Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мишка узнает, что такое ударение

Наглядный материал. Индивидуальные бумажные полоски, счетные палочки.

Воспитатель, приняв на себя роль мамы-медведицы, повторяет с мишуткой и детьми уже знакомые им слова (шуба, шапка, варежки, валенки) и говорит: "Слышишь, мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова: шууба. Это, малыш, в слове слышится ударение. Повторяй теперь вместе со мной: ваарежки, вааленки". Дети повторяют и палочкой на бумажных полосках показывают, куда падает ударение в произносимых словах. Воспитатель подходит к каждому ребенку, прослушивает, как он выделяет голосом ударение, и смотрит, как он работает с полоской бумаги; закрепляет с детьми термин ударение.

Найди в слове ударение

Наглядный материал. Большая полоска бумаги и указка для воспитателя; индивидуальные бумажные полоски и счетные палочки для детей.

Воспитатель произносит ряд слов и предлагает детям определить, сколько частей в этом слове, произнести каждую часть, внимательно послушать и сказать, в какой части слова слышится ударение - в первой или второй. Для проверки правильности ответа дети проводят указкой каждый по своей полоске, а воспитатель - по большой полоске у доски.

Во всех рекомендуемых для этого упражнения словах ударение падает на первый слог: ветки, шишка, лакомка, дерево.

Про то, как мишка удивлялся

Наглядный материал. Бумажные полоски и счетные палочки для каждого ребенка. Упражнение может быть иллюстрировано картинкой "Медвежья семья" из цветной вклейки в конце книги.

В ходе этого упражнения воспитатель показывает детям, что ударение может быть не только в первой, но и в другой части слова. Чтобы занятие проходило интереснее, педагог может провести его, как и некоторые прежние, в форме рассказа, прерываемого вопросами к детям и ответами детей.

В качестве примера может быть использован следующий рассказ воспитателя о медвежьей семье:

"Сынок, медку поел?" - спрашивает медведь-папа. "Поел, поел". - отвечает медвежонок. "Как интересно ты сказал слова поел, поел, как будто бы пропел. Повтори-ка еще разок, а заодно послушай, где в этом слове ударение". - попросил медведь. (Дети по просьбе воспитателя замедленно произносят слово и пытаются определить место ударения в нем.) Подумал немножко мишутка (продолжает рассказ воспитатель) и говорит: "В первой части слова ударение, потому что ударение всегда там: веетки, шиишка, деерево..." - "Подумай-ка получше, малыш! Послушай: поееел. Повтори. Еще раз повтори, что же теперь скажешь?" - говорит старый медведь. Удивляется мишутка: вроде звучит ударение в конце слова, но ведь такого ж быть не может! Хорошо он запомнил, что во всех словах ударение звучит вначале, в первой части: пчеелы, лаакомка, а вот что сказать про слово поел - не знает. "А ты произнеси слово медленно и вслушайся, в какой части слова твой голос звучит сильнее", - советует папа-медведь. "Поеел", - произнес мишутка и воскликнул: "Ой! Теперь я хорошо слышу, что ударение во второй части. Так, да?" - обрадовался он. (Дети подтверждают правильность его ответа, проводя указкой по полоске бумаги, воспитатель показывает то же у доски.) "Вот и хорошо, что ты научился вслушиваться в части слов и слышать, какая звучит сильнее; а какая сильнее - там и ударение, - сказал папа-медведь. - А теперь послушай, где ударение в слове замок: в первой части или во второй, внимательно послушай - замоок". (Дети определяют место ударения, водя палочкой по своим полоскам.)" Затем они проверяют ударение в слове замок и убеждаются, что ударение может быть то в начале слова, то в конце его. В заключение воспитатель просит их определить, где ударение в словах фразы: "Сынок, медку поел?", с которой началось занятие, и делает вывод: в разных словах ударение может быть в разных частях слова.

Куда положим палочку?

Перед каждым ребенком по две полоски бумаги (слева и справа) и счетные палочки. Воспитатель показывает детям различные предметы или предметные картинки, названия которых состоят из двух слогов. Дети должны определить место ударения в этих словах. Если ударение на первом слоге, они должны положить палочку в начале левой полоски, если во втором слоге - в конце полоски, лежащей справа.

Сначала педагог вызывает для ответа кого-либо из детей, он должен сказать, сколько частей в слове, произнести каждую и указать, на какую часть падает ударение. Остальные внимательно слушают и проверяют правильность ответа по своим бумажным полоскам.

Затем воспитатель показывает следующую картинку, и все дети молча, самостоятельно анализируют слово, кладут палочку по своему усмотрению. Педагог подходит к каждому ребенку и проверяет, как он справился с заданием, некоторых детей он просит объяснить, почему они положили здесь, а не в другом месте. Рекомендуемые слова: сани, совы, сова, горы, лето, зима...

Как зовут друзей?

Наглядный материал. Игрушки: кот и заяц.

Воспитатель показывает детям игрушки и просит подобрать им такие клички, чтобы они действительно подходили данному животному и состояли из двух частей. Дети предлагают: для кота - Кисан, Пушок, Тимка..., - для зайца - Хваста, Беляк, Трусик... Каждый, кто предлагает кличку, называет части слова, показывает их последовательное расположение. Затем по указанию воспитателя двое детей не спеша перечисляют все названные детьми клички.

Теперь педагог предлагает новое задание - отобрать из названных кличек кота лишь те, ударение в которых слышится в первой части. Проанализировав выполнение этого задания, - дети отбирают клички с ударением на втором слоге.

При повторном проведении упражнения дети отбирают клички зайца (то с ударением на первом слоге, то на втором).

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...