Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как Вы относитесь к конфликтам с преподавателем? Поясните свою позицию.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Г.К. МАКАРОВА

Калининградский государственный технический университет

 

 

Известно, что на эффективность процесса обучения в вузе влияют много факторов: учебная мотивация студентов, профессиональная компетентность преподавателя, психологический климат в учебной группе. Среди них значительное место занимают конфликты между преподавателем и студентами. Открытые столкновения, выражающиеся в спорах по поводу оценок, взаимных оскорблениях, некачественном выполнении учебных заданий, негативным образом сказываются на результатах учебной деятельности студентов, эмоциональном состоянии студентов и преподавателей.

Педагогика высшей школы признает актуальными проблемы взаимоотношений преподавателя и студентов как условий эффективности процесса обучения. В последнее время активно развивается отрасль педагогики – педагогическая конфликтология. Некоторые исследователи (В.И. Андреев) считают педагогическую конфликтологию наукой XXI века, призванной обеспечить оптимальную и гуманистическую основу процесса обучения. Вместе с тем вузовская педагогическая конфликтология находится на начальной стадии своего развития: разрабатываются ее фактологические основы, выявляются фактические данные о частотности конфликтов между преподавателями и студентами, причинах и типах конфликтов, способах их профилактики.

В статье будут представлены обобщенные данные по проявлению конфликтов между преподавателями и студентами в процессе обучения с позиции студентов. Такой взгляд на конфликтные взаимоотношения способствует объективности их изучения, так как преподаватель имеет возможность узнать о субъективной позиции студента, его оценке преподавательской деятельности, что, несомненно, можно рассматривать как дополнительную коррекционную основу для управления процессом обучения студентов во всех видах учебной деятельности – от лекционных форм до организации учебной и производственной практики студентов.

В связи с тем, что по проблемам профилактики конфликтов между преподавателем и студентами отсутствуют научные исследования, мною совместно с кафедрой педагогики и психологии Калининградского государственного университета было проведено анкетирование 136 студентов 2, 3, 4 курсов трех калининградских вузов (КГУ, КГТУ, БИЭФ). Объектом изучения выступали:

ситуации учебного затруднения как показатели конфликтогенности процесса обучения в вузе;

действия преподавателей, вызывающие конфликтогенные состояния у студентов (чувства нетерпения, раздражения, гнева, озлобления);

понимание студентами конфликтов и конфликтных ситуаций;

отношение студентов к конфликтам с преподавателями;

качественные характеристики преподавателей, с которыми студенты вступили бы в открытое противостояние, если бы не опасались последствий;

выяснялись причины конфликтных ситуаций;

отдельно исследовались цели вступления в конфликт и способы его разрешения;

исследование дополнялось представлениями студентов об организации процесса обучения в вузе, при которых вероятность возникновения конфликтов была бы минимальной.

Предметом изучения явились так называемые объективные конфликты, которые осознаются студентами как ситуации объективации объективных противоречий, при которых некомпетентные действия преподавателя рассматриваются для студентов как объективные ситуации, приводящие к затруднениям в учебной деятельности. При этом студенты рассматриваются нами как «заложники» непрофессионализма преподавателей, которые в свою очередь, рассматриваются как «заложники» традиционного типа организации процесса обучения в вузе. Таким образом, мы предполагали, что выявленное положение дел в сфере потенциальных конфликтов выявит «конфликтогенные зоны» процесса обучения в вузе. Владение подобными знаниями позволяет преподавателю определять меры профилактики объективных конфликтов в процессе обучения.

Перейдем к материалам опроса.

1.Итак, что студенты понимают под ситуацией “конфликт с преподавателем”?

Отсутствие взаимопонимания - 36(26%);

Разногласия по какому-либо вопросу, разные точки зрения - 29(21%);

Проявление неприязни, предвзятости, плохого отношения - 24(18%);

Нежелание выслушать студента и пойти ему навстречу - 16(12%);

Проблемы при проверке и оценке знаний (необъективность, невозможность улучшить результаты) - 9(7%);

Студент ругается с преподавателем - 7(5%);

Спор - 5(4%);

Вызывающее поведение студента, его легкомысленное отношение к учебе - 4(3%);

Абсолютное нежелание пойти навстречу друг другу - 4 (3%);

Дисциплинарные действия преподавателя - 3(2%);

Неправильные действия преподавателя, вызывающие ответную реакцию студента - 3(2%);

То, чего надо избегать - 1(1%);

Не встречался - 4(3%);

Нет ответа 6 - (4%).

Таким образом, большая часть опрошенных понимает конфликт как наличие разногласий и отсутствие взаимопонимания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

 

Г.К. МАКАРОВА

Калининградский государственный технический университет

 

 

Известно, что на эффективность процесса обучения в вузе влияют много факторов: учебная мотивация студентов, профессиональная компетентность преподавателя, психологический климат в учебной группе. Среди них значительное место занимают конфликты между преподавателем и студентами. Открытые столкновения, выражающиеся в спорах по поводу оценок, взаимных оскорблениях, некачественном выполнении учебных заданий, негативным образом сказываются на результатах учебной деятельности студентов, эмоциональном состоянии студентов и преподавателей.

Педагогика высшей школы признает актуальными проблемы взаимоотношений преподавателя и студентов как условий эффективности процесса обучения. В последнее время активно развивается отрасль педагогики – педагогическая конфликтология. Некоторые исследователи (В.И. Андреев) считают педагогическую конфликтологию наукой XXI века, призванной обеспечить оптимальную и гуманистическую основу процесса обучения. Вместе с тем вузовская педагогическая конфликтология находится на начальной стадии своего развития: разрабатываются ее фактологические основы, выявляются фактические данные о частотности конфликтов между преподавателями и студентами, причинах и типах конфликтов, способах их профилактики.

В статье будут представлены обобщенные данные по проявлению конфликтов между преподавателями и студентами в процессе обучения с позиции студентов. Такой взгляд на конфликтные взаимоотношения способствует объективности их изучения, так как преподаватель имеет возможность узнать о субъективной позиции студента, его оценке преподавательской деятельности, что, несомненно, можно рассматривать как дополнительную коррекционную основу для управления процессом обучения студентов во всех видах учебной деятельности – от лекционных форм до организации учебной и производственной практики студентов.

В связи с тем, что по проблемам профилактики конфликтов между преподавателем и студентами отсутствуют научные исследования, мною совместно с кафедрой педагогики и психологии Калининградского государственного университета было проведено анкетирование 136 студентов 2, 3, 4 курсов трех калининградских вузов (КГУ, КГТУ, БИЭФ). Объектом изучения выступали:

ситуации учебного затруднения как показатели конфликтогенности процесса обучения в вузе;

действия преподавателей, вызывающие конфликтогенные состояния у студентов (чувства нетерпения, раздражения, гнева, озлобления);

понимание студентами конфликтов и конфликтных ситуаций;

отношение студентов к конфликтам с преподавателями;

качественные характеристики преподавателей, с которыми студенты вступили бы в открытое противостояние, если бы не опасались последствий;

выяснялись причины конфликтных ситуаций;

отдельно исследовались цели вступления в конфликт и способы его разрешения;

исследование дополнялось представлениями студентов об организации процесса обучения в вузе, при которых вероятность возникновения конфликтов была бы минимальной.

Предметом изучения явились так называемые объективные конфликты, которые осознаются студентами как ситуации объективации объективных противоречий, при которых некомпетентные действия преподавателя рассматриваются для студентов как объективные ситуации, приводящие к затруднениям в учебной деятельности. При этом студенты рассматриваются нами как «заложники» непрофессионализма преподавателей, которые в свою очередь, рассматриваются как «заложники» традиционного типа организации процесса обучения в вузе. Таким образом, мы предполагали, что выявленное положение дел в сфере потенциальных конфликтов выявит «конфликтогенные зоны» процесса обучения в вузе. Владение подобными знаниями позволяет преподавателю определять меры профилактики объективных конфликтов в процессе обучения.

Перейдем к материалам опроса.

1.Итак, что студенты понимают под ситуацией “конфликт с преподавателем”?

Отсутствие взаимопонимания - 36(26%);

Разногласия по какому-либо вопросу, разные точки зрения - 29(21%);

Проявление неприязни, предвзятости, плохого отношения - 24(18%);

Нежелание выслушать студента и пойти ему навстречу - 16(12%);

Проблемы при проверке и оценке знаний (необъективность, невозможность улучшить результаты) - 9(7%);

Студент ругается с преподавателем - 7(5%);

Спор - 5(4%);

Вызывающее поведение студента, его легкомысленное отношение к учебе - 4(3%);

Абсолютное нежелание пойти навстречу друг другу - 4 (3%);

Дисциплинарные действия преподавателя - 3(2%);

Неправильные действия преподавателя, вызывающие ответную реакцию студента - 3(2%);

То, чего надо избегать - 1(1%);

Не встречался - 4(3%);

Нет ответа 6 - (4%).

Таким образом, большая часть опрошенных понимает конфликт как наличие разногласий и отсутствие взаимопонимания.

Как Вы относитесь к конфликтам с преподавателем? Поясните свою позицию.

Отрицательно - 75(55%), так как:

опасаюсь последствий (оценки на экзамене и т.п.) - 35(26%);

Мешают учебному процессу - 6(4%);

Надо находить компромисс в любой ситуации - 5(4%);

Ничего не изменится - 5(4%);

Преподаватель имеет больше власти (“всегда прав”) - 5(4%);

Они неизбежны - 3(2%).

Должен предупреждать преподаватель - 1(1%);

Лучше не конфликтовать, я не конфликтую - 20(15%);

Нормально - 8(6%);

Безразлично - 8(6%);

По-разному, в зависимости от ситуации - 5(4%);

Не боюсь - 1 (1%);

Тревожно, боюсь - 4 (3%);

Пытаюсь избегать, но иногда нужно и отстоять свои интересы - 2(1%);

Хорошо, если это культурный спор - 3(2%);

Нужно выходить умно, с пользой для себя и уважением к преподавателю - 1(1%);

Не знаю - 2(1%).

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных отрицательно относятся к конфликтам с преподавателями, т.к. опасаются последствий. Положительный потенциал конфликта видят только 10% респондентов.

 

3. Случалось ли Вам быть в роли оппонента конфликта с преподавателем?

Нет - 81(60%);

Да - 52(38%);

Т.к. я спокойный (неконфликтный) человек (стараюсь избегать, не конфликтую) – 34;

Редко – 25;

Один раз – 16;

Опасаюсь последствий – 12;

Часто – 6;

Ни к чему не приведет – 7;

Не имею претензий, студент должен учиться – 4.

Таким образом, большая часть студентов стараются избегать конфликтов с преподавателями, а из тех, кто вступает в конфликт, делают это редко.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...