Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Общие сведения

Соматически ослабленные дети и их сопровождение

Сопровождение агрессивного ребенка

Диагностика агрессивного ребенка

Направления сопровождения агрессивного ребенка

Методы сопровождения агрессивного ребенка

Работа с родителями агрессивного ребенка в логике индивидуального сопровождения

Сопровождение гиперактивного ребенка

Характеристика гиперактивности

Диагностика гиперактивного ребенка

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи

Сопровождение замкнутого ребенка

Коррекционная работа

Сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Комплексное обследование детей с ОНР

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения

Формирование фонетико-фонематических компонентов речи

Формирование фонематического восприятия

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

Формирование лексико-грамматического строя речи

Развитие связной речи

Коррекционно-педагогическая работа воспитателя

Работа с родителями

Глава 4 СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ

Управленческие аспекты службы сопровождения ДОУ

Работа с педагогическим коллективом ДОУ в идеологии сопровождения

Работа с родителями в логике сопровождения

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения

3. Образцы документов ДОУ по индивидуальному сопровождению ребенка. Индивидуальная карта сопровождения.

4. Основные характеристики развития детей

5. Протокол наблюдений

6. Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

7. Агрессивность. Опросник 1. Ребенок глазами взрослого

8. Агрессивность. Опросник 2. Виды, направленность, чувствительность к присутствию других

9. Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми

10. Гиперактивность. Анкета для родителей

11. Гиперактивность. Анкета для педагога

12. Симптоматика

13. Анкета для родителей М. М. Безруких

14. Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми

15. Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми

16. Логопедическое обследование детей

17. Планирование фронтальных занятий логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

18. Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем в старших логопедических группах.

19. Рекомендации к анализу занятия педагога в логопедической группе детского сада

20. Последовательность работы по обучению грамоте детей с ОНР

ЛИТЕРАТУРА

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Идея сопровождения (от англ, guideness) возникла как практичес­кое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В России идея психолого-педагогического медико-социального сопровождения стала реализовываться в систе­ме образования с 1994 года.

Технология «Сопровождение в образовании» развивается в Рос­сии как особая научно-практическая область на основе мультидисциплинарного подхода, обретает свою методологию и организаци­онную форму. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России: без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно-ориентированное обучение и воспитание, со­здать условия для полноценного развития детей, обеспечить их пси­хическое и соматическое здоровье.

В настоящее время сложились разные формы и уровни сопровож­дения. Наиболее широкое распространение получили районные ППМС-центры как устойчивая система объединения специалистов (педагогов, психологов, медиков, социальных работников, дефектологов и других специалистов), осуществляющих сопровождение в иде­ологии комплексной работы «команды». Проведенные исследования (Колеченко А. К., 2001) показывают, что районные ППМС-центры не могут обеспечить сопровождение всех детей, оперативно реагиро­вать на проблемы образовательных учреждений, т. к. работают в сис­теме «автономности, независимости» (Казакова Е. И., 1998), не вклю­чают в систему сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной задачей сопровождения является создание пси­холого-педагогических условий для полноценного развития и станов­ления совершенствующейся социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педа­гогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения разви­тия детей. В существующей практике выделяются разные организа­ционные службы сопровождения:

I. Служба сопровождения или консилиум в образовательном уч­реждении.

II. Районные (независимые) ППМС-центры.

III. Городская или областная психолого-медико-педагогическая консультация.

Эти службы сопровождения взаимодействуют друг с другом, ви­доизменяются в решении проблем ребенка.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка. Проблемы сопровождения ребенка в до­школьных образовательных учреждениях изучены и раскрыты менее полно, что совершенно неправомерно, т. к. основы большинства «про­блем» школьников закладываются и формируются в дошкольном возрасте.

При разработке научно-методических материалов по сопровожде­нию детей в дошкольных образовательных учреждениях мы опирались на имеющиеся публикации по данной проблеме и организацию сопро­вождения дошкольников в условиях детских садов Санкт-Петербурга.

Авторы-составители пособия приносят глубокую благодарность всем специалистам и руководителям учреждений за разработанные и представленные в настоящем пособии материалы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...