Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Основные понятия и принципы сопровождения Сопровождение ребенка в общеобразовательных учреждениях Основные этапы индивидуального сопровождения Основные этапы системного сопровождения Качественная диагностика как фундамент сопровождения Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Концепция сопровождения в ДОУ Организация деятельности службы сопровождения Организация диагностики в системе сопровождения Организация психолого-медико-педагогических консилиумов Организация учета катамнеза. Глава 3 СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» Общие сведения Соматически ослабленные дети и их сопровождение Сопровождение агрессивного ребенка Диагностика агрессивного ребенка Направления сопровождения агрессивного ребенка Методы сопровождения агрессивного ребенка Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения Сопровождение гиперактивного ребенка Характеристика гиперактивности Диагностика гиперактивного ребенка Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи Сопровождение замкнутого ребенка Коррекционная работа Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи Характеристика детей с общим недоразвитием речи Комплексное обследование детей с ОНР Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения Формирование фонетико-фонематических компонентов речи Формирование фонематического восприятия Развитие навыков фонематического анализа и синтеза Формирование лексико-грамматического строя речи Развитие связной речи Коррекционно-педагогическая работа воспитателя Работа с родителями Глава 4 СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения Работа с родителями в логике сопровождения ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения 3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению ребенка. Индивидуальная карта сопровождения. 4. Основные характеристики развития детей 5. Протокол наблюдений 6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка 7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого 8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность к присутствию других 9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми 10. Гиперактивность. Анкета для родителей 11. Гиперактивность. Анкета для педагога 12. Симптоматика 13. Анкета для родителей М. М. Безруких 14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми 15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми 16. Логопедическое обследование детей 17. Планирование фронтальных занятий логопеда с детьми с общим недоразвитием речи 18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах. 19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада 20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР ЛИТЕРАТУРА РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Идея сопровождения (от англ, guideness) возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года. Технология «Сопровождение в образовании» развивается в России как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организационную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, создать условия для полноценного развития детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье. В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровождения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в идеологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагировать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в системе «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не включают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей. В существующей практике выделяются разные организационные службы сопровождения: I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном учреждении. II. Районные (независимые) ППМС-центры. III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультация. Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, видоизменяются в решении проблем ребенка. Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, т. к. основы большинства «проблем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте. При разработке научно-методических материалов по сопровождению детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации по данной проблеме и организацию сопровождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга. Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10—15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие. Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения. Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995—2001). Ею выделено несколько источников создания отечественной системы сопровождения: · опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования; · опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.); · многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии; · разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений; · исследования различных крупных вузовских научных центров; · реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Европе развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах); · опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следовательно, — на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. И. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению. Под сопровождениемпонимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение— это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора— множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Введение термина «сопровождение» не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги. Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка. Следует различать понятия: · процесс сопровождения; · метод сопровождения; · служба сопровождения. Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь». Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций: · диагностика существа возникшей проблемы; · информация о существе проблемы и путях ее решения; · консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; · первичная помощь на этапе реализации плана решения. Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются: · рекомендательный характер советов сопровождающего; · приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»; · непрерывность сопровождения; · мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; · стремление к автономизации. Рассмотрим эти принципы подробнее. Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер.Ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окружения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы. «На стороне ребенка».Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дольто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и... специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Непрерывность сопровождения.Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления. Мультидисциплинарность сопровождения.Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. Автономность.Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами. С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются малоинформированными о реальной жизни образовательного учреждения, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива. Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряду с крупными независимыми центрами сопровождения, создавать в учреждениях службы или группы сопровождения. В состав последних могут входить самые разные педагогические работники школы или детского сада, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематического сопровождения учащихся. Деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов: · индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях; · системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом. Индивидуальное сопровождениедетей в образовательном учреждении предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому «заявительному» сопровождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых. Системное сопровождениеи социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях: · участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания более благоприятных условий для развития детей; · проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и т. д.), в которых нуждаются дети; · создание профилактико-коррекционных программ, направленных на преодоление проблем, характерных для многих детей. Такими программами могут быть «Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети-мигранты» и т. д. Эти программы проектируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов. В качестве примера мы рассматриваем организацию и содержание деятельности службы сопровождения в Санкт-Петербурге. Следует отметить, что служба сопровождения в Санкт-Петербурге строится на 3-х уровнях (рис. 2). 1 уровень— образовательное учреждение (ОУ). Как правило, в ОУ службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалисты, работающие в ОУ. Главная задача данных служб в ОУ: · защита прав и интересов ребенка; · массовая диагностика по проблемам развития; · выявление групп детей, требующих внимания специалистов; · консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей, родителей; · групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам. 2 уровень— районные службы сопровождения. Это ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии. В Санкт-Петербурге в настоящее время создано 19 ППМС-центров, в которых работают около 450 специалистов. Специалисты этих центров в первую очередь призваны оказать помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работают с детьми. Взять на себя многие вопросы психологического просвещения всех участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наиболее сложным проблемам, т. е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ. Именно в центрах ведутся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция, а специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей. Руководители ППМС-центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку. 3 уровень — это: · все городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы; · научные профессиональные учреждения и ВУЗы; · Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-центров; · городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК). Этот уровень обеспечивает разработку: 1) стратегии развития службы сопровождения; 2) нормативно-правовой базы; 3) обучение кадров; 4) информированность. Особую роль центры и службы сопровождения играют: · в периоды возрастных кризисов ребенка; · при переходе с одного этапа обучения на другой; · при переходе в систему специального образования; · при необходимости выбора коррекционно–развивающих программ; · при необходимости системных изменений в образовательном учреждении. Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы. 1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной «группы риска». 2. Выделение из «потенциальной группы риска» реальной группы риска. Индивидуальная диагностика проблем детей. 3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей. 4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении. На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях: · выявления проблем в ходе массовой диагностики; · обращения родителей за консультациями; · обращения педагогов, администрации ОУ; · обращение самого ребенка по поводу проблем; · обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка; · обращения специалистов других социальных служб. В современной практике сложились общие представления о критериях эффективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения смогут выступать: · востребованность услуг службы со стороны педагогов, детей (показатели: количество и содержание обращений); · выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось. Основанием для создания службы или центра сопровождения может выступать договор с учредителем. Содержанием такого договора будет гарантия деятельности центра (или службы) в следующих областях: · научно-методическое и организационное обеспечение разработки и реализации программ развития образовательных систем; · сопровождение детей, обучающихся в образовательном учреждении или воспитанников детского дома; · разработка и реализация адресных профилактических и коррекционных (терапевтических) программ; · повышение квалификации педагогических работников, обусловленное общими задачами сопровождения развития детей; · организационное и научно-методическое сопровождение деятельности психологов, социальных педагогов, логопедов, коррекционных педагогов, служб, работающих в образовательных учреждениях (для крупных независимых центров); · создание и научно-методическое обеспечение различных служб коррекционной и другой помощи детям (психолого-медико-педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная гостиница» и т. д.); · реализация образовательных программ дополнительного образования для системы повышения квалификации и переподготовки кадров (при наличии лицензии). СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе -это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить воспитатель ДОУ, классный руководитель, учитель, методист и т. д. Но более эффективное использование метода психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка может быть осуществлено на базе специально созданной в ОУ службы ППМС-сопровождения. Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе. Это оказание помощи в решении проблем: · формирования здорового образа жизни; · личностных проблем развития ребенка; · выбора образовательного маршрута; · преодоления затруднений в обучении. Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития: · создания условий для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса (выборе ДОУ, поступлении в 1-й класс, при переходе из 3-го класса в 5-й класс и из 9-го в 10-й класс); · оказания помощи родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка; · изменения образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья; · оказания помощи ребенку, изменившему образовательный маршрут, в адаптации к новым условиям. В области «Проблем личностного развития» основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопровождения. Большая часть работы осуществляется социальным педагогом в содружестве с психологом и классным руководителем (воспитателем) и направлена, в первую очередь, на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи, с целью наиболее полной личностной самореализации субъекта и актуализации процесса социального самоопределения. В деятельности ППМС-центра по оказанию помощи в «Преодолении затруднений в учебе» сотрудники имеют три основных направления: · классы особой педагогической заботы и поддержки; · учащиеся, имеющие затруднения в учебе, дети «группы риска»; · дети, обучающиеся на дому, опекаемые; · педагоги и родители (с целью повышения их педагогической компетентности). Работа в данной области строится в двух направлениях: первое — профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе; второе — актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей в обучении. Новое направление в работе службы — формирование здорового образа жизни — приобрело особую значимость в связи с такими проблемами общества, как наркомания, СПИД, БППП, суициды и т. д. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ • Концепция сопровождения в ДОУ • Организация деятельности службы сопровождения • Организация диагностики в системе сопровождения • Организация психолого-медико-педагогических консилиумов • Организация учета катамнеза КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОУ Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (1995) сформулированы основные задачи ДОУ: · охрана жизни и укрепление здоровья детей; · обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; · осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; · приобщение детей к общечеловеческим ценностям; · взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Решение современных задач дошкольного воспитания является ложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка. Изложенная выше концепция сопровождения является основополагающей для построения такой системы в ДОУ, однако контекст рассмотрения этой технологии в ракурсе дошкольного воспитания детей «групп риска» требует некоторого уточнения имеющегося определения, в котором сопровождение трактуется как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия (Е. И. Казакова, 1998). Система профессиональной деятельности различных специалистов в ДОУ преследует прежде всего цель всестороннего развития и коррекции ребенка с учетом его актуальных и потенциальных возможностей. Поэтому комплексное сопровождение в ДОУ мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. Основные характеристики этой системы: · законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей); · мультидисциплинарность (комплексность), т. е. осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей и др.); · ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе; · независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком. Специфический контингент детей, имеющих как психоневрологические, так и соматические проблемы (а зачастую и тенденцию кдевиантному поведению) при снижении коммуникативных возможностей и способности к взаимодействию со взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах: · необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушением развития), от проблем педагогической запущенности, социальной депривации и дезадаптации); · дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях; · кропотливой работы врачей, зачастую с привлечением высококвалифицированных специалистов извне и организацией дорогостоящих диагностических исследований; · четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей и психологов; · необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности; · отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка; · включения родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса. Исходя из сформулированных выше положений, рассмотрим особенности организации сопровождения в условиях ДОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАТАМНЕЗА Эффективность сопровождения представляется целесообразным определять не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по некоторым более общим показателям: · удовлетворенность учащегося и родителей пребыванием в учреждении; · уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции); · способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми; · успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видами деятельности. Необходимость анализа эффективности ППМС-сопровождения требует использования метода катамнеза (оценки актуальных характеристик ребенка и его успеваемости при переходе его в другое образовательное учреждение). Представляется целесообразным сбор катамнеза организовывать через полгода после перевода ребенка (с целью оценки характера его краткосрочной адаптации), а затем раз в год (с целью оценки долгосрочной адаптации и дальнейшей динамики развития). Задачи изучения катамнеза: 1. Оценка характера и времени адаптации ребенка к новым условиям обучения с выводом о степени его социальной адаптиро-ванности. 2. Оценка успеваемости в динамике для уточнения характера базовых знаний, данных ребенку в учреждении. 3. Оценка психического и соматического статуса ребенка с выводом о результатах учебно-воспитательной, коррекционной и лечебной работы, проведенной с ним в учреждении, об эффективности той или иной тактики сопровождения. 4. Обеспечен |
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |