Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соревнование «Заполни таблицу».

Дети (разделившись на четыре команды) записывают в таблицу при­лагательные в соответствии со временем года.

 

Образец:        
  Мужской род День КАКОЙ? солнечный весенний
Единственное число Женский рол По'ода КАКАЯ? тёплая весенняя
  Средний род Небо КАКОЕ? синее весеннее
Множественное число Дни КАКИЕ? ясные весенние

Игра «Соотнеси предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 2 и Рисунок 4). Дети составляют предложения, например: Маленькая девочка стоит. Маленький мальчик бежит, (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 2 и Рисунку 4) и дополняют следующие предложения: Маленькая девочка стоит.Высокая девочка ... (стоит). Нарядные девочки ... (стоят). Маленький мальчик бежит.Высокий мальчик ... (бежит). Быстрые мальчики ... (бегут).

Итог урока.

Связь слов в предложении по типу управления

 

Главное слово Зависимое слово
Глагол (сказуемое) Существительное (дополнение, обстоятельство), вы­раженное существительным в определённом падеже

В подчинительной связи по типу управлениязависимое слово упо­требляется в определённом косвенном падеже без предлога или с пред­логом. Падежи рассмотрены нами в последовательности возрастания трудности их усвоения и лишь в самых употребительных их значениях — винительный прямого и косвенного объекта, творительный орудийный и совместности, дательный косвенного объекта, родительный части и при­надлежности, предложный мысли и речи.

УРОК 4

Тема:Распространение предложений прямыми дополнениями, выражен­ными существительными в винительном падеже без предлога.

Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Измени слова».

Оборудование: предметные картинки. Логопед читает стихи.

Дети договаривают слова по картинкам, ставя их в форму винитель­ного падежа.

Карандаши цветные Умеют рисовать (Труба), (часы) стенные, (Корова) и (кровать). Всё нарисует карандаш, Когда ему (работа) дашь.

Мальчик Серёжа готовил салат. Взял он (варенье), (мука), (виноград), (Сахар), (сметана), (селёдка), (укроп), (Чипсы), (морковь) и (фруктовый сироп). Всё размешал и довольным остался: «Кушайте, гости! Я очень старался».

(Н. Павлова)

Игра «Найди родственные слова. Профессии».

Дети дополняют предложения по вопросам и ищут родственные слова.


Учитель учит (КОГО?) .... Почтальон разносит (ЧТО?) .... Повар варит (ЧТО?) .... Доярка доит (КОГО?) .... Пастух пасёт (КОГО?) .... Птичница кормит (КОГО?) ....

4. Игра «Почему так названы? Профессии»,

Дети отвечают на вопросы и ищут родственные слова.

Что варит сталевар? Что разводит цветовод? Что копает землекоп? Что рубит лесоруб? Кого пасёт свинопас? Кого разводит пчеловод? Кого ловит рыболов?

Игра «Почему так названы? Электроприборы».

Дет и дополняют предложения по вопросам и ищут родственные слова.

Полотёр натирает (ЧТО?) .... Хлеборезка режет (ЧТО7) .... Пылесос высасывает (ЧТО?) .... Картофелечистка чистит (ЧТО?) ... .

Игра «Расшифруй обобщающие слова».

Дети перечисляют товары, которые могут продаваться в магазинах «Молоко», «Овощи и фрукты», «Булочная», «Обувь», «Одежда», «Ме­бель» и пр.

Образец: В магазине «Молоко» продают масло, сметану, творог, мо­локо, йогурт.

7. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 5).

Итог урока.

УРОК 5

Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в винительном падеже с предлогом.

12


Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Измени слова».

Оборудование: предметные картинки.

Логопед читает стихи.

Дети договаривают слова по картинкам (во втором стихотворении —

по словам, данным в скобках), ставя их в форму винительного падежа.

Играли ребятки в прятки. Прятались ребятки: Оля — за (Коля), Егорка — за (горка), Андрейка — за (лейка), Тимошка — за (кошка), Лена — за (сено), Светка — за (ветка), Игнат — за (ушат), Филипп — за (гриб). А Барбос пришёл — Сразу всех нашёл.

(И. Ильичёв)

Я с утра в лесу гуляю. От росы я весь промок. Но зато теперь я знаю Про (берёзка) и про (мох), Про (малина), (ежевика), Про (ёж) и про (ежиха), У которой за ежат Все иголочки дрожат.

(Н. Матвеева)

Инсценировка сказки «Репка».

Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке «Репка». Дети вспоминают сказку, распределяют роли.

Во время инсценировки выход каждого персонажа сопровождается его репликой.


Дедка: Дедка — за репку.

Бабка: Бабка — за дедку.

Внучка: Внучка — за бабку.

Жучка: Жучка — за внучку.

Кошка: Кошка — за Жучку.

Мышка: Мышка — за кошку.

Все вместе: Тянут-потянут — вытащили репку!

Игра «Любимые занятия».

Образец: Я люблю играть в шашки, в футбол, в куклы и т. д.

Я люблю играть... Я люблю ходить...

5. Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 6). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 6).

Итог урока.

УРОК 6

Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в творительном падеже без предлога.

Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Учительские огорчения».

Логопед читает стихи. Дети исправляют ошибки.

Учитель наш собрал тетрадки — Всю ночь отгадывал загадки. Вот кто-то тяпкой вытер стол. Ах, почему же тяпкой? А кто-то каской красит пол. Напрасно! Лучше шапкой!


Оказывается, гвозди вбивают молоком. Навряд ли слышал кто-то о чуде о таком.

(А. Шибаев)

3. Игра «Чем?».

Дети дополняют предложения по вопросам.

Ваня удит (ЧЕМ?) ....

Петя копает (ЧЕМ?) ....

Федя пилит (ЧЕМ?) ....

Мама шьёт (ЧЕМ?) ....

Катя метёт (ЧЕМ?) ....

Ира пишет (ЧЕМ?) ....

Маша рисует (ЧЕМ?) ....

Папа режет (ЧЕМ?) ....

Мама расчёсывается (ЧЕМ?) ....

Игра «Что к чему?».

Дети восстанавливают соответствие слов первого и второго стол­биков.

Света вытирается вилкой.

Таня ест лейкой.

Вика поливает полотенцем.

Бабушка вяжет крючком.

Вася режет нитками.

Дедушка укрывается одеялом.

Сеня копает ножницами.

Брат сгребает лопатой.

Сестра*вышивает граблями.

Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 7). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 7).

Итог урока.

УРОК 7

Тема:Распространение предложений косвенными дополнениями, выра­женными существительными в творительном падеже с предлогом.

Цели:Закрепить знания о категории падежа существительных.

Тренировать учащихся в глагольном управлении при составлении простых распространённых предложений.


План и ход урока

Организационный момент.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-14

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...