Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПО ОБУЧЕНИЮ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК

Ответственный редактор М. О. Вайполина

Редактор Г. С. Скороспелкина Технический редактор И. Н. Варламова Иллюстрация на обложке Л, А, Иванова

Издательство «КАРО». ЛР № 065644 195027, Санкт-Петербург. Свердловская наб.. д. 60. (812) 570-54-97

www.karo.spb.ru

Гигиенический сертификат № 78.01.07.953.П.004023.03.07 от 22.03.2007

Подписано в печать 19.05.2009. Формат 70 х 100 У^. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 06.04

Отпечатано в типографии «КАРО»

© Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я„

Савченко С. Ф., 2009
© КАРО, 2009
ISBN 978-5-9925-0401-9Все права защищены


РАБОТА С ПОСОБИЕМ

Обучение составлению предложений является неотъемлемой частью методики развития речи детей дошкольного и младшего школьного воз­раста (Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская и др.). Распространение предложений второстепенными членами — один из важных этапов развития речи.

В логопедической практике распространение предложений — рабо­та не только по формированию синтаксиса, но также и по преодолению аграмматизма, по расширению словаря и развитию функции словоизме­нения, по формированию длительного речевого выдоха в момент произ­несения (прочтения) полученных предложений, по восстановлению рече­вых функций, частично утраченных в результате органических поражений головного мозга.

Так, развитие функции словоизменения может иметь целью распро­странение предложений, если сделан акцент на добавление в предложе­ния второстепенных членов. Распространение предложений, в свою оче­редь, нацелено на расширение словаря, если внимание учащихся обраща­ют на выбор второстепенных членов из ряда возможных и их сравнение. Эти цели актуальны при работе с детьми, имеющими диагнозы «общее недоразвитие речи» и «аграмматическая дисграфия».

Последовательное распространение предложений несколькими вто­ростепенными членами способствует также формированию длительного речевого выдоха, что необходимо в работе с детьми, страдающими заика­нием, дизартрией и ринолалией. Если же последовательное распростра­нение предложений ориентировано на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, то этот вид работы особенно нужен для детей, имею­щих диагноз «общее недоразвитие речи».

Пособие представляет собой ряд сюжетных картинок, разделенных линиями на составные части — слова, из которых складывается предло­жение, описывающее каждую данную ситуацию.

Поскольку пособие в первую очередь предназначено для работы с детьми, вопросы к главным и второстепенным членам предложения на­ходятся рядом с изображением предметов и действий.

Сюжетную картинку, представляющую собой целое предложение, учителю-логопеду предварительно следует разрезать на составные части (слова) по линиям.


Детям предлагается найти сначала части картинки, соответствующие главным членам предложения (слова, отвечающие на вопросы КТО? / ЧТО? и ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО ДЕЛАЮТ?), и составить с ними предло­жение. Затем добавляются картинки — предложение распространяется второстепенными членами (по вопросам).

Распространение полученных предложений определениями (прилага­тельными) по вопросам КАКОЙ? / КАКАЯ? носит более творческий характер, чем распространение второстепенными членами — дополне­ниями (существительными), так как место этих вопросов в пособии не обозначено. Кроме того, все предлагаемые картинки ребенок должен рас­красить сам, поэтому выбор признаков, как цвет предметов, а следова­тельно, и ответ на эти вопросы, дается самим ребенком.

После составления предложения картинка переворачивается и дети могут проверить свое решение — прочитать предложение. Возможен и обратный вариант: прочитав предложение, дети переворачивают лист и анализируют, из каких слов составлено предложение. В процессе этой ра­боты уместны эксперименты с порядком слов в предложении.

Так как задачи развития речи детей решаются в комплексе с развити­ем их психических функций и моторики, в пособии предусматривается и этот аспект логопедической работы. Помимо раскрашивания картинок, дети составляют картинки из частей, что напоминает складывание паз-лов. Кроме того, части большинства картинок разрезаны либо только по горизонтали, либо только по вертикали, либо только по диагонали, дей­ствия с такими фрагментами улучшают ориентировку детей на поверх­ности листа бумаги.

Итогом работы по развитию речи детей является сформированное у них умение составлять рассказ. Поэтому в пособии рассмотрены приме­ры составления рассказов из разрезных картинок путем последователь­ного распространения предложений с опорой на вопросы.

Особое внимание уделяется и стилистической стороне детских вы­сказываний. Так, дети учатся не повторять на протяжении рассказа одно и то же существительное в качестве подлежащего, а усваивают возмож­ность его замены местоимениями ОН — ОНА.

Логопедическую программу, представленную в данном пособии, мы назвали «Вместе дружная семья», потому что персонажи, о которых со­ставляются предложения, могут быть членами одной семьи. Все они по-своему трудятся — кто обеспечивает семью, кто ведет хозяйство, а кто пока еще познает мир. Но любой, даже самый маленький успех каждого ведет к общему благосостоянию.

Так и любое достижение учащихся в составлении предложений по данному пособию положительно влияет на развитие их речи в целом.


Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...