Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деструктивные психологические тренинги (личного и карьерного роста, бизнес-тренинги)

Анализируя отечественный «рынок» психо-тренеров, следует отметить 2 немаловажные особенности:

 

1) Тренеров много, даже очень много; но вот элита тренерского контингента невелика – это всего лишь несколько десятков самых дорогостоящих и уважаемых профессионалов – тренерский Олимп. Каждый из этих персон – гуру

поп-психологии и имеет, как правило, собственную бизнес-нишу вне конкуренции, эксклюзивную методику и уважаемую бизнес-клиентуру. Остальные персонажи, из числа тех, что подешевле, зачастую оказываются универсальными «специалистами» и предлагают свои услуги разом во всех видах тренингов. Доступная информации по таким тренерам незначительна и выстраивать пользовательский рейтинг психо-тренеров кроме как на шкале цен больше и не на чем; а, как известно, цена у нас не всегда является гарантией качества.

 

2) Представителей Западных тренинг-школ практически нет на Российском рынке (разве что «самодельные» психо-центры на основе «Lifespring» или «Erhard Seminars Training»). Этот вид бизнес деятельности у нас еще в стадии становления, ведется он довольно корявыми и варварскими для цивилизованного запада методами и приносит еще слишком мало дохода (весь годовой денежный оборот в России – 5-10% от оборота отдельной Американской или Европейской крупной бизнес-тренерской компании без учета представительских расходов на содержание представительств и офисов).

 

Все тренинги можно разделить на психологические, психотерапевтические, учебные (профессиональные) и деловые (бизнес-тренинги). Наибольшие опасения вызывают тренинги психологические и психотерапевтические.

 

Особое внимание, при знакомстве с предлагаемыми тренингами, следует уделить тренерской «программе»: хорошему, опытному тренеру скрывать нечего, программа курса расписывается достаточно подробно; весь курс психологического тренинга направлен на получение (приобретение) участниками определенных навыков, которые в дальнейшем ученик сможет использовать самостоятельно (например: как выступать перед аудиторией, как проводить совещания и т.п.). На таких занятиях изучается определенная техника и отрабатываются полученные приемы в группе. Это хорошие, конструктивные, действительно во многом полезные тренинги.

 

Деструктивные. разрушительные тренинги отличаются от конструктивных в первую очередь тем, что предлагают участнику сразу перейти исключительно к психологической трансформации личности, применяют техники, растормаживающие психику, ломающую все внутренние сдерживающие психологические барьеры. «Эффективность» таких «черных» методик ужасающа: за два-три занятия человек меняется целиком, для близких и родных он становится «другим» и «чужим» и, как правило, выделяется из общей среды неадекватными эмоциональными реакциями:

 

1) депрессиями,

2) экзальтацией, завышенной самооценкой (самоуверенностью), странными «глупостями» в повседневности,

3) желанием поделиться новым опытом, найти новых сторонников (адептов)

4) попытками жесткой манипуляции близкими.

 

В эту деструктивную группу психологических тренингов входят практически все тренинги (коучинги) личностного роста и успешности («командообразования» ), пикапа и соблазнения, женственности и мужественности, НЛП, соционика, различные ведические группы и т.п. Если говорить более «предметно», то можно привести целый список уже «нашумевших» и скандально известных «школ»: центры на основе «Lifespring»: «Вершитель», «Планета успеха», «Роза мира», «Мой мир», «Открытый мир», «Фонд мира», «Шаг в будущее», «Точка опоры», «Весна жизни», «Источник жизни», «Источник света», «Московский тренинговый центр», «Первая тренинговая компания», «Академия Тренингов» (М. Ляховицкий), «Международная Академия Корпоративного Управления», «Аватаргрупп»; центр «Синтон», центры, представленные М. Литваком, центры «Игра Жизни», «Зеор» , «Боевая машина» и «Спарта»…

 

· Деструктивные психо-техники

1) В начале занятий тренер пытается «сломать» волю учеников и добиться контроля над сознанием.

 

a) Начинается эмоциональный прессинг. С каждым этапом тренер становится все более жестким и жестоким. В ход идут различные оскорбления, ученик проходит через унижения и даже побои. (стоит подчеркнуть, что в таких психологических «методах» нет ничего нового, достаточно вспомнить феномены детской «травли», процесс «опускания» на зоне, или армейскую дедовщину).

 

b) Далее ситуация перерастает в так называемое состояние вынужденной беспомощности: ученикам, проходящим через оскорбления и унижения, не дают возможности адекватно защищаться. Тренер и группа адептов будут настаивать: Вы пришли, что бы научиться – плачьте, страдайте, терпите – так Вы учитесь преодолевать себя. Люди оказываются в крайней внутренней опустошенности (им уже не до критического анализа всего происходящего). Вот один из секретов того, почему с курсов практически никто не уходит; не уходят люди еще и по нижеследующим 2-м причинам: 1) нужно же дослушать да конца, заплаченные деньги никто не вернет, 2) тренер и группа адептов неустанно повторяет: Вы – часть команды, а мы несем коллективную (групповую) ответственность!.. (нередко, за этим, прибегают к шантажу, угрозам и, даже, прямому насилию)

 

c) Подобная грубая «ломка» человеческой психики имеет красивое название: болевая трансформация. Что бы «саморазвиться» надо себя «сломать» (и в этом методе нового ничего нет, известны многочисленные древние практики: шаманская болезнь, культовые ритуалы смерти и воскресения).

 

d) Далее этот опыт закрепляется действиями (не имитацией, а именно действиями (!)): обычно предлагается совершить что-то запредельное и запретное, то, что до занятий у ученика вызвало бы категорический протест, резкое неприятие. Так, на психо-тренингах для женщин Дениса Байгужина барышни обязаны были заниматься бесплатной проституцией, а в качестве доказательств выполненного задания показывать руководителю использованные презервативы; на занятиях группы «Игра Жизни» мужчин заставляли перевоплощаться в геев и заниматься садомазохистскими «играми» на самых низших ролях…

Метод преодолей себя, соверши запретное также не нов - все это известно с древнейших времен: подписанные кровью договора с Дьяволом, вынесенное из Церкви причастие, и т.п… Мифологема «срабатывает» и в 21 веке как замечательная уловка для затуманивания сознания: в конечном счете ученик уже не понимает, что он не становится совершеннее, не меняется к лучшему, а попросту перестает быть самим собой… Личность такого человека разрушена, идентичность практически исчезла – это состояние чрезмерного внутреннего опустошения, жизни на грани жесточайшей депрессии, суицида…

Наступает реальная деструкция личности: ученик уже не может воспринимать себя таким, каким он был раньше, до тренинга; он «выдернут» из социума, общение с кругом близких и любимых людей блокировано; он искусственно «замкнут» в круговом, закрытом, тоталитарном социуме психо-группы и может общаться только внутри, с ее адептами, поскольку людей из прежнего окружения он уже не понимает (в группе, как правило, очень быстро сформировывается свой «внутренний» язык общения: меняется лексика, терминология – так, адептов соционики можно легко опознать на улице лишь по одному только разговору: А я, вчера вечером, когда с Моцартом разговаривал(а) …).

 

На этом этапе психо-тренер в буквальном смысле «выбивает» у ученика «землю из под ног»; причем в ходе этой манипуляции явная деструкция подается как некий идеал, к которому надо стремиться для дальнейшего личного развития; например, утверждается: любовь к детям, жене, родителям – слабость… Тренер группы «Спарта» Антон Бритва (Руданов) настоятельно рекомендует: «… внутренняя мамочка не дает Вам развиваться…».

 

Помимо всего вышеперечисленного, тренеры не гнушаются в работе с учениками и многих других «черных» методик:

 

e) Информационная и физическая перегрузки, контроль над временем, контроль над питанием. Занятия длятся свыше всех общепринятых норм

(8-12 часов), ученик практически не может остаться один, полноценно отдохнуть и восстановиться. В центре «Спарта», к примеру, запредельные физические нагрузки усугубляются еще и тем, что учащимся не дают пить по желанию (видимо последствия обезвоживания на грани почечной недостаточности для тренера А. Бритва (Руданова) то же «передовая» методика).

 

f) Для достижения состояния внутреннего хаоса применяются и различные гипнотические технологии: употребляются различные формы иносказания (притчи, метафоры), визуализация, громкая ритмичная музыка, странные танцы и проч.

 

g) В конечном счете, ученики доводятся еще и до состояния экзальтации: слишком яркими и сильными оказываются эмоциональные переживания. Формируется еще одна жесткая психологическая зависимость от группы: выделяются адреналин, эндорфины, стрессовые гормоны – и человек «подсаживается» на желания сопереживать эти процессы повторно (как и многие спортсмены-экстрималы). К примеру, в центрах «Спарта», «Игра Жизнь» многие адепты проходят повторно одни и те же курсы более 10 раз…

 

2) В ходе психо-тренинга тренер стремиться сформировать, навязать учащимся новую идентичность (якобы более правильный и цельный взгляд на себя самого).

 

a) Во время тренингов используются множество методик целенаправленного воздействия: эмоциональные выступления, гипноз, визуализация, элементы кодирования на психологические установки.

 

b) Используется влияние группы, сопутствующей тренинговой литературы, видео- и аудиоматериалов.

 

3) В итоге психо-тренинга происходит «консервация», закрепление у учащихся вновь приобретенных моделей поведения (стереотипов): происходит окончательный «отрыв» от прошлого, окончательное сближение с сообществом «новых людей» - адептов психо-тренинга, Это завершающий этап «духовного преображения» с очень характерным для тоталитарных сообществ «элитарным» мышлением адептов...

 

 

· Универсальность деструктивных психо-техник

 

Деструктивным психо-тренингам характерна еще одна очень опасная особенность: предлагаемые психо-тренером методики универсальны для всех учеников, все совершается группой, совместно. А приходят к ним, как правило, люди с многочисленными внутренними психологическими проблемами, нередко стоящие на грани невроза, депрессии (если не сумасшествия); физическим здоровьем, как и психологическим состоянием каждого ученика на курсах никто не интересуется, хотя предлагаемые нагрузки подчас запредельны и для абсолютно здорового человека. Как итог – перегруженная психика человека и пошатнувшееся психологическое и физическое здоровье.

 

И вот в такой группе учеников происходит если не мгновенное, то за очень короткий промежуток времени (несколько первых занятий) растормаживание психики. Стоит уточнить: человек имеет характерный диапазон реакций на определенные поступки, события. В некоторых профессиях этот диапазон со временем значительно расширяется (актеры, артисты, представители спецслужб, медики); эти изменения конструктивны и происходят поэтапно (годами), под присмотром учителей (наставников) в учебных заведениях. На тренингах же все происходит с варварской жестокостью: на протяжении

8-10 часов (на нескольких занятиях подряд) учеников мгновенно, не давая опомниться, «переключают» между контрастными по эмоциональной нагрузке состояниями:

 

1) унижения, оскорбления,

2) эйфория, радостный восторг.

3) страх, апатия и депрессия.

 

Такая практика чрезвычайно деструктивна: растормозив («расшатав») психику учеников вне личностных пределов, психо-тренеры не учитывают, что у человека включается и срабатывает так называемый психологами «эффект маятника»: насильно увеличив амплитуду маятника в одну из сторон (допустим, со знаком «+») мы неизбежно получим увеличившуюся амплитуду и в противоположную сторону (в нашем случае – со знаком «-»). Следствием этой методики являются многочисленные психологические расстройства, психические заболевания (вплоть до сумасшествия) и суициды …

 

· Деструктивные тренинги и деструктивные тоталитарные культы

 

Предполагать, что на деструктивных тренингах предложат что-то эксклюзивное, было бы чрезвычайно наивно: все, что предлагают психо-тренеры как уникальные авторские методики, давным-давно известно и уже было «обкатано» в деструктивных религиозных и псевдо-религиозных организациях 20-21 века. Тренинги поп-психологии– это максимально облегченный «огрызок» деструктивных культов:

 

1) В них нет идеологической культовой составляющей – а зачем, собственно «заморачиваться» и изобретать идеологию (вероучение), если и так работает – есть авторитет тренера и его метод. В редких случаях можно найти какие-то невнятные попытки соотнести себя с уже известными идеологическими направлениями: так, в группе «Спарта» присутствует руническая символика – и не мудрено, это же культ силы, бойцовский клуб с навыками уличных побоищ, как же тут без модного неоязычества…

 

Подобная тенденция несет в себе скрытую опасность: лидеру (беспрекословному авторитету) очень легко наполнить идеологический вакуум группы любым содержанием и использовать своих приверженцев в различных мероприятиях, просто указав определенного рода задачи как новую (очередную) психотренировку в целях саморазвития…

 

2) В отличии от деструктивных религиозных и псевдо-религиозных организаций формат психо-тренинга не предполагает дальнейшей продолжительной работы с адептами; общин верующих, партийцев, маркетинговых «сетевиков» здесь не предусмотрено: «отслуживший» человеческий «материал» (в следствии псих. заболеваний, или неплатежеспособности) попросту «выбрасывается» за ненадобностью…

 

3) Упрощенная бизнес-модель позволяет лидеру психо-группы избежать дополнительных финансовых издержек на содержание культовых зданий (храмов, мест собраний), офисов: нужно лишь найти помещение для тренинга, обеспечить рекламу и как следует потрудиться «с раскруткой» в сетях Интернета…

 

В остальном, деструктивные культы и психо-тренинги – близнецы-братья: в них обусловлено «изъятие» человека из социума и помещение его в искусственно созданную реальность; лидер стремиться к «захвату» мира «недолюдей» и трансформации его во вселенную «сверхчеловеков».

 

Все психо-методики направлены главным образом на прокачку эгоизма ученика: адепт должен быть готов пойти на все ради достижения нужной цели; и на запрограммированное «упрощение» личности: адепт должен избавиться от всех родных и близких, привести новых людей на тренинг, заплатить больше $$$…

 

  • Деструктивные психо-тренеры

 

1) При внимательном рассмотрении деструктивного психо-тренерского контингента в целом, начинаешь понимать, что это личности, в большинстве своем, довольно таки странные: сплошь какие-то деклассированные субъекты, без приличного образования, с нелегким прошлым и заниженным социальным статусом, без нормальной работы, с разорванными социальными отношениями – есть у них только исключительный властный статус лидера тренинга (да вымышленная биографическая наивнейшая сказка-рассказка в Интернете) и все…

 

2) Такие психо-тренеры не обладают уникальными знаниями и навыками, которые можно было бы передать ученикам. Тренинги с запредельно высоким уровнем эмоциональных составляющих приводит к сильному снижению адекватного критического восприятия реально происходящего в группе учеников; у них создается иллюзорное впечатление, как будто что-то действительно происходит, формируется острая психологическая зависимость (выделяется эндерфины, адреналин, гормоны стресса). Просто встать и уйти ученик уже не может.

 

  • «Техника безопасности»

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...