и постараемся их выполнить, а потом будем учить этому наших кукол".

Задание первое. "Ребята, вспомните, пожалуйста, птиц, в названиях которых только две части (ут-ка, гал-ка, гуси, чай-ка, го-лубь...). Найдите картинку с изображением называемой птицы, еще раз произнесите название так, чтобы хорошо были слышны его части, и поставьте картинку на стенд туда, где для каждой части слова есть своя клетка. На стенде вверху изображены клетки-квадраты: слева их два, справа - три".

Все дети следят за правильностью действий отвечающего. Таким же образом проводится анализ еще четырех слов.

"А теперь, - читает дальше воспитатель. - вспомните птиц, названия которых состоят только из трех частей". Дети вспоминают: со-ро-ка, во-ро-на, си-ни-ца, ку-ри-ца. Вызванный (уже другой) ребенок отбирает необходимые картинки и помещает их на соответствующей части стенда.

Задание второе. "Сейчас мы узнаем, кто из вас самый сообразительный. Очень интересное задание я придумал, послушайте! Нужно придумать слова, которые по звучанию были бы похожи на те звукосочетания, которые я вам дам. Тогда получатся смешные стихи, например:

Кры-кру-кра - идет игра. Бо-бу-бы - стоят столбы.

Итак, начинайте!

До-ду-да -...?... (иди сюда...гудят провода) Ма-мо-му -...?... Ка-ку-ко -...?... Та-то-ты -...?..."

Оба задания выполняются в несколько приемов.

Волшебная скакалка

Двадцать детей строятся в две шеренги, в руках у них скакалки. Ребенок, исполняющий роль ведущего, произносит какое-нибудь слово, а двое детей, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и проскакать вперед столько раз, сколько слогов в слове. Воспитатель и остальные дети - жюри. Они отмечают правильность выполняемых действий (точно ли соответствует количество прыжков количеству слогов в каждом названном слове). Если кто-то из детей неправильно отскакал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки. Называется десять слов. Чтобы ведущий не устал (на него падает большая нагрузка: нужно быстро подобрать необходимые слова, состоящие только из двух или трех слогов, четко проследить за выполнением задания двумя детьми, сопоставить количество прыжков с количеством частей в слове, дать определенную оценку, которую принимает или отвергает строгое жюри), воспитатель заменяет его детьми из состава жюри после каждых двух-трех слов. Чтобы игра протекала живо, без пауз, воспитатель на роль ведущих выбирает наиболее смекалистых детей или заранее договаривается с ними, какие слова они будут произносить.

Подберем куклам одежду

Наглядный материал: две куклы и кукольная одежда (Для иллюстрации этого упражнения можно использовать также картинку "Четыре подружки").

Воспитатель показывает детям кукол и говорит: "Имя этой куклы, дети, состоит из двух частей. Как ее назовем? (Таня, Нина, Лена, Галя... Из названных имен отбирается, например, имя Нина.) А как назовем эту куклу? Имя ее состоит из трех частей. (Марина, Наташа, Тамара... Выбирают имя Наташа.)"

Дети рассматривают приготовленную для кукол одежду и распределяют, какая вещь может быть предложена кукле Нине, а какая - Наташе: Нине - все вещи, названия которых состоят из двух частей, Наташе - из трех. Воспитатель и дети внимательно относятся к отбираемым вещам, выясняют, сколько частей в каждом названии, их последовательность, оценивают правильность ответов. Для куклы Нины - костюм, блузка..., для Наташи - сарафан, кофточка, тапочки...

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...