Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стук да стук, найди слово, милый друг

Наглядный материал. Открытки с изображениями цветов.

В начале игры открытки раздают детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания.

Задание первое. "Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш...), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем..."

Задание второе. "Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части. Будьте внимательны..."

Ответ каждого ребенка обсуждается сообща.

Догадайся сам

Наглядный материал. Картинки с изображением птиц; стенд.

В верхней части одной стороны стенда (скажем, левой) воспитатель прикрепляет один кружок, в верхней части другой стороны - два кружка. Под одним кружком картинка, на которой нарисованы гуси, под двумя кружками картинка с изображением совы. Остальные картинки раздают детям. Они должны мысленно, про себя, разделить на части название своей картинки и определить, в первом или во втором слоге находится ударение. Воспитатель подходит к каждому и уточняет ответы всех детей. Тот, кто правильно определил ударение в слове, относит свою картинку на стенд и помещает ее соответственно под одним кружком (ударение на первом слоге) или под двумя (ударение на втором слоге).

Хочу другое имя

Упражнение, как и многие предыдущие, проводится в форме рассказа воспитателя, прерываемого его вопросами к детям и их ответами.

"Жили-были два медвежонка, - начинает рассказ воспитатель, - а звали их так - Мики и Кики. Дети, где вы слышите ударение в кличке медвежонка Мики - в первой части слова или во второй? А в кличке второго медвежонка? (Дети отвечают.) Легко медведице было выговаривать эти слова: "Миики! Кийки!" И медвежатам нравилось, что их так зовут - Миики, Кийки. (Дети повторяют эти слова так, чтобы голосом хорошо подчеркивалось ударение.)

Однажды пришли к ним в гости зайчата, а звали их вот как - Тики и Ники. (В беседе с детьми воспитатель выясняет, что в этих словах ударение на втором слоге.) Захотелось Тики и Ники, чтобы их клички напоминали по звучанию клички мишек. И стали они просить маму-зайчиху, чтобы она звала их по-другому, так, чтобы ударение в кличках, как и у медвежат, было бы в первой части. Огорчилась зайчиха: не знает, как помочь своим зайчатам... Помогите, ребята. Как вы думаете, что можно сделать?"

Данное упражнение способствует закреплению полученных детьми на предыдущих занятиях навыков деления слов на части и определения ударного слога, а также предоставляет им возможность самостоятельно переносить ударение в слове, тем самым изменяя его.

Сказка про овощи

Наглядный материал. Картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочередно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей.) И сказал им помидор: "Много желающих оказалось, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моем - пооммиидоорр".

- Как вы думаете, дети, - спрашивает воспитатель, - какие овощи откликнулись на его призыв?

Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, реппа, огуррец, и объясняют, что в этих словах есть звуки о, р, п, как и в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: "Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моем".

- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений так же передвигаются в сторону помидора.

- Но еще больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? - спрашивает воспитатель. Дети объясняют, что и количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

- Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: "Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части" или "Принимаем в войско тех, в названиях которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)". Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заканчивает занятие воспитатель.

Звуковые часы

В названиях тех же картинок ребенок шести лет определяет одинаковое количество слогов-частей (в словах caни и ваза по две части) и разное их звучание (в слове caни первая часть са, а в слове ваза - ва. Звучат они по-разному, потому что состоят из разных звуков).

Примерные задания детям: 1. Найдите и укажите стрелками два слова из двух частей. 2. А теперь из трех частей (или из одной части). 3. Укажите стрелками два слова с ударением в первой части. 4. Есть ли на часах слова с ударением в конце слова? 5. Спросите у меня, какое задание я должна выполнить на своих часах.

К данному пособию воспитатель в течение учебного года обращается неоднократно.

Опять про двух зайчат

Зайчат звали Луга и Лута. Вслушайтесь в звучание этих кличек: Луута - Лутаа. Что можно сказать? Правильно, они; звучат и похоже и не совсем. А почему? Хорошо, Витя, объясняешь. В кличке Луута голос сильнее и заметнее звучит в первой части слова, в кличке Лутаа - во второй. Ясно слышится ударение в этих кличках: Луута и Лутаа. И одежду им зайчиха подобрала особую. В названии цвета одежды Луты ударение слышится вначале: красная рубашка, синие штанишки. Произнесите эти слова шепотом и вслушайтесь, как звучит ударение в них: Луута, краасная, сииние.

А Лута одет по-другому, на нем голубая рубашка,, голубые штанишки. Где слышится ударение в этих словах? Вслушайтесь: голубаая, голубыые. Верно, ударение в этих словах слышится в конце слова.

Ответы проверяют на индивидуальных слоговых линейках и счетных палочках. Палочка кладется на ту часть линейки, в которой надо найти ударный слог.

Кому какой подарок?

Однажды Лута и Лута справляли день рождения. Одному из зайцев подарили часы, а другому - зонтик. Подарки распределили так: если в названии подарка ударение, звучит в первой части, то этот подарок получает Лута, а если ударение звучит во второй части названия, то он для Луты. Помогите, дети, узнать, кому же достались часы, а кому - зонтик.

Где твой круг?

Воспитатель на прогулке чертит на земле два больших круга и предлагает детям следующее задание: "Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение - в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание".

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение - в первом круге большинство играющих, во втором - меньшинство. ("Егор, Андрей, Максим, Оксана, Наташа, Сергей".) Воспитатель предлагает Тане, Ларе, Ване, Томе, Люде подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй.

Щенята-братья ищут слова

Воспитатель: "Сегодня будем вместе сочинять (складывать) сказку. Помогайте подбирать нужные слова.

Жила-была собака Альфа. И были у нее два щенка. Как их звали, догадайтесь сами. В их кличках было две части, только в кличке одного щенка ударение слышалось в первой части. Кто подыскал ему кличку? Принимаем, Валя, твое предложение, звали его Рыжик. А в кличке второго щенка ударение в конце, во второй части. Какая у него была кличка? Таня, а как ты узнала, что в кличке Дымок ударение во второй части?

Много хлопот было у Альфы с приобретением игрушек, не знала, что кому покупать, потому что Рыжик хотел иметь игрушки такие, чтобы в их названиях ударение слышалось в первой части, а Дымок - во второй части. И отправились Рыжик и Дымок искать магазины, чтобы в них продавались игрушки с такими названиями. Ищут щенята-братья такие слова-названия, а найти не могут. Домой вернуться с пустыми руками не хотят и Альфу огорчать долгим отсутствием не могут. Помогите, ребята, купить щенкам игрушки. Предлагайте нужные названия. ("Мишку, машину, дудочку...") Обрадовалась мама Альфа, услышав ваши ответы, и благодарит за скорое возвращение своих сынков".

Кто же оказался в избушке?

Воспитатель сообщает, что в сказочную избушку, которая на курьих ножках и без окон и дверей, сумели проникнуть насекомые: вначале это были те, в названиях которых были две части-слога ("муха, оса, комар"), затем те, чьи названия состояли из трех частей ("бабочка, муравей, стрекоза"). Следом за ними - чьи названия имели в первой части ударение ("муха, бабочка"), во второй части ударение слышалось в названиях насекомых ("комар, паук"). Сообща производится анализ всех ответов (проверяется на слоговых линеечках) и предлагается придумать краткий сказочный сюжет про дальнейшие действия насекомых, оказавшихся в избушке.

 

 

Приложение

Чистоговорки и скороговорки

Используя чистоговорки и скороговорки, воспитатель закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

С(Сь) Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-ас - у нас свет погас. Ос-ос-ос - на поляне много ос. Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь. У осы не усы, а усики. Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Везет Сеня с Саней Соню на санях. Сидел воробей на сосне, Заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.
З(Зь) За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу - моем Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зонного зайку зовут Зазнайкой. Видит волк козу, забыл и грозу. Звенит звонок, звонок зовет, И Зоя в класс к себе идет.
Ц Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы. Ец-ец-ец - очень вкусный огурец. У кольца нет конца. Бегают две курицы прямо по улице. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц. Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется. Нагнись в корытце Напиться водицы.
Ш Ша-ша-ша - мама моет малыша, Шу-шу-шу - я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай!
Ж Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молоко дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Зажужжала муха, дожужжалась паука. Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.
Ч Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Шубка овечки - теплее любой печки. У Пети тачка, а у Паши печенья пачка. Пекарь пек калачи в печи. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки.
Щ Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Л(Ль) Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль. У елки иголки колки. Иголка, иголка, ты остра и колка. На мели мы налима ловили. В уголок Аленка села, У Аленки много дела. Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила. Галка села на палку, Палка ударила галку. Наш Полкан попал в капкан. Клала Клава лук на полку, Кликнула к себе Николку. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, Искала булавку весь день.
Р(Рь) Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро - на полу стоит ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Три вороны на воротах. Трое трубачей трубили в трубы. На горе, на горке горько ревет Егорка. Во дворе горка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона Четыре рака да три тритона. Привез Пров Егору Во двор дров гору. На осинке росинки Засверкали утром перламутром.
С-З (Сь-Зь) Соня Зине принесла бузины в корзине. Сеня незнайка, а Зина зазнайка. Идет с козой косой козел.
С-Ц Синицы - веселые птицы. Стоит воз овса, возле воза - овца. Из соседнего колодца целый день водица льется.
С-Ш Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.
З-Ж У Зины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
Ц-Ч У цапли цыпленок, у зайки зайчонок. Очень часто бьются у Танечки блюдца. Ученица-озорница получила единицу.
Л-Р (Ль-Рь) Король - орел, орел - король. Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Прибыл Клим из Клина в Крым. Рыбу ловит рыболов, Весь в реку уплыл улов. Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы три недели Карамель на мели ели. Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос, - Мне тарелку Валерка На подносе принес.

 

Загадки

Загадки помогают воспитателю развивать у детей слуховое внимание, а благодаря тому что некоторые из них насыщены какими-то определенными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков в словах, т. е. способствует развитию у них хорошей дикции.

С(СЬ) Белая скатерть все поле покрыла. (Снег) Зимой на земле лежало, Весной в реку побежало. (Снег) Рыжая с пушистым хвостом Живет в лесу под кустом. (Лиса) Четыре братца Под одной шляпкой стоят. (Стол) С хозяином дружит, Домик сторожит. Живет под крылечком, А хвостик колечком. (Собака) С хозяйкой дружит, А на чужих лает, В дом не пускает. (Собака) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья) В воде купался, сухим остался. (Гусь) Крылатый, горластый - Красные ласты. (Гусь)
З(Зь) Кто не лает, не кусает, А в дом не пускает? (Замок) Есть и корешок, Есть и шляпка, А не гриб. (Зонт) Сложешь - клин, Развернешь - блин. (Зонт) Что видно только ночью? (Звезды) Два братца Через дорожку живут, А никогда не видятся. (Глаза) По земле ползет, А к себе не подпускает. (Змея)
Ц Рук нет, а строить умеет. (Птица) У меня ходули - не страшит болото: Лягушат найду ли - вот моя забота. (Цапля) На дереве в лукошке подрастают кротки. (Птенцы) Пять братьев, Годами равные, Ростом разные. (Пальцы) Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Ш Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка) Мала, а никому не мила. (Мышь)
Ж Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. (Ножницы) Бегут по дорожке Доски да ножки. (Лыжи) Вот иголки, булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ежик) Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка) Все как звездочки сквозные, А возьмешь, так водяные. (Снежинки)
Ч Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник) Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу - Когда спать, Когда встать, Когда работу начинать. (Часы) Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает. (Бабочка) Рос шар бел, дунул ветер - И шар улетел. (Одуванчик) Упадет - подскачет, Ударишь - не плачет! (Мяч)
Щ Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука)
Л(Ль) Кто меня тронет, Тот заплачет. (Лук) Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Ни в огне не горит, Ни в воде не тонет. (Лед) Кто на себе свой домик носит? (Улитка) Зимой и летом одним цветом. (Елка) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) Толстый тонкого побьет - Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь) Летом папа наш привез В белом ящике мороз. А теперь мороз седой У нас летом и зимой Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник) (Н. Шевляков) Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. (Бульдозер) В сосне дупло, В дупле тепло. А кто в дупле Живет в тепле? (Белка) Крыльями машет, А улететь не может. (Мельница) Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (Иголка) Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой. (Дятел)
Р(Рь) Красное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - Не выбежит. (Река) Крылья есть, да не летает, Ног нет, да не догонишь. (Рыба) Кто на свете всех сильнее? (Муравьи) Два брата пошли в реку купаться. (Ведра на коромысле) Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) Не гром, а гремит, Но тем знаменит. (Барабан) (Л. Сандлер) Непоседа птица эта - Одного с березой цвета. (Сорока) На окошке пруд. В нем рыбки живут. (Аквариум) Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар) Одной ручкой - всех встречает, Другой ручкой - провожает. (Дверь)

 

 

Закончи стихотворение

Предлагая задание на договаривание содержания стихотворения, воспитатель приучает детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а также закрепляет навыки правильного произношения звуков.

С Верещунья, белобока, А зовут ее... (сорока). (В. Кремнев) Серый волк в густом лесу Встретил рыжую... (лису). (С. Маршак) Эй, не стойте слишком близко - Я тигренок, а не ... (киска). (С. Маршак) Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для ... (нас). (С. Маршак)
З Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался ... (зайка). (А. Барто) Ходит по лесу хорек, Хищный, маленький ... (зверек). (С. Маршак) - Где обедал, воробей? - В зоопарке у ... (зверей). (С. Маршак) Зайка громко барабанит, Он серьезным делом ... (занят). Каждый тут в лесу талант - И певец и ... (музыкант). (И. Токмакова) Телефон опять звонит От него в ушах ... (звенит). (А. Барто)
Ц Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать ... (цветок). (С. Маршак) И сказали блюдца: - Надо бы ... (вернуться)! (К. Чуковский) Вон по бульвару гуляет Тигрица - Ляля ни капли ее не ... (боится). (К. Чуковский) Не хотел котенок мыться - Убежал он из ... (корытца). (С. Маршак) Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал ... (заяц). (Р. Рашидов)
Ш В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные ... (шары). (Я. Аким) Что ты, Петя, Не встаешь? Что ты песен Не ... (поешь)? (С. Маршак) Уронила белка шишку, Шишка стукнула ... (зайчишку). (В. Шульжик) Он с бубенчиком в руке В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его ... (Петрушка). (В. Левашов) Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится ... (кошки). (А. Барто) - Голосок твой так хорош - Очень сладко ты ... (поешь). (С. Маршак)
Ж И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по ... (животикам). (К. Чуковский) Лежебока рыжий кот Отлежал себе ... (живот). (И. Замбаева) Лейся, дождь веселый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по ... (лужам). (Р. Рашидов) Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ... (ежиха). Серый еж был очень тих И ежиха тоже, И ребенок был у них - Очень тихий ... (ежик). Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок ... (ежик). (С. Маршак) И встал Айболит, побежал Айболит, По полям, по лесам, по лугам он ... (бежит). (К. Чуковский) А петух с колючим ежиком Режут сало острым ... (ножиком). (С. Маршак)
Ч Поскорее наливай Мне в стакан горячий ... (чай). Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в ... (речке). (3. Александрова) Наша Таня громко плачет, Уронила в речку ... (мячик). Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке ... (мяч). (А. Барто)
Щ И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как ... (трещотки). (К. Чуковский) А в болоте Медведица рыщет, Медвежат под корягами ... (ищет). (К. Чуковский)
Л(Ль) Уронили мишку на пол, Оторвали мишке ... (лапу). (А. Барто) На скамейке у ворот Лена горько слезы ... (льет). (С. Маршак) Рыщет волк в густом лесу, Ищет кумушку- ... (лису). (С. Маршак) Звери задрожали, В обморок ... (упали). (К. Чуковский) Тихо-тихо снег идет, Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе ... (лопатой). (М. Познанская. "Снег идет". Пер. 3. Александровой) Ну и платье! Сплошь иголки. Его носят вечно ... (елки). (В. Кремнев) Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой ... (мыли). (С. Михалков) Крошка-сын к отцу пришел, И спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое... (плохо)? (В. Маяковский)
Р В реке большая драка - Поссорились два ... (рака). (Р. Сеф) В этой речке утром рано Утонули два ... (барана). (С. Михалков) Куклу я лечу с утра Я сегодня мед... (сестра). (Ю. Шигаев) - Эй, цыпленок, Где твой дом? - Он У мамы Под ... (крылом). (Т. Волжина)

 

Считалки

Считалки рекомендуются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить их громко, тихо, вполголоса), темпа речи (произносить их быстро, медленно, умеренно), а также для выработки отчетливой дикции.

Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Но охотник не попал, Серый зайчик убежал. - Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл. - Куда, клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон. Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Аринки - На перинке, Две Матрешки - На окошке, Две Феклушки - На подушке, А Петрушка В колпачке - На зеленом сундучке.(Е. Благинина) В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои дружки, Затеваю пирожки, Быстро нужно их испечь, Ты пойдешь, затопишь печь!(И. Демьянов) Мы весной сажали сад, А Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, А Семену не дадим: Нам лентяев здесь не надо! Выходи, Семен, из сада!(И. Демьянов) Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек - пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! Белый пудель, Людин пудель Нес на блюде Сладкий пудинг Белый пудель, Людин пес Целый пудинг Люде нес. Белый пудель, Людин пудель Съел украдкой Сладкий Пудинг! Белый пудель, Верный пес, Что ж ты пудинг Не донес?(Л. Мезинов) Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон! Волнуются волнушки: - Как быть нам без кадушки? Все грибы в кадушках! Забыли о волнушках! Поищи волнушки - ты! Очень вкусные грибы!(Ю. Капотов) За стеклянными горами Стоит Ваня с пирогами. Здравствуй, Ванечка-дружок, Сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты!

 

Потешки

Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи (малышей учат совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте).

Водичка, водичка, Умой мое личко, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. В печи калачи, Как огонь, горячи. Для кого печены? Для Галочки калачи, Для Галочки горячи. - Кисонька-мурысенька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички, - Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна, не ешь одна! Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает, Все колечушки-то - бряк! бряк! бряк! Золотые они - звяк, звяк, звяк. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

 

Приложение II

Загадки-складки

Цель загадок-добавлялок-складок специально останавливать внимание детей на звучание слова и знакомить их с терминами слово, звучит, звук.

Целый день "уа-уа", Вот и все ее ... (слова). (Е. Благинина) Ты не бойся - это гусь, Я сама его ... (боюсь)! (3. Александрова) Мед в лесу медведь нашел, Мало меду, много ... (пчел). (С. Маршак)

* * *

Подготовлен самолет, Он отправится в ... (полет)*. Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось ... (мыло)*. У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ... (лейки)*. Молодчина эта Лина, Лепит все из ... (пластилина)*. Михаил играл в футбол И забил в ворота ... (гол)*. Кто один имеет рог? Отгадайте.... (Носорог)*.

*Здесь звездочкой отмечен материал, заимствованный из кн.: Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. М., 1962

* * *

У меня пропал носок, Утащил его ... (щенок). Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему ... (штанишки). (3. Александрова)

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...