Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

• Основные понятия и принципы сопровождения

• Сопровождение ребенка в обще­образовательных учреждениях

• Основные этапы индивидуально­го сопровождения

• Основные этапы системного сопровождения

• Качественная диагностика как фундамент сопровождения

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

История зарождения в системе образования системы комплекс­ной помощи ребенку в развитии одновременно может характеризо­ваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая — всего 10—15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов раз­ного профиля; взаимодействия, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ. Но только 10—15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала разви­ваться отечественная система сопровождения ребенка. Раннее сопро­вождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребен­ка на полноценное развитие.

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях разви­тия нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения (приложение 1). Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в сис­теме образования, которые автономны по отношению к другим об­разовательным учреждениям и связаны с последними только дого­ворами о сотрудничестве. Службы сопровождения — структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Концепция сопровождения как новая образовательная техноло­гия в нашей стране разработана Е. И. Казаковой (1995—2001). Ею выделено несколько источников создания отечественной сис­темы сопровождения:

· опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе спе­циального образования;

· опыт функционирования специализированных служб, обеспе­чивающих разнонаправленную психолого-педагогическую ме­дико-социальную поддержку детей и их родителей (консульта­тивные службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т. д.);

· многолетняя работа психолого-медико-педагогических кон­сультаций и комиссий для детей с проблемами в развитии;

· разработки координационных, научно-методических и экспер­тных советов, обеспечивающих развитие образовательных уч­реждений;

· исследования различных крупных вузовских научных центров;

· реализация в стране международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся (более 40 лет в Ев­ропе развивается система сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тьюторства» в США и др. странах);

· опытно-экспериментальная и инновационная работа различ­ных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, спе­циальных педагогов и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный под­ход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Каждая ситуация вы­бора порождает множественность вариантов решения, опосредован­ных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики успеха»); следователь­но, — на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить чело­века выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. И. Казакова (2000) дает следующее определение сопровождению.

Под сопровождениемпонимается метод, обеспечивающий создание усло­вий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситу­ациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение— это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбо­ра.) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся чело­век, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора— множе­ственные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина «сопровождение» не является результатом на­учно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта ре­шения актуальной проблемы. Перед нами сложный процесс взаимо­действия сопровождающего и сопровождаемого, результатом кото­рого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

· процесс сопровождения;

· метод сопровождения;

· служба сопровождения.

Близкими понятиями к понятию «сопровождение» считаются «обеспечение», «помощь».

Если исходить из того, что «сопровождение» — это «обеспечение», тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий со­здание условий для принятия субъектом развития оптимальных ре­шений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что «сопровождение» — это помощь, то под «сопровождением» понимается процесс — совокупность последова­тельных действий, позволяющих субъекту определиться с приняти­ем решения и нести ответственность за реализацию решения.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, то под методом со­провождения понимается способ практического осуществления про­цесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

· диагностика существа возникшей проблемы;

· информация о существе проблемы и путях ее решения;

· консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

· первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организа­ция», то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жиз­недеятельности в образовательном учреждении являются:

· рекомендательный характер советов сопровождающего;

· приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

· непрерывность сопровождения;

· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровожде­ния;

· стремление к автономизации.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Рекомендательный (необязательный для исполнения) характер.Ве­дущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходи­мость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его ро­дителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окру­жением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехуголь­ника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окру­жения), то функции этой стороны принимают на себя другие носи­тели проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родите­ли; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблем спе­циалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить сво­ими советами «неработающие элементы» системы.

«На стороне ребенка».Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дольто (1985), в нем отражено базовое про­тиворечие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и осо­бенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ре­бенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможно­сти независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам и... специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Непрерывность сопровождения.Ребенку гарантировано непрерыв­ное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет оче­виден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ре­бенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровожде­нием в течение всего периода их становления.

Мультидисциплинарность сопровождения.Принцип требует согла­сованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владе­ющих единой системой методов.

Автономность.Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «изба­виться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверж­даются специалистами.

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного цент­ра оказываются малоинформированными о реальной жизни образо­вательного учреждения, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряду с крупными независимыми центрами со­провождения, создавать в учреждениях службы или группы сопро­вождения. В состав последних могут входить самые разные педагоги­ческие работники школы или детского сада, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематическо­го сопровождения учащихся.

Деятельность современных центров и служб сопровождения на­правлена на обеспечение двух согласованных процессов:

· индивидуальное сопровождение детей в образовательных уч­реждениях;

· системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное сопровождениедетей в образовательном учрежде­нии предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействи­ем одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы яв­ляется противоположностью так называемому «заявительному» со­провождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). Часто именно те, кто более все­го нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождениеи социально-педагогическое сопровож­дающее проектирование осуществляется центрами и службами в не­скольких направлениях:

· участие в разработке и реализации программ развития образо­вательных систем с учетом создания более благоприятных ус­ловий для развития детей;

· проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обу­чения и т. д.), в которых нуждаются дети;

· создание профилактико-коррекционных программ, направлен­ных на преодоление проблем, характерных для многих детей. Такими программами могут быть «Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети-мигранты» и т. д. Эти программы проектируют­ся с учетом специфики современного теоретического понима­ния сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом тер­риториальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

В качестве примера мы рассматриваем организацию и содержа­ние деятельности службы сопровождения в Санкт-Петербурге.

Следует отметить, что служба сопровождения в Санкт-Петербур­ге строится на 3-х уровнях (рис. 2).

1 уровень— образовательное учреждение (ОУ).

Как правило, в ОУ службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют пси­хологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалис­ты, работающие в ОУ.

Главная задача данных служб в ОУ:

· защита прав и интересов ребенка;

· массовая диагностика по проблемам развития;

· выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

· консультирование по возможным путям решения всех участ­ников образовательного процесса (ОП) — учащихся, учителей, родителей;

· групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и уче­никами по изменению стереотипов поведения, коммуникатив­ным навыкам.

2 уровень— районные службы сопровождения. Это ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагоги­ческую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии.

В Санкт-Петербурге в настоящее время создано 19 ППМС-центров, в которых работают около 450 специалистов.

Специалисты этих центров в первую очередь призваны оказать помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работа­ют с детьми. Взять на себя многие вопросы психологического про­свещения всех участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание по­мощи по наиболее сложным проблемам, т. е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ.

Именно в центрах ведутся групповые занятия и тренинги по наи­более сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция, а специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей.

Руководители ППМС-центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку.

3 уровень — это:

· все городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы;

· научные профессиональные учреждения и ВУЗы;

· Комитет по образованию и Совет директоров ППМС-центров;

· городская межведомственная психолого-медико-педагогиче­ская консультация (ГМПМПК).

Этот уровень обеспечивает разработку:

1) стратегии развития службы сопровождения;

2) нормативно-правовой базы;

3) обучение кадров;

4) информированность.

Особую роль центры и службы сопровождения играют:

· в периоды возрастных кризисов ребенка;

· при переходе с одного этапа обучения на другой;

· при переходе в систему специального образования;

· при необходимости выбора коррекционно–развивающих про­грамм;

· при необходимости системных изменений в образовательном учреждении.

Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.

1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потен­циальной «группы риска».

2. Выделение из «потенциальной группы риска» реальной группы риска. Индивидуальная диагностика проблем детей.

3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.

4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную рабо­ту с ребенком в следующих случаях:

· выявления проблем в ходе массовой диагностики;

· обращения родителей за консультациями;

· обращения педагогов, администрации ОУ;

· обращение самого ребенка по поводу проблем;

· обращения других детей за консультациями и помощью в от­ношении какого-либо ребенка;

· обращения специалистов других социальных служб.

В современной практике сложились общие представления о кри­териях эффективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения смогут выступать:

· востребованность услуг службы со стороны педагогов, детей (показатели: количество и содержание обращений);

· выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.

Основанием для создания службы или центра сопровождения мо­жет выступать договор с учредителем. Содержанием такого договора будет гарантия деятельности центра (или службы) в следующих об­ластях:

· научно-методическое и организационное обеспечение разработ­ки и реализации программ развития образовательных систем;

· сопровождение детей, обучающихся в образовательном учреж­дении или воспитанников детского дома;

· разработка и реализация адресных профилактических и коррекционных (терапевтических) программ;

· повышение квалификации педагогических работников, обус­ловленное общими задачами сопровождения развития детей;

· организационное и научно-методическое сопровождение дея­тельности психологов, социальных педагогов, логопедов, коррекционных педагогов, служб, работающих в образовательных учреждениях (для крупных независимых центров);

· создание и научно-методическое обеспечение различных служб коррекционной и другой помощи детям (психолого-медико-педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная го­стиница» и т. д.);

· реализация образовательных программ дополнительного обра­зования для системы повышения квалификации и переподго­товки кадров (при наличии лицензии).

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе -это система профессиональной деятельности различных специалис­тов по созданию условий принятия субъектом оптимальных реше­ний для развития личности и успешного обучения в ситуациях школь­ного взаимодействия.

Сопровождение в образовательном процессе могут обеспечить воспитатель ДОУ, классный руководитель, учитель, методист и т. д. Но более эффективное использование метода психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития ребенка мо­жет быть осуществлено на базе специально созданной в ОУ службы ППМС-сопровождения.

Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе. Это оказание помощи в решении проблем:

· формирования здорового образа жизни;

· личностных проблем развития ребенка;

· выбора образовательного маршрута;

· преодоления затруднений в обучении.

Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:

· создания условий для адекватного выбора ребенком и родите­лями образовательного маршрута на всех этапах образователь­ного процесса (выборе ДОУ, поступлении в 1-й класс, при пе­реходе из 3-го класса в 5-й класс и из 9-го в 10-й класс);

· оказания помощи родителям и ребенку в выборе образователь­ного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

· изменения образовательного маршрута в процессе сопровож­дения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;

· оказания помощи ребенку, изменившему образовательный мар­шрут, в адаптации к новым условиям.

В области «Проблем личностного развития» основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопро­вождения.

Большая часть работы осуществляется социальным педагогом в содружестве с психологом и классным руководителем (воспитателем) и направлена, в первую очередь, на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого-педаго­гической медико-социальной помощи, с целью наиболее полной лич­ностной самореализации субъекта и актуализации процесса социаль­ного самоопределения.

В деятельности ППМС-центра по оказанию помощи в «Преодо­лении затруднений в учебе» сотрудники имеют три основных направ­ления:

· классы особой педагогической заботы и поддержки;

· учащиеся, имеющие затруднения в учебе, дети «группы риска»;

· дети, обучающиеся на дому, опекаемые;

· педагоги и родители (с целью повышения их педагогической компетентности).

Работа в данной области строится в двух направлениях: первое — профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адап­тации детей к школе; второе — актуальное: конкретная помощь спе­циалистов в преодолении трудностей в обучении.

Новое направление в работе службы — формирование здорового образа жизни — приобрело особую значимость в связи с такими про­блемами общества, как наркомания, СПИД, БППП, суициды и т. д.

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...