Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стук да стук, найди слово, милый другНаглядный материал. Открытки с изображениями цветов. В начале игры открытки раздают детям. Воспитатель заранее подготавливает ведущего, который предлагает детям задания. Задание первое. "Если я стукну молоточком по столу два раза, то те, у кого на открытке нарисован цветок, название которого состоит из двух частей, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и отнести открытку на стенд (роза, ландыш...), если я простучу три раза, то в названии цветка должно быть три части. Итак, начинаем..." Задание второе. "Теперь я стукну молоточком только один раз, это значит, что со стенда нужно снять те картинки с цветами, в названии которых ударение звучит в первой части. Будьте внимательны..." Ответ каждого ребенка обсуждается сообща. Догадайся сам Наглядный материал. Картинки с изображением птиц; стенд. В верхней части одной стороны стенда (скажем, левой) воспитатель прикрепляет один кружок, в верхней части другой стороны - два кружка. Под одним кружком картинка, на которой нарисованы гуси, под двумя кружками картинка с изображением совы. Остальные картинки раздают детям. Они должны мысленно, про себя, разделить на части название своей картинки и определить, в первом или во втором слоге находится ударение. Воспитатель подходит к каждому и уточняет ответы всех детей. Тот, кто правильно определил ударение в слове, относит свою картинку на стенд и помещает ее соответственно под одним кружком (ударение на первом слоге) или под двумя (ударение на втором слоге). Хочу другое имя Упражнение, как и многие предыдущие, проводится в форме рассказа воспитателя, прерываемого его вопросами к детям и их ответами. "Жили-были два медвежонка, - начинает рассказ воспитатель, - а звали их так - Мики и Кики. Дети, где вы слышите ударение в кличке медвежонка Мики - в первой части слова или во второй? А в кличке второго медвежонка? (Дети отвечают.) Легко медведице было выговаривать эти слова: "Миики! Кийки!" И медвежатам нравилось, что их так зовут - Миики, Кийки. (Дети повторяют эти слова так, чтобы голосом хорошо подчеркивалось ударение.) Однажды пришли к ним в гости зайчата, а звали их вот как - Тики и Ники. (В беседе с детьми воспитатель выясняет, что в этих словах ударение на втором слоге.) Захотелось Тики и Ники, чтобы их клички напоминали по звучанию клички мишек. И стали они просить маму-зайчиху, чтобы она звала их по-другому, так, чтобы ударение в кличках, как и у медвежат, было бы в первой части. Огорчилась зайчиха: не знает, как помочь своим зайчатам... Помогите, ребята. Как вы думаете, что можно сделать?" Данное упражнение способствует закреплению полученных детьми на предыдущих занятиях навыков деления слов на части и определения ударного слога, а также предоставляет им возможность самостоятельно переносить ударение в слове, тем самым изменяя его. Сказка про овощи Наглядный материал. Картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочередно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей.) И сказал им помидор: "Много желающих оказалось, поэтому я ставлю такое условие: в первую очередь в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моем - пооммиидоорр". - Как вы думаете, дети, - спрашивает воспитатель, - какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, реппа, огуррец, и объясняют, что в этих словах есть звуки о, р, п, как и в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: "Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моем". - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений так же передвигаются в сторону помидора. - Но еще больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? - спрашивает воспитатель. Дети объясняют, что и количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: "Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части" или "Принимаем в войско тех, в названиях которых слышатся одинаковые звуки (лук, свекла)". Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах - названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! - заканчивает занятие воспитатель. Звуковые часы В названиях тех же картинок ребенок шести лет определяет одинаковое количество слогов-частей (в словах caни и ваза по две части) и разное их звучание (в слове caни первая часть са, а в слове ваза - ва. Звучат они по-разному, потому что состоят из разных звуков). Примерные задания детям: 1. Найдите и укажите стрелками два слова из двух частей. 2. А теперь из трех частей (или из одной части). 3. Укажите стрелками два слова с ударением в первой части. 4. Есть ли на часах слова с ударением в конце слова? 5. Спросите у меня, какое задание я должна выполнить на своих часах. К данному пособию воспитатель в течение учебного года обращается неоднократно. Опять про двух зайчат Зайчат звали Луга и Лута. Вслушайтесь в звучание этих кличек: Луута - Лутаа. Что можно сказать? Правильно, они; звучат и похоже и не совсем. А почему? Хорошо, Витя, объясняешь. В кличке Луута голос сильнее и заметнее звучит в первой части слова, в кличке Лутаа - во второй. Ясно слышится ударение в этих кличках: Луута и Лутаа. И одежду им зайчиха подобрала особую. В названии цвета одежды Луты ударение слышится вначале: красная рубашка, синие штанишки. Произнесите эти слова шепотом и вслушайтесь, как звучит ударение в них: Луута, краасная, сииние. А Лута одет по-другому, на нем голубая рубашка,, голубые штанишки. Где слышится ударение в этих словах? Вслушайтесь: голубаая, голубыые. Верно, ударение в этих словах слышится в конце слова. Ответы проверяют на индивидуальных слоговых линейках и счетных палочках. Палочка кладется на ту часть линейки, в которой надо найти ударный слог. Кому какой подарок? Однажды Лута и Лута справляли день рождения. Одному из зайцев подарили часы, а другому - зонтик. Подарки распределили так: если в названии подарка ударение, звучит в первой части, то этот подарок получает Лута, а если ударение звучит во второй части названия, то он для Луты. Помогите, дети, узнать, кому же достались часы, а кому - зонтик. Где твой круг? Воспитатель на прогулке чертит на земле два больших круга и предлагает детям следующее задание: "Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение - в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание". Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение - в первом круге большинство играющих, во втором - меньшинство. ("Егор, Андрей, Максим, Оксана, Наташа, Сергей".) Воспитатель предлагает Тане, Ларе, Ване, Томе, Люде подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй. Щенята-братья ищут слова Воспитатель: "Сегодня будем вместе сочинять (складывать) сказку. Помогайте подбирать нужные слова. Жила-была собака Альфа. И были у нее два щенка. Как их звали, догадайтесь сами. В их кличках было две части, только в кличке одного щенка ударение слышалось в первой части. Кто подыскал ему кличку? Принимаем, Валя, твое предложение, звали его Рыжик. А в кличке второго щенка ударение в конце, во второй части. Какая у него была кличка? Таня, а как ты узнала, что в кличке Дымок ударение во второй части? Много хлопот было у Альфы с приобретением игрушек, не знала, что кому покупать, потому что Рыжик хотел иметь игрушки такие, чтобы в их названиях ударение слышалось в первой части, а Дымок - во второй части. И отправились Рыжик и Дымок искать магазины, чтобы в них продавались игрушки с такими названиями. Ищут щенята-братья такие слова-названия, а найти не могут. Домой вернуться с пустыми руками не хотят и Альфу огорчать долгим отсутствием не могут. Помогите, ребята, купить щенкам игрушки. Предлагайте нужные названия. ("Мишку, машину, дудочку...") Обрадовалась мама Альфа, услышав ваши ответы, и благодарит за скорое возвращение своих сынков". Кто же оказался в избушке? Воспитатель сообщает, что в сказочную избушку, которая на курьих ножках и без окон и дверей, сумели проникнуть насекомые: вначале это были те, в названиях которых были две части-слога ("муха, оса, комар"), затем те, чьи названия состояли из трех частей ("бабочка, муравей, стрекоза"). Следом за ними - чьи названия имели в первой части ударение ("муха, бабочка"), во второй части ударение слышалось в названиях насекомых ("комар, паук"). Сообща производится анализ всех ответов (проверяется на слоговых линеечках) и предлагается придумать краткий сказочный сюжет про дальнейшие действия насекомых, оказавшихся в избушке.
Приложение Чистоговорки и скороговорки Используя чистоговорки и скороговорки, воспитатель закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р), отрабатывает дикцию. Чистоговорки и скороговорки рекомендуются также и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).
Загадки Загадки помогают воспитателю развивать у детей слуховое внимание, а благодаря тому что некоторые из них насыщены какими-то определенными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков в словах, т. е. способствует развитию у них хорошей дикции.
Закончи стихотворение Предлагая задание на договаривание содержания стихотворения, воспитатель приучает детей внимательно слушать текст, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а также закрепляет навыки правильного произношения звуков.
Считалки Считалки рекомендуются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить их громко, тихо, вполголоса), темпа речи (произносить их быстро, медленно, умеренно), а также для выработки отчетливой дикции. Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Но охотник не попал, Серый зайчик убежал. - Заяц белый, Куда бегал? - В лес дубовый. - Что там делал? - Лыки драл. - Куда, клал? - Под колоду. - Кто украл? - Родион. - Выйди вон. Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Аринки - На перинке, Две Матрешки - На окошке, Две Феклушки - На подушке, А Петрушка В колпачке - На зеленом сундучке.(Е. Благинина) В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Я для вас, мои дружки, Затеваю пирожки, Быстро нужно их испечь, Ты пойдешь, затопишь печь!(И. Демьянов) Мы весной сажали сад, А Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, А Семену не дадим: Нам лентяев здесь не надо! Выходи, Семен, из сада!(И. Демьянов) Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек - пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! Белый пудель, Людин пудель Нес на блюде Сладкий пудинг Белый пудель, Людин пес Целый пудинг Люде нес. Белый пудель, Людин пудель Съел украдкой Сладкий Пудинг! Белый пудель, Верный пес, Что ж ты пудинг Не донес?(Л. Мезинов) Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон! Волнуются волнушки: - Как быть нам без кадушки? Все грибы в кадушках! Забыли о волнушках! Поищи волнушки - ты! Очень вкусные грибы!(Ю. Капотов) За стеклянными горами Стоит Ваня с пирогами. Здравствуй, Ванечка-дружок, Сколько стоит пирожок? Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты!
Потешки Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи (малышей учат совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте). Водичка, водичка, Умой мое личко, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. В печи калачи, Как огонь, горячи. Для кого печены? Для Галочки калачи, Для Галочки горячи. - Кисонька-мурысенька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички, - Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна, не ешь одна! Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. Ходит конь по бережку, Вороной по зеленому. Он головушкой помахивает, Черной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает, Все колечушки-то - бряк! бряк! бряк! Золотые они - звяк, звяк, звяк. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Приложение II Загадки-складки Цель загадок-добавлялок-складок специально останавливать внимание детей на звучание слова и знакомить их с терминами слово, звучит, звук. Целый день "уа-уа", Вот и все ее ... (слова). (Е. Благинина) Ты не бойся - это гусь, Я сама его ... (боюсь)! (3. Александрова) Мед в лесу медведь нашел, Мало меду, много ... (пчел). (С. Маршак)* * * Подготовлен самолет, Он отправится в ... (полет)*. Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось ... (мыло)*. У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ... (лейки)*. Молодчина эта Лина, Лепит все из ... (пластилина)*. Михаил играл в футбол И забил в ворота ... (гол)*. Кто один имеет рог? Отгадайте.... (Носорог)*.*Здесь звездочкой отмечен материал, заимствованный из кн.: Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. М., 1962 * * * У меня пропал носок, Утащил его ... (щенок). Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему ... (штанишки). (3. Александрова)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |