Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






На IX Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

На IX Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

Номинация III:

«Развивающие психолого-педагогические программы»

 

 

Название программы:

«Развивающая психолого-педагогическая программа

«Я все могу»

Авторский коллектив:

№ п/п Ф.И.О. автора Должность
1. Мария Геннадиевна Воробьева педагог-психолог
2. Алла Владимировна Воробьева учитель-дефектолог
3. Сергей Николаевич Сюрин педагог-психолог

 

Контактная информация:

Контактное лицо Сюрин Сергей Николаевич
Электронная почта [email protected]
Телефон рабочий 8(498)568-56-11
Телефон мобильный 8(903)717-23-34
Адрес 143401, Московская область, г. Красногорск, ул. Пионерская д.23а

 

В Оргкомитет IX Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Автор (авторский коллектив в составе) ____Воробьева Алла Владимировна,___

(ФИО полностью)

Воробьева Мария Геннадиевна, Сюрин Сергей Николаевич_____________________

направляет для участия в IX Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»

в номинации III «Развивающие психолого-педагогические программы» развивающую психолого-педагогическую программу «Я все могу».

Практическая апробация указанной программы проведена с «01»_сентября_2014 г. по «25»_мая_2017 г. в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (название образовательного учреждения)

«Образовательный центр «Созвездие»» г. Красногорска Московской области.

Отзыв образовательного учреждения прилагается.

Авторский коллектив в составе ______Воробьева Алла Владимировна, Воробьева____

(ФИО полностью)

Мария Геннадиевна, Сюрин Сергей Николаевич________________________________

согласны на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

Подписи ____________________/А.В. Воробьева/

____________________/М.Г. Воробьева/

____________________/С.Н. Сюрин/

«_18_»__августа___2017 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00

 

ОТЗЫВ

по результатам апробации и внедрения

в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс

развивающей психолого-педагогической программы

«Я все могу» в МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу» разработана авторским коллективом специалистов коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» в следующем составе: педагог-психолог – М.Г. Воробьева, учитель-дефектолог – А.В. Воробьева и педагог-психолог - С.Н. Сюрин.

Рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра (протокол №01 от 25.08.2014г.).

В реализации развивающей психолого-педагогической программы «Я все могу» с 01.09.2014г. по настоящее время приняло участие 6 классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школьного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» (классы для детей с задержками психического и речевого развития различного генеза). Общее количество участников (из числа обучающихся подготовительных-1 классов) - 96 человек. По результатам первичной и итоговой психолого-педагогической диагностики уровня сформированности графомоторных навыков и базовых компонентов познавательной деятельности у большинства участников программы выявлена выраженная положительная динамика развития.

Реализуемая на базе коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу» позволяет сформировать графомоторные навыки у обучающихся, способствует развитию графической деятельности, базовых компонентов познавательной деятельности (воображение, внимание, память, аналитико-синтетические процессы), навыков эффективной коммуникации, способствует личностному развитию учащихся.

Вышеуказанная программа неоднократно получала положительные отзывы учителей школьного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»», родителей и участников программы, успешно внедрена в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных организаций городского округа Красногорск.

17.08.2017г.

Заместитель директора

по диагностической и коррекционной работе

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.И. Макарова

Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» М.А. Лямзин

Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» Н.А. Рачковская

РЕЦЕНЗИЯ

доктора педагогических наук,

профессора кафедры общей и педагогической психологии

ГОУ ВО Московской области

«Московский государственный областной университет»

Рачковской Надежды Александровны

на развивающую психолого-педагогическую программу «Я все могу»

 

Актуальность рецензируемой программы обусловлена трудностями, которые испытывают дети в информационном обществе при овладении навыком письма на начальном этапе обучения. Авторский коллектив убежден, что развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности будет стимулировать развитие познавательных процессов, творческих способностей, пространственного восприятия, графомоторного навыка, зрительно-двигательной координации. Это подготовит дошкольника к успешному освоению письма в период обучения в школе, а также будет способствовать развитию речи.

В программе обстоятельно представлены различные активные формы и методы работы с детьми, такие как беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, практические задания, дидактические игры. В процессе занятий используются различные доступные дошкольному возрасту техники изобразительной деятельности. Следует отметить, что в структуру каждого из 18 занятий, разработанных авторами, интегрированы пальчиковая гимнастика, физкультминутки, что придает положительный эмоциональный тонус занятиям изобразительной деятельностью.

Программа оформлена в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида, в частности, обоснована ее актуальность, сформулированы цель и задачи, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.

В приложениях содержатся отзывы детей, родителей и педагогов о программе, а также обширный дидактический материал, который использовался в процессе реализации программы.

Вывод: развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу», разработанная С.Н. Сюриным, М.Г. Воробьевой и А.В. Воробьевой, представляется актуальной, практически значимой, является апробированной в практической деятельности и рекомендуется к реализации в условиях дошкольных образовательных организаций, а также в работе с детьми, имеющими нарушения речи, особенности интеллектуального развития и состояния опорно-двигательного аппарата.

18.08.2017

Д.п.н., профессор Н.А. Рачковская

 

Подпись Рачковской Надежды Александровны удостоверяю

Начальник отдела кадров

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская

 

РЕЦЕНЗИЯ

доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии

и педагогической антропологии ФГБОУ ВО

«Московский государственный лингвистический университет»

Лямзина Михаила Алексеевича

на развивающую психолого-педагогическую программу «Я все могу»

 

Развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу» разработана авторским коллективом специалистов коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» педагогами-психологами М. Г. Воробьевой и С. Н. Сюриным, а также учителем-дефектологом А. В. Воробьевой. Данная программа рассмотрена и одобрена для использования в учебно-воспитательном и коррекционно-развивающем процессе МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» на заседании коррекционного совета центра.

Технологии, применяемые авторами программы в ходе её практической реализации позволяют, как показывают результаты, сформировать у обучающихся графомоторные навыки, которые способствуют развитию их графической деятельности и базовых компонентов познавательной деятельности (воображение, внимание, память, аналитико-синтетическое мышление и др.), а также способы эффективной коммуникации, в целом способствуют социальному и личностному развитию детей.

Программа оформлена в соответствии с требованиями, которые предъявляются к работам данного вида. В частности, в ней обоснована актуальность подходов, сформулированы цель и задачи, дано теоретико-методологическое обоснование, выделены этапы ее реализации, методы и формы работы, критерии оценки эффективности программы, диагностический инструментарий и др.

В приложениях содержатся отзывы детей, родителей и педагогов о программе и результатах её применения, а также обширный дидактический материал, который использовался в процессе реализации программы.

Вывод: развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу», разработанная С.Н. Сюриным, М.Г. Воробьевой и А.В. Воробьевой, является актуальной и практически значимой, прошедшей должную апробацию. Данная программа рекомендуется к реализации в условиях дошкольных образовательных организаций, а также в работе с детьми, имеющими нарушения речи, особенности интеллектуального развития, дефекты в состоянии опорно-двигательного аппарата.

 

 

21.08.2017г.

Д.п.н., профессор М.А. Лямзин

 

Подпись Лямзина Михаила Алексеевича удостоверяю

Начальник отдела кадров

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие» В.В. Котловская

 

 

АННОТАЦИЯ

к развивающей психолого-педагогической программе «Я все могу»

 

Развивающая психолого-педагогическая программа «Я все могу», апробирована и внедрена в целостный педагогический процесс коррекционного отделения МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»».

Программа «Я все могу» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на оказание помощи следующим категориям детей:

ü с ограниченными возможностями здоровья;

ü дети-инвалиды;

ü дети с нормативным уровнем развития.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей испытывающих трудности в овладении письмом на начальном этапе обучения. Во многом это связано с недостаточной сформированностью графомоторного навыка в предшкольном периоде. Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков.

Программа «Я все могу» рассчитана на 18 занятий. Занятия проводятся с группой детей от 4-6 человек, один или два раза в неделю. Режим занятий выстроен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами, к организации занятий: продолжительность занятия 45 минут из которых практическая деятельность ребенка не превышает 30 минут. Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах согласно расписанию, составленному в начале учебного года. Программа позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, по возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей. Допустимое количество детей от 4 до 6 человек.

В рамках реализации развивающей программы используются следующие методы:

- Словесные методы (устные и печатные).

- Практические, игровые методы (дидактические).

- Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).

ü Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения. Позволяют в кратчайший срок передать информацию детям.

ü Наглядные методы образования понимаются такие методы,

при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, специально подготовленных бланков на печатной основе, зарисовок на доске.

Использование технических средств: музыкальное сопровождение занятий и физкультминуток.

ü Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер. Упражнения могут проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности. К практическим методам обучения в нашей программе можно отнести: практические задания, игры, упражнения.

Методические приемы: дидактические игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, устное изложение, диалог, показ иллюстраций, работа по образцу.

ü Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт.

Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций к дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения и по принципу «от простого к сложному». В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, приспособленные для целей обучения.

При реализации данной программы используются следующие формы деятельности учащихся:

- фронтальные – одновременная работа со всеми учащимися;

- коллективные – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между детьми;

- индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, упражнений, решение проблем.

Занятия по программе «Я все могу» наиболее эффективны в малой группе в связи с необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143401, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. КРАСНОГОРСК, УЛ. ПИОНЕРСКАЯ Д.23А, ТЕЛ/ФАКС 8(498)568-56-00

 

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по диагностической Директор МБОУ «Образовательный центр

и коррекционной работе «Созвездие»

______________________Н.И. Макарова ______________________ С.Н. Сюрин

«01» сентября 2014г. «01» сентября 2014г.

 

Развивающая

психолого-педагогическая программа

«Я все могу»

 

 

Авторский коллектив:

педагог-психолог

высшей квалификационной категории М.Г. Воробьева

учитель-дефектолог

первой квалификационной категории А.В. Воробьева

педагог-психолог

высшей квалификационной категории С.Н. Сюрин

 

 

Рассмотрено и одобрено для использования в

учебно-воспитательном и коррекционно-

развивающем процессе МБОУ

«Образовательный центр «Созвездие»» на

заседании коррекционного совета центра

(протокол №01 от 25.08.2014г.)

 

«Согласовано» «Согласовано»

Д.п.н., профессор, методист Д.п.н., профессор, методист

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

________________ М.А. Лямзин ________________ Н.А. Рачковская

«01» сентября 2014г. «01» сентября 2014г.

 

 

Красногорск

2014г

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность…….…………………….……………………………………..………10

 

2. Участники программы………….…………………………………………………...11

 

3. Цель и задачи программы ……………………………………………………….....11

 

4. Научные, методологические и методические основания программы …………..12

 

5. Обоснование необходимости реализации данной программы …………………..13

 

6. Структура и содержание программы …………………………………………….. 14

 

7. Описание используемых технологий, методик, инструментария …………….....63

 

8. Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении

программы ………………………………………………………………………….. 65

 

9. Нормативные документы, которыми обеспечивается гарантия прав

участников ……………………………………………………………………….… 65

 

10. Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы …………..…. 67

 

11. Сроки и этапы реализации программы ………………………………………...… 70

 

12. Ожидаемые результаты реализации программы …………………………………70

 

13. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы ……...71

 

14. Критерии оценки достижения планируемых результатов ……………………… 74

 

15. Сведения о практической апробации программы ……………………………..… 75

 

16. Приложение …………………………………………………………………………76

 

17. Фотоотчет о реализации программы …………………………………………….167

 

18. Отзывы участников о программе «Я все могу»………………………………….173

 

19. Отзывы учителей о программе «Я все могу»…………………………………….174

 

20. Отзывы родителей о программе «Я все могу»…………………………………...176

 

 

 

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» В. А. Сухомлинский

Актуальность

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей испытывающих трудности в овладении письмом на начальном этапе обучения. Во многом это связано с недостаточной сформированностью графомоторного навыка в предшкольном периоде. Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики. Для овладения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательных навыков.

В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисования, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструированием, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Школьная неуспешность в частности в освоении навыка письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети, как правило, характеризуются низким уровнем развития зрительной и слуховой памяти, восприятия, внимания, зрительно – двигательной координации, мышления, внутреннего плана действий. Они отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

Данная проблема наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебной деятельности. Отсутствие специальной подготовки учителей, делает работу по преодолению трудностей в обучении ребенка с вышеуказанными трудностями малоэффективной и часто создает ситуацию стресса, что в свою очередь приводит к снижению учебной мотивации у ребенка. Поэтому одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в предшкольный и в начальный школьный период является развитие графомоторного навыка. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 6-7 лет не теряет своей актуальности.

Программа «Я все могу» относится к числу развивающих психолого-педагогических программ и направлена на оказание помощи следующим категориям детей:

ü с ограниченными возможностями здоровья;

ü дети-инвалиды;

ü дети с нормативным уровнем развития.

Участники программы

Дети старшего дошкольного и обучающиеся первого класса.

Цель и задачи программы

Цель: формирование и развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста и у обучающихся первого класса.

Задачи программы:

ü Развивать зрительный анализ (выделение сходных и различающихся элементов различных объектов);

ü Формировать пространственные представления (представления о пространственных и пространственно - временных свойствах и отношениях, величине, форме;

ü Формировать представления об относительном расположении объектов (во избежание появления в будущем "зеркального письма", неправильного написания букв и цифр, некоторых орфографических ошибок, трудностей при обучении счету);

ü Дифференцировать степени напряжения мелкой мускулатуры руки для формирования в дальнейшем двигательного навыка письма (психомоторное развитие);

ü Развивать умения анализировать и копировать образец;

ü Развивать произвольное внимание и формировать умения подчинять свои действия заданной системе требований (произвольность в управлении мыслительной деятельностью и поведением в целом);

ü Развивать базовые компоненты познавательной деятельности (воображение, внимание, память, аналитико-синтетические процессы);

ü Развивать навыки эффективной коммуникации и взаимодействия со всеми участниками учебного процесса;

ü Довести до сведения специалистов и родителей:

- Информацию о необходимости развития графомоторного навыка в предшкольный и начальный школьный периоды;

- предоставить инструментарий для работы с детьми, испытывающими трудности в формировании и развитии графомоторного навыка.

Структура занятий

Основные части занятия Продолжительность Наполняемость частей занятия
1. Вводная часть. Организационный момент. 5 минут Цель: создание рабочего настроя. Активизация внимания и мотивирование к деятельности. Наполняемость: приветствие, подготовка рабочего места. Упражнения на активацию психомоторных процессов. Знакомство участников программы с кратким содержанием занятия.
2. Основная часть   30минут Цель: формирование и развитие графомоторного навыка. Наполняемость: дидактические игры, упражнения на копирование, дорисовывание по образцу, графические диктанты, лабиринты, раскрашивание, обводки, поисковые задания, игры на развитие моторной ловкости, физкультминутки, пальчиковая гимнастика с карандашом, корректирующая гимнастика для глаз.
3. Заключительная часть 10минут Цель: подведение итогов занятия, анализирование полученных знаний, умений, навыков. Наполняемость: Обсуждение занятия (рефлексия). Уборка рабочего места. Беседа с родителями о содержании и результатах занятия, объяснение домашних заданий. Проветривание и подготовка кабинета.

 

Тематический план

Содержание программы

Программой предусмотрены две диагностики:

ü Первичная диагностика.

ü Итоговая диагностика (проводится по окончании программы).

Первичная диагностика

Цель занятия:определение уровня развития графомоторного навыка.

Задачи:

- выявить уровень развития тонкой моторики;

- выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его;

- выявить уровень развития произвольного внимания;

- выявить уровень развития пространственного восприятия;

- выявить уровень развития сенсомоторной координации;

- выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей;

- оценить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

План диагностического занятия:

1. Знакомство;

2. Игра;

3. Выполнение заданий;

4. Физкультминутка;

5. Выполнение заданий;

6. Физкультминутка;

7. Обсуждение результатов диагностики и рекомендации родителям.

Ход диагностического занятия:

1.Знакомство с ребенком и родителями. Объяснение ребенку цели диагностики и ход занятия.

2.Игра «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается мешочек, в котором лежат разные предметы и деревянные фрукты. Все предметы ребенок рассматривает и самостоятельно убирает в мешок.

- Положи руку в мешочек и достань банан…, грушу…, арбуз…, сливу

и т.д.

- Молодец! Ты справился;

3.Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями – внешней и внутренней (Приложение 4. Субтест 1). Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Нужно сделать надрез, показав, как нужно будет работать.

4. Ребенку предлагается сложить разрезные картинки из 4 и 5 частей с изображением машинки и бабочки (Приложение 4. Субтест 2).

Процедура проведения:

Ребенку предлагаются разрезные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

5. Физкультминутка.

А теперь мы дружно, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

6.Ребенку предлагается нарисовать картину в точности как на образце.

Инструкция:

«Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком». Приложение 4. Субтест 3). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце».

7.Ребенку предлагается выполнить «Графический диктант» (Приложение 4. Субтест 4).

Инструкция:

«Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо». Дальше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать третий узор. Начинаю диктовать. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Дальше продолжи узор сам.

Физкультминутка.

-Ветер тихий клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен

– Гриша шел, шел, шел, Белый гриб нашел. Раз – грибок, два – грибок, Положил их в кузовок.

9.Обсуждение результатов диагностики и выработка рекомендаций для родителей по оказанию помощи ребенку.

Итоговая диагностика

Цель:Динамическое определение уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков по окончании программы.

Задачи:

- выявить уровень развития тонкой моторики;

- выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его;

- выявить уровень развития произвольного внимания;

- выявить уровень развития пространственного восприятия;

- выявить уровень развития сенсомоторной координации;

- выявить уровень сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей;

- оценить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

План диагностического занятия:

1. Вступительное слово специалиста;

2. Игра;

3. Выполнение заданий;

4. Физкультминутка;

5. Выполнение заданий;

6. Физкультминутка;

7. Обсуждение результатов диагностики и рекомендации родителям.

Ход диагностического занятия:

1. Приветствие. Объяснение ребенку цели диагностики и ход занятия.

2. Игра «Бирюльки». Ребенку предлагается баночка, в которой находятся мелкие деревянные детали. С помощью специального крючка ребенку необходимо перенести все детали в другую баночку без помощи второй руки.

- Сейчас я предлагаю тебе поиграть в старинную русскую игру «Бирюльки». Открой баночку, возьми крючок и попытайся ухватить маленький предмет перенести его из одной баночки в другую. Второй рукой помогать нельзя. Постарайся переместить все предметы.

- Молодец! Ты справился.

3. Ребенку предлагается сложить разрезные картинки из 4, 5 и 6 частей (изображения на картинках могут быть любые).

Процедура проведения:

Ребенку предлагаются разрезные изображения предметов. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

4. Перед ребенком кладется «Корректурная проба» на печатной основе (приложение 5. Субтест 2) и простой карандаш.

- На этом листе нужно найти и вычеркнуть все треугольники и круги. Ты будешь находить фигуры, и вычеркивать их, а я буду читать тебе сказку. Приготовились, начинаем.

Подружилась лиса с журавлем. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла, звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена. Лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

(из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

Физкультминутка(дети повторяют движения заданные взрослым) Вышли детки на лужок, заглянули под кусток, Увидали зайчика, поманили пальчиком. Зайка, зайка попляши, твои лапки хороши. Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять Вместе с зайчиком скорей, мы попляшем веселей.

1. Перед ребенком кладется бланк с заданием(приложение 5. Субтест 3) и цветные карандаши.

- На этом листе нужно найти и раскрасить сначала домики, а потом клеточки. Я буду называть домик который нужно раскрасить, а ты найдешь домик и раскрасишь его таким цветом, каким я назову. Постарайся раскрасить очень аккуратно. Приготовились, начинаем.

На рисунке в части А:

· раскрась красным карандашом верхний домик;

· раскрась синим карандашом домик, находящийся под красным;

· раскрась желтым карандашом домик, находящийся справа от синего домика;

· раскрась зеленым карандашом домик, находящийся слева от синего домика;

· раскрась коричневым карандашом домик, находящийся под желтым домиком;

На рисунке в части Б:

· раскрась черным карандашом клеточку, отмеченную звездочкой;

· клеточку снизу от нее закрась зеленым карандашом;

· клеточку сверху от нее закрась желтым карандашом;

· красным карандашом закрась одну из клеточек – так, чтобы желтая клеточка оказалась между черной и красной клеточками.

2. Перед ребенком кладется бланк с заданием (приложение 5. Субтест 4) и простой карандаш.

- Посмотри внимательно на узоры и дорисуй каждый из них до конца строки.

3. Задание «Перерисуй домик и елочки». Перед ребенком кладется бланк с заданием (приложение 5. Субтест 5) и простой карандаш.

- Внимательно посмотри на рисунок и попробуй нарисовать такой же, но справа.

Физкультминутка(дети повторяют движения заданные взрослым).

- Сначала буду маленький,К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.

- Рыбки весело резвятся, В чистой, тепленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

4.Задание «Графический диктант «Зонтик»». Перед ребенком кладется бланк с заданием (приложе

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...