Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙСоставление словосочетаний и предложений Словосочетания, образованные на основе подчинительных связей, представляют собой «строительный материал» для предложений. Видами подчинительной связи являются согласование, управление и примыкание. Связь слов по типу согласованиятребует постоянного внимания логопеда в ходе работы над составлением словосочетаний и предложений, а также в ходе поиска связи между главными членами предложения — подлежащим и сказуемым, между главными и второстепенными членами предложения — определениями, дополнениями и обстоятельствами. Связь слов в предложении по типу согласования
Глагольное сказуемое соласуется с подлежащим, выраженным существительным, в числе, а в прошедшем времени — в числе и роде. (Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени — в роде и числе). Прежде чем начать практическое усвоение согласования, нужно закрепить у детей знание категории рода. УРОК1 Тема:Составление простых нераспространённых предложений. Цели:Закрепить знания о категории рода существительных. Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и сказуемого в роде и числе при составлении простых не распространённых предложений. План и ход урока Организационный момент. Игра «Доскажи словечко». Л о г о п е д читает стихи. Дети договаривают последнее слово. Ты давно к нему привык. Это твой родной язык. Если б не было его, Не сказал бы ничего. Будь ты русский иль грузин, Но родной язык .... (один) Ранним утром солнце всходит. Сердце мне не зря дано. 3. Соревнование «Ктобольше? >. Дети (разделившись на три команды.1 отыскивают взглядом предметы, к которым можно было бы применить слова один, одна, одно. 4. Игра «Он— она— оно». Оборудование: карточки словами он, пне. »н» по числу учеников). Логопед предъявляет предметные картинки. Дети поднимают соответствующую карточку. Игра «Составь предложение». Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 1 и Рисунок 3). Дети составляют предложения, например: Девичка стоит. Мальчик бежит, (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 1 и Рисунку 3) и дополняют следующие предложения: Девочка стоит. Она ... (устала). Она ... (школьница). Она ... (отличница). Мальчик бежит.Он ... (устал). Он ... (спортсмен). Он ... (бегун). Итог урока. УРОК 2 Тема:Составление простых нераспространённых предложений. Цели:Закрепить знания о категориях рода и числа существительных. Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и сказуемого в роде и числе при составлении простых не распространённых предложений. План и ход урока Организационный момент. Игра «Закончи предложение». Дети заканчивают предложения, изменяя данные в скобках слова по родам и числам. Ручей Река Море
бежал (-а, -о) 3. Игра «Он— она— оно». Дети цветными карандашами дописывают окончания глаголов. Соревнование «Заполни таблицу». Дети (разделившись на три команды) выписывают из текста «Гроза» предложения, в которых подлежащее согласуется со сказуемым (а) в мужском роде, (б) в женском роде, (в) в среднем роде. Набежало облако. Солнце скрылось. Небо потемнело. Подул ветер. Поднялась пыль. Пошёл дождь. Зашумел лес. Загремел гром. Сверкнула молния. Погода испортилась. Игра «Соотнеси предложения». IДети соотносят предложения левого и правого столбиков. Образец: Саша собирает грибы. Дети собирают грибы. Лена собирает грибы. Скворец улетел. Ягоды зреют. Грач улетел. Фиалка цветёт. Земляника зреет. Птицы улетели. Черника зреет. Зоя надевает пальто. Дети умываются. Коля надевает шапку. Катя снимает варежки. Дети обедают. Лена снимает пальто. Мальчик моет лицо. Ребята раздеваются. Девочка моет руки. Миша ест суп. Ребята одеваются. Люда ест котлету. II Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 2 и Рисунок 4). Дети составляют предложения, например: Наташа стоит. Маша стоит. Рома бежит. Миша бежит, (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 2 и Рисунку 4) и дополняют следующие предложения: Наташа стоит. Маша стоит.Девочки ... (стоят). Рома бежит. Миша бежит.Мальчики ... (бегут). Итог урока. УРОКЗ Тема:Распространение предложений определениями, выраженными прилагательными. Цели:Закрепить знания о категориях рода и числа существительных и прилагательных. Тренировать учащихся в согласовании подлежащего и определения в роде, числе и именительном падеже при составлении простых распространённых предложений. План и ход урока Организационный момент. Беседа о погоде. Логопед: Какая сегодня погода? Дети: Хорошая погода. Логопед: Как называется день, когда светит солнце? Дети: Солнечный день. Логопед: Как называется день, когда тепло? 8 Дети Тёплый день. Логопед Как называется погода весной, летом, осенью, зимой? Дети Весенняя погода, летняя погода, осенняя погода, зимняя погода. 3. Игра «Какой — какая — какое — какие?». Логопед читает детям стихи о временах года. Дети находят словосочетания, отвечающие на эти вопросы. • Весенний снег Он уже не пышный, Он уже не лыжный, Он не из ваты, Он ноздреватый, Он уже не белый, Он потемнелый, Серый и мокрый, Старый и добрый. (М. Успенский) Осень странная такая Осень странная такая: То янтарно-золотая, То дождливо-серая, То от снега белая, То фруктово-ягодная, То противно-слякотная. То багровым вспыхнет цветом, То зелёная, как летом, То ледочком захрустит, То цветочком удивит, То дождями разольётся, То под солнцем рассмеётся. Словно бы своим капризам Удивляется сама. Кончились её сюрпризы — Начинается зима (Н. Белов) Лето Лето красное пришло, Всё красиво расцвело. Из окна смотрю часами На трамвайное депо, На старинные казармы И на новое метро. (Н. Белов) Зима Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветви, как рога. |
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |