Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек может многое, если захочет

 

Миллионы юношей и девушек ежегодно приходят в профессионально-технические училища, в средние и высшие учебные заведения, на производство, в спортивные секции, художественные школы и т. д. Каждый пытается найти спой жизненный путь, многие мечтают о большом успехе. Однако не каждый достигает желаемого. В чем же дело?

Причины разные. Многие молодые люди, встречаясь с трудностями, зачастую опускают руки, теряют веру в себя, легко отказываются от своих жизненных планов и начинают считать себя заурядными, полагая при этом, что резервы их психических возможностей полностью исчерпаны. Они недооценивают своих физических и душевных сил.

Многим из вас, вероятно, известна слепоглухонемая Ольга Скороходова, которая не только смогла получить среднее и высшее образование, но и защитила кандидатскую диссертацию по психологии и написала книгу «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Как же она смогла этого добиться?

Вот что пишет об этом психолог А. И. Мещеряков.

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным, а вынужденное одиночество приводит к психической деградации. Со Скороходовой этого не произошло. В десятилетнем возрасте она попадает в школу-Клинику для слепоглухонемых детей, организованную в 1923 г. профессором И. А. Соколянским в г. Харькове. Кропотливая работа специалистов способствовала развитию и восстановлению речи. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение Ольги всем Предметам школьного курса. Благодаря своей настойчивости, целеустремленности и другим волевым качествам, Ольга Ивановна Скороходова и добилась тех выдающихся успехов, о которых упоминалось выше. Можно с уверенностью сказать, что вся жизнь Ольги Ивановны — это подвиг.

Подвиг, который она совершала каждый день в течение многих лет. Этим подвигом Ольги Ивановны восхищался в свое время великий пролетарский писатель Максим Горький, который писал в одном из своих писем О. И. Скороходовой: «Вспоминаю Вас как символ энергии, которая не может не проявить себя активно даже тогда, когда она физически ограничена.

На фоне грандиозных событий наших дней Ваша личность для меня, литератора — и тем самым немножко фантазера — приобретает значение именно символа победоносной энергии человеческого разума, ценнейшей энергии, созданной природой-материей как бы для самопознания».

Воля и твердость, неустанное стремление к труду, жизнерадостность и оптимизм помогали Скороходовой добиться больших успехов в творческой деятельности. Ее жизнь и работа служат вдохновляющим примером для других. Вот отрывки из письма одной девушки из Риги:

 

«Многоуважаемая Ольга Ивановна!

Лично я думаю, что Вы гений, а вся жизнь и Ваш труд — подвиг. Вы всегда будете для меня примером... Когда мне было девять с половиной месяцев, я заболела полиомиелитом, что привело меня к постели на долгие годы. Сейчас я окончила среднюю школу и... работаю, а осенью попытаюсь сдать экзамен в техникум.

...Иногда мне бывает очень тяжело одной, тогда я беру с полки Вашу книгу, читаю, смотрю на ваше фото и хочу быть такой же стойкой, как Вы... и грустные мысли покидают меня...»

 

Конечно, и для физически здоровых людей жизнь Ольги Скороходовой — пример раскрытия колоссальных человеческих возможностей.

Важно всегда помнить о том, что человек может не только совершенствовать имеющийся потенциал, но и обогащать его, чему способствует пластичность высшей нервной деятельности. И. И. Павлов, большую часть своей жизни посвятивший изучению высшей нервной деятельности, писал: «Главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности... эта чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Конечно, чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет в развитии своих органов и свойств личности, поскольку, чем моложе организм, тем большей пластичностью (способностью к изменению и развитию) он обладает.

Но необходимо помнить и о том, что начать работу над собой и добиться больших успехов никогда не поздно. Ваши таланты, способности в той или иной деятельности, отрасли науки, искусства могут проявляться, а также развиваться и в юношеском и даже зрелом возрасте. Это должно служить стимулом для самосовершенствования и тем, кто в детстве не проявлял выдающихся способностей.

Великого шведского ученого-натуралиста Карла Линнея некоторые считали в школе тупицей и прочили ему карьеру сапожника. В 20 лет он закончил среднюю школу. Однако доктор Ротман, к которому обратился отец Карла, озабоченный будущим своего сына, в отличие от многих, смог заметить склонности Линнея к естественным наукам, в особенности к ботанике, и всячески поощрял это увлечение Карла. Под руководством Ротмана Карл стал изучать физиологию человека с таким же жаром, с каким читал книги о растениях.

Используя интерес Линнея к ботанике, доктор Ротман сумел привить любовь к латинскому языку, который Карл не хотел изучать в школе.

Однажды доктор принес Карлу сочинения великого натуралиста древности Плиния на латинском языке. «Вот почитай-ка Плиния. В его книгах — целая энциклопедия по естественным наукам древнего мира. Латинский язык — международный язык всего ученого мира. Ты не можешь приобщиться к науке, не владея им. Сам видишь, научные книги о растениях написаны на латинском языке, как же ты будешь их читать? Изучая Плиния, выучишься латыни», — настаивал Ротман.

Удивительная и великая вещь — интерес и воля. Интерес Линнея к естественным наукам помог одолеть ненавистную латынь. Карл Линней выучил совершенно необходимый для каждого образованного человека того времени латинский язык.

Шведский ученый К. Линней — классический образ ученого, чья преданность науке вызывает глубокие симпатии. Жизненный путь его тернист и драматичен, но из всех испытаний он выходил окрепшим умственно и духовно.

Вспомним Чарльза Дарвина. Отец считал его бездарным. Неоднократно повторял: «У тебя только и есть интерес, что к стрельбе, возне с собаками и ловле крыс. Ты будешь позором для себя и для своей семьи».

Однако благодаря упорству, настойчивости, целеустремленности, Дарвин создал труд о происхождении видов, над которым работал более 20 лет и который принес ему мировую славу.

Великий ученый Эйнштейн в детстве также не проявлял способностей к физике и математике и даже был отстающим учеником. Его дядя Якоб повторял часто: «Ничего, Альберт, не все становятся профессорами, и ты кем-нибудь станешь». Весь мир, однако, поражается и восхищается теорией относительности, созданной Эйнштейном.

Н. В. Гоголь не проявлял в детстве литературных способностей, и его школьные сочинения были весьма посредственными.

Наш известный писатель И. А. Гончаров достиг творческого успеха только к 40 годам.

Вагнер овладел нотным письмом только к 20 годам, однако это не помешало ему стать великим композитором Этому способствовали его исключительная трудоспособность и упорство в достижении цели.

Видимо, во многом был прав естествоиспытатель Эдисон, утверждая, что гений — это на 1% вдохновение, а на 99%—потение. В этом убеждаешься еще раз, анализируя путь к вершине славы греческого оратора Демосфена. По своей природе Демосфен был застенчивым, страдал дефектом речи и к тому же имел очень слабый голос Но зато у него были упорство, целеустремленность, настойчивость Эти качества позволили Демосфену не только довести до совершенства технику ораторского искусства, но и развить свой голос, преодолеть картавость.

Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум морского прибоя. Чтобы избавиться от картавости, он разговаривал, набрав в рот мелких камушков. С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. Иногда, чувствуя, что ему не хватает силы воли, Демосфен выстригал полосу волос на своей голове и, пока не отрастут волосы, жил в пещере и тренировался. Однако и после окончания школы ораторского мастерства и столь упорной работы над собой он не сразу добился успехов Первое его публичное выступление окончилось провалом. Его освистали. Второй раз — опять неудача. Но он не отступился от своей цели и продолжал упорно работать. Наконец, победа! Демосфен стал одним из выдающихся ораторов Древней Греции.

Как мы уже с вами убедились из приведенных приме ров, даже обладая скромными природными данными, путем самосовершенствования можно добиться больших успехов и развитии тех или иных качеств, способностей и т. д. естественно, результат будет зависеть прежде всего от нас самих: знаний своих особенностей и возможностей; нашего желания; степени сформированности волевых черт характера. В этом разделе мы познакомили вас с первыми двумя условиями успешного самосовершенствования. Вы, конечно, понимаете, что этих условий (знаний и желания) явно не достаточно для полного успеха, так как желание даже при наличии знаний может остаться несбыточной мечтой при отсутствии стойкого характера и высокоразвитой воли. О том, что такое характер и воля, и пойдет речь в следующем разделе.

 

 

Что такое воля и характер

 

Тот жалок, кто под молотом судьбы поник, испуганный, без боя

Н. Огарев

 

Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.

С. Смайлс

 

Характер и его свойства

 

Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди пытались понять их сущность, выделить типологию. Так появились различные типы Характеров. Вот, к примеру, тип лицемера, составленный Древнегреческим мыслителем Теофрастом: «...Он дружески толкует с врагом, соболезнует ему в горе, хвалит в глаза, за спиной ругает, ласково разговаривает с сердитым на Него... Вы его браните, он не оскорбляется, а спокойно слушает вашу брань... Вы намерены занять у него денег или Испросить у него помощи — у него готов ответ... Он скрыва-|Т все свои поступки и твердит, что только обдумывает... Услышал — и не подает виду, увидел — скажет, что не видел, даст слово и прикинется забывшим о нем. Об одном он твердит: подумаю; о другом: знать ничего не знаю; сегодня слышишь от него: и в толк не возьму, завтра: подобная мысль приходит мне в голову не впервые».

Характер нередко путают с темпераментом, который представляет собой врожденные природные особенности.

Начную классификацию темпераментов дал И. П. Павлов. В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения. Определяют же характер человека приобретенные в течение жизни качества. Поэтому реальные представители темпераментов могут лишь проявлять склонности к описываемому далее характеру поведения. Например, сангвиники отличаются подвижностью, уравновешенностью. Они быстрее приспосабливаются к новым условиям, видам деятельности, общительны, необидчивы. В коллективе они жизнерадостны, с удовольствием берутся за живое и интересное дело. Однако быстро остывают и оставляют начатое, когда теряют интерес. Стоять в очереди или заниматься кропотливой работой — для них сущее наказание. Для достижения успехов сангвиникам можно посоветовать поменьше разбрасываться по мелочам, быть целеустремленнее, усидчивее, аккуратнее.

Флегматик, спокойный, уравновешенный, солиден, медлителен, ровен в отношениях. Он не повышает голоса. Его трудно вывести из себя. Ему нужно время для раскачки. Но если он уже начал работать, его трудно остановить. Дело доводит до конца, аккуратен. Мимика и пантомимика его бедны. Он малоразговорчив. И хотя отличается постоянством и глубиной чувств, но говорить об этом не любит. В плане самосовершенствования флегматику важно вырабатывать у себя привычку быть более общительным, активным, отзывчивым.

Представители холерического темперамента отличаются повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношениях, энергичны в деятельности. Самооценка чаще завышена. Они страстно отдаются работе и чувству. Холерикам важно сдерживать себя, не быть заносчивыми. Если вы холерик, возьмите себе за правило, прежде чем бурно реагировать на что-либо, сосчитайте до 10, и вы избавите себя от многих бед, в первую очередь от несдержанности и всех отрицательных последствий ее. В одной из армий солдат имеет право подать жалобу только на следующий день после чьего-либо проступка. Это связано с тем, что когда мы остываем, случившееся нам уже не кажется таким серьезным и трагичным, чтобы из-за этого скрещивать шпаги.

Представители меланхолического типа темперамента отличаются особой чувствительностью, неуравновешенностью, повышенной ранимостью. Они несколько замкнуты, особенно в новой компании, необычной обстановке, неуверенны в себе. Самооценка у них нередко занижена. В привычной для них обстановке они контактны, активны, могут проявлять силу воли. В плане самосовершенствования меланхоликам надо быть более активными, заниматься шефской помощью, организаторской деятельностью, чтобы ощутить свою значимость, уверенность и повысить свою самооценку. Этому способствует также занятие физкультурой и спортом, в частности гимнастикой.

Наглядно представить себе влияние того или иного типа темперамента на поведение человека вам поможет следующий пример. Четыре человека с различными темпераментами опоздали в театр. Их не пускают. Холерик cразу в атаку: «Что за порядки? Ваши часы спешат!» — и пытается протиснуться силой. Сангвиник сразу сообразил, то легче пройти на верхний ярус, и быстро побежал по лестнице вверх. Флегматик не торопясь развернулся и... пошел в буфет, говоря: «Ничего, пока поем, а там и антракт будет. Первое действие всегда неинтересное». А меланхолик тяжко и глубоко вздохнул и тихо сказал с грустью «Всегда мне не везет, собрался один раз за полгода театр и то неудачно» и... уехал домой».

Следует отметить, что ярко выраженные типы темперамента встречаются довольно редко. Обычно в каждом человеке можно обнаружить свойства двух, а то и более типов темперамента. Изменить свойства темперамента можно в очень ограниченных пределах. С возрастом происходит маскировка темперамента, т. е. свойства его проявляются менее ярко. Это говорит о сложном сочетании социального биологического в человеке. Биологическое, в данном случае тип высшей нервной деятельности, составляет физиологическую основу темперамента, но определяющими все же являются социальные качества человека, вырабатываемые в процессе его жизнедеятельности.

Что же такое характер?

Характер — это такие устойчивые особенности личности, которые обуславливают типичный для данного человека способ поведения, отношение к людям, самому себе, к работе и т. д.

Для отражения наиболее существенных черт характера того или иного человека используются обычно термины коллективист», «эгоист», «индивидуалист», «добрый», «злой», «слабохарактерный», «решительный», «самостоятельный», «несамостоятельный», «скромный», «хвастливый», «лгун», «честный» и т. д.

Число черт характера очень велико, поэтому перечислять все не имеет никакого смысла да и просто невозможно.

Можно выделить лишь наиболее общие свойства характера.

Сила характера. Человек с таким характером умеет добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, отстаивать свои убеждения, развивать бурную деятельность, проявлять мужество.

Слабость характера проявляется в малодушии, нерешительности, колебании, неустойчивости взглядов, уступчивости, трусости.

Оригинальность характера проявляется в индивидуальном своеобразии человека, в том, что его резко отличает от других. Например, повышенная чувствительность, излишняя замкнутость и т. д.

Цельность характера представляет собой согласованность отношений человека к различным сторонам жизни. Единство слова и дела. Цельность характера, по словам Эрнста Тельмана, является неотъемлемым качеством прогрессивной личности.

Твердость характера означает последовательность, упорство в достижении цели, отстаивании взглядов и т. д.

Большинство черт характера можно объединить в следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, страстность, нежность, подавленность, оптимизм и т. д.), моральные (честность, коллективизм, сознание общественного долга, ответственность, чуткость, внимательность и др.), волевые (решительность, настойчивость, мужество, самообладание, выдержка, целеустремленность, активность, смелость, инициативность, уверенность, терпеливость и др.).

Решающее значение в характере человека имеют морально-волевые свойства, которые, как и большинство других, формируются постепенно в процессе познания и практической деятельности Далее мы будем касаться в основном воспитания морально-волевых качеств человека

Заблуждением было бы считать, что характер человека— это нечто неизменное, обусловленное наследственностью. Среди советских психологов общепризнанно, что характер вырабатывается и изменяется в течение жизни. Весьма интересны в связи с этим наблюдения над близнецами, которые имеют совершенно одинаковые прирожденные свойства. Но если их разлучить, то под влиянием среды и воспитания они приобретут разные характеры.

Характер — это своего рода стержень, во многом определяющий степень настойчивости человека в реализации целей и задач. По существу характер влияет на весь стиль поведения человека и отношений его с окружающими. Не случайно уже с древности давались описания счастливых и несчастливых, плохих и хороших характеров. Многие писатели — тонкие знатоки человеческой психологии, показали, как много в жизни может сделать человек с сильным и оптимистическим характером и сколько неприятностей, огорчений может принести тяжелый или слабый характер.

Вспомним рассказ А. П. Чехова «Тяжелые люди», в котором показано, как любящие друг друга люди не могут хорошо, дружно и счастливо жить из-за трудных характеров, ранят, душевно травмируют друг друга и чувствуют себя несчастными. Психологически точно заканчивает A. П. Чехов рассказ описанием последствий ссоры отца с сыном-студентом: «Студент пошел к себе и тихо лег. До самой полночи лежал он неподвижно и не открывая глаз. Он не чувствовал ни злобы, ни стыда, а какую-то неопределенную душевную боль Он не обвинял отца, не жалел матери, не терзал себя угрызениями; ему понятно было, кто все в доме теперь испытывают такую же боль, а кто виноват, кто страдает более, кто менее, богу известно... Слышно ему было до самого утра, как неспавший отец тихо бродил от окна к окну и вздыхал. Никто не спал; говорили редко, только шепотом. Два раза к нему за ширмы приходила мать. Все с тем же удивленно-тупым выражением, она долго крестила его и нервно вздрагивала... В пять часов утра студент нежно простился со всеми и даже поплакал. Проходя мимо отцовской комнаты, он заглянул в дверь. Евграф Иванович одетый, еще не ложившийся, стоял у окна и барабанил по стеклам...»

Каждого из вас вполне естественно интересует вопрос: А можно ли по каким-то внешним признакам судить о том или ином характере человека?» Характер человека имеет внешние выражения (одни люди всегда суровы, другие — приветливы, третьи — подобострастны и т. д.), поэтому (наблюдательный человек по внешним признакам может определить некоторые черты характера. Но каким же образом, спросите вы, черты характера

Когда человек улыбается, на лице образуется определенная месив, которая и выражает характер данного человека. А поскольку смеемся мы зачастую не задумываясь, рефлекторно, импульсивно, то проявляем свои истинные черты характера. Л. Н. Толстой различал улыбку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешливую, глупую, кроткую.

О характере человека можно судить и по выражению глаз. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Л. Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

Характер может выражаться и в позе. Например, люди высокомерные чаще наклоняют корпус назад, выпячивают грудь и отбрасывают назад голову. Подхалим весь наклоняется вперед, взгляд заискивающий, на лице широкая подобострастная улыбка, а в уголках глаз едва заметный хитрый смех.

Некоторые данные о человеке можно получить с помощью так называемых прожективных тестов (методов). Например, для выяснения отношения к начальству по службе американским новобранцам предлагался рисунок: «Матрос перед офицером». Новобранцы должны были высказать свое мнение о сюжете рисунка. Одни полагали, что офицер поручает матросу серьезное задание, другие — матрос получает взыскание, третьи — матрос обращается к офицеру с просьбой. Первые характеризовались ревностным отношением к службе, вторые оказались дисциплинированными, но безинициативными, так как у них преобладает страх наказания, третьи — независимые и непослушные.

Конечно, существует множество более точных методик для выявления тех или иных особенностей человека. Об этом можно почитать в специальной психологической литературе.

 

Понятие воли

 

Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли — необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности Оно необходимо для ее формирования в целом.

Если вы хотите всерьез заниматься самовоспитанием, то должны стать по отношению к себе педагогом и психологом, а для этого необходим хотя бы минимум психолого-педагогических знаний и в первую очередь о характере и воле человека. О характере мы уже писали выше. Теперь познакомимся с волей.

Все наше поведение состоит из отдельных поступков.

Поступок неразрывно связан с отношением к самому себе, к окружающей действительности, другим людям, труду, его предметам и результатам.

Это отношение может быть неустойчивым и устойчивым. Например, какая-либо игра может нравиться или не нравиться в зависимости от нашего настроения. Это неустойчивое отношение.

Все мы любим свою Родину. Это уже устойчивое отношение. Источником такого устойчивого отношения являются убеждения, систему которых мы называем мировоззрением.

В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы (даже с риском для жизни) поступаем в соответствии с нашими убеждениями (вступаем в схватку с бандитами, защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т. д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя, согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь девушки, друга и т. д.).

Поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.

Когда гармонично сочетаются воля и убеждение, человек способен на свершение благородных и героических поступков. Воля человека тесно связана с его характером. По меткому выражению английского писателя С. Смайлса, характер проявляется в образе действия, внушаемом и направляемом принципами, честностью и практической мудростью. В своем высшем проявлении это не что иное, как личная воля.

В повседневном поведении мы руководствуемся не только убеждениями и мировоззрением. Многие наши поступки побуждаются чувствами (сколько совершено подвигов во имя любви, чувства долга?), интересами, жаждой познания (вспомните, какие героические поступки совершали ученые Джордано Бруно и др.) и другими мотивами.

Мотивы — это то, что побуждает человека к тому или иному действию. Они являются психологическим центром личности.

Мотивами могут выступать потребности, интересы, убеждения, нравственные чувства. Мотивы не остаются неизменными. Одни из них развиваются, приобретают большую значимость для человека и оттесняют другие мотивы, которые занимали ранее ведущее место в его деятельности.

Профессор В. И. Селиванов отмечает: «Из всей совокупности разнообразных мотивов личности в процессе жизни и воспитания постепенно начинают выделяться доминирующие и устойчивые мотивы, определяющие направленность личности, ее жизненную позицию (то, к чему стремится личность и в направлении чего она организует свое поведение, свою деятельность)».

Направленность личности проявляется в особенностях интересов и потребностей личности, в особенностях целей, которые ставит перед собой человек, в установках личности, в чувствах, убеждениях человека и т. д. Направленность складывается уже в подростковом и юношеском возрасте. Во всех случаях направленность личности определяет и направление волевой активности. Направленность находит свое выражение в таком мотивационно-волевом свойстве личности, как целеустремленность.

Очень важно поэтому уже с подросткового и юношеского возрастов формировать у себя высоконравственные мотивы, ибо, как отмечает ученый-психолог А. Н. Леонтьев, внутреннюю психологическую оправданность существования человека создает только такой ведущий мотив-цель, который «возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом».

Но любой мотив и цель, какими бы они благородными ни были, должны воплотиться в действие, только тогда они приобретают истинную ценность. Мотивы и цели претворяются в деятельность с помощью волевых процессов, состояний и качеств личности.

Таким образом, воля тесно связана с мотивами человека, со всей личностью в целом. «В волевой активности, — пишут А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев, — проявляется весь человек со всеми его качествами и особенностями — интересами, потребностями и склонностями, способностями и убеждениями...»

Основные особенности волевых качеств неразрывно связаны с общими особенностями личности.

Итак, мы подошли к определению воли. Что же такое воля?

Не все ученые имеют единое мнение по такой сложной проблеме.

В. И. Селиванов определяет волю как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».

Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.

Волевое поведение человека складывается из волевых действий. Волевые действия бывают простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из двух звеньев: постановки цели и исполнения.

Сложные волевые действия состоят из нескольких компонентов, одним из которых является волевое усилие.

Волевое усилие выражается или в сосредоточении внимания на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать на пути к достижению цели, преодолевая трудности и препятствия.

Все трудности, которые приходится нам преодолевать в повседневной деятельности, можно свести к двум группам:

1) объективные трудности , обусловленные особенностями самих объектов и явлений, например, физическая работа, требующая больших затрат мышечных усилий, сложная задача, решение которой сопряжено с большим умственным напряжением;

2) субъективные трудности , обусловленные особенностями самого субъекта, например, боязнь погружаться в воду, когда мы не умеем плавать; нежелание приступить к выполнению домашнего задания по нелюбимому предмету, лень к умственному или физическому труду, привычка не утруждать себя преодолением трудностей по своей инициативе, неусидчивость, неумение быть последовательным при решении какой-либо задачи и т. д.

В зависимости от характера трудностей мы и должны строить свое волевое поведение, чтобы успешно справиться с ними. Так, для преодоления объективных трудностей мы должны связывать наши волевые усилия с усвоением приемов работы: чтобы преодолеть трудности при решении математических задач, нужно приобрести необходимые знания и поупражняться на каждое правило.

Для успешного преодоления субъективных трудностей мы должны направлять свои волевые усилия на формирование устойчивых мотивов, твердых жизненных убеждений и нравственных правил поведения. Мы должны учиться подавлять у себя чувство страха, отрицательные эмоциональные состояния при выполнении неинтересной, но нужной работы, вырабатывать привычку доводить начатое дело до конца, проявлять решительность, смелость, самостоятельность в повседневной жизни и т. д.

Следовательно, саморегулирование поведения человека в затрудненных условиях происходит с помощью волевых усилий на всех этапах волевого действия, т. е. при определении и постановке целей, борьбе мотивов, принятии решении, планировании, исполнении.

Если вы хотите развивать свою волю, то систематически упражняясь в преодолении трудностей в том или ином виде деятельности, вы создаете предпосылки и условия для развития все более сложных навыков и умений.

Приобретая тот иной навык, человек вначале держит нее операции под волевым контролем. Волевые усилия при этом проявляются и во внешних реакциях — в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. В процессе упражнений и автоматизации навыка волевые усилия как бы свертываются. Теперь человеку достаточно уже сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, словом «нужно», чтобы что-то изменить в выполняемой деятельности.

При закаливании воли важно учитывать, что волевые усилия тесно связаны с мотивами действия, ибо, по выражению И. М. Сеченова, голой воли не существует. Чем больше значимость и сила мотива, тем шире возможности человека для мобилизации волевых усилий.

Воля не имеет абсолютной социальной ценности. Она может обслуживать как чрезвычайно благородную, социально ценную цель, так и отрицательные в нравственном плане, преступные и эгоистические побуждения и устремления.

Многие ребята рассматривают волю как способность изо всех сил напрягаться, никому не подчиняться и делать что то утомительное для себя. Такие опасные заблуждения могут принести даже к трагическим последствиям. В «Комсомольской правде» сообщалось как-то о юноше, который, желая закалить свою волю, один отправился на плоту в штормовую погоду по реке Амур. Только благодаря счастливой случайности юноша остался жив.

Чтобы успешно закалять свою волю, надо не только иметь представление о ней, но и хорошо знать все стороны нашей психики, с которыми связана воля, ибо воля и психические процессы взаимно обогащают друг друга.

Воля связана с вниманием. Как отмечают многие ученые и педагоги-практики, тренировка внимания является одним из важных путей формирования воли.

Кроме этого, с помощью внимания мы приобретаем знания. По образному выражению великого русского педагога и психолога К. Д. Ушинского, внимание — это та единственная дверь души нашей, через которую проходят все наши знания, а чем обширнее наши знания в той или иной области, тем продуктивнее волевая деятельность.

Воля связана с мышлением, так как оно помогает достигать цели с наименьшими затратами энергии. Судите сами, можно обладать сильной волей, но не добиться поставленной цели, так как недостаточно развитое мышление не подскажет нам правильного пути достижения этой цели и наши усилия окажутся напрасными.

Особенно хорошо это чувствуется при решении задач. Из-за того что мы не в состоянии преодолеть шаблонность мышления, задача может остаться нерешенной, хотя мы и затратим много времени на ее обдумывание и проявим максимум волевых усилий.

Воля связана с воображением. Без развития творческого воображения будет затруднено мысленное создание ясного плана предполагаемого действия, предвидение его последствий, что отрицательно может сказаться на достижении поставленной цели.

Воля связана с чувствами человека. Даже трудно представить себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами.

Вы все знаете нашего известного ученого-педагога В. А. Сухомлинского, создавшего 320 замечательных трудов, в том числе около 40 книг о воспитании. Что побуждало этого человека совершать такой гражданской подвиг, человека, который был тяжело ранен в годы Великой Отечественной войны и к сердцу которого все ближе и ближе подступали осколки, несущие смерть. Каждый следующий день приближал час его гибели. Сухомлинский знал это и спешил поделиться с людьми своими раздумьями.

«Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства, — писал он, — любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму. В моем сердце вечно кипит гнев, и в то же время мне хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны, хочется, чтобы никто из них не знал горя, страдания... Каждый день, каждый час я пробуждал в детских сердцах человечность — тончайшую способность чувствовать рядом с собой сложные движения чужого сердца, чужой души...»

Чувства бодрости, радости, уверенности в значительной степени помогают нам преодолевать трудности и достигать поставленных целей.

Воля связана с памятью, без которой вряд ли возможна вообще какая-либо успешная деятельность.

Воля зависит от умственного развития человека. Без развитого ума она превращается в упрямство и произвол. Кик пишет Я. Коменский, «ум освещает путь воле, а воля повелевает действием».

Воли связана с привычками человека. Тренировка в преодолении трудностей вырабатывает привычку — ценнейшее свойство выполнять всякое дело энергично и доводить его до конца.

Добрая привычка, по выражению К. Д. Ушинского, есть нравственный капитал... который растет беспрестанно и процентами с него пользуется человек всю свою жизнь. Имея выработанную привычку, человек не тратит каждый раз своего сознания и воли на борьбу с теми трудностями, которые были уже раз побеждены.

Для успешного формирования воли очень важно ознакомиться еще и с такими понятиями, характеризующими волю, как «волевые процессы», «волевые состояния», «волевые свойства личности».

Вот как характеризует их профессор В. И. Селиванов в своей книге «Воля и ее воспитание».

Волевые процессы имеют место в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения. Они конкретно выражаются в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, т. е. везде, где требуется мобилизовать волевые усилия для решения той или иной сложной задачи.

Волевые состояния — это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими успешному преодолению возникших трудностей. К ним относятся состоянии оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости, возникающие под действием целого комплекса жизненных обстоятельств. Временные психические состояния, снова и снова неоднократно испытываемые человеком, превращаются в черты личности, становятся особенностью его характера.

Волевые свойства (качества) личности — это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная с<

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...