Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Леонид Изотович Рувинский С. И. Хохлов

Леонид Изотович Рувинский С. И. Хохлов

Как воспитать волю и характер

 

 

«Как воспитать волю и характер»: Просвещение; Москва; 1986

Аннотация

 

Популярным языком, привлекая обширный фактический материал авторы рассказывают о возможностях человеческого организма, о значении самовоспитания нравственного самосовершенствования. Основная идея книги — воля как и мускулы, развивается в работе. Книга содержит конкретные рекомендации по самосовершенствованию. Адресована юношам и девушкам.

 

Как воспитать волю и характер

Книга для учащихся

 

К читателю

 

Для вас, молодых людей, очень полезно уже с ранних лет занять ответственное положение. Это совершенно необходимо для развития ума и особенно характера.

К. Маркс, Ф. Энгельс

 

Великие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем чем они были, они стали тем, чем хотели быть и остались верными этому своему стремлению до конца жизни.

Гегель

 

Юный читатель, ты стоишь на пороге самостоятельной жизни Тебе предстоит продолжить великое дело твоих дедов и отцов — строительство нового коммунистического общества Это потребует напряжения всех твоих сил и возможностей Готов ли ты к преодолению тех трудностей, которые ожидают тебя на нелегком, но благородном жизненном пути? Хватит ли тебе сил, энергии, стойкости, чтобы не свернуть с намеченного пути, достигнуть благородных целей, поставленных самой жизнью и лично тобою, остаться (самим собою и любых, даже самих трудных испытаниях?

А может быть первые же неудачи на твоем пути парализуют твою волю, и ты потеряешь веру и свои силы, в «пои способности, в возможность достижения важных жизненных целей и задач, утратишь свое собственное «я» и превратишься в обыкновенного обывателя и приспособленца?

Авторы выражают надежду, что эта книга поможет воспитать силу воли, сформировать качества, необходимые для того, чтобы быть самостоятельным, уметь преодолевать трудности, завоевать авторитет окружающих, приобрести настоящих друзей, ставить перед собой определенные цели и успешно бороться за их достижение.

 

Что такое воля и характер

 

Тот жалок, кто под молотом судьбы поник, испуганный, без боя

Н. Огарев

 

Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

С. Смайлс

 

Характер и его свойства

 

Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди пытались понять их сущность, выделить типологию. Так появились различные типы Характеров. Вот, к примеру, тип лицемера, составленный Древнегреческим мыслителем Теофрастом: «...Он дружески толкует с врагом, соболезнует ему в горе, хвалит в глаза, за спиной ругает, ласково разговаривает с сердитым на Него... Вы его браните, он не оскорбляется, а спокойно слушает вашу брань... Вы намерены занять у него денег или Испросить у него помощи — у него готов ответ... Он скрыва-|Т все свои поступки и твердит, что только обдумывает... Услышал — и не подает виду, увидел — скажет, что не видел, даст слово и прикинется забывшим о нем. Об одном он твердит: подумаю; о другом: знать ничего не знаю; сегодня слышишь от него: и в толк не возьму, завтра: подобная мысль приходит мне в голову не впервые».

Характер нередко путают с темпераментом, который представляет собой врожденные природные особенности.

Начную классификацию темпераментов дал И. П. Павлов. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения. Определяют же характер человека приобретенные в течение жизни качества. Поэтому реальные представители темпераментов могут лишь проявлять склонности к описываемому далее характеру поведения. Например, сангвиники отличаются подвижностью, уравновешенностью. Они быстрее приспосабливаются к новым условиям, видам деятельности, общительны, необидчивы. В коллективе они жизнерадостны, с удовольствием берутся за живое и интересное дело. Однако быстро остывают и оставляют начатое, когда теряют интерес. Стоять в очереди или заниматься кропотливой работой — для них сущее наказание. Для достижения успехов сангвиникам можно посоветовать поменьше разбрасываться по мелочам, быть целеустремленнее, усидчивее, аккуратнее.

Флегматик, спокойный, уравновешенный, солиден, медлителен, ровен в отношениях. Он не повышает голоса. Его трудно вывести из себя. Ему нужно время для раскачки. Но если он уже начал работать, его трудно остановить. Дело доводит до конца, аккуратен. Мимика и пантомимика его бедны. Он малоразговорчив. И хотя отличается постоянством и глубиной чувств, но говорить об этом не любит. В плане самосовершенствования флегматику важно вырабатывать у себя привычку быть более общительным, активным, отзывчивым.

Представители холерического темперамента отличаются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношениях, энергичны в деятельности. Самооценка чаще завышена. Они страстно отдаются работе и чувству. Холерикам важно сдерживать себя, не быть заносчивыми. Если вы холерик, возьмите себе за правило, прежде чем бурно реагировать на что-либо, сосчитайте до 10, и вы избавите себя от многих бед, в первую очередь от несдержанности и всех отрицательных последствий ее. В одной из армий солдат имеет право подать жалобу только на следующий день после чьего-либо проступка. Это связано с тем, что когда мы остываем, случившееся нам уже не кажется таким серьезным и трагичным, чтобы из-за этого скрещивать шпаги.

Представители меланхолического типа темперамента отличаются особой чувствительностью, неуравновешенностью, повышенной ранимостью. Они несколько замкнуты, особенно в новой компании, необычной обстановке, неуверенны в себе. Самооценка у них нередко занижена. В привычной для них обстановке они контактны, активны, могут проявлять силу воли. В плане самосовершенствования меланхоликам надо быть более активными, заниматься шефской помощью, организаторской деятельностью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятие физкультурой и спортом, в частности гимнастикой.

Наглядно представить себе влияние того или иного типа темперамента на поведение человека вам поможет следующий пример. Четыре человека с различными темпераментами опоздали в театр. Их не пускают. Холерик cразу в атаку: «Что за порядки? Ваши часы спешат!» — и пытается протиснуться силой. Сангвиник сразу сообразил, то легче пройти на верхний ярус, и быстро побежал по лестнице вверх. Флегматик не торопясь развернулся и... пошел в буфет, говоря: «Ничего, пока поем, а там и антракт будет. Первое действие всегда неинтересное». А меланхолик тяжко и глубоко вздохнул и тихо сказал с грустью «Всегда мне не везет, собрался один раз за полгода театр и то неудачно» и... уехал домой».

Следует отметить, что ярко выраженные типы темперамента встречаются довольно редко. Обычно в каждом человеке можно обнаружить свойства двух, а то и более типов темперамента. Изменить свойства темперамента можно в очень ограниченных пределах. С возрастом происходит маскировка темперамента, т. е. свойства его проявляются менее ярко. Это говорит о сложном сочетании социального биологического в человеке. Биологическое, в данном случае тип высшей нервной деятельности, составляет физиологическую основу темперамента, но определяющими все же являются социальные качества человека, вырабатываемые в процессе его жизнедеятельности.

Что же такое характер?

Характер — это такие устойчивые особенности личности, которые обуславливают типичный для данного человека способ поведения, отношение к людям, самому себе, к работе и т. д.

Для отражения наиболее существенных черт характера того или иного человека используются обычно термины коллективист», «эгоист», «индивидуалист», «добрый», «злой», «слабохарактерный», «решительный», «самостоятельный», «несамостоятельный», «скромный», «хвастливый», «лгун», «честный» и т. д.

Число черт характера очень велико, поэтому перечислять все не имеет никакого смысла да и просто невозможно.

Можно выделить лишь наиболее общие свойства характера.

Сила характера. Человек с таким характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность, проявлять мужество.

Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.

Оригинальность характера проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т. д.

Цельность характера представляет собой согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Единство слова и дела. Цельность характера, по словам Эрнста Тельмана, является неотъемлемым качеством прогрессивной личности.

Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т. д.

Большинство черт характера можно объединить в следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, подавленность, оптимизм и т. д.), моральные (честность, коллективизм, сознание общественного долга, ответственность, чуткость, внимательность и др.), волевые (решительность, настойчивость, мужество, самообладание, выдержка, целеустремленность, активность, смелость, инициативность, уверенность, терпеливость и др.).

Решающее значение в характере человека имеют морально-волевые свойства, которые, как и большинство других, формируются постепенно в процессе познания и практической деятельности Далее мы будем касаться в основном воспитания морально-волевых качеств человека

Заблуждением было бы считать, что характер человека— это нечто неизменное, обусловленное наследственностью. Среди советских психологов общепризнанно, что характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.

Характер — это своего рода стержень, во многом определяющий степень настойчивости человека в реализации целей и задач. По существу характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Не случайно уже с древности давались описания счастливых и несчастливых, плохих и хороших характеров. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер.

Вспомним рассказ А. П. Чехова «Тяжелые люди», в котором показано, как любящие друг друга люди не могут хорошо, дружно и счастливо жить из-за трудных характеров, ранят, душевно травмируют друг друга и чувствуют себя несчастными. Психологически точно заканчивает A. П. Чехов рассказ описанием последствий ссоры отца с сыном-студентом: «Студент пошел к себе и тихо лег. До самой полночи лежал он неподвижно и не открывая глаз. Он не чувствовал ни злобы, ни стыда, а какую-то неопределенную душевную боль Он не обвинял отца, не жалел матери, не терзал себя угрызениями; ему понятно было, кто все в доме теперь испытывают такую же боль, а кто виноват, кто страдает более, кто менее, богу известно... Слышно ему было до самого утра, как неспавший отец тихо бродил от окна к окну и вздыхал. Никто не спал; говорили редко, только шепотом. Два раза к нему за ширмы приходила мать. Все с тем же удивленно-тупым выражением, она долго крестила его и нервно вздрагивала... В пять часов утра студент нежно простился со всеми и даже поплакал. Проходя мимо отцовской комнаты, он заглянул в дверь. Евграф Иванович одетый, еще не ложившийся, стоял у окна и барабанил по стеклам...»

Каждого из вас вполне естественно интересует вопрос: А можно ли по каким-то внешним признакам судить о том или ином характере человека?» Характер человека имеет внешние выражения (одни люди всегда суровы, другие — приветливы, третьи — подобострастны и т. д.), поэтому (наблюдательный человек по внешним признакам может определить некоторые черты характера. Но каким же образом, спросите вы, черты характера

Когда человек улыбается, на лице образуется определенная месив, которая и выражает характер данного человека. А поскольку смеемся мы зачастую не задумываясь, рефлекторно, импульсивно, то проявляем свои истинные черты характера. Л. Н. Толстой различал улыбку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешливую, глупую, кроткую.

О характере человека можно судить и по выражению глаз. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Л. Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

Характер может выражаться и в позе. Например, люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь и отбрасывают назад голову. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, на лице широкая подобострастная улыбка, а в уголках глаз едва заметный хитрый смех.

Некоторые данные о человеке можно получить с помощью так называемых прожективных тестов (методов). Например, для выяснения отношения к начальству по службе американским новобранцам предлагался рисунок: «Матрос перед офицером». Новобранцы должны были высказать свое мнение о сюжете рисунка. Одни полагали, что офицер поручает матросу серьезное задание, другие — матрос получает взыскание, третьи — матрос обращается к офицеру с просьбой. Первые характеризовались ревностным отношением к службе, вторые оказались дисциплинированными, но безинициативными, так как у них преобладает страх наказания, третьи — независимые и непослушные.

Конечно, существует множество более точных методик для выявления тех или иных особенностей человека. Об этом можно почитать в специальной психологической литературе.

 

Понятие воли

 

Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности Оно необходимо для ее формирования в целом.

Если вы хотите всерьез заниматься самовоспитанием, то должны стать по отношению к себе педагогом и психологом, а для этого необходим хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и в первую очередь о характере и воле человека. О характере мы уже писали выше. Теперь познакомимся с волей.

Все наше поведение состоит из отдельных поступков.

Поступок неразрывно связан с отношением к самому себе, к окружающей действительности, другим людям, труду, его предметам и результатам.

Это отношение может быть неустойчивым и устойчивым. Например, какая-либо игра может нравиться или не нравиться в зависимости от нашего настроения. Это неустойчивое отношение.

Все мы любим свою Родину. Это уже устойчивое отношение. Источником такого устойчивого отношения являются убеждения, систему которых мы называем мировоззрением.

В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы (даже с риском для жизни) поступаем в соответствии с нашими убеждениями (вступаем в схватку с бандитами, защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т. д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя, согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь девушки, друга и т. д.).

Поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.

Когда гармонично сочетаются воля и убеждение, человек способен на свершение благородных и героических поступков. Воля человека тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса, характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью и практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля.

В повседневном поведении мы руководствуемся не только убеждениями и мировоззрением. Многие наши поступки побуждаются чувствами (сколько совершено подвигов во имя любви, чувства долга?), интересами, жаждой познания (вспомните, какие героические поступки совершали ученые Джордано Бруно и др.) и другими мотивами.

Мотивы — это то, что побуждает человека к тому или иному действию. Они являются психологическим центром личности.

Мотивами могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них развиваются, приобретают большую значимость для человека и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности.

Профессор В. И. Селиванов отмечает: «Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, ее жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)».

Направленность личности проявляется в особенностях интересов и потребностей личности, в особенностях целей, которые ставит перед собой человек, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т. д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность личности определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве личности, как целеустремленность.

Очень важно поэтому уже с подросткового и юношеского возрастов формировать у себя высоконравственные мотивы, ибо, как отмечает ученый-психолог А. Н. Леонтьев, внутреннюю психологическую оправданность существования человека создает только такой ведущий мотив-цель, который «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом».

Но любой мотив и цель, какими бы они благородными ни были, должны воплотиться в действие, только тогда они приобретают истинную ценность. Мотивы и цели претворяются в деятельность с помощью волевых процессов, состояний и качеств личности.

Таким образом, воля тесно связана с мотивами человека, со всей личностью в целом. «В волевой активности, — пишут А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев, — проявляется весь человек со всеми его качествами и особенностями — интересами, потребностями и склонностями, способностями и убеждениями...»

Основные особенности волевых качеств неразрывно связаны с общими особенностями личности.

Итак, мы подошли к определению воли. Что же такое воля?

Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме.

В. И. Селиванов определяет волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».

Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.

Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения.

Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие.

Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия.

Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:

1) объективные трудности , обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением;

2) субъективные трудности , обусловленные особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать; нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету, лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т. д.

В зависимости от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с усвоением приемов работы: чтобы преодолеть трудности при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило.

Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т. д.

Следовательно, саморегулирование поведения человека в затрудненных условиях происходит с помощью волевых усилий на всех этапах волевого действия, т. е. при определении и постановке целей, борьбе мотивов, принятии решении, планировании, исполнении.

Если вы хотите развивать свою волю, то систематически упражняясь в преодолении трудностей в том или ином виде деятельности, вы создаете предпосылки и условия для развития все более сложных навыков и умений.

Приобретая тот иной навык, человек вначале держит нее операции под волевым контролем. Волевые усилия при этом проявляются и во внешних реакциях — в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. В процессе упражнений и автоматизации навыка волевые усилия как бы свертываются. Теперь человеку достаточно уже сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, словом «нужно», чтобы что-то изменить в выполняемой деятельности.

При закаливании воли важно учитывать, что волевые усилия тесно связаны с мотивами действия, ибо, по выражению И. М. Сеченова, голой воли не существует. Чем больше значимость и сила мотива, тем шире возможности человека для мобилизации волевых усилий.

Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.

Многие ребята рассматривают волю как способность изо всех сил напрягаться, никому не подчиняться и делать что то утомительное для себя. Такие опасные заблуждения могут принести даже к трагическим последствиям. В «Комсомольской правде» сообщалось как-то о юноше, который, желая закалить свою волю, один отправился на плоту в штормовую погоду по реке Амур. Только благодаря счастливой случайности юноша остался жив.

Чтобы успешно закалять свою волю, надо не только иметь представление о ней, но и хорошо знать все стороны нашей психики, с которыми связана воля, ибо воля и психические процессы взаимно обогащают друг друга.

Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли.

Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К. Д. Ушинского, внимание — это та единственная дверь души нашей, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность.

Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными.

Особенно хорошо это чувствуется при решении задач. Из-за того что мы не в состоянии преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий.

Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели.

Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами.

Вы все знаете нашего известного ученого-педагога В. А. Сухомлинского, создавшего 320 замечательных трудов, в том числе около 40 книг о воспитании. Что побуждало этого человека совершать такой гражданской подвиг, человека, который был тяжело ранен в годы Великой Отечественной войны и к сердцу которого все ближе и ближе подступали осколки, несущие смерть. Каждый следующий день приближал час его гибели. Сухомлинский знал это и спешил поделиться с людьми своими раздумьями.

«Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства, — писал он, — любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму. В моем сердце вечно кипит гнев, и в то же время мне хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны, хочется, чтобы никто из них не знал горя, страдания... Каждый день, каждый час я пробуждал в детских сердцах человечность — тончайшую способность чувствовать рядом с собой сложные движения чужого сердца, чужой души...»

Чувства бодрости, радости, уверенности в значительной степени помогают нам преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

Воля связана с памятью, без которой вряд ли возможна вообще какая-либо успешная деятельность.

Воля зависит от умственного развития человека. Без развитого ума она превращается в упрямство и произвол. Кик пишет Я. Коменский, «ум освещает путь воле, а воля повелевает действием».

Воли связана с привычками человека. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку — ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.

Добрая привычка, по выражению К. Д. Ушинского, есть нравственный капитал... который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены.

Для успешного формирования воли очень важно ознакомиться еще и с такими понятиями, характеризующими волю, как «волевые процессы», «волевые состояния», «волевые свойства личности».

Вот как характеризует их профессор В. И. Селиванов в своей книге «Воля и ее воспитание».

Волевые процессы имеют место в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения. Они конкретно выражаются в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, т. е. везде, где требуется мобилизовать волевые усилия для решения той или иной сложной задачи.

Волевые состояния — это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими успешному преодолению возникших трудностей. К ним относятся состоянии оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости, возникающие под действием целого комплекса жизненных обстоятельств. Временные психические состояния, снова и снова неоднократно испытываемые человеком, превращаются в черты личности, становятся особенностью его характера.

Волевые свойства (качества) личности — это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.

Естественно, у вас может возникнуть вопрос, почему мы основное внимание в книге уделили формированию морально-волевых черт характера. Это объясняется следующими причинами.

Моральная воспитанность определяет направленность всех наших поступков, в том числе и волевых. Если у человека, к примеру, развито чувство коллективизма, желание делать добро, то и все дела его и волевые усилия направлены на совершение добрых дел. Поступки же и волевые усилия эгоиста направлены на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов. Стержень жизнедеятельности человека — волевая основа его характера. И если вы хотите жить полной жизнью, отдавая себя общему делу, не попасть в разряд неудачников, если вы хотите стать хозяином своей судьбы, добиваться успехов в любом деле, закаляйте свою волю. И недаром, сравнивая волю и талант, Бальзак писал: «...Не существует больших талантов без большой воли, эти две силы — близнецы — необходимы для сооружения громадного здания славы...

Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитие природных склонностей, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает, подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

 

* * *

 

Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.

А. Макаренко

 

Для молодого возраста знакомство с мыслями великих умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.

И. Гердер

 

Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник.

В. Шекспир

 

Сильнее всех — владеющий собой.

Сенека

 

Мощный дух спасает расслабленное тело.

Гиппократ

 

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом деле мы не бессильны, а безвольны.

Ф. Ларошфуко

 

Разочарование — свойство слабых. Не доверяйте разочарованным— это почти всегда бессильные.

Г. Флобер

 

Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от гибели, но всякая гибель начинается с утраты воли к сопротивлению.

Л. Леонов

 

Нет ничего гибельнее для людей в частной и в государственной жизни, как действовать нерешительно, отталкивая от себя друзей и робея перед врагами.

Н. Чернышевский

 

Несчастье бывает пробным камнем характеров.

Оноре де Бальзак

 

Прежде всего поучай сам себя, тогда ты научишься чему-либо от других.

В. Гёте

 

Иметь твердую волю - не значит лишиться сердца.

Сабит Муканов

 

 

Как формируется идеал

 

Идеал любимого героя формируется у каждого из нас. Иногда это происходит незаметно для нас самих, но обязательно под влиянием нашего окружения. Идеалом могут быть родители, товарищи, знакомые, герои фильмов, книг, радиопередач, рассказов и т. д.

Не всегда наш идеал приобретает ясные и зримые очертания. Он может существовать в нас в виде неосознанного аморфного образа, оказывающего влияние на характер наших поступков. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы, во-первых, наш идеал воплощал в себе черты положительного героя, а для этого надо чаще общаться, соприкасаться с такими героями, чувствовать, понимать и положительно воспринимать их действия и поступки. И тогда наше «я» будет приближаться к положительным героям.

Во-вторых, важно не только иметь в себе идеал положительного героя, но и конкретизировать его в образ реального человека, с которого мы хотели бы делать себя.

Многие выдающиеся деятели достигали успехов в жизни нередко в значительной мере благодаря контактам, соприкосновению с мудрыми или добрыми людьми, от которых они воспринимали все самое лучшее. Вспомните благотворное влияние на маленького Пушкина его замечательной няни Арины Родионовны!

Вы знаете, что в детстве В. И. Ленин упорно занимался самовоспитанием. Его идеалом был старший брат Саша.

Анна Ильинична Ульянова вспоминала: «Володя был с детства вспыльчив, и пример Саши, его всегдашней ровности и большой выдержки имел для всех остальных детей, в том числе и особенно — для Володи, большое значение. Сначала подражая старшему брату, Володя потом сознательно стал бороться с этим недостатком, и в более зрелые годы мы совсем или почти совсем не замечали в нем вспыльчивости. Такую же борьбу с собой и работу над собой видим мы в нем и в отношении развития в себе трудоспособности. »

Благодаря упорной работе над собой, В. И. Ленин уже в юношеские годы выделялся среди сверстников развитой волей, глубоким интересом к знаниям. Преодолевая всевозможные препятствия, чинимые властями (ведь он был братом «государственного преступника»), тяжелые личные переживания, юный Володя Ульянов упорно, систематически и целеустремленно занимался самообразованием и самовоспитанием.

Его университетский курс оказался очень коротким. Прошло меньше четырех месяцев, как ему выдали студенческий билет за номером 197. Еще не было первой студенческой сессии, а он выплыл на стремнину студенческого движения и оказался в центре студенческих волнений. Студенты устроили сходку в здании университета и почти четыре часа оказывали упорное сопротивление местным властям. А когда ректор получил распоряжение очистить зал с помощью солдат и полиции, началось это мужественное шествие-отречение — на стол перед ректором студенты бросали свои билеты. Одним из первых бросил свой билет за номером 197 Володя Ульянов. 7 декабря 1887 г. Володя Ульянов был исключен из университета. А ночью пришел пристав с арестом. И вот ссылка в д. Кокушкино, в хуторке на Ушне. Семнадцатилетний Володя решил устроить для себя университет на Ушне. Как признавал потом сам Владимир Ильич в своих воспоминаниях, никогда позже, даже в тюрьме в Петербурге, он не читал столько, как в эту ссылку. Его любимейшим автором в этот период был Н. Г. Чернышевский, который, как признавал Владимир Ильич, сделал целый переворот в его жизни. «Он меня всего глубоко перепахал», — признавался Владимир Ильич.

Именно Н. Г. Чернышевский своими работами помог во многом молодому семнадцатилетнему Володе Ульянову определить и сформировать свое отношение ко многим сторонам социальной действительности того времени. И не только в этом заслуга Н. Г. Чернышевского. Он углубил представление об извечных, однозначно понимаемых добродетелях — о честности и доброте:

«Кто гладит по шерсти всех и все, тот, кроме себя, не любит никого и ничего; кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. Кого никто не ненавидит, тому никто ничем не обязан...» Эти слова дважды подчеркнул Владимир Ильич, и подписал: «Хорошо сказано».

«От доски до доски» были прочитаны Володей Ульяновым очерки Чернышевского об эстетике, искусстве и литературе. Тогда же начинается и серьезное приобщение Владимира Ильича к политической эко<

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...